Разработка урока по русскому языку для 2-3 классов «Омонимы»

2
0
Материал опубликован 23 January 2017

Филиал МБОУ «Стрелецкая СОШ» в с. Б-Двойня

 

Конспект урока по теме:

«Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)»

УМК «Перспектива», 2 класс

 

Автор: Кузнецова Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов


2017

Тема: «Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)».


 

Цель: создание условий для формирования понятия «омонимы» и введения его в систему знаний.

Задачи урока:

1. Логически вывести определение слова – «омоним».

2. Развивать умение находить слова –омонимы среди других слов, развивать
мыслительные операции и творческие способности, формировать навыки работы в группах.

3. Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться. Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся культуры общения, чувства взаимовыручки.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока

контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

формировать умение  осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация для иллюстрирования учебного материала, предметные картинки, толковые словари, раздаточный дидактический материал, принадлежности для сценки.

.

Ход урока

Организационный момент – Вот и прозвенел звонок, начинается урок. Запись даты, классной работы.

Актуализация знаний

2.1.Словарная работа

-Слова словарные мы учим,

Чтоб грамотно всегда писать.

Запомните, друзья, навеки,

Что память надо развивать!

-Перед вами 5 пар словарных слов. Прочитайте их, постарайтесь их запомнить и записать их парами, чтобы легче запоминалось нужно выстроить ассоциации (что с чем сочетается). Я буду диктовать только первое слово, а вы через тире дописываете второе.(На слайде записаны слова парами: капуста-заяц, аллея-арбуз, пальто-отец, однажды-одежды, овощи-огород. После взаимопроверка по образцу со слайда.

2.2Орфографическая работа .  

-Отгадайте загадки, запишите слова- отгадки, в словах-отгадках подчеркните известные вам орфограммы, объясните правописание (самопроверка по ключу (слайды3-9).

1.Плещет теплая волна
В берега из чугуна
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате? (Ванна)

2. Доброе, хорошее,
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит. (Солнце)

3. Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы –
Нет под шапкой головы. (Гриб)

4.Кто в дом не идет,
Меня за руку берет. (Дверь)

5. Падают с ветки
Золотые монетки. (Листья)
6.Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает. (Сова)

7. Штучка-одноручка,
Носик стальной,
Хвостик деревянный,
Всё лето на лугу,
А зимой — на крюку. (Коса)

3. Самоопределение к деятельности.

-А сейчас доскажите слово в рифму:

А у девочки краса,

её длинная … (Коса).

-Ребята, вы обратили внимание на ответы в последних двух загадках?

-Что вы можете сказать об этих словах (Одинаково пишутся, одинаково произносятся, но обозначают разные предметы).

-Вот о словах разнообразных — одинаковых, но разных написал стихотворение Яков Козловский, называется оно

«Вы откуда, молодцы?» (Постарайтесь догадаться, о каких словах идет в нём речь?)

День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им.
Что за чудо?!
Предо мною близнецы.
Я спросил их:
— Вы откуда

Появились, молодцы?

Отвечали мне слова:
— Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!

Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,
Потому не торопись;
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись
 

-О каких словах идёт речь? (О словах, которые одинаково пишутся, одинаково

слышатся, но обозначают, что-то разное.)

-Сформулируйте цель урока (узнать о словах, которые одинаково пишутся,

слышатся, но обозначают, что-то разное).

4.Работа по теме урока.

Посмотрите сценку и догадайтесь, почему мама напугалась?

(Мама варит варенье и мешает его ложкой. Сын подходит к ней и говорит: «Давай я буду тебе мешать! Мама пугается и машет руками: «Нет, не надо мне мешать!)

Растолкуйте два значения слова мешать (Варианты детей, обсуждение)

5. Физкультминутка - Подвижная игра «День-ночь»

6. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику, упр.33 стр.25.(коллективная работа)

Чтение слов профессора Самоварова в учебнике и зрительное восприятие с первичным закреплением с помощью презентации. (слайд 12)

-Отгадайте загадку:

Я всё то, что есть на свете,

Все народы на планете.

Мой омоним – враг войны,

Друг труда и тишины. (Мир) –(слайд13)

Ребята, а мы недавно изучали с вами многозначные слова. Скажите, как их отличит от омонимов?

А сейчас я предлагаю вам растолковать значение слов с помощью толкового словаря. –групповая работа.

(Задания для групп:

2). Расскажите о слове овсянка, используйте свой жизненный опыт и толковый словарь С.И.Ожогова. Сделайте вывод, является данное слово омонимом или нет? Докажите.

2). Расскажите о слове кашка, используйте свой жизненный опыт и толковый словарь С.И.Ожогова. Сделайте вывод, является данное слово омонимом или нет? Докажите.

3). Расскажите о слове бык, используйте свой жизненный опыт и толковый словарь С.И.Ожогова. Сделайте вывод, является данное слово омонимом или нет? Докажите.)

Прослушиваем сообщения детей с показом картинок

Составьте и запишите 2 предложения с любом словом-омонимом.

7. Рефлексия

У вас на столах отрывки из стихов. Работая в парах, подчеркните слова-омонимы.

(Взаимопроверка)

8. Подведение итогов. Оценивание.

- Что такое омонимы?

- Чем отличаются омонимы от многозначных слов?

9.Домашнее задание.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.