12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Истомина Татьяна Михайловна287
Педагогический стаж 37 лет, высшая квалификационная категория.
Россия, Пермский край, село Кува
9

Разработка урока русского языка для 6 класса по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Тема: «Имя прилагательное как часть речи» («Русский язык», II часть, 6 кл., Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.).

Цель урока: создать условия для повторения учащимися теоретических сведений об имени прилагательном как части речи, изученных в 5 классе, и освоения способов применения этих сведений в языковой и речевой практике.

Предполагаемые результаты урока:

Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся.

Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование навыков микроисследования; совершенствование умений анализа, сравнения, группировки, обобщения; развитие умений работы с информацией из различных источников, осуществления коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Предметные: осмысление теоретических сведений о прилагательном как части речи: его грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли; о значении имён прилагательных в нашей речи, применение на практике; умение отличать прилагательные от других частей речи; умение рассуждать на лингвистические темы.

Оборудование: рабочие листы (приложение 1), карточки «Имя прилагательное» (приложение 2), презентация (приложение 3).


Ход урока

Организационный момент.

Актуализация имеющихся знаний и способов их применения.

- Прочитайте слова (на доске). Что их объединяет? (слайд 2)

Меж..й, хвост..к, гуртов..ики, кляч..нки, круж..к, плам..нем, им..на, армяч..к, гребеш..к, куст..к, приказ..ик, бараш..к, рассказ..ик, рубаш..нка, кулач..к, (под) рогож..й.

(Это имена существительные).

На какие группы можете разделить эти имена существительные? (буквы о и е в окончаниях существительных после шипящих; правописание суффикса чик/щик существительных, обозначающих род деятельности человека; правописание суффикса ик/ек; буквы о и е после шипящих в суффиксах существительных; правописание разносклоняемых существительных)

Межой, (под) рогожей; гуртовщики, приказчик, рассказчик; хвостик, кустик, барашек; кружок, армячок, гребешок, барашек, кулачок, клячонки, рубашонка; пламенем, имена.

- Какая тема объединяет все эти существительные? (Рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»). (слайд 3)

- Сегодня мы с вами обратимся к этому произведению, которое изучали на уроках литературы, но будем анализировать его с точки зрения языкознания.

3. Столкновение знания с «забытым» знанием.

- Рассмотрите иллюстрации к рассказу «Бежин луг» художника А.Пахомова. Сможете ли догадаться, кто из героев рассказа изображён на каждой иллюстрации? (слайд 4) Как вы догадались? (слайды 5, 6, 7, 8)

- Слова какой части речи больше всего помогли вам узнать мальчиков? (Имена прилагательные) (слайд 9)

t1689178589aa.jpgt1689178589ab.jpgt1689178589ac.jpgt1689178589ad.jpgt1689178589ae.jpg

(Федя Костя Илюша Павлуша Ваня)

4. Целеполагание. Планирование деятельности.

- Сформулируйте тему урока. (Имя прилагательное как часть речи) (слайд 10)

- Какие задачи надо будет нам решить на уроке? (слайд 11)

1. Повторить материал о ……………………… как части речи.

2. Понять, какую роль играют …………………… в нашей речи.

3. Научиться выделять ……………………………. в устной и письменной речи.


- В течение урока мы будем заполнять карточки «Имя прилагательное», которые лежат у вас на партах. (слайд 12)


5. Выявление роли имён прилагательных в нашей речи, его основного грамматического значения.


Выполните задание №1 на рабочем листе. (слайд 13)


Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные слова из слов для справок. Что вы можете сказать об этих словах? Какую роль в нашей речи они играют?

У второго мальчика, Павлуши, волосы были _________________, ______________, глаза _____________, скулы ___________, лицо ________________, ________________, рот ________________, но __________________, вся голова __________________, как говорится, с ___________ котёл, тело ___________________.

Слова для справок: всклоченные, чёрные, серые, большой, широкие, бледное, рябое, огромная, пивной, приземистое, неуклюжее, правильный.

Проверка. (слайд 14)

- Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

- Что они обозначают? Запишите в рабочей карте общее грамматическое значение прилагательного. Что вы написали? (Имя прилагательное обозначает признак предмета).

6. Выявление морфологических признаков имён прилагательных.

Выполните задание №2 на рабочем листе. (слайд 15)



Прочитайте предложения, найдите словосочетания «прилагательные + существительные», крестиком Х отметьте главное слово, нарисуйте стрелочку к зависимому, запишите над ней вопрос. Вставьте окончания прилагательных.

На нём была пёстр.. ситцев.. рубаха с жёлт.. каёмкой; небольш.. нов.. армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньк.. плечиках; на голубеньк.. поясе висел гребешок. Сапоги его с низк.. голенищами были точно его сапоги – не отцовск.. .

- А теперь проверим. Прочитайте словосочетания с вопросами. (слайд 16)

- Какие части речи являются главными словами в словосочетаниях?

- Что вы ещё вспомнили о прилагательном?

- Как вы определили, какие окончания должны быть у прилагательных?

- Какие морфологические признаки есть у прилагательных? (Прилагательное относится к существительному, отвечает на вопрос какой? чей? Прилагательные стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится.)

- Запишите вопросы прилагательного в карте. Заполните морфологические признаки прилагательного. Что вы можете записать?

7. Выявление синтаксической роли прилагательных.

Выполните задание №3 в рабочем листе. (слайд 17)

Разберите предложения по членам. Какими членами предложения являются имена прилагательные?


С самого раннего утра небо ясно…

Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо горело смелой удалью и твёрдой решимостью.



-Прочитайте вслух предложения. Расскажите, как вы определили роль прилагательного. (слайд 18)

- Какие формы прилагательных встретились нам в этих предложениях?

-Это постоянный или непостоянный признак? (Непостоянный).

- Добавьте к морфологическим признакам прилагательного «полную и краткую формы».

-Какими членами предложения являются прилагательные? (определением и сказуемым)

-Запишите в карте синтаксическую роль прилагательных.

-Какие ячейки на карте у вас остались незаполненными? Что ещё можете заполнить? (начальную форму)

-А какие постоянные признаки и какие ещё непостоянные признаки есть у прилагательных, нам предстоит узнать на следующих уроках.



8. Первичное закрепление новых знаний и отработка способа их применения.

- Что мы знаем о прилагательном? Поиграем в «Кубик Блума».



9. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Подведём итог урока. Слайд с высказыванием В.В.Виноградова. (слайд 19)

«Прилагательное — это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении». (В.В. Виноградов, лингвист, литературовед)

-Какое задание больше всего понравилось выполнять? (слайд 20)

- Как вы оцените свою работу? Поставьте оценки себе на своих рабочих листах.















Приложение 1

Рабочий лист

Ф.И. обучающегося____________________________________________

Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные слова из слов для справок. Что вы можете сказать об этих словах? Какую роль в нашей речи они играют?

У второго мальчика, Павлуши, волосы были _________________, ____________, глаза _____________, скулы ___________, лицо ________________, ________________, рот ________________, но __________________, вся голова __________________, как говорится, с ___________ котёл, тело ___________________, _____________________.

Слова для справок: всклоченные, чёрные, серые, большой, широкие, бледное, рябое, огромная, пивной, приземистое, неуклюжее, правильный.



Прочитайте предложения, найдите словосочетания «прилагательные + существительные», крестиком Х отметьте главное слово, нарисуйте стрелочку к зависимому, запишите над ней вопрос. Вставьте окончания прилагательных.



На нём была пёстр… ситцев... рубаха с жёлт... каёмкой; небольш... нов... армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньк... плечиках; на голубеньк... поясе висел гребешок. Сапоги его с низк... голенищами были точно его сапоги – не отцовск... .



Разберите предложения по членам. Какими членами предложения являются имена прилагательные?


С самого раннего утра небо ясно.

Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо горело смелой удалью и твёрдой решимостью.



t1689178589af.gif

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.