Технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса «Понятие об омонимах»

2
0
Материал опубликован 4 January 2016

Технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса

Садкова Мария Алексеевна

учитель начальных классов

МАОУ «Средняя школа №21»,

г. Ульяновск, Ульяновская область

 

Тема урока

«Понятие об омонимах»

Цель урока

Создать условия для формирования представления о понятии «омонимы».

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить слова-омонимы;

- объяснять лексическое значение слов-омонимов;

- искать информацию из дополнительных источников.

Познавательные УУД:

- развивать умение оформлять свои мысли в устные высказывания, проводить анализ, сравнение и обобщение;

- формировать умение постигать и определять проблему.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения сотрудничать с одноклассниками и учителем в решении учебных задач и достижении учебной цели;

- развивать умение четко формулировать и аргументировать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания.

Регулятивные УУД:

-  развитие  умения постигать и формулировать тему и цели урока;

- самоконтроль и самооценка собственной деятельности на уроке.

Формирование положительных учебных мотивов, стремления свободно выражать свои мысли на уроке. Формирование осознанного выполнения учебных действий.

Задачи урока

Обучающие: научить применять в практической деятельности знания об омонимах, учить рассчитывать и оценивать свою работу: осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности.

Развивающие: развивать у учащихся умение критически мыслить, выполнять различные мыслительные операции, анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать.

Воспитывающие: воспитывать самостоятельность, творческую активность, дружелюбное отношение к сверстникам, окружающему миру, любовь к родному языку, интерес к познанию.

Тип урока

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

Учебно-методический комплекс

УМК Н. А. Чуракова, Русский язык в 3 частях под редакцией М.Л. Каленчук

Основные понятия

Слова-омонимы, слова одинаковые по смыслу, но разные по лексическому значению.

Межпредметные связи

Литературное чтение, физическая культура, окружающий мир

Этап урока

Цель

Действия учителя

Действия обуч-ся

Диагностика результатов

1. Организационный момент

Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).

Добрый день, дорогие ребята! Повернитесь, пожалуйста, к своему соседу, улыбнитесь ему самой доброй и ласковой улыбкой и пожелайте успехов. Подарите и нашим гостям своё хорошее настроение. От наших положительных эмоций в классе стало очень светло и тепло. Присаживайтесь на свои места.

Проверяют готовность к уроку.

личностные:

- следование в поведении этическим нормам и моральным требованиям.

метапредметные:

- проектировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

предметные:

- предметная готовность к учебной деятельности.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Прежде чем сформулировать тему нашего урока, я попрошу 1ый ряд нарисовать на листочках лук, 2ой ряд – ключ, 3ий ряд – косу. Работайте в парах, совещайтесь с соседом. Давайте свои работы повесим на доску. Какие разные получились у вас рисунки. А почему?

У таких слов есть специальное научное название, которое мы узнаем, поработав со словарными слова. Запишите их в столбик.

ов…щи

м...рковь

...бед

н...ябрь

ин...й

м…р…з

ы

Закрасьте начальные буквы и прочитайте, как называются слова одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению.

Чему же мы сегодня на уроке будем учиться?

Выполняют иллюстрации к словам, работают парами.

Работают со словарными словами.

С помощью наводящих вопросов устанавливают тему, цель и задачи урока.

личностные:

- умение контролировать свою деятельность, прогнозировать её результаты.

метапредметные:

- с помощью учителя определять тему и цели урока, предполагать свои действия;

- аргументировано отстоять свою позицию;

- оформлять свою мысль в устной и речи.

предметные:

- иметь представление о собственной системе знаний;

- отличать новый материал от изученного раннее.

3. Объяснение нового материала.

Сформировать понятие «слова-омонимы».

Вы, ребята, когда-нибудь видели близнецов? Их очень тяжело отличить друг от друга. Вот и в русском языке есть такие слова-близнецы. Одинаковые слова, которые обозначают разные, не связанные между собой вещи, называются омонимами. С греческого языка этот термин переводится как «одинаковое имя». Вот такие близнецы - внешне – по звучанию - одинаковые, а изнутри - по значению- разные.

Послушайте стихотворение. О каких ключах в нём идет речь?

Потеряла Алёнушка ключ.
На опушке искала — не видно.
Вдруг журчащий увидела ключ,
Да не этот ей нужен, как видно.   (Я. Козловский) Давайте объясним значение слова «ключ». Ключ, который отпирает замок. А есть и другое значение "ключ"- источник, родник, то есть ключ, который бьёт из земли. Что же общего в этих ключах? На первый взгляд ничего, кроме названия. Но наши предки видели здесь сходство. Они говорили, что родник словно открывает землю, как ключ открывает дверь, и даёт выйти воде наружу.

- Скажите, а какое значение может быть у слова «коса»?

- Омонимы могут приходить и из других языков. Что такое "кран"? Слово кран, который открывает воду, родом из Голландии. А большой башенный кран, который строит нам дома, пришел из немецкого языка.

Принимают участие в обсуждении. Оформляют свои мысли в устной форме.

личностные:

- развитие познавательных интересов.

метапредметные:

- грамотное и лаконичное построение речевого высказывания;

предметные:

- уметь самостоятельно отсеивать материал для реализации учебной задачи.

Физкультминутка

Снять динамическую усталость, восстановить работоспособность.

А мы, как я вижу, немного притомились. Без физкультминутки не обойтись.

1. Посмотрите налево, направо, вниз, вверх, нарисуйте глазами круг, первую букву своего имени, закройте глазки, откройте, сильно-сильно зажмурьтесь, быстро поморгайте.

2. Сложите руки в замочек, вытяните его над головой, теперь вправо, влево, вперед, потянитесь на носочках к солнышку.

Выполнение упражнений.

 

5. Первичное закрепление

Закрепить знания и умения учащихся о понятии «омонимы».

А теперь мы с вами поработаем в группах. Я загадываю вам загадки, а вы, совещаясь, записываете отгадки и объясняете лексическое значение омонимов.

Чёрно-белая полоска, раскрасочка – отличная.

Небольшая, но лошадка – очень симпатичная.

Если в городе её вам придётся встретить,

На пешеходном переходе – можно не заметить. (Зебра)

Вот слово. Для решенья

В нем отыщите два значенья:

Несется первое к реке,

Другое щелкает в замке.

Одно лепечет на поляне,

Шумит в лесу и на лугу,

Другое улеглось в кармане

И там все время ни гугу. (Ключ)

Оружие, камни-самоцветы, фрукты. Одно название - разные предметы. (Гранаты)

Как сверкнет с небес, так столько
Шума, грохота, аж жуть!
На земле же может только
Быстро куртку застегнуть. (Молния)

У железной есть дороги,
У метро и у куста,
Ходят там и птичьи ноги,
И по рельсам поезда. (Ветка)

Слушают внимательно учителя. Совещаются, отгадывают загадки. Трактуют лексическое значение слов.

метапредметные:

- согласовывать свои действия со сверстниками, организовывать сотрудничество.

личностные:

- усвоение основных этических норм работы в группе;

- точно и ёмко высказывать свои мысли.

предметные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, аргументация, отстаивание своей позиции.

6. Самостоятельная работа

Организация самостоятельной учебной деятельности.

Выберите и выполните только одно задание из трёх:

1-ый уровень: выписать только пары омонимов:

Коса – коса

Лис – лес

Ключ - ключ

Лук – лук

Код – кот

Кран – кран

Молния - молния

2-ой уровень: выпиши из стихотворения омонимы парами.

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей Норки:

- Где вы были?

- У Лисички!

- Что вы ели там?

- Лисички!

3-ий уровень: дополни словосочетания так, чтобы раскрыть лексическое значение омонимов:

_____ кашка - ______кашка

_____ ключ - ______ключ

_____ лук - ______ лук

_____ коса - ______коса

Дети читают, выбирают задания и выполняют их.

личностные:

самостоятельно работать согласно заданию.

метапредметные:

- соблюдение условий для обоснования своего суждения.

предметные:

- сознательно и самопроизвольно строить речевое высказывание.

7. Закрепление и рефлексия.

Подвести итог урока, самооценка.

Так какие же слова мы называем омонимами? Как переводится это слово с греческого языка? Что мы научились делать?

Перед вами лежит мишень. Сделайте «выстрел» - оцените свою работу на уроке по каждому пункту от 2 до 5.

Активно Было

участвовал интересно

Было понятно Узнал новое

Учащиеся оценивают успех своей работы на уроке, вспоминают материал, пройденный на уроке.

метапредметные:

- оценивание овладения знаниями, исходя из социальных и личностных ценностей.

личностные:

- умение достоверно оценивать себя и свои знания.

предметные:

- самоанализ способов деятельности, общения.

Домашнее задание

Найти 2 пары омонимов. Составить предложения с этими слова.

Проиллюстрировать 2 пары омонимов.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

нет технического оснащения урока.

5 February 2016

Скажите, а в задании ученики видят какой уровень им предлагаете выполнить? Обычно этого делать нельзя.

11 February 2016