Развитие «чувства интереса» к предметам «русский язык», «литература». Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы для раскрытия индивидуальных способностей учащихся (обмен опытом)
«Развитие «чувства интереса» к предметам «русский язык», «литература».
Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы для раскрытия индивидуальных способностей учащихся»
Из выступления Гусевой Т.Ю.,
учителя русского языка и литературы основной школы № 35
Цель: изучить практический материал по всем основным грамматико-орфографическим разделам программы по русскому языку, использование данного материала для совершенствования речевых умений и навыков, для контроля за усвоением программного материала путем саморазвития личности обучающегося.
На уроках русского языка и литературы необходимо, чтобы каждый ученик задавал себе вопрос: «Нужно ли слушать учителя на уроке? Нужно ли делать домашние работы? Заниматься? Для чего нужно учиться вообще?» Я называю это «чувством интереса». Если у ребенка заблестели глаза, и он стал работать на уроке, отвечая на вопросы учителя и задавая вопросы самому себе, значит, урок удался. Учитель правильно подошел к подаче материала.
Начинаю любую тему с того (особенно в классах ОВЗ), что предлагаю ребятам помочь мне, как учителю, на следующем уроке: предлагаю просмотреть, прочитать о новом материале в книге, Интернете о том, что будем изучать на уроке. Следующий урок начинаю с вопроса: «Ребята, что Вы знаете по этой теме?» Обучающиеся, обладая найденными знаниями, с чувством самовыражения проговаривают разысканный материал. Все с удовольствием записываем в тетрадь основные моменты. Далее спрашиваю: «А что Вы бы хотели узнать еще сегодня на уроке по данной теме?» Ребята задают вопросы, сами строят предположения, приводят примеры. Сами делают выводы о том, что узнали, что уже знают, что надо узнать еще. Далее переходим к практической направленности темы: «Что нужно знать и для чего?». Опять же ребята сами делают выводы. Я направляю работу в правильное русло, и они с удовольствием закрепляют материал, опираясь на новые знания, используя взаимоконтроль.
Мне очень нравятся на уроке творческие минутки: сочинения-миниатюры, как устные, так и письменные. Чтобы научить ребенка говорить, надо разбудить в учениках «чувство интереса».
В связи с тем, что сейчас новые технологии, и найти и показать ребятам то, что нужно для творческой работы легко, например, показываю картину Левитана «Над вечным покоем». Я никогда не заставляю ребят описывать картину: «Что находится справа? Слева?» Это скучно. Я задаю вопрос: «Почему, глядя на эту картину, испытываешь чувство печали?» И сочинение-миниатюра готово от души или «Почему картина дышит радостью?». И сразу ученик начинает думать на уроке: говорить, делать выводы, высказывать свои предположения, сомневаться, спорить, чувствовать.
Использование тестовых заданий не только помогает выявить в процессе обучения пробелы, но и стимулирует повышение продуктивности работы учащихся, поэтому, я использую комплекс тестовых заданий для каждого уровня (открытые, закрытые задания) – это хорошая подготовка к государственной итоговой аттестации.
На уроках литературы ребятам нравятся лексические упражнения: работаем над историзмами, архаизмами, переносным и прямым значениями слов. Словарная работа на уроках русского языка и литературы должна быть постоянной и необходимой для формирования речевой активности и орфографической зоркости.
На уроках русского языка и литературы, особенно в классах для детей с ОВЗ, часто использую схемы, чертежи, графики, таблицы (принцип наглядности), активизирующие учащихся, развивающие логическое мышление, помогающие их развитию и способствующие более глубокому усвоению материала. Например, встретив новое слово в тексте на уроках русского языка и литературы, начинаем изучение слова:
СЛОВО
1) Звучание (фонетический разбор)
2) Орфография слова
3) Грамматические особенности слова
4) Лексическое значение слова
5) Историческое значение слова
6) Признаки свободных словосочетаний с данным словом
7) Использование данного слова во фразеологических выражениях
Ребятам нравится, что всего лишь слово, а сколько можно о нем узнать. Работа с опорными схемами и таблицами позволяет структурировано изучить и обобщить тему урока.На уроках литературы предлагаю (это помогает в творчестве стихосложения) обратить внимание на полное совпадение в звучании слов, что обладает особой выразительностью:
«Я к Вам пишу: случайно право,
Не знаю, как и для чего,
Я потерял уж это право,
И что скажу Вам – ничего»
Например, на уроках литературы я стараюсь не просто выразительно читать, а всегда предлагаю думать: работать над словами и характером образов, исследовать суть главной мысли произведения, сделать вывод для себя из прочитанного. Например, на уроке-исследовании по изучению стихотворения А.С. Пушкина «Анчар» предлагаю не только понять произведение, открыть богатство произведения, но и исследовать поступок раба, поэтому задаю вопрос после прочтения: «Почему так беспрекословно поступил раб? Как бы Вы поступили на его месте?» В заключении ученики сами делают вывод: «Смерть раба – это протест против бесчеловечности, против деспотизма». Делая вывод, учащиеся высказывают свое мнение, значит, они поняли суть произведения, увидели в произведении жизненные ситуации.
На уроках литературы мне нравится проводить творческие задания, задавая учащимся вопрос: «Что в герое тебе особенно понравилось? Нарисуй, как ты представляешь героя рассказа, сказки, повести.» Помогает глубже понять произведение и эвристический диалог. Работа над текстом (исследование текста) помогает понять тему и главную мысль произведения, роль понимания авторской позиции и индивидуального стиля писателя.
Провожу нестандартные уроки: урок- спектакль (такое произведение, как «Двенадцать месяцев» С. Маршака невозможно представить без театрализованного урока), в 5-6 классах - урок – игра, а в 8-9 классах использую прием конференции. В результате урок становится интересным, занимательным, информативным, заставляет ребят рассуждать, думать. Нестандартные уроки развивают учащихся, позволяет им с удовольствием включаться в ход урока, самостоятельно приобретать знания.
Таким образом, уроки русского языка и литературы через изучение произведений художественной литературы становятся основным средством воспитания и развития личности школьника – личности творческой, мыслящей, инициативной.
Селиванова Галина Геннадьевна