Разработка занятия по курсу внеурочной деятельности "Разговоры о важном " по теме "Русский язык в эпоху цифровых технологий"
Разработка занятия «Разговоры о важном»
для обучающихся 7класса
Тема: Русский язык в эпоху цифровых технологий.
Коррекционно-образовательные:
-формировать у обучающихся понимание важности сохранения русского языка; отражение его изменений в условиях развития цифровых технологий;
-объяснить пользу взаимодействия русского языка и цифровых технологий, важность изучения языковых норм и правил.
Коррекционно-развивающие:
-развивать память, логическое мышление, грамотную речь.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к родному языку, нравственные качества личности ученика.
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- наличие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
- наличие уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- наличие адекватных представлений о собственных возможностях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- владение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- наличие социально значимых мотивов учебной деятельности, способность принимать и выполнять социальные роли обучающегося;
- владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, патриотизм.
Ход:
I.Организационный момент.
Добрый день, уважаемые гости, ребята. Рада вас видеть.
Мы пришли сюда учиться,
не лениться, а трудиться.
Работаем старательно
Слушаем внимательно.
II.Целеполагание.
1.Определение темы.
В каждой стране есть общепринятый язык, а иногда даже и не один. В России мы тоже говорим на государственном языке.
Прочитаем высказывание. Слайд.
-О каком языке идет речь?

-О каком языке идет речь? (русском).
На русском языке мы общаемся ежедневно, проводим уроки в школе, читаем книги, рассказываем стихи. Наш язык имеет долгую историю, он развивался на протяжении столетий и кажется непоколебимым и устойчивым, как огромная гора. Об этом поговорим на занятии из курса «Разговоры о важном».
Тема: «Русский язык в эпоху цифровых технологий» Слайд
МО.
2.Постановка задач.
Обратите внимание на высказывание.
Как описывает русский язык писатель? Какой русский язык? С чем сравнивается?(ответы)
К чему призывает писатель людей? (ответы)
-Что значит «беречь язык»?
-Что для этого нужно делать?
На эти вопросы попытаемся найти ответ на занятии.
Я предлагаю каждому подумать и сформулировать задачу, исходя из темы занятия. Нужно продолжить.
Задача:
1.Что нужно делать для сохранения …? Слайд
Задача:
1.Что нужно делать для сохранения русского языка в эпоху цифровых технологий?
МО. Задача поставлена, приступаем к работе.
III.Работа по теме.
1. Вступление.
Сколько в русском языке слов, выражений, сколько текстов и книг написано на русском языке!
Послушайте полезную информацию по теме занятия.
2.Просмотр и обсуждение видеоролика с федеральным спикером Соловьевым Владимиром Рудольфовичем.Слайд
Посмотрите и ответьте на такой вопрос:
-Что нужно каждому из нас делать, чтобы сохранить русский язык? (общаться больше друг с другом,читать книги,разговаривать на русском языке)
3.Практическое задание.
Русский язык живет, развивается и меняется, как человек.
Сегодня мы не можем без подготовки прочитать и понять тексты, записанные несколько веков назад.
Мы чаще всего пишем друг другу сообщения, звоним или общаемся по видеоcвязи. Еще 20 лет назад сложно было представить, что можно с легкостью увидеть близкого человека, живущего далеко от нас.
Когда мы общаемся с помощью телефонов и компьютеров, очень часто вместо слов ставим ЧТО?(смайлики) или в ответ просто отправляем забавные ЧТО?( стикеры). Давайте поиграем в игру и попробуем расшифровать несколько сообщений.
Карточки
Задание: представлены предложения, записанные при помощи смайликов. Задача обучающихся -расшифровать текст

МО.
Физминутка .
Упражнение для глаз. Слайд
Чтобы ваши глаза отдыхали, зрение было хорошим, предлагаю следующие упражнения.
4.Просмотр и анализ м/ф Слайд
Современная эпоха цифровых технологий влияет на наш язык, на то, как мы
пишем, какие слова используем при общении. Это не плохо, но в то же время мы не должны забывать о том, что наша речь характеризует нас.
Давайте посмотрим на эту тему небольшой фрагмент из хорошо известного вам мультфильма.
Просмотр фрагмента мф «Новое Простоквашино»
|
Попробуем посмотреть на ситуацию, показанную в мультфильме и ответим:
-Почему речь почтальона Печкина удивила Маргариту Егоровну?
После просмотра.
-Что можно посоветовать Печкину для того, чтобы его правильно поняли?
Чтобы нас понимали все окружающие, нужно не только говорить без ошибок и знать правила. Грамотность — это ключ к вашему будущему. Каждый день мы выстраиваем устную и письменную речь, словно высокое красивое здание
И разные слова и словосочетания — это наш строительный материал. Как человек выбирает, из чего он построит свой дом, так и мы выбираем, какой будет наша речь.
Слайд.
IV.Закрепление.
Ребята, ежегодно 8 сентября отмечается праздник - Медународный день грамотности. Это всемирный праздник, посвященный важности умения читать и писать для каждого человека и для всего общества. Слайд
Сейчас проверим вашу грамотность.
Сколько букв в русском алфавите? (33)
-Сколько гласных букв? (10)
-Как правильно нужно ставить ударение?
ТОрты или торты, бАнты или банты,каталОг или каталог, звонИт или звонит.
-Назовите вежливые слова, которые употребляют в общении друг с другом.
МО. Мы немного поиграли, вашу грамотность узнали.
-Как вы думаете, почему стоит быть грамотным человеком? (чтобы красиво и правильно говорить, писать, чтобы вас поняли)
-Как вежливость помогает в общении друг с другом?
V.Итог.
Сегодня мы говорили (о каком языке?) русском языке, богатом, могучем, объединяющем всех. Каждый день мы используем язык, чтобы делиться впечатлениями, общаться, рассказывать интересные истории или петь песни. И мы отлично понимаем друг друга, так как люди договорились использовать русский язык на территории всей нашей страны. Мы можем путешествовать, знакомиться и дружить с ребятами из разных городов, переписываться с ними.
Сейчас обратимся к началу занятия.
Задача:
1.Что нужно делать для сохранения русского языка в эпоху цифровых технологий? Слайд
Слова –подсказки (прочитать и составить только те, которые выделены другим шрифтом)
Ударениезнточкаатьзапятаясуществительноеберечьсловопредложениесохраобщениенять
-знать (грамотно писать и говорить)
-беречь (не засорять иностранными словами)
-сохранять родной язык (передавать язык из поколения в поколение)
Впереди вас ждут интересные годы обучения в школе, во время которых вы прочтете множество книг и научитесь говорить красиво и правильно.
VI.Рефлексия
-Ребята, продолжите, пожалуйста.
Я понял, что русский язык …(мнение учащихся) Слайд
Родной язык -народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
стихи и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном!
Учите, берегите речь родную,
Стихи слагайте, украшая жизнь.
Потомкам передавайте речь живую,
чтоб память о народе сохранить!