12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аверина Любовь Владимировна31

Урок русского языка. 2-б класс

Учитель: Аверина Любовь Владимировна

МБОУ СОШ№6, учитель начальных классов

Логин: averina.65@list.ru

Тема: Имя существительное.

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель: Повторить и обобщить изученный материал по теме «Имя существительное».

Задачи:

Образовательная – учить распознать одушевленные и неодушевленные , собственные и нарицательные существительные; изменять по числам.

Развивающаяразвивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение; способствовать развитию творческого мышления, внимания, речи, орфографической зоркости.

Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Технология: технология проблемного обучения.

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
предметных результатов:

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

-распознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные существительные; изменять по числам;

- находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;

- определять у имени существительного значение;

Основные понятия: Имя существительное.

Межпредметные связи: Окружающий мир, литературное чтение, музыка.

Ресурсы:

- основные: Учебник русский язык В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Рабочая тетрадь В.П. Канакина

- дополнительные: Музыкальное произведения «Времена года», загадки о зиме, карточки для индивидуальной работы.

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа ,работа в паре, групповая работа.

I. Организационный этап и мотивация к учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Ребята, а вы любите путешествовать

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по стране Грамматика и продолжим знакомство с удивительным миром слов.

- Наша главная задача ответить на вопросы: какие группы слов есть в русском языке? Что они обозначают?

Упражнения в чистописании.

- Отгадайте загадку:

Прилетели галки в поле

И уселись на снегу.

Стану я учиться в школе –

Разобраться в них смогу (буквы).

Учитель: - Откройте тетради. Чтобы красиво писать, выполним гимнастику для пальчиков. Чтоб красиво всем писать

Надо пальцы нам размять.

Кулачки все крепко сжали

И немного подержали.

Подержали и разжали.

Мне ладошки показали.

Делай быстро, детвора.

За письмо теперь пора.

- Вспомните правила посадки при письме. Запишите число.

Понаблюдайте за словами. Мороз, зимовать, зима, зимушка. Какое слово лишнее? Мороз - не является однокоренным. Зимовать – глагол. Сформулируйте тему урока. Имя существительное. Назовите слова к теме «Зима».

Блиц опрос.

Что такое имя существительное?

Что обозначают имена существительные?

На какие вопросы отвечают?

Как называются существительные, отвечающие на вопрос кто?

Как называются существительные, отвечающие на вопрос что?

- Сегодня мы напишем прописную и строчную букву Зз и ее соединения с другими буквами зм зн

Составьте предложения. Индивидуальная работа.

Собери пословицу. Ветер раскидал снежинки, нужно собрать и записать пословицу. Анализ пословицы. Работа в парах.Человек без Родины, что соловей без леса.Определите части речи в словах. Какие это существительные? Одушевлённые, неодушевлённые.

Актуализация знаний. Повторение изученного.

- Вспомните, ребята, из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

  1. Наша речь состоит из предложений.

    Предложения состоят из группы слов или одного слова. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

Комментирование у доски. Пришла зима в лесную чащу.

Разбор синтаксический. Какое предложение?(повествовательное, распространённое, простое, невосклиц.)

1.Словарная работа.

1.Понижение температуры на улице. Мороз.

2.Дорога с рядами деревьев по сторонам. Аллея

3.Дорога, покрытая асфальтом. Шоссе.

4.У какого дерева всё время дрожат листочки. Осина

5.Последний месяц в году. Декабрь.

6.Летит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Слышишь его,

А не видишь его. Ветер

7.Не колючий, светло – синий,

По кустам развешан…(иней)

8.Как лебёдушка кружится,

По дорожке стелется,

След собою заметает

Снежная…(метель)

9.После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга.

 Февраль

К какой части речи относятся слова?

Что такое имя существительное?

Что обозначают имена существительные?

На какие вопросы отвечают?

Как называются существительные, отвечающие на вопрос что?

( нарицательные)Как пишутся слова?

Устно составьте предложения со словарными словами.

2.Звуко-буквенный анализ слова февраль – 7 букв, 6 звуков, 2 слога.

3.Одушевленные – неодушевленные имена существительные

Разделите слова на группы.

По какому признаку вы разделили слова? Запишите в два столбика.

Медведь, дятел, вьюга, снежинка, сугроб, земля, воробей, туча.

На какой вопрос отвечают имена существительные в первой группе? (Кто?) во второй? (Что?) Что они обозначают?

Одушевленные имена существительные обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто?

Неодушевленные – отвечают на вопрос что? и обозначают все остальные имена существительные

- Назовите одушевленные (неодушевленные) предметы, изображенные на рисунках.

- Приведите свои примеры.

Игра «Найди лишнее» Зима, лето, осень, сосулька, весна. Лисица, картина, ежик, клёст, лесник. Метелица, кормушка, птицы, мороз, прилетят.

Физминутка. Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе-хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге-ге!Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертелись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

4.Число имен существительных. Изменение существительных по числам.

Наблюдение за словами на картинке. Деревья, птицы, кормушки, белка, солнце, туча. Работа в парах. Высказывание детей. Работа выполняется устно.

- Сколько предметов может обозначать имя существительное? (один – много)

- Понаблюдайте. Назовите существительные, которые обозначают один предмет (много предметов).

Имена существительные употребляются в единственном или во множественном числе.

Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе.

Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе (мн.ч.)

- Учитель: - Как вы думаете, зимой в лесу красиво? Сейчас мы с вами отправимся в зимний лес. Послушайте произведение Чайковского “Январь”, отдохните, представьте, чтобы вы могли увидеть в зимнем лесу?

Учитель: - Какую же картину вы себе представили? Какие предложения мы с вами могли бы принести из леса. Ответы детей.

5.Составить деформированный текст. Работа в группах.

Пришла зима. Пушистым ковром лежит снег. Зябко берёзкам и осинкам. Холод загнал зверьков в норки. Птички спрятались в гнёзда. Заяц прижал от страха уши. Только медведю не страшна зима.

Из текста выписать имена существительные во множественном и единственном числе. Записать слова в два столбика.

Ед.ч. Зима, ковёр, снег, холод, заяц, медведь. Мн.ч. Берёзы, осины, зверьки, норки, птички, гнёзда, уши.

Игра «Молчанка» Обратная связь. Показ карточки мн. число, ед.число. Река, ёж, лиса, воробьи, зайцы, метель, морозы, деревья, тропка, шишка, следы.

Физминутка.

Раз – потопали немножко,

2 – похлопали в ладошки,

3 – головкой повертели,

На 4 – тихо сели.

6. Имена собственные. Предложение ловушка. Анализ предложения. Ученики слушали произведения петра Чайковского. Имя собственное пишется с заглавной буквы. Какие имена существительные относятся к именам собственным?

Работа в парах. Подбери к нарицательным словам имена собственные. Город…, девочка…, река…, учитель…, ученик…, корова…

Собственные слова: Нина, Тюмень, Волга, Петров, Зорька, Мария Ивановна, Россия.

Рефлексия. Итог урока.

Кластер. Задаю вопросы, дети на доске составляют кластер.

-О какой части речи говорили?

-Что обозначает?

-На какие вопросы отвечает?

-Какие бывают имена существительные?

- Как изменяются имена существительные?

-Что имеет имя существительное?

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРЕДМЕТ КТО? ЧТО? ОДУШЕВЛЁННОЕ,НЕОДУШЕВЛЁННОЕ, СОБСТВЕННОЕ, НАРИЦАТЕЛЬНОЕ,ПО ЧИСЛАМ ЕД.Ч; МН.Ч

Домашнее задание.

- Предлагаю домашнее задание выполнить по выбору (по 8 – 10 слов):

Записать одушевленные существительные ед.ч.

Неодушевленные существительные ед.ч.

Имена существительные мн.ч.

Самооценка.

На уроке мы повторяли…

Мне интересно было…

Мне трудно…

Я научился…

Мне было легко …

Список литературы

1.Учебник русский язык В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

2.Поурочные разработки по русскому языку Т.Н Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева

3. Справочное пособие по русскому языку Е.А.Нефедова,О.В.Узорова

4. Рабочая тетрадь В.П. Канакина,

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.