Разработка занятия по произведению Юрия Яковлева «Игра в красавицу»
Разработал: учитель русского языка и литературы - Смирнова Екатерина Романовна
Тема: Истинная красота героев Юрия Яковлева
Цель: сформировать понимание о внутренней и внешней красоте человека; подготовиться к творческой работе.
Задачи: проанализировать текст; определить проблему текста; познакомиться с биографией автора; интерпретировать смысл рассказа через инсценирование произведения.
Оборудование: тексты рассказа, выставка книг Ю.Яковлева, презентация, коробки-сюрпризы.
Методы и приемы: работа с художественным текстом, групповая работа, инсценирование произведения, фронтальная работа.
Ход урока
1.Мотивация
Коробки спрятаны у учителя. Одна красивая, внутри которой мятая бумага, вторая коробка некрасивая, внутри лежат конфеты.
-Ребята, вы любите сюрпризы? Ждете их?
- А какой вам сюрприз нравится (внешне например)? (яркий, красивый, необычный, желанный)
-Хотите сегодня сюрприз на уроке?
-Каждой группе я даю по 2 коробки-сюрприза. Какую вы сначала откроете? Что в ней? А теперь откройте другую коробку. В ней что? Ваши ожидания оправдались?
-Так и с людьми нередко бывает: внешне человек некрасивый, а узнаешь его получше – оказывается, он красавец, в нем все гармонично.
Вывод: В чем же заключается красота? Что значит – красивый человек? (внутренне красивый)
-А что значит внутренне красивый? (обладающий лучшими нравственными качествами)
-Какими? Назовите хотя бы 10 таких качеств внутренне красивого человека. (пишем на доске)
Ответственность, заботливость, сопереживание, честность, верность, дисциплинированность, бескорыстие, культурность, доброта, дружелюбие, самокритичность, справедливость, толерантность, любовь к труду, упорство, щедрость.
Цель урока (называют дети) – определить, кого из героев рассказа Ю.Яковлева можно назвать по-настоящему красивым и почему.
Сегодня мы будем работать с рассказом Юрия Яковлева «Игра в красавицу», который вы уже прочитали дома.
Тема урока: Рассказ Ю.Яковлева «Игра в красавицу».
-Какие задачи на урок вы поставите перед собой?
Познакомиться с биографией писателя.
Познакомиться с героями рассказа и определить, кто из них красив по-настоящему.
Дать определение «Что такое настоящая красота».
2.Осмысление
В школьной программе произведения Ю.Яковлева не изучаются. Но многие из вас, наверное знают его рассказ «Рыцарь Вася», мультфильм «Желтый слон». И сегодня прежде чем размышлять на рассказом «Игра в красавицу», мы познакомимся немного с некоторыми страницами биографии этого писателя.
Послушаем рассказ о Ю.Яковлеве (рассказывает учащийся):
Юрий Яковлев (настоящая фамилия Ховкин) родился в Ленинграде 26 июня 1922 года. Сейчас этот город называется Санкт-Петербург. Ленинград – это город его детства, где он рос, учился в школе. Стихи Яковлев начал писать еще в школе.
В 18 лет он был призван на военную службу, участвовал в Великой Отечественной войне. На фронте он был наводчиком зенитной батареи, участвовал в обороне Москвы, был ранен. Летом 1942 года во время блокады у него погибла мать.
В 1949 году в издательстве «Детгиз» выходит его первая детская книга «Наш адрес». Во второй книге – «В нашем полку» - он собрал стихи о войне, об армии.
В 1952 году писатель окончил Литературный институт имени А.М. Горького. Занимаясь журналистикой, публиковался под псевдонимом Яковлев. Он много ездил по стране, знакомился с разными людьми, собирал материал для своих будущих произведений.
Первый рассказ Юрия Яковлева был опубликован в 1960 году в журнале «Огонек», назывался он «Станция Мальчики». Потом вышел рассказ – «Мальчик с коньками».
Юрий Яковлев написал много рассказов и повестей о детях и молодежи - «Мой боевой друг», «Мистерия. Страсти по четырем девочкам», «Травести», «Трудная коррида», «Автопортрет», «Иван-виллис», «Дочь преферансиста». Его герои – простые ребята, наши ровесники.
О войне Яковлев написал такие произведения: «Реликвия», «Жить нам суждено», «Где стояла батарея», «Позавчера была война».
По его сценариям были сняты фильмы: «Первая Бастилия», «Мы с Вулканом», «Красавица» «Всадник над городом», «Пущик едет в Прагу». Интересно, что знаменитая «Колыбельная медведицы» из мультфильма про медвежонка Умку тоже написана Юрием Яковлевым, как и сам сценарий этого мультфильма.
Умер Юрий Яковлев 29 декабря 1995 года в Москве.
У нас на уроке представлена выставка его книг. С ними вы можете ознакомиться в конце урока или в перемену.
Работа в группах
Мы сегодня с вами работаем в группах. У вас на столах есть задание, вы работаете вместе. Вам нужно подготовить связный рассказ, ответив на вопросы. В пересказе участвуют все, для этого распределите вопросы.
1 группа
Задача: Вспомнить, что такое сюжет произведения, дать определение и пересказать его точно, без искажений, отсекая ненужное, не пропуская важные детали. Используя данные вопросы, перескажите сюжет произведения, не пропуская важные детали. В ответе участвуют все участники группы, для этого распределите вопросы.
-О ком текст? Назовите героев рассказа.
-Какая игра считалась любимой во дворе?
-Кого чаще других выбирали красавицей?
Была ли Нинка на самом деле красавицей? Опишите внешность Нинки.
-Почему ребята не замечали Недостатков Нинки?
-Кто изменил представление Нинки о самой себе?
-Как изменилась Нинка с появлением новенького во дворе?
-Кто оказался с Нинкой в самый трудный момент и помог ей?
-Что удивило Нинку в маминых словах? С чем она была не согласна?
-Что предложила Нинка маме?(пересказ)
Вопрос всем группам: Какие чувства вызвали у вас герои рассказа? (Ребята – одобрение, Нинка – сочувствие, сострадание, новенький – осуждение, негодование, мама – уважение, и тоже сочувствие, ведь она была беспомощна перед чужой жестокостью и не знала как помочь дочери).
2 группа
Задача: назовите положительные стороны игры в красавицу. (Найдите предложения, которые подтвердят ваши ответы, и выделите ключевые слова). Используя данные вопросы, составьте развернутый ответ. В ответе участвуют все участники группы, для этого распределите вопросы.
-Что давала эта игра Нинке? (игра давала Нинке уверенность в себе, радость и осознание своей неповторимости. Нинка расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она видела себя красавицей).
-Что представляло собой зеркало, в котором Нинка видела себя красавицей?(Нинка расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она видела себя красавицей. Нам самим начинало казаться, что красивей нашей Нинке нет. Нинка знала только то зеркало, которым были для нее мы, когда играли в красавицу. Она верила нам, а этот тип разбил наше зеркало, и вместо живого, веселого, доброго появилось холодное, гадкое, злое)
Вопрос всем группам: Почему ребята не замечали недостатков Нинки?(предложения из текста) Что это был за мир, в котором жили эти дети? (мы этого не замечали и пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым – дрянной. Нинка была стоящей девчонкой – мы выбирали красавицей ее).
3 группа
Задача: дайте критическую оценку поступков новенького. Используя данные вопросы, составьте развернутый ответ. В ответе участвуют все участники группы, для этого распределите вопросы.
-А новенький увидел Нинкину красоту? Почему? (он не знал Нинку так, как знали ее ребята, и судил о ней только по внешности)
-Что, по вашему мнению, испытала девочка, узнав злую правду «безжалостного зеркала»? (сильную душевную боль и горе от жесткости слов-убийц, от осознания своей некрасивости, от неразделенности первого чувства, от утраченного доброго мира, от разбитой веры в искренность слов, от внезапной пустоты и одиночества)
Вопрос всем группам: Почему писатель не называет имени новенького? Что внес в этот мир новенький?
Отвечает 1 группа. У остальных групп есть вопрос, на который им нужно ответить после прослушивания.
Инсценировка
Давайте посмотрим, как это было. (выходит группа учащихся, которые подготовили сценку по рассказу)
Сценка
Автор: Когда наша честная компания собиралась во двое под старым тополем, мы играли в красавицу. Эту игру мы сами изобрели.
Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры, и старались, чтобы считалочка кончалась на ней.
1-ый: Сыграем в красавицу?
2-ой: Давайте!
(дети встают в круг, произносят считалку)
Все: Эни – бени – рэс
Квинтер – винтер – жес
Ене – бене –раба
Финтер – квинтер – баба!
(Считалка кончается на Нинке. Нинка выходит в круг детей, скромно опускает глаза, разглаживает руками платье. Она заранее знала, что ей придется выходить на круг и быть красавицей.)
Автор: Теперь мы вспоминаем, что Нинка из седьмой квартиры была на редкость некрасивой: у нее был широкий приплюснутый нос и большие грубые губы, вокруг которых хлебными крошками рассыпались веснушки. Лоб – тоже в хлебных крошках. Бесцветные глаза. Прямые жидкие волосы. Ходила она, шаркая ногами, животом вперед. Но мы этого не замечали. Мы пребывали в том справедливом наведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым – дрянной.
1-ый: У нее лебединая шея.
2-ой: Не лебединая, а лебяжья. У нее коралловые губы…
3-ий: У нее золотые кудри.
4-ый: У нее глаза синие, как…как…
5-ый: Вечно ты забываешь! Синие – как море.
(Нинка внимательно слушает, поправляет волосы, подбирает в живот, расправляет плечи, то кокетливо отставляет ногу в сторону, то кокетливо кладет руки на пояс – она чувствует себя красавицей)
6-ой: У нее атласная кожа.
7-ой: У нее соболиные брови.
8-ой: у нее зубы…зубы…
3-ий: Что зубы? Жемчужные зубы!
Автор: Нам самим начинало казаться, что у нее все лебяжье, коралловое, жемчужное. И красивее нашей Нинки нет. Когда запас нашего красноречия иссякал, Нинка принималась что-нибудь рассказывать.
Нинка: Вчера я купалась в теплом море. Поздно вечером в темноте море светилось. И я светилась. Я была рыбой…Нет, не рыбой – русалкой. Рядом со мной кувыркались дельфины. Они тоже светились.
4-ый: Не может быть!
Нинка (протягивает ему руку): Понюхай, чем пахнет?
4-ый: Мылом.
Нинка (качая головой): Морем! Лизни – рука соленая.
Автор: Стояли мутные влажные сумерки, и было непонятно, идет дождь или нет. Только на стекле возникали и лопались пузырьки. Но мы чувствовали близость несуществующего моря – теплого, светящегося, соленого. (Музыка – шум моря)
Работа в группе
Отвечает 2 группа. Остальные слушают и готовят ответ на вопрос.
Слово учителя: Мир, в котором жили дети, мир доброго, справедливого неведения дворовой компании дарил некрасивой Нинке радость, счастье, уверенность в себе, осознание своей неповторимости, нужности.
Отвечает 3 группа. Остальные слушают и готовят ответ на вопрос.
Слово учителя: Новенький уничтожил радость и осознание человеческой неповторимости, причинил сильную душевную боль девочке и ее друзьям.
Фронтальная работа
-Кто оказался рядом с Нинкой и помог в самый трудный момент?
-Почему Нинка расплакалась после слов мамы? (она поняла, что мама может испытать ту же боль и горе, ч то пережила она сама от злой правды новенького)
-Предлагая игру в красавицу, что Нинка хотела подарить маме? От чего уберечь? (игра в красавицу дарила некрасивой Нинке счастье и радость. Она хотела подарить маме тот мир счастья и доброты, в котором когда-то жила сама) (душевная боль и горе от злой правды новенького были на столько сильны, что Нинка не могла допустить, чтобы ее мама испытала подобное)
-Как вы считаете, Нинка действительно красавица?
-В чем проявлялась ее истинная красота? (в ее взрослом поступке, в мудрости, доброте. Нинка поняла, что любимые люди всегда прекрасны)
Прочитайте концовку рассказа. Почему именно так закончил автор свое произведение? (потому что Нинка была стоящей девчонкой, она не могла остаться в стороне и не помочь)
Возвращение к проблеме
Прежде чем закончить разговор обратимся к проблеме рассказа. Какой вопрос в начале урока мы ставили с вами? (в чем заключается красота? Что значит красивый человек? Что значит внутренняя красота человека?)
Давайте ответим на эти вопросы.
3.Рефлексия
Стихотворение «Некрасивая девочка» (рассказывает учащийся класса)
Я вам предлагаю сейчас послушать стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка».
Некрасивая девочка
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, —
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
-Как вы думаете, почему мы обратились к этому стихотворению? (мы еще раз убедились, что важнее внутренняя красота, а не внешняя)
9. Вывод
Чему же учит этот рассказ?
-Кто по-настоящему красив? (человек обладающий высокими нравственными качествами)
Ответьте на вопрос:
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
10. Д/з на выбор
1)Представьте, что прошло много лет. Все выросли и новенький пишет письмо Нинке, что будет в этом письме? (на доске правила написания письма)
Сочинение «Письмо Нинке от новенького»
2) сочинение-миниатюра «Каким я представляю себе красивого человека?» (с примерами)
Приложение
Презентация к уроку
1 слайд
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд