12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ира39
Россия, Самара

Развитие функций рук у детей с ДЦП.

Методические рекомендации для педагогов.

Материал подготовил учитель – дефектолог

Терентьева Ирина Юрьевна

ГБОУ школа-интернат № 117 им. Т. С. Зыковой г.о. Самара


Развитие функций рук важный этап коррекционной работы с детьми с ДЦП, так как это путь к исследованию мира и взаимодействию с ним.

Детский церебральный паралич – группа неврологических заболеваний, для которых характерны нарушения мышечной моторики, контроля позы тела и координации движений, симптомы которых проявляются в первые два-три года жизни. Чаще всего встречается спастическая форма ДЦП. У таких детей плохо развиты функции рук, включая отдельные движения пальцев. Общие принципы терапии включают снижение спастичности, профилактику и коррекцию деформаций, укрепление мышц-антагонистов и переобучение функциональных двигательных моделей.

Оценка функций рук

Специалист производит подробную оценку, чтобы понимать способности ребенка и найти недостающие компоненты, нужные для оптимального функционирования рук. В ходе наблюдения следует отметить, какая рука доминирует и какое положение верхняя конечность занимает в покое. А также отмечается:

- положение плеча (протракция, ретракция, абдукция);

- положение локтя (разогнутое, согнутое);

- положение запястья (согнутое, разогнутое, радиальная или ульнарная девиация),

- положение кисти (сжата в кулак или расслаблена);

- положение большого пальца (среднее положение, отведен или приведен);

- положение остальных пальцев (согнутые в межфаланговых суставах), а также объем движений в суставах.

Также в ходе диагностики ребенку предлагаются разные игрушки и занятия, чтобы оценить навыки мелкой моторики, тип захвата и высвобождения, особенности дотягивания до предмета, координацию, а также действий кисти.

Общие закономерности нарушений функций рук:

  • дотягивание до предмета с согнутым запястьем;
  • чрезмерное сгибание пальцев при попытке захватить предмет;
  • приведение больших пальцев (большие пальцы прижаты к ладоням);
  • ульнарный захват;
  • сжимание кисти в кулак при попытке взять предмет;
  • руки прижаты к телу с согнутыми локтями и запястьями (запястье согнуто таким образом, что ладонь смотрит вниз) при попытке захватить предмет;
  • когда одна рука пытается захватить предмет, другая тоже непроизвольно сжимается;
  • неспособность выпустить предмет, зажатый в руке;
  • высвобождение предмета только путём сгибания (флексии) запястья;
  • высвобождение предмета с помощью чрезмерного растопыривания пальцев;
  • большой палец прижат к ладони;
  • замедленный захват предметов, вложенных в руку;
  • замедленное дотягивание до предметов во всех направлениях;
  • неспособность одновременно использовать обе руки;
  • замедленная передача предметов из одной руки в другую;
  • замедленное противопоставление большого пальца;

Терапевтическое вмешательство для улучшения функций рук

Важные произвольные функции рук:

  • Дотягивание до предмета
  • Захват предмета
  • Высвобождение предмета из руки
  • Навыки манипуляции с предметами

Тренировка дотягивания, захвата и высвобождения

Для тренировки дотягивания ребенку предлагают игрушки – показывают их перед лицом ребенка и постепенно доводим до уровня плеч. Если все проходит комфортно для ребенка, то затем игрушку показываем сбоку, а после – выше уровня плеч и затем слегка заведя за спину ребенка.

Для того чтобы помочь раскрыть спастичную ладонь в процессе захвата, можно использовать мягкий конус, либо антиспастический конус.

Если ребенок берет предметы с согнутым запястьем (флексия), то в процессе захвата взрослый помогает ему, надавливая на запястье или на тыльную сторону предплечья вниз. Затем пробуем положить предмет в линию с предплечьем или несколько выше уровня запястья и просим ребенка поднять руку к предмету. На этом этапе работы предлагаем ребенку такие игры, как доставание палочек из доски с отверстиями или снимание колец с конуса.

Для того, чтобы предотвратить сжимание другой руки, во время занятий, рекомендуется опирать неактивную руку на плоскую поверхность стола с небольшим давлением на нее, пока ребенок занят деятельностью другой рукой.

Самой сложное движение для детей со спастичностью – это супинация.

Если ребенок пробует брать предмет, а его пальцы при этом чрезмерно согнуты, то взрослый помещает руки ребенка на плотные большие предметы. Для детей, испытывающих трудности с произвольным раскрытием ладоней, полезны упражнения с переносом веса тела на руки с опорой на плоскую поверхность.

Если у ребенка наблюдается приведение большого пальца, предплечье можно супинировать, а затем медленно выводить большой палец из кулачка.

Если ребенок держит игрушку с помощью ульнарного захвата, то для него будет полезной тренировка захвата предметов или игрушек с движением рук с сторону большого пальца. Специалист удерживает руку ребенка в процессе захвата, вкладывая свой большой палец между большим и указательным пальцами ребенка, а остальные пальцы удерживают ульнарную сторону кисти ребенка, стимулируя таким образом радиальный захват.

Произвольное высвобождение предметов

Зачастую дети с ДЦП опускают предмет в положении согнутого запястья (флексии). Взрослый помогает тренировать высвобождение предметов, удерживая запястье ребенка в нейтральном положении (по оси предплечья). Раскрыть кисть в процессе раскладывания предметов в контейнеры помогает поглаживание с нажимом по тылу кисти от основания пальцев, продолжая движение через запястье до нижней трети предплечья.

Если ребенок опускает предмет с ульнарной девацией кисти (когда кисть отклонена в сторону мизинца), то тренировку раскладывание предметов следует проводить с радиальной стороны кисти (со стороны большого пальца).

Тренировке высвобождению предметов способствуют игры с мячом, а также чередование предметов разного размера и разного веса.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.