Урок русского языка в 5 классе «Омонимы»
Всероссийский интернет-конкурс для учителей русского языка и литературы «Технологическая карта урока» Автор разработки: Шилина Светлана Сергеевна |
Тема урока: Омонимы
Цель деятельности учителя |
Формировать понятие «омонимы», формировать навык различать омонимы и многозначные слова, определять лексическое значение омонима, формировать коммуникативные навыки, интерес к использованию изобразительных средств языка, навык словесного оценивания ответа товарища. |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «омонимы», определять различие между омонимами и многозначными словами, уметь находить омонимы в толковом словаре, знать о роли использования омонимов в речи, уметь уместно использовать омонимы в речи. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; использовать современные телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. |
Методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Образовательные ресурсы |
1 Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. «Материалы по занимательной грамматике русского языка», М., 1963. 2 Баранов М.Т. «Методика преподавания русского языка в школе» , М., 2001. 3 Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2008 4 Богданова Г.А. «Опрос на уроках русского языка», М., 1996 5 Гац И.Ю. «Методика русского языка в задачах и упражнениях», М., 2007 6 Корсаков В.А., Корсакова О.К. «Занимательные задачи и упражнения по русскому языку. Путешествие в страну Лексики и Фразеологии», Киев 1997 7 Лазаренко Г.П. «Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки», М., 2006 8 Рик Т. «Чудеса в 5 А. Русский язык в играх», М., 2008 9 Шатова Е.Г. «Урок русского языка в современной школе», М., 2007 10 Шкатова Л.А. «Подумай и ответь», М., 1989 11 Шмаков С.А. «Игры в слова и со словами», М., 2000 12 Энциклопедия «Языкознание. Русский язык», М., 2005 13 «Я познаю мир. Русский язык», М., 1998, 2006. 14 Ресурсы Интернета: http://do.gendocs.ru/docs/index-181290.html, |
Оборудование |
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем, карточки для индивидуальной работы, карточки для групповой работы, плакат «Омонимы», «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой |
Основные понятия |
Омонимы, многозначные слова |
Ход урока.
Название, содержание и цель этапа урока |
Содержание урока |
Формы работы на уроке |
Результат |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||
1.Организационный момент. 1 мин. |
Приветствие учеников. Учитель выясняет готовность учеников к уроку. |
Проверяют свою готовность к уроку, сообщают об отсутствующих в классе. |
Фронтальная |
Создание доброжелательной атмосферы. Подготовка учащихся к работе по восприятию и закреплению материала. |
2Проектирование нового знания. 2 мин. |
На доске записана дата и тема урока «Омонимы». Дорогие ребята! Тема нашего урока «Омонимы». -Как вы думаете, чем мы будем сегодня на уроке заниматься? -Омонимы – лексическая единица, а значит, они есть в толковых словарях. О чем мы еще узнаем? Откройте тетради и запишите дату и тему урока. |
Слушают, отвечают на вопросы. Ожидаемый ответ: Мы узнаем, что такое омонимы, научимся их использовать в речи. Мы познакомимся с тем, как омонимы обозначаются в толковых словарях. Ученики открывают тетради, записывают дату и тему урока. |
Фронтальная |
Умение ставить цели урока, концентрировать внимание. |
3.Актуализация субъективных знаний учащихся. (Повторение темы «Многозначные слова».) 3 мин. |
Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что нам известно о лексическом значении слова. Что такое лексическое значение слова? Какие виды лексических значений вам известны? Приведите примеры употребления слов в переносном значении. Посмотрите на слайд. Слайд 1. Назовите одним словом предметы, изображённые на слайде. Какие слова называются многозначными? Как объединяются значения в многозначном слове? |
Учащиеся слушают вопросы, отвечают на них, поправляют отвечающих. Ожидаемый ответ. Лексическое значение слова – это то, что слово обозначает. У слова бывает прямое и переносное значение. Золотые руки, зеркальное озеро, лёгкий характер. Смотрят, отвечают на вопросы. Ожидаемый ответ. На слайде изображены кисти: малярные и виноградные. Предметы, обозначаемые словом кисть, похожи по форме, значит, кисть – многозначное слово. Многозначные слова – это слова, которые имеют несколько значений. Многозначное слово называет разные предметы, имеющие сходство в чём-либо. |
Фронтальная |
Актуализация имеющихся знаний и умений учащихся, необходимых для изучения новой темы. Формирование умения быстро реагировать на поставленный вопрос. Повторение терминологии. Осознание новой учебно-познавательной задачи, планирование необходимых действий. |
4.Изучение новых знаний с поэтапным закреплением знаний. 20 мин. А) Изучение новых знаний. Б) Первичная проверка понимания изученного В) Применение новых знаний. Г) Обобщение новых знаний, систематизация изученного |
Слайд 2. Какой это лук? Разъясните лексическое значение слова лук. Есть ли между предметами, называемыми словом лук, какое-нибудь сходство? Можно ли назвать слово лук многозначным? Правильно, перед нами не многозначное слово, это омонимы. Омос в переводе с греческого- одинаковый. Вторая часть слова переводится как имя. Попробуем дать определение омонимам. Для этого составим словосочетания с этими словами так, чтобы было ясно лексическое значение каждого слова. Ответьте на вопросы: почему мы спутали эти слова с многозначными? Чем схожи между собой слова в записанных словосочетаниях? А чем эти слова различаются? Сформулируйте правило целиком. Проверим, правильно ли мы сформулировали правило. Посмотрите на слайд. Слайд 3. Прочитайте правило вслух хором. На дополнительную доску вывешивает плакат с определением омонимов, чтобы ученики при необходимости обращались к нему. Ребята, посмотрите на следующий слайд и найдите в тексте омонимы. Слайд 4. Докажите свою точку зрения. На что вы будете опираться? (Учитель даёт задание классу и вызывает одного ученика к доске.) Откройте, пожалуйста, учебник на странице 142 и выполните упражнение 345. Выпишите словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно, что обозначают омонимы. Устно разъясните значения омонимов. Старайтесь работать самостоятельно, сверяя свою запись с написанной на доске. (Учитель проходит по классу, проверяет, как ребята усвоили материал, осуществляет коррекцию. После выполнения упражнения выставляет оценку отвечавшему у доски ученику.) Почему выписанные группы слов являются омонимами?
Продолжить работу нам помогут загадки. Послушайте и запишите ответ. В воде он медленно плывёт, В станке летает взад – вперёд. Нас много в играх набирают, А иногда и на нос надевают. 3. Со мной ходи стрелять учиться И на гряде меня ищи. Могу попасть я метко в птицу, А часто попадаю… в щи. 4. В бою и рубят, и взрывают, А после боя развлекают. А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Бывает, что вы не знаете значение слова. Где мы можем посмотреть, что обозначает незнакомое слово? Обратите внимание, как омонимы разъясняются в толковых словарях: Слайд 5. Найдите в толковом словаре учебника омонимы. Фронтальный опрос. Итак, что вы узнали на этом этапе урока? |
Лук. Слева изображен лук – овощ, а справа мы видим лук – оружие. На уроке происходит небольшая дискуссия: одни ученики ищут и «находят» сходство между предметами, называемыми словом лук, другие доказывают, что это абсолютно разные слова. Ребята сами приходят к выводу, что перед ними не многозначное слово, а новое явление. Ожидаемый ответ. Между этими предметами нет ничего общего. Нет. Записывают в тетради словосочетания: репчатый лук, деревянный лук Ожидаемый ответ. Они похожи: Произношением. Написанием. Лексическим значением. Омонимы – это слова, которые совпадают в произношении и написании, но имеют разные лексические значения. Читают правило хором. Читают стихотворение вслух и находят омонимы. Ожидаемый ответ. Омонимы – ключ. Ожидаемый ответ. Это слова одинаковые по произношению и написанию, но различаются лексическим значением. В первых двух строках стихотворения речь идёт о роднике, а в последних – об инструменте для открывания дверей. Открывают учебники, читают задание. Один ученик выходит к доске и выполняет упражнение, проговаривая свои действия. Остальные работают в тетрадях, сверяя свои записи с написанными на доске, при необходимости исправляют отвечающего. Запись в тетрадях и на доске: Упражнение 345. Скосил траву – скосил глаза. ( Ожидаемый устный ответ. Омонимы –- скосил. Скосил в первом предложении означает «срезал косой», а во втором –«сделался косоглазым»). 2) Косяк лошадей – косяк двери. (Омонимы –- косяк. Косяк в первом предложении – табун лошадей, во втором – брус дверной рамы.) 3) Заплетала косу – точил косу – песчаную косу. (Омонимы – коса. Коса в первом предложении – вид причёски, во втором – сельскохозяйственное орудие, в третьем – идущая от берега низкая и узкая полоса земли.) Ожидаемый ответ. Это слова одинаковые по произношению и написанию, но различаются лексическим значением Слушают и разгадывают загадки, записывают ответы. Челнок Очки Лук Шашки. Обмениваются тетрадями, один ученик зачитывает ответы и поясняет свою точку зрения В толковом словаре. Один ученик читает словарные статьи, остальные слушают. Учащиеся воспринимают информацию зрительно и на слух. Работают с толковыми словарями учебника. Ожидаемый ответ. Тираж1- розыгрыш выигрышей в займе или лотерее. Тираж2- количество экземпляров выпущенной в свет книги. Фунт1- старая русская мера веса, равная 409, 5 г. Фунт2- денежная единица в некоторых странах. Ожидаемый ответ: что такое омонимы посмотрели, как они обозначаются в толковых словарях, как используются в загадках и шуточных стихотворениях |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
О Осуществление для решения учебной задачи операций синтеза, анализа, сравнения, классификации. Устанавливают причинно-следственные связи. Принимают и сохраняют учебную задачу. Отвечают на вопросы. Формулируют определение нового понятия.
Осознание трудностей в восприятии новой темы, стремление к их преодолению. Способность к самооценке. Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Строят целостное высказывание на лингвистическую тему.
Извлекают необходимую информацию из ответов товарищей или объяснений учителя, систематизируют собственные знания. Планируют необходимые действия и работают по плану. Строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность.
Приобретение умений использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Оценка своей и чужой работы, комментирование ошибок. Формулируют собственные мысли, аргументируют свою точку зрения.
Извлекают необходимую информацию из объяснений учителя, систематизируют собственные знания. Развивают навык работы со словарем. |
5. Контроль, самоконтроль, коррекция |
Запишите предложения под диктовку и найдите в них омонимы. Учитель вызывает к доске одного ученика и диктует предложения. (Учитель выставляет оценку отвечающему у доски). Найдите в толковом словаре слова-омонимы «язык» и прочитайте те лексические значения, которые соответствуют употреблённым в предложении. Фронтальный опрос Как вы определили, какое понятие имеется в виду? Что такое контекст? В словосочетании «красивый язык» можно определить, какое понятие имеется в виду? Как избежать неточности и двусмысленности при использовании омонимов в речи? А теперь попробуйте сами составить предложения, в которых омонимы будут разъясняться. При необходимости обратитесь к толковому словарю. Более подготовленным учащимся раздаются карточки с индивидуальным заданием для самостоятельной работы. (см. приложение) После выполнения работы собираются для последующей проверки, оценка объявляется в начале следующего урока. Коллективная работа со слабыми учениками (8 человек). На доске записаны омонимы. Перо, завод. Учащиеся должны самостоятельно составить словосочетания с данными словами и записать их в тетрадь. После проверки и выбора правильных и наиболее удачных вариантов коллективно конструируются предложения и записываются в тетрадь. |
Записывают предложения под диктовку, обозначают орфограммы. Один ученик - у доски, его работа скрыта от других. Остальные пишут в тетрадях. На этапе проверки самостоятельной работы сверяют свои записи с написанным на доске, при необходимости исправляют отвечающего. Богатство русского языка заключается в пословицах и поговорках. – Язык колокола мерно раскачивался из стороны в сторону и издавал глухой звук. Ожидаемый устный ответ. Омонимы – язык. Ожидаемый устный ответ: Язык1 – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Язык2 – металлический стержень, производящий звон ударами о стенки. Определить, о каком языке идёт речь можно из контекста. Наименьший отрезок предложения, в пределах которого можно уяснить значение слова. Нет, так как неясно, о каком языке идёт речь. Более конкретно и точно формулировать высказывание. Ожидаемый ответ. Мы ездили на завод по изготовлению игрушек. – Завода в часах хватает на неделю. Перо павлина очень красивое. – В прошлом веке писали стальными перьями. |
Индивидуальная, фронтальная, коллективная |
Приобретение умений использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Оценка своей и чужой работы, комментирование ошибок. Развитие навыка составления монологического высказывания. Развитие навыка умения работы с толковым словарем. Развитие умения самостоятельной работы. Формирование навыка устного высказывание, аргументация собственного мнения. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. 3 мин. |
Вы хорошо поработали. А теперь давайте повторим, что вы узнали на уроке. 1. С каким понятием из раздела «Лексика» вы познакомились? 2. Что такое омонимы? 3. От каких слов надо отличать омонимы? 4. Как в этом может помочь толковый словарь? Что вам запомнилось и понравилось на уроке? Выставление оценок за работу на уроке. (Выставление оценок за индивидуальную работу производится в начале следующего урока). |
Ожидаемый ответ: Мы узнали, что такое омонимы. Это слова одной части речи, совпадающие по звучанию и написанию, но имеющие разное лексическое значение. Омонимы надо отличать от многозначных слов. Омонимы обозначаются в толковых словарях в разных словарных статьях. На уроке происходит обмен мнениями между учениками. |
Фронтальная |
Приобретают умение мотивированно организовать свою деятельность, оценивать свою работу. Формулируют небольшие монологические высказывания на лингвистическую тему. |
Домашнее задание. 2 мин. |
§ 67, упр. 346. В упражнении нужно распространить предложения с омонимами, чтобы избежать неточности. Выполните упражнение по образцу; подберите ещё одну группу слов-омонимов и составьте с ними предложения. Обратите внимание, что такую работу мы выполняли в классе, поэтому, я думаю, что трудностей при выполнении домашнего задания не возникнет. |
Записывают домашнее задание в дневники. |
Светлана Лушникова (Кузнецова)
Шилина Светлана Сергеевна
Валентина
Шилина Светлана Сергеевна