Предварительный просмотр презентации
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ, ЧЕРЕЗ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ» Подготовил: учитель физической культуры Миклуха С.В.
Человек рождается с генетически заложенными задатками, которые он унаследовал от своих предков. Задатки в процессе жизнедеятельности организма развиваются и формируются в виде основных двигательных способностей (силовые способности, скоростные способности, способности к ловкости, способности к выносливости, координационные способности), и на их основе воспитываются многообразные физические качества. Человек рождается с генетически заложенными задатками, которые он унаследовал от своих предков. Задатки в процессе жизнедеятельности организма развиваются и формируются в виде основных двигательных способностей (силовые способности, скоростные способности, способности к ловкости, способности к выносливости, координационные способности), и на их основе воспитываются многообразные физические качества.
Физические качества Физические качества – это врождённые качества, которые помогают нам двигаться. В разряд таких качеств входят быстрота, выносливость, сила, ловкость, гибкость.
Быстрота – способность выполнять двигательное действие с максимальной скоростью (за наименьший промежуток времени). Быстрота – способность выполнять двигательное действие с максимальной скоростью (за наименьший промежуток времени). Выносливость – способность организма к продолжительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. Гибкость – это способность, необходимая для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Ловкость – это способность быстро овладевать сложными движениям. Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий (напряжений).
Развитие выносливости. Одно из самых эффективных и доступных средств воспитания общей выносливости на моих уроках — кроссовый бег. Кроме того использую на уроках и другие циклические упражнения, а главное подвижные и спортивные игры, значительно усиливающие деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной системы (приложение 7 «Комплекс упражнений для развития скоростно-силовой подготовки, силовой выносливости»
Развитие скоростно – силовых качеств. Эти упражнения можно разделить на две группы: упражнения с внешним сопротивлением, для чего используются обычно масса предметов, противодействие партнера, сопротивление резины, эспандеры и т.д.; упражнения, отягощенные массой собственного тела. (Например, подтягивание на перекладине, отжимание).
Развитие быстроты наиболее эффективно при оптимальном возбуждении нервной системы, поэтому упражнения на быстроту провожу в начале урока после хорошей разминки. На своих уроках применяю такие упражнения для воспитания быстроты: бег на месте в упоре с максимальной частотой; бег на 20, 30, 40, 50, 60 м с максимальной скоростью с хода; выполнение различных упражнений по сигналу: бег из положения «упор лежа», сидя, из исходного положения «низкий старт», многоскоки; бег с высоким подниманием бедра, голени, с максимальной частотой; разнообразные эстафеты.
Развитие координационных способностей. Основным путем воспитания ловкости является овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Систематическое применение разнообразных общеразвивающих упражнений способствует накоплению двигательного опыты учащихся, что является фундаментом высокого уровня ловкости. Ценными средствами воспитания ловкости служат подвижные спортивные игры, именно на уроках я даю возможность учащимся поиграть в футбол, баскетбол, волейбол, ручной мяч. Значительное место в развитии ловкости на моих занятиях занимают акробатические упражнения, комбинации вольных упражнений.
Поддержание и развитие способности к гибкости. Особенности развития гибкости. Важно постоянно поддерживать достаточный уровень гибкости и постоянно упражняться в развитии гибкости. Методика развития гибкости. Наиболее часто применяемым физическим упражнением для развития гибкости является упражнение в растягивании, которое служит для растягивания мышц, связок и т.д. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частыми изменениями направлений движений.
Спортивные игры Занятия спортивными играми способствуют совершенствованию основных двигательных качеств: быстроты, точности и координации движений, ловкости, силы и выносливости. Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями и преодолением препятствий очень интересны. Здесь можно проверить свою силу, развить выносливость, быстроту, меткость и ловкость. В процессе занятий спортивными играми развиваются также все другие двигательные (физические) способности: скоростные, скоростно-силовые (рывки, прыжки с мячом и без мяча, броски и передачи мяча и т. п.), выносливость (длительное выполнение упражнений с мячом и без мяча с разной, часто высокой скоростью) и др., а также всевозможные сочетания двигательных способностей (силовая и скоростная выносливость, «взрывная сила», «координационная выносливость» и т.д.)
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости. Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с многократным повторением напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частыми изменениями направлений движений. Игры имеют большое значение для начального совершенствования основных движений, обеспечивают разностороннее воспитание двигательных качеств и могут оказать существенное влияние на общее физическое развитие особенно тогда, когда проводятся в хороших гигиенических условиях.
Круговая тренировка Для развития физических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость) применяю методы круговой тренировки. комплексы круговой тренировки вводят физические упражнения, близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной программы.
Эстафеты Что же такое игры-эстафеты? Это одна из разновидностей подвижных игр командного характера. В играх-эстафетах команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач. В каждой игре-эстафете, в зависимости от ее сложности, содержится 3, 5 и более знакомых детям видов основных движений, в определенном сочетании. Одновременно при проведении игры-эстафеты решается ряд задач - закрепление и совершенствование навыков основных движений; развитие у играющих ориентировки в пространстве; смелости, решительности, организованности и дисциплинированности; внимания, выдержки, выносливости, точности, быстроты, координации движений. Полоса препятствий
Для воспитания физических качеств я использую различные методы: - равномерный; - переменный; - повторный; - интервальный; - игровой; - соревновательный; - круговой и др.
Равномерный метод характеризуется относительно постоянной интенсивностью. В своей практике, я применяю его в двух вариантах, например: работа предельной интенсивности на дистанции бег – 1500м и длительная непрерывная работа умеренной интенсивности, выполняемая этим бегуном (учеником) на более длинной дистанции. Первый вариант применяется для воспитания специальной выносливости. Второй – для воспитания общей выносливости. Равномерный метод характеризуется относительно постоянной интенсивностью. В своей практике, я применяю его в двух вариантах, например: работа предельной интенсивности на дистанции бег – 1500м и длительная непрерывная работа умеренной интенсивности, выполняемая этим бегуном (учеником) на более длинной дистанции. Первый вариант применяется для воспитания специальной выносливости. Второй – для воспитания общей выносливости. Предметный метод. Характеризуется непрерывной работой с меняющейся интенсивностью. Суть этого метода заключается в различном соотношении интенсивной и умеренной работы. Повторный метод на уроках физической культуры характеризуется повторением одних и тех же упражнений с интервалами для отдыха, во время которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. Число повторений и длительность выполнения упражнений могут быть самыми разнообразными. Интервальный метод отличается от повторного тем, что те же самые нагрузки выполняются с жёстко заданными интервалами отдыха, которые по мере возрастания тренером сокращаются. Например, челночный бег с ведением мяча 3х10 через 45 сек. Интервальный метод применяется в основном для развития выносливости, как общей, так и специальной. Игровой метод на уроках физической культуры применяю чаще, т.к. он позволяет совершенствовать такие качества и способности учащихся как ловкость, быстрота, гибкость, находчивость, самостоятельность, инициативность и др. Высокая эффективность метода объясняется положительным эмоциональным фоном, которым сопровождается участие в играх. Соревновательный метод много применяется в условиях, к близким к соревновательным, т.к. он применяется для воспитания морально волевых, физических качеств, для тактической подготовки к предстоящим состязаниям. Круговой метод. Суть метода в серийном выполнении знакомых, технически не сложных по определённой схеме. Для каждого вида упражнений я определяю место, которое называется «станция». Таких станций обычно 5-8. На каждой из них учащийся выполняет то или иное упражнение. И так может быть пройдено несколько кругов.