Технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса «Понятие об омонимах»
Технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса
Садкова Мария Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ «Средняя школа №21»,
г. Ульяновск, Ульяновская область
Тема урока |
«Понятие об омонимах» |
||||||
Цель урока |
Создать условия для формирования представления о понятии «омонимы». |
||||||
Планируемые результаты |
|||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||
Обучающийся получит возможность научиться: - находить слова-омонимы; - объяснять лексическое значение слов-омонимов; - искать информацию из дополнительных источников. |
Познавательные УУД: - развивать умение оформлять свои мысли в устные высказывания, проводить анализ, сравнение и обобщение; - формировать умение постигать и определять проблему. Коммуникативные УУД: - формирование умения сотрудничать с одноклассниками и учителем в решении учебных задач и достижении учебной цели; - развивать умение четко формулировать и аргументировать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания. Регулятивные УУД: - развитие умения постигать и формулировать тему и цели урока; - самоконтроль и самооценка собственной деятельности на уроке. |
Формирование положительных учебных мотивов, стремления свободно выражать свои мысли на уроке. Формирование осознанного выполнения учебных действий. |
|||||
Задачи урока |
Обучающие: научить применять в практической деятельности знания об омонимах, учить рассчитывать и оценивать свою работу: осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности. |
||||||
Развивающие: развивать у учащихся умение критически мыслить, выполнять различные мыслительные операции, анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать. |
|||||||
Воспитывающие: воспитывать самостоятельность, творческую активность, дружелюбное отношение к сверстникам, окружающему миру, любовь к родному языку, интерес к познанию. |
|||||||
Тип урока |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями. |
||||||
Учебно-методический комплекс |
УМК Н. А. Чуракова, Русский язык в 3 частях под редакцией М.Л. Каленчук |
||||||
Основные понятия |
Слова-омонимы, слова одинаковые по смыслу, но разные по лексическому значению. |
||||||
Межпредметные связи |
Литературное чтение, физическая культура, окружающий мир |
||||||
Этап урока |
Цель |
Действия учителя |
Действия обуч-ся |
Диагностика результатов |
|||
1. Организационный момент |
Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
На уроке наши глаза внимательно Добрый день, дорогие ребята! Повернитесь, пожалуйста, к своему соседу, улыбнитесь ему самой доброй и ласковой улыбкой и пожелайте успехов. Подарите и нашим гостям своё хорошее настроение. От наших положительных эмоций в классе стало очень светло и тепло. Присаживайтесь на свои места. |
Проверяют готовность к уроку. |
личностные: - следование в поведении этическим нормам и моральным требованиям. метапредметные: - проектировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. предметные: - предметная готовность к учебной деятельности. |
|||
2. Подготовка к восприятию нового материала. |
Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Прежде чем сформулировать тему нашего урока, я попрошу 1ый ряд нарисовать на листочках лук, 2ой ряд – ключ, 3ий ряд – косу. Работайте в парах, совещайтесь с соседом. Давайте свои работы повесим на доску. Какие разные получились у вас рисунки. А почему? У таких слов есть специальное научное название, которое мы узнаем, поработав со словарными слова. Запишите их в столбик. ов…щи м...рковь ...бед н...ябрь ин...й м…р…з ы Закрасьте начальные буквы и прочитайте, как называются слова одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению. Чему же мы сегодня на уроке будем учиться? |
Выполняют иллюстрации к словам, работают парами. Работают со словарными словами. С помощью наводящих вопросов устанавливают тему, цель и задачи урока. |
личностные: - умение контролировать свою деятельность, прогнозировать её результаты. метапредметные: - с помощью учителя определять тему и цели урока, предполагать свои действия; - аргументировано отстоять свою позицию; - оформлять свою мысль в устной и речи. предметные: - иметь представление о собственной системе знаний; - отличать новый материал от изученного раннее. |
|||
3. Объяснение нового материала. |
Сформировать понятие «слова-омонимы». |
Вы, ребята, когда-нибудь видели близнецов? Их очень тяжело отличить друг от друга. Вот и в русском языке есть такие слова-близнецы. Одинаковые слова, которые обозначают разные, не связанные между собой вещи, называются омонимами. С греческого языка этот термин переводится как «одинаковое имя». Вот такие близнецы - внешне – по звучанию - одинаковые, а изнутри - по значению- разные. Послушайте стихотворение. О каких ключах в нём идет речь? Потеряла Алёнушка ключ.На опушке искала — не видно. Вдруг журчащий увидела ключ, Да не этот ей нужен, как видно. (Я. Козловский) Давайте объясним значение слова «ключ». Ключ, который отпирает замок. А есть и другое значение "ключ"- источник, родник, то есть ключ, который бьёт из земли. Что же общего в этих ключах? На первый взгляд ничего, кроме названия. Но наши предки видели здесь сходство. Они говорили, что родник словно открывает землю, как ключ открывает дверь, и даёт выйти воде наружу. - Скажите, а какое значение может быть у слова «коса»? - Омонимы могут приходить и из других языков. Что такое "кран"? Слово кран, который открывает воду, родом из Голландии. А большой башенный кран, который строит нам дома, пришел из немецкого языка. |
Принимают участие в обсуждении. Оформляют свои мысли в устной форме. |
личностные: - развитие познавательных интересов. метапредметные: - грамотное и лаконичное построение речевого высказывания; предметные: - уметь самостоятельно отсеивать материал для реализации учебной задачи. |
|||
Физкультминутка |
Снять динамическую усталость, восстановить работоспособность. |
А мы, как я вижу, немного притомились. Без физкультминутки не обойтись. 1. Посмотрите налево, направо, вниз, вверх, нарисуйте глазами круг, первую букву своего имени, закройте глазки, откройте, сильно-сильно зажмурьтесь, быстро поморгайте. 2. Сложите руки в замочек, вытяните его над головой, теперь вправо, влево, вперед, потянитесь на носочках к солнышку. |
Выполнение упражнений. |
||||
5. Первичное закрепление |
Закрепить знания и умения учащихся о понятии «омонимы». |
А теперь мы с вами поработаем в группах. Я загадываю вам загадки, а вы, совещаясь, записываете отгадки и объясняете лексическое значение омонимов. Чёрно-белая полоска, раскрасочка – отличная. Небольшая, но лошадка – очень симпатичная. Если в городе её вам придётся встретить, На пешеходном переходе – можно не заметить. (Зебра) Вот слово. Для решенья В нем отыщите два значенья: Несется первое к реке, Другое щелкает в замке. Одно лепечет на поляне, Шумит в лесу и на лугу, Другое улеглось в кармане И там все время ни гугу. (Ключ) Оружие, камни-самоцветы, фрукты. Одно название - разные предметы. (Гранаты) Как сверкнет с небес, так столько У железной есть дороги, |
Слушают внимательно учителя. Совещаются, отгадывают загадки. Трактуют лексическое значение слов. |
метапредметные: - согласовывать свои действия со сверстниками, организовывать сотрудничество. личностные: - усвоение основных этических норм работы в группе; - точно и ёмко высказывать свои мысли. предметные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, аргументация, отстаивание своей позиции. |
|||
6. Самостоятельная работа |
Организация самостоятельной учебной деятельности. |
Выберите и выполните только одно задание из трёх: 1-ый уровень: выписать только пары омонимов: Коса – коса Лис – лес Ключ - ключ Лук – лук Код – кот Кран – кран Молния - молния 2-ой уровень: выпиши из стихотворения омонимы парами. Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей Норки: - Где вы были? - У Лисички! - Что вы ели там? - Лисички! 3-ий уровень: дополни словосочетания так, чтобы раскрыть лексическое значение омонимов: _____ кашка - ______кашка _____ ключ - ______ключ _____ лук - ______ лук _____ коса - ______коса |
Дети читают, выбирают задания и выполняют их. |
личностные: – самостоятельно работать согласно заданию. метапредметные: - соблюдение условий для обоснования своего суждения. предметные: - сознательно и самопроизвольно строить речевое высказывание. |
|||
7. Закрепление и рефлексия. |
Подвести итог урока, самооценка. |
Так какие же слова мы называем омонимами? Как переводится это слово с греческого языка? Что мы научились делать? Перед вами лежит мишень. Сделайте «выстрел» - оцените свою работу на уроке по каждому пункту от 2 до 5. Активно Было участвовал интересно Было понятно Узнал новое |
Учащиеся оценивают успех своей работы на уроке, вспоминают материал, пройденный на уроке. |
метапредметные: - оценивание овладения знаниями, исходя из социальных и личностных ценностей. личностные: - умение достоверно оценивать себя и свои знания. предметные: - самоанализ способов деятельности, общения. |
|||
Домашнее задание |
Найти 2 пары омонимов. Составить предложения с этими слова. Проиллюстрировать 2 пары омонимов. |
Евдакименко Виктория Викторовна
Ковалева Татьяна Константиновна