12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смирнова Екатерина Романовна35

Разработал: учитель русского языка и литературы - Смирнова Екатерина Романовна

Тема: Истинная красота героев Юрия Яковлева

Цель: сформировать понимание о внутренней и внешней красоте человека; подготовиться к творческой работе.

Задачи: проанализировать текст; определить проблему текста; познакомиться с биографией автора; интерпретировать смысл рассказа через инсценирование произведения.

Оборудование: тексты рассказа, выставка книг Ю.Яковлева, презентация, коробки-сюрпризы.

Методы и приемы: работа с художественным текстом, групповая работа, инсценирование произведения, фронтальная работа.

Ход урока

1.Мотивация

Коробки спрятаны у учителя. Одна красивая, внутри которой мятая бумага, вторая коробка некрасивая, внутри лежат конфеты.

-Ребята, вы любите сюрпризы? Ждете их?

- А какой вам сюрприз нравится (внешне например)? (яркий, красивый, необычный, желанный)

-Хотите сегодня сюрприз на уроке?

-Каждой группе я даю по 2 коробки-сюрприза. Какую вы сначала откроете? Что в ней? А теперь откройте другую коробку. В ней что? Ваши ожидания оправдались?

-Так и с людьми нередко бывает: внешне человек некрасивый, а узнаешь его получше – оказывается, он красавец, в нем все гармонично.

Вывод: В чем же заключается красота? Что значит – красивый человек? (внутренне красивый)

-А что значит внутренне красивый? (обладающий лучшими нравственными качествами)

-Какими? Назовите хотя бы 10 таких качеств внутренне красивого человека. (пишем на доске)

Ответственность, заботливость, сопереживание, честность, верность, дисциплинированность, бескорыстие, культурность, доброта, дружелюбие, самокритичность, справедливость, толерантность, любовь к труду, упорство, щедрость.

Цель урока (называют дети) – определить, кого из героев рассказа Ю.Яковлева можно назвать по-настоящему красивым и почему.



Сегодня мы будем работать с рассказом Юрия Яковлева «Игра в красавицу», который вы уже прочитали дома.

Тема урока: Рассказ Ю.Яковлева «Игра в красавицу».

-Какие задачи на урок вы поставите перед собой?

Познакомиться с биографией писателя.

Познакомиться с героями рассказа и определить, кто из них красив по-настоящему.

Дать определение «Что такое настоящая красота».

2.Осмысление

В школьной программе произведения Ю.Яковлева не изучаются. Но многие из вас, наверное знают его рассказ «Рыцарь Вася», мультфильм «Желтый слон». И сегодня прежде чем размышлять на рассказом «Игра в красавицу», мы познакомимся немного с некоторыми страницами биографии этого писателя.

Послушаем рассказ о Ю.Яковлеве (рассказывает учащийся):

Юрий Яковлев (настоящая фамилия Ховкин) родился в Ленинграде 26 июня 1922 года. Сейчас этот город называется Санкт-Петербург. Ленинград – это город его детства, где он рос, учился в школе. Стихи Яковлев начал писать еще в школе.

В 18 лет он был призван на военную службу, участвовал в Великой Отечественной войне. На фронте он был наводчиком зенитной батареи, участвовал в обороне Москвы, был ранен. Летом 1942 года во время блокады у него погибла мать.

В 1949 году в издательстве «Детгиз» выходит его первая детская книга «Наш адрес». Во второй книге – «В нашем полку» - он собрал стихи о войне, об армии.

В 1952 году писатель окончил Литературный институт имени А.М. Горького. Занимаясь журналистикой, публиковался под псевдонимом Яковлев. Он много ездил по стране, знакомился с разными людьми, собирал материал для своих будущих произведений.

Первый рассказ Юрия Яковлева был опубликован в 1960 году в журнале «Огонек», назывался он «Станция Мальчики». Потом вышел рассказ – «Мальчик с коньками».

Юрий Яковлев написал много рассказов и повестей о детях и молодежи - «Мой боевой друг», «Мистерия. Страсти по четырем девочкам», «Травести», «Трудная коррида», «Автопортрет», «Иван-виллис», «Дочь преферансиста». Его герои – простые ребята, наши ровесники.

О войне Яковлев написал такие произведения: «Реликвия», «Жить нам суждено», «Где стояла батарея», «Позавчера была война».

По его сценариям были сняты фильмы: «Первая Бастилия», «Мы с Вулканом», «Красавица» «Всадник над городом», «Пущик едет в Прагу». Интересно, что знаменитая «Колыбельная медведицы» из мультфильма про медвежонка Умку тоже написана Юрием Яковлевым, как и сам сценарий этого мультфильма.

Умер Юрий Яковлев 29 декабря 1995 года в Москве.



У нас на уроке представлена выставка его книг. С ними вы можете ознакомиться в конце урока или в перемену.
Работа в группах

Мы сегодня с вами работаем в группах. У вас на столах есть задание, вы работаете вместе. Вам нужно подготовить связный рассказ, ответив на вопросы. В пересказе участвуют все, для этого распределите вопросы.

1 группа

Задача: Вспомнить, что такое сюжет произведения, дать определение и пересказать его точно, без искажений, отсекая ненужное, не пропуская важные детали. Используя данные вопросы, перескажите сюжет произведения, не пропуская важные детали. В ответе участвуют все участники группы, для этого распределите вопросы.

-О ком текст? Назовите героев рассказа.

-Какая игра считалась любимой во дворе?

-Кого чаще других выбирали красавицей?

Была ли Нинка на самом деле красавицей? Опишите внешность Нинки.

-Почему ребята не замечали Недостатков Нинки?

-Кто изменил представление Нинки о самой себе?

-Как изменилась Нинка с появлением новенького во дворе?

-Кто оказался с Нинкой в самый трудный момент и помог ей?

-Что удивило Нинку в маминых словах? С чем она была не согласна?

-Что предложила Нинка маме?(пересказ)

Вопрос всем группам: Какие чувства вызвали у вас герои рассказа? (Ребята – одобрение, Нинка – сочувствие, сострадание, новенький – осуждение, негодование, мама – уважение, и тоже сочувствие, ведь она была беспомощна перед чужой жестокостью и не знала как помочь дочери).

2 группа

Задача: назовите положительные стороны игры в красавицу. (Найдите предложения, которые подтвердят ваши ответы, и выделите ключевые слова). Используя данные вопросы, составьте развернутый ответ. В ответе участвуют все участники группы, для этого распределите вопросы.

-Что давала эта игра Нинке? (игра давала Нинке уверенность в себе, радость и осознание своей неповторимости. Нинка расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она видела себя красавицей).

-Что представляло собой зеркало, в котором Нинка видела себя красавицей?(Нинка расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она видела себя красавицей. Нам самим начинало казаться, что красивей нашей Нинке нет. Нинка знала только то зеркало, которым были для нее мы, когда играли в красавицу. Она верила нам, а этот тип разбил наше зеркало, и вместо живого, веселого, доброго появилось холодное, гадкое, злое)

Вопрос всем группам: Почему ребята не замечали недостатков Нинки?(предложения из текста) Что это был за мир, в котором жили эти дети? (мы этого не замечали и пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым – дрянной. Нинка была стоящей девчонкой – мы выбирали красавицей ее).

3 группа

Задача: дайте критическую оценку поступков новенького. Используя данные вопросы, составьте развернутый ответ. В ответе участвуют все участники группы, для этого распределите вопросы.

-А новенький увидел Нинкину красоту? Почему? (он не знал Нинку так, как знали ее ребята, и судил о ней только по внешности)

-Что, по вашему мнению, испытала девочка, узнав злую правду «безжалостного зеркала»? (сильную душевную боль и горе от жесткости слов-убийц, от осознания своей некрасивости, от неразделенности первого чувства, от утраченного доброго мира, от разбитой веры в искренность слов, от внезапной пустоты и одиночества)

Вопрос всем группам: Почему писатель не называет имени новенького? Что внес в этот мир новенький?

Отвечает 1 группа. У остальных групп есть вопрос, на который им нужно ответить после прослушивания.

Инсценировка

Давайте посмотрим, как это было. (выходит группа учащихся, которые подготовили сценку по рассказу)

Сценка

Автор: Когда наша честная компания собиралась во двое под старым тополем, мы играли в красавицу. Эту игру мы сами изобрели.

Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры, и старались, чтобы считалочка кончалась на ней.

1-ый: Сыграем в красавицу?

2-ой: Давайте!

(дети встают в круг, произносят считалку)

Все: Эни – бени – рэс

Квинтер – винтер – жес

Ене – бене –раба

Финтер – квинтер – баба!

(Считалка кончается на Нинке. Нинка выходит в круг детей, скромно опускает глаза, разглаживает руками платье. Она заранее знала, что ей придется выходить на круг и быть красавицей.)

Автор: Теперь мы вспоминаем, что Нинка из седьмой квартиры была на редкость некрасивой: у нее был широкий приплюснутый нос и большие грубые губы, вокруг которых хлебными крошками рассыпались веснушки. Лоб – тоже в хлебных крошках. Бесцветные глаза. Прямые жидкие волосы. Ходила она, шаркая ногами, животом вперед. Но мы этого не замечали. Мы пребывали в том справедливом наведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым – дрянной.

1-ый: У нее лебединая шея.

2-ой: Не лебединая, а лебяжья. У нее коралловые губы…

3-ий: У нее золотые кудри.

4-ый: У нее глаза синие, как…как…

5-ый: Вечно ты забываешь! Синие – как море.

(Нинка внимательно слушает, поправляет волосы, подбирает в живот, расправляет плечи, то кокетливо отставляет ногу в сторону, то кокетливо кладет руки на пояс – она чувствует себя красавицей)

6-ой: У нее атласная кожа.

7-ой: У нее соболиные брови.

8-ой: у нее зубы…зубы…

3-ий: Что зубы? Жемчужные зубы!

Автор: Нам самим начинало казаться, что у нее все лебяжье, коралловое, жемчужное. И красивее нашей Нинки нет. Когда запас нашего красноречия иссякал, Нинка принималась что-нибудь рассказывать.

Нинка: Вчера я купалась в теплом море. Поздно вечером в темноте море светилось. И я светилась. Я была рыбой…Нет, не рыбой – русалкой. Рядом со мной кувыркались дельфины. Они тоже светились.

4-ый: Не может быть!

Нинка (протягивает ему руку): Понюхай, чем пахнет?

4-ый: Мылом.

Нинка (качая головой): Морем! Лизни – рука соленая.

Автор: Стояли мутные влажные сумерки, и было непонятно, идет дождь или нет. Только на стекле возникали и лопались пузырьки. Но мы чувствовали близость несуществующего моря – теплого, светящегося, соленого. (Музыка – шум моря)



Работа в группе

Отвечает 2 группа. Остальные слушают и готовят ответ на вопрос.

Слово учителя: Мир, в котором жили дети, мир доброго, справедливого неведения дворовой компании дарил некрасивой Нинке радость, счастье, уверенность в себе, осознание своей неповторимости, нужности.

Отвечает 3 группа. Остальные слушают и готовят ответ на вопрос.

Слово учителя: Новенький уничтожил радость и осознание человеческой неповторимости, причинил сильную душевную боль девочке и ее друзьям.

Фронтальная работа

-Кто оказался рядом с Нинкой и помог в самый трудный момент?

-Почему Нинка расплакалась после слов мамы? (она поняла, что мама может испытать ту же боль и горе, ч то пережила она сама от злой правды новенького)

-Предлагая игру в красавицу, что Нинка хотела подарить маме? От чего уберечь? (игра в красавицу дарила некрасивой Нинке счастье и радость. Она хотела подарить маме тот мир счастья и доброты, в котором когда-то жила сама) (душевная боль и горе от злой правды новенького были на столько сильны, что Нинка не могла допустить, чтобы ее мама испытала подобное)

-Как вы считаете, Нинка действительно красавица?

-В чем проявлялась ее истинная красота? (в ее взрослом поступке, в мудрости, доброте. Нинка поняла, что любимые люди всегда прекрасны)

Прочитайте концовку рассказа. Почему именно так закончил автор свое произведение? (потому что Нинка была стоящей девчонкой, она не могла остаться в стороне и не помочь)

Возвращение к проблеме

Прежде чем закончить разговор обратимся к проблеме рассказа. Какой вопрос в начале урока мы ставили с вами? (в чем заключается красота? Что значит красивый человек? Что значит внутренняя красота человека?)

Давайте ответим на эти вопросы.

3.Рефлексия

Стихотворение «Некрасивая девочка» (рассказывает учащийся класса)

Я вам предлагаю сейчас послушать стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка».

Некрасивая девочка

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, —
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

-Как вы думаете, почему мы обратились к этому стихотворению? (мы еще раз убедились, что важнее внутренняя красота, а не внешняя)

9. Вывод

Чему же учит этот рассказ?

-Кто по-настоящему красив? (человек обладающий высокими нравственными качествами)

Ответьте на вопрос:

А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

10. Д/з на выбор

1)Представьте, что прошло много лет. Все выросли и новенький пишет письмо Нинке, что будет в этом письме? (на доске правила написания письма)

Сочинение «Письмо Нинке от новенького»

2) сочинение-миниатюра «Каким я представляю себе красивого человека?» (с примерами)













































Приложение


Презентация к уроку

1 слайд

t1698674289aa.png

2 слайд

t1698674289ab.png



3 слайд

t1698674289ac.png

4 слайд

t1698674289ad.png







5 слайд

t1698674289ae.png

6 слайд

t1698674289af.png









7 слайд

t1698674289ag.png

8 слайд

t1698674289ah.png











9 слайд

t1698674289ai.png

10 слайд

t1698674289aj.png

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.