Занятие на тему «Развитие ассертивного поведения у подростков»
Коррекционно-развивающее занятие на тему:
«Развитие ассертивного поведения у подростков»
Никитина Ирина Викторовна, педагог-психолог ГБОУ Школы № 2129, Москва.
Цель: Проработка всех компонентов ассертивного поведения.
Задачи: Формирование таких особенностей личности, как:
Принятие на себя ответственности за собственное поведение.
Самоуважение и уважение к другим людям.
Эффективное общение.
Уверенность в себе.
Умение внимательно слушать и понимать.
Умение вести переговоры и достигать компромисса.
Характеристика группы:
Количество участников: 10–14 человек;
Пол: Ж, М;
Возраст: 13-17 лет;
Методы: Ролевая игра, групповые обсуждения, решение кейсов.
Оборудование: карточки с ролями, листы бумаги, маркеры, мяч.
Приветствие участников. Введение правил взаимодействия в группе.
Процедура проведения: Участники называют те правила, которые необходимо выполнять для успешной работы на занятии. Обсуждаются и принимаются основные правила групповой работы:
1. «Я»-послание.
2. Конфиденциальность.
3. Телефоны в режиме без звука.
4. Талисман и т.д.
II. Психологический настрой
Участникам предлагается ответить на следующие вопросы:
1. С каким цветом ассоциируется Ваше настроение?
2. Чего вы ждете от сегодняшнего занятия?
III. Разминка
Упражнение «Веселый мячик»
Цель упражнения: разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.
– Начнем сегодняшнее занятие с игры. Бросая друг другу мяч, нужно продолжая фразу «Я могу...» или «Я умею…» говорить что-то хорошее о себе.
IV. Основная часть
1. Упражнение "Случай в лифте"
Это упражнение прекрасно подойдет для иллюстрации того, как проявляются наши чувства. В силу убеждений и воспитания, направленного на подавление чувств, люди либо не проявляют чувства, либо испытывают угрызения совести по поводу того, что "не сдержались". В игре они смогут выразить то, что запрещается и это станет поводом для дальнейшего разговора о роли чувств в жизни. Кроме того, известно, что нельзя сыграть то, чего в тебе нет.
Цель: Исследовать поведенческие проявления различных чувств и состояний.
Организация: Все участники занимают место в центре аудитории. Вокруг них выставляются стулья, спинками внутрь - это имитирует лифт.
Участникам объясняют сюжет игры:
"Вы все - жильцы одного дома. И вот однажды, утром отправляясь на работу, вы застреваете в лифте. При этом у вас возникают разные чувства. Какие именно - вы узнаете, когда вытащите карточку". Раздайте карточки с перечисленными на них названиями чувств и состояний.
Варианты карточек: радость, восторг, удовольствие, интерес, волнение, возбуждение, горе, страдание, печаль, депрессия, злость, раздражение, негодование, возмущение, страх, тревога опасение, презрение, высокомерие, пренебрежение, стыд, самоуничижение, неловкость, удивление, изумление.
Ваше поведение должно быть продиктовано тем состоянием, которое написано на карточке. Называть словом его нельзя. Чувство проигрывается как вербально, так и невербально.
Вопросы к участникам группы:
- Какое чувство Вам досталось?
- Удалось ли Вам передать состояние, вызванное этим чувством?
2. Упражнение «Рисунок вдвоем»
Цель: Формирование способности договариваться с партнером для достижения своей цели.
Процедура проведения: Все участники садятся парами. Каждой паре дается один листок, один маркер. Необходимо каждому участнику пары задумать свой рисунок, затем оба участника одновременно, не разговаривая друг с другом, одним маркером должны нарисовать свой рисунок.
На заметку: Необходимо несколько рисунков продемонстрировать всем участникам. Желательно, чтобы эти рисунки были разного уровня.
Вопросы к участникам группы:
- Что Вы чувствовали, выполняя задание?
- Удалось ли Вам осуществить свою задумку?
V. Подведение итогов
1. Изменился ли цвет Вашего настроения?
2. Какой опыт Вы получили от занятия?
3. Чего ожидаете от следующего занятия?
Список используемой литературы:
Битянова, М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Электронный ресурс]: URL: https://www.litmir.co/br/?b=230857&p=4
Вачков, И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007.
Леонтьев, А.А. Ассертивность. Общение и деятельность общения/ А.А. Леонтьев, Р. Харре, М. Наргайн, Д.А. Грэхем. - СПб.: Питер, 2008 с.- 160-215.