Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных по значению»
Конспект урока русского языка в 6 классе
Прокопьева Татьяна Ильинична
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Мелекесская сош с углубленным
изучением отдельных предметов»
Тукаевского муниципального района РТ
Тема урока: «Разряды имен прилагательных по значению»
Тип урока: Урок «обобщение» полученных знаний.
Цели урока:
Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.
Содержательная: формирование у школьников целостную систему ведущих знаний по теме «Разряды имен прилагательных по значению».
Планируемые результаты:
Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.
Познавательные: обучающийся научится определять понятия о разрядах прилагательных; о значениях, образованиях разрядов прилагательных (слитно и через дефис);- о связи изучаемого материала с реальной жизнью.
Коммуникативные: обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной теме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Предметные: обучающийся научится определять разряды прилагательных, их отличительные признаки; различать прилагательные по значению.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.
Ход урока
1 этап. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)
Учитель. Здравствуйте, друзья!
Улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы? Тогда за работу!
Удачи желаю всем вам!
2. Актуализация знаний.
- В начале урока, я приглашаю вас на экзамен, на котором молодой человек, по имени
Митрофан, демонстрирует своё знание имени прилагательного. Посмотрите небольшую сценку из комедии Фонвизина «Недоросль».
В роли Митрофана – ________________, в роли учителя Правдина ________________.
В роли Митрофана – Никитин Данил, в роли учителя Правдина Ваньков Кирилл.
Митрофан: Вот, грамматика.
Правдин: (экзаменующий). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Правдин). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит
Митрофан. И ведомо.
В роли Митрофана – Никитин Данил, в роли учителя Правдина Ваньков Кирилл. В роли Митрофана – Никитин Данил, в роли учителя Правдина Ваньков Кирилл.
Митрофан: Вот, грамматика.
Правдин: (экзаменующий). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Правдин). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит
Митрофан. И ведомо.
итрофан: Вот, грамматика.
Правдин: (экзаменующий). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Правдин). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан: Вот, грамматика.
Правдин: (экзаменующий). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Правдин). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь
Митрофан. Вот,…. грамматика.
Правдин. Вижу. Эта грамматика. Что ж вы в ней знаете? Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, ….котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта?... Прилагательна.
Правдин. Почему же?
итрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит
не навешена; так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Учитель.
- Правильно ответил Митрофан, что такое имя прилагательное? (Нет)
-А вот мне, ребята, хочется проверить, всё ли вы знаете об имени прилагательном, не
путаете ли вы с существительным. Нет ли среди вас Митрофанушек?
2 этап. Актуализация прочного учебного действия. (5мин.)
Слайд. Раздел эпиграф.
А теперь о серьезном… Эпиграфом к нашему уроку станут такие слова : “Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”.
- Ребята, как вы думаете, какую мысль хотел выразить французский писатель Франс Анатоль в этих строках?
(Наше внимание связано с нашим жизненным интересом. То, что нам интересно, то легко и запоминается)
- Вы с ним согласны?
- А чтобы разогреть ваш аппетит, мы проведём игру, проверив тем самым домашнюю работу.
(Упражнение 241. Вспомните, на какие разряды делятся имена прилагательные. Распределите прилагательные из упр. 240 по разрядам)
И так, игра «Найди свою семью». А вы знаете, что такое семья?
Под словом «семья» традиционно подразумевают базовую «ячейку общества». Говоря простыми словами, семья — сообщество людей, которых объединяет кровное родство или же брачные узы
-Возьмите карточки. Внимательно прочитайте словосочетания и идите к своей семье.
-Друзья мои! Какие родственные узы вас объединяет. По каким признакам вы нашли друг друга.
1 группа. Качественные прилагательные обозначают признаки предмета: по цвету, размеру, форме, весу, возрасту, росту, внутренним качествам.
Слайд. качественные прилагательные
2 группа. Относительные прилагательные обозначают признаки предмета, которые указывают на отношение к чему-нибудь: к материалу, месту, времени, значению и т.д.
Слад. Относительные прилагательные
3 этап. Выявление места и причины затруднения (2 мин)
Учитель. Ух , какие молодцы!
- Ребята, у вас тут так весело, вы мне очень нравитесь. Посмотрите, что у меня есть.
(Учитель показывает заячий хвост)
-Чей он? (Заячий)
Примите нас в свою семью. Мы хотим к вам.
Нет.
-А почему? (Ученики поясняют, озвучивают вопросы, говорят о принадлежности и т.д)
- Значит, мы не принадлежим вам. А куда нам идти, где наша семья, как она называется?
Притяжательные местоимения. Слайд.
- Спасибо, ребята! Вы молодцы! Садитесь на свои места.
- И так ребята, кто мне скажет, как образуются притяжательные прилагательные и почему они так называются?
Притяжательные прилагательные образуются от одушевленных существительных.
Обозначают принадлежность предмета кому-либо.
-Проверяем по эталону, всё ли мы с вами верно определили. Слайд. Разряды.
Разряды прилагательных | ||
Качественные | Относительные | Притяжательные |
обозначают признаки предмета: по цвету, размеру, форме, весу, возрасту, росту, внутренним качествам и т.д | обозначают признаки предмета, которые указывают на отношение к чему-нибудь: к материалу, месту, времени, значению и т.д. | обозначают принадлежность предмета кому-либо. |
- Как выдумаете, почему мы распределили прилагательные на 3 группы?
Они делятся по значению на 3 группы
- Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока.
Разряды имен прилагательных по значению.
- Спасибо. Запишите её в тетрадях.
Слайд. Тема урока.
4 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону. (5 мин)
- Откройте 193 страницу учебника, упражнение 244 , задание 1.
-С помощью таблицы вспомните и объясните, почему одно и то же прилагательное может относиться к разным разрядам.
Вывод: прилагательные могут употребляться в переносных значениях. При этом они могут переходить из одного разряда в другой, когда теряют свои признаки и приобретают признаки других разрядов.
-Дополните таблицу примерами:
1 группа - со словом лисий,
2 группа - львиный,
3 группа – орлиный
- Проверяем.
- А теперь следующее задание.
1 группа. Выполнить словообразовательный и морфемный разбор слов. Сделать выводы.
Зимний
Временный
Деревянный
Серебряный
Московский
Вывод: относительные прилагательные образуются от существительных при помощи суффиксов: -н-, -енн- (-янн-, -ян-), -ск-.
-Проверяем по эталону. Слайд. Работа в группе
зим-а — зим-н-ий;
врем-я — врем-енн-ый;
дерев-о — дерев-янн-ый;
серебр-о — серебр-ян-ый;
Москв-а — москов-ск-ий.
2 группа. Выполнить словообразовательный и морфемный разбор слов. Сделать выводы.
Мамин
Отцов
Андреев
Заячий — заячьи
Выводы: Притяжательные прилагательные образуются от существительных при помощи суффиксов -ин-, -ов- (-ев-), -ий- (-и-)
-Проверяем по эталону. Слайд.
Мам-а — мам-ин;
Отец — отц-ов;
Андр-ей — Андре-ев;
Заяц — заяч-ий — заячь-и.
3 группа. Признаки качественных прилагательных. Допишите пропущенные слова.
1. Отвечают на вопросы __________ (_________, _________,________)
2. Имеют _________форму.
3. Можно подобрать _____________.
4. Сочетаются со словом ________.
5. Имеют степени __________.
Посмотрите на эталон.
1. Отвечают на вопросы какой? (какая?, какое? какие?)
2. Имеют краткую форму.
3. Можно подобрать антоним.
4. Сочетаются со словом очень.
5. Имеют степени сравнения.
-Ребята у вас были затруднения?
-Да, у нас затруднения в 5 пункте / нет
- Степени сравнения качественных прилагательных мы рассмотрим подробнее на следующем уроке.
V. Подведение итогов . Рефлексия. (3 мин)
Ф.И. |
«Линейка достижений». *На «Линейке достижений» под числами отметьте первыми буквами названия разрядов прилагательных. Прекрасный день, лисья нора, кожаные перчатки, шёлковый платок, собачий лай, ледяной взгляд, долгий путь, заячьи следы, заячья шуба, заячья душонка. |
VI. Домашнее задание. П.29. Дополните кластер упр. 241. Подготовить сообщение с примерами на тему «Разряды имен прилагательных»
https://prezi.com/p/create-prezi/
https://prezi.com/view/0gtC3NktNesUOS4Xk2xJ/
1. группа. Выполнить словообразовательный и морфемный разбор слов. Сделать выводы.
Зимний
Временный
Деревянный
Серебряный
Московский
Вывод: ____________прилагательные образуются от ________________при помощи суффиксов: ______________________.
|
2 группа. Выполнить словообразовательный и морфемный разбор слов. Сделать выводы.
Мамин
Отцов
Андреев
Заячий — заячьи
Выводы: _______________ образуются от имен _______________ при помощи суффиксов ____________________.
|
3 группа.
Признаки качественных прилагательных.
1. Отвечают на вопросы __________ (_________, _________,________)
2. Имеют _________форму : девушка красива, день хорош
3. Можно подобрать _____________
4. Сочетаются со словом ________
5. Имеют степени __________
В роли Митрофана – Гаффанов Раиль, в роли учителя Правдина - Шигабутдинов Наиль.
В роли Митрофана – Никитин Данил, в роли учителя Правдина Ваньков Кирилл.
Митрофан: Вот, грамматика.
Правдин: (экзаменующий). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Правдин). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит
Митрофан. И ведомо.
В роли Митрофана – Никитин Данил, в роли учителя Правдина Ваньков Кирилл. В роли Митрофана – Никитин Данил, в роли учителя Правдина Ваньков Кирилл.
Митрофан: Вот, грамматика.
Правдин: (экзаменующий). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Правдин). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит
Митрофан. И ведомо.
итрофан: Вот, грамматика.
Правдин: (экзаменующий). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Правдин). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан: Вот, грамматика.
Правдин: (экзаменующий). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Правдин). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь
Митрофан. Вот,…. грамматика.
Правдин. Вижу. Эта грамматика. Что ж вы в ней знаете? Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, ….котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта?... Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит
не навешена; так та покамест существительна.
Правдин. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
_____________________________________________________________________________________________
В роли Митрофана – Гаффанов Раиль, в роли учителя Правдина - Шигабутдинов Наиль.
В роли Митрофана – Никитин Данил, в роли учителя Правдина Ваньков Кирилл.
Митрофан: Вот, грамматика.
Правдин: (экзаменующий). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Правдин). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит
Митрофан. И ведомо.
В роли Митрофана – Никитин Данил, в роли учителя Правдина Ваньков Кирилл. В роли Митрофана – Никитин Данил, в роли учителя Правдина Ваньков Кирилл.
Митрофан: Вот, грамматика.
Правдин: (экзаменующий). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Правдин). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит
Митрофан. И ведомо.
итрофан: Вот, грамматика.
Правдин: (экзаменующий). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Правдин). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан: Вот, грамматика.
Правдин: (экзаменующий). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Правдин). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь
Митрофан. Вот,…. грамматика.
Правдин. Вижу. Эта грамматика. Что ж вы в ней знаете? Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, ….котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта?... Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит
не навешена; так та покамест существительна.
Правдин. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Ф.И. |
«Линейка достижений». На «Линейке достижений» под числами отметьте первыми буквами названия разрядов прилагательных. Прекрасный день, лисья нора, кожаные перчатки, шёлковый платок, собачий лай, ледяной взгляд, долгий путь, заячьи следы, заячья шуба, заячья душонка. |
Ф.И. |
«Линейка достижений». На «Линейке достижений» под числами отметьте первыми буквами названия разрядов прилагательных. Прекрасный день, лисья нора, кожаные перчатки, шёлковый платок, собачий лай, ледяной взгляд, долгий путь, заячьи следы, заячья шуба, заячья душонка. |
Ф.И. |
«Линейка достижений». На «Линейке достижений» под числами отметьте первыми буквами названия разрядов прилагательных. Прекрасный день, лисья нора, кожаные перчатки, шёлковый платок, собачий лай, ледяной взгляд, долгий путь, заячьи следы, заячья шуба, заячья душонка. |
«Семья
качественных
прилагательных»
«Семья
относительных
прилагательных»
«Семья
притяжательных
прилагательных»
коричневый окрас |
тяжёлый чемодан |
вытянутое туловище |
небольшое животное |
хорошее чутье |
пожилой человек |
кожаная сумка |
зимний вечер |
охотничья порода |
ситцевое платье |
золотое кольцо |
солнечные часы |
заячий хвост |
волчья лапа |
медвежья нора |
овечья шерсть |
ослиное ухо |
мамина ваза |