12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шилина Светлана Сергеевна322
Учитель русского языка и литературы, классный руководитель. Стаж работы - 20 лет.
Россия, Нижегородская обл., Саров
 

Всероссийский интернет-конкурс для учителей русского языка и литературы «Технологическая карта урока»

Автор разработки: Шилина Светлана Сергеевна

Тема урока: Омонимы

Цель деятельности учителя

Формировать понятие «омонимы», формировать навык различать омонимы и многозначные слова,

определять лексическое значение омонима, формировать коммуникативные навыки, интерес к использованию изобразительных средств языка, навык словесного оценивания ответа товарища.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «омонимы», определять различие между омонимами и многозначными словами, уметь находить омонимы в толковом словаре, знать о роли использования омонимов в речи, уметь уместно использовать омонимы в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы

1 Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. «Материалы по занимательной грамматике русского языка», М., 1963.

2 Баранов М.Т. «Методика преподавания русского языка в школе» , М., 2001.

3 Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2008

4 Богданова Г.А. «Опрос на уроках русского языка», М., 1996

5 Гац И.Ю. «Методика русского языка в задачах и упражнениях», М., 2007

6 Корсаков В.А., Корсакова О.К. «Занимательные задачи и упражнения по русскому языку. Путешествие в страну Лексики и Фразеологии», Киев 1997

7 Лазаренко Г.П. «Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки», М., 2006

8 Рик Т. «Чудеса в 5 А. Русский язык в играх», М., 2008

9 Шатова Е.Г. «Урок русского языка в современной школе», М., 2007

10 Шкатова Л.А. «Подумай и ответь», М., 1989

11 Шмаков С.А. «Игры в слова и со словами», М., 2000

12 Энциклопедия «Языкознание. Русский язык», М., 2005

13 «Я познаю мир. Русский язык», М., 1998, 2006.

14 Ресурсы Интернета:

http://do.gendocs.ru/docs/index-181290.html,

http://festival.1september.ru/articles/513514/,

http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/statyaigrovye-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-yazyka-kak-sredstvo-razvi,

http://www.dslib.net/teoria-vospitania/metodika-aspektnogo-izuchenija-leksiki-na-morfologicheskom-materiale-v-7-klasse.html.

http://www.zavuch.ru/

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем, карточки для индивидуальной работы, карточки для групповой работы, плакат «Омонимы», «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой

Основные понятия

Омонимы, многозначные слова

Ход урока.

Название, содержание и цель этапа урока

Содержание урока

Формы работы на уроке

Результат

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент.

1 мин.

Приветствие учеников. Учитель выясняет готовность учеников к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку, сообщают об отсутствующих в классе.

Фронтальная

Создание доброжелательной атмосферы.

Подготовка учащихся к работе по восприятию и закреплению материала.

2Проектирование нового знания.

2 мин.

На доске записана дата и тема урока «Омонимы».

Дорогие ребята! Тема нашего урока «Омонимы».

-Как вы думаете, чем мы будем сегодня на уроке заниматься?

-Омонимы – лексическая единица, а значит, они есть в толковых словарях. О чем мы еще узнаем?

Откройте тетради и запишите дату и тему урока.

Слушают, отвечают на вопросы.

Ожидаемый ответ:

Мы узнаем, что такое омонимы, научимся их использовать в речи.

Мы познакомимся с тем, как омонимы обозначаются в толковых словарях.

Ученики открывают тетради, записывают дату и тему урока.

Фронтальная

Умение ставить цели урока, концентрировать внимание.

3.Актуализация субъективных знаний учащихся.

(Повторение темы «Многозначные слова».)

3 мин.

Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что нам известно о лексическом значении слова.

Что такое лексическое значение слова?

Какие виды лексических значений вам известны?

Приведите примеры употребления слов в переносном значении.

Посмотрите на слайд.

Слайд 1.

Назовите одним словом предметы, изображённые на слайде.

Какие слова называются многозначными?

Как объединяются значения в многозначном слове?

Учащиеся слушают вопросы, отвечают на них, поправляют отвечающих.

Ожидаемый ответ.

Лексическое значение слова – это то, что слово обозначает.

У слова бывает прямое и переносное значение.

Золотые руки, зеркальное озеро, лёгкий характер.

Смотрят, отвечают на вопросы.

Ожидаемый ответ.

На слайде изображены кисти: малярные и виноградные.

Предметы, обозначаемые словом кисть, похожи по форме, значит, кисть многозначное слово.

Многозначные слова – это слова, которые имеют несколько значений.

Многозначное слово называет разные предметы, имеющие сходство в чём-либо.

Фронтальная

Актуализация имеющихся знаний и умений учащихся, необходимых для изучения новой темы.

Формирование умения быстро реагировать на поставленный вопрос.

Повторение терминологии.

Осознание новой учебно-познавательной задачи, планирование необходимых действий.

4.Изучение новых знаний с поэтапным закреплением знаний.

20 мин.

А) Изучение новых знаний.

Б) Первичная проверка понимания изученного

В) Применение новых знаний.

Г) Обобщение новых знаний, систематизация изученного

Слайд 2.

Какой это лук? Разъясните лексическое значение слова лук.

Есть ли между предметами, называемыми словом лук, какое-нибудь сходство?

Можно ли назвать слово лук многозначным?

Правильно, перед нами не многозначное слово, это омонимы.

Омос в переводе с греческого- одинаковый.

Вторая часть слова переводится как имя.

Попробуем дать определение омонимам.

Для этого составим словосочетания с этими словами так, чтобы было ясно лексическое значение каждого слова.

Ответьте на вопросы:

почему мы спутали эти слова с многозначными? Чем схожи между собой слова в записанных словосочетаниях?

А чем эти слова различаются?

Сформулируйте правило целиком.

Проверим, правильно ли мы сформулировали правило. Посмотрите на слайд.

Слайд 3.

Прочитайте правило вслух хором.

На дополнительную доску вывешивает плакат с определением омонимов, чтобы ученики при необходимости обращались к нему.

Ребята, посмотрите на следующий слайд и найдите в тексте омонимы.

Слайд 4.

Докажите свою точку зрения.

На что вы будете опираться?

(Учитель даёт задание классу и вызывает одного ученика к доске.)

Откройте, пожалуйста, учебник на странице 142 и выполните упражнение 345. Выпишите словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно, что обозначают омонимы. Устно разъясните значения омонимов. Старайтесь работать самостоятельно, сверяя свою запись с написанной на доске.

(Учитель проходит по классу, проверяет, как ребята усвоили материал, осуществляет коррекцию. После выполнения упражнения выставляет оценку отвечавшему у доски ученику.)

Почему выписанные группы слов являются омонимами?

 

Продолжить работу нам помогут загадки. Послушайте и запишите ответ.

В воде он медленно плывёт,

В станке летает взад – вперёд.

Нас много в играх набирают,

А иногда и на нос надевают.

3. Со мной ходи стрелять учиться

И на гряде меня ищи.

Могу попасть я метко в птицу,

А часто попадаю… в щи.

4. В бою и рубят, и взрывают,

А после боя развлекают.

А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

Бывает, что вы не знаете значение слова. Где мы можем посмотреть, что обозначает незнакомое слово?

Обратите внимание, как омонимы разъясняются в толковых словарях:

Слайд 5.

Найдите в толковом словаре учебника омонимы.

Фронтальный опрос.

Итак, что вы узнали на этом этапе урока?

Лук.

Слева изображен лук – овощ, а справа мы видим лук – оружие.

На уроке происходит небольшая дискуссия: одни ученики ищут и «находят» сходство между предметами, называемыми словом лук, другие доказывают, что это абсолютно разные слова. Ребята сами приходят к выводу, что перед ними не многозначное слово, а новое явление.

Ожидаемый ответ.

Между этими предметами нет ничего общего.

Нет.

Записывают в тетради словосочетания:

репчатый лук,

деревянный лук

Ожидаемый ответ.

Они похожи:

Произношением.

Написанием.

Лексическим значением.

Омонимы – это слова, которые совпадают в произношении и написании, но имеют разные лексические значения.

Читают правило хором.

Читают стихотворение вслух и находят омонимы.

Ожидаемый ответ. Омонимы – ключ.

Ожидаемый ответ. Это слова одинаковые по произношению и написанию, но различаются лексическим значением. В первых двух строках стихотворения речь идёт о роднике, а в последних – об инструменте для открывания дверей.

Открывают учебники, читают задание. Один ученик выходит к доске и выполняет упражнение, проговаривая свои действия. Остальные работают в тетрадях, сверяя свои записи с написанными на доске, при необходимости исправляют отвечающего.

Запись в тетрадях и на доске:

Упражнение 345.

Скосил траву – скосил глаза.

( Ожидаемый устный ответ.

Омонимы –- скосил.

Скосил в первом предложении означает «срезал косой», а во втором –«сделался косоглазым»).

2) Косяк лошадей – косяк двери.

(Омонимы –- косяк.

Косяк в первом предложении – табун лошадей, во втором – брус дверной рамы.)

3) Заплетала косу – точил косу – песчаную косу.

(Омонимы – коса.

Коса в первом предложении – вид причёски, во втором – сельскохозяйственное орудие, в третьем – идущая от берега низкая и узкая полоса земли.)

Ожидаемый ответ. Это слова одинаковые по произношению и написанию, но различаются лексическим значением

Слушают и разгадывают загадки, записывают ответы.

Челнок

Очки

Лук

Шашки.

Обмениваются тетрадями, один ученик зачитывает ответы и поясняет свою точку зрения

В толковом словаре.

Один ученик читает словарные статьи, остальные слушают. Учащиеся воспринимают информацию зрительно и на слух.

Работают с толковыми словарями учебника.

Ожидаемый ответ.

Тираж1- розыгрыш выигрышей в займе или лотерее.

Тираж2- количество экземпляров выпущенной в свет книги.

Фунт1- старая русская мера веса, равная 409, 5 г.

Фунт2- денежная единица в некоторых странах.

Ожидаемый ответ:

что такое омонимы

посмотрели, как они обозначаются в толковых словарях,

как используются в загадках и шуточных стихотворениях

Фронтальная, индивидуальная, групповая

О Осуществление для решения учебной задачи операций синтеза, анализа, сравнения, классификации. Устанавливают причинно-следственные связи.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Отвечают на вопросы. Формулируют определение нового понятия.

 

 

 

 

 

 

 

Осознание трудностей в восприятии новой темы, стремление к их преодолению. Способность к самооценке.

Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Строят целостное высказывание на лингвистическую тему.

 

 

Извлекают необходимую информацию из ответов товарищей или объяснений учителя, систематизируют собственные знания.

Планируют необходимые действия и работают по плану.

Строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность.

 

 

Приобретение умений использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Оценка своей и чужой работы, комментирование ошибок.

Формулируют собственные мысли, аргументируют свою точку зрения.

 

 

 

 

Извлекают необходимую информацию из объяснений учителя, систематизируют собственные знания. Развивают навык работы со словарем.

5. Контроль, самоконтроль, коррекция

Запишите предложения под диктовку и найдите в них омонимы.

Учитель вызывает к доске одного ученика и диктует предложения.

(Учитель выставляет оценку отвечающему у доски).

Найдите в толковом словаре слова-омонимы «язык» и прочитайте те лексические значения, которые соответствуют употреблённым в предложении.

Фронтальный опрос

Как вы определили, какое понятие имеется в виду?

Что такое контекст?

В словосочетании «красивый язык» можно определить, какое понятие имеется в виду?

Как избежать неточности и двусмысленности при использовании омонимов в речи?

А теперь попробуйте сами составить предложения, в которых омонимы будут разъясняться. При необходимости обратитесь к толковому словарю.

Более подготовленным учащимся раздаются карточки с индивидуальным заданием для самостоятельной работы. (см. приложение) После выполнения работы собираются для последующей проверки, оценка объявляется в начале следующего урока.

Коллективная работа со слабыми учениками (8 человек).

На доске записаны омонимы. Перо, завод.

Учащиеся должны самостоятельно составить словосочетания с данными словами и записать их в тетрадь.

После проверки и выбора правильных и наиболее удачных вариантов коллективно конструируются предложения и записываются в тетрадь.

Записывают предложения под диктовку, обозначают орфограммы. Один ученик - у доски, его работа скрыта от других. Остальные пишут в тетрадях.

На этапе проверки самостоятельной работы сверяют свои записи с написанным на доске, при необходимости исправляют отвечающего.

Богатство русского языка заключается в пословицах и поговорках. – Язык колокола

мерно раскачивался из стороны в сторону и издавал глухой звук.

Ожидаемый устный ответ.

Омонимы – язык.

Ожидаемый устный ответ:

Язык1 – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

Язык2 – металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.

Определить, о каком языке идёт речь можно из контекста.

Наименьший отрезок предложения, в пределах которого можно уяснить значение слова.

Нет, так как неясно, о каком языке идёт речь.

Более конкретно и точно формулировать высказывание.

Ожидаемый ответ.

Мы ездили на завод по изготовлению игрушек. – Завода в часах хватает на неделю.

Перо павлина очень красивое. – В прошлом веке писали стальными перьями.

Индивидуальная, фронтальная, коллективная

Приобретение умений использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Оценка своей и чужой работы, комментирование ошибок.

Развитие навыка составления монологического высказывания.

Развитие навыка умения работы с толковым словарем.

Развитие умения самостоятельной работы. Формирование навыка устного высказывание, аргументация собственного мнения.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

3 мин.

Вы хорошо поработали. А теперь давайте повторим, что вы узнали на уроке.

1. С каким понятием из раздела «Лексика» вы познакомились?

2. Что такое омонимы?

3. От каких слов надо отличать омонимы?

4. Как в этом может помочь толковый словарь?

Что вам запомнилось и понравилось на уроке?

Выставление оценок за работу на уроке. (Выставление оценок за индивидуальную работу производится в начале следующего урока).

Ожидаемый ответ:

Мы узнали, что такое омонимы.

Это слова одной части речи, совпадающие по звучанию и написанию, но имеющие разное лексическое значение.

Омонимы надо отличать от многозначных слов.

Омонимы обозначаются в толковых словарях в разных словарных статьях.

На уроке происходит обмен мнениями между учениками.

Фронтальная

Приобретают умение мотивированно организовать свою деятельность, оценивать свою работу. Формулируют небольшие монологические высказывания на лингвистическую тему.

Домашнее задание.

2 мин.

§ 67, упр. 346. В упражнении нужно распространить предложения с омонимами, чтобы избежать неточности. Выполните упражнение по образцу; подберите ещё одну группу слов-омонимов и составьте с ними предложения. Обратите внимание, что такую работу мы выполняли в классе, поэтому, я думаю, что трудностей при выполнении домашнего задания не возникнет.

Записывают домашнее задание в дневники.

   
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Шилина Светлана Сергеевна, 11.08.17 в 18:10 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана. Мне очень приятно!
Валентина, 11.08.17 в 21:28 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за разработку!
Шилина Светлана Сергеевна, 12.08.17 в 08:52 0Ответить Пожаловаться
Валентина, Вам спасибо за отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.