Методические рекомендации для педагогов «Развитие функций рук у детей с ДЦП»
Развитие функций рук у детей с ДЦП.
Методические рекомендации для педагогов.
Материал подготовил учитель – дефектолог
Терентьева Ирина Юрьевна
ГБОУ школа-интернат № 117 им. Т. С. Зыковой г.о. Самара
Развитие функций рук важный этап коррекционной работы с детьми с ДЦП, так как это путь к исследованию мира и взаимодействию с ним.
Детский церебральный паралич – группа неврологических заболеваний, для которых характерны нарушения мышечной моторики, контроля позы тела и координации движений, симптомы которых проявляются в первые два-три года жизни. Чаще всего встречается спастическая форма ДЦП. У таких детей плохо развиты функции рук, включая отдельные движения пальцев. Общие принципы терапии включают снижение спастичности, профилактику и коррекцию деформаций, укрепление мышц-антагонистов и переобучение функциональных двигательных моделей.
Оценка функций рук
Специалист производит подробную оценку, чтобы понимать способности ребенка и найти недостающие компоненты, нужные для оптимального функционирования рук. В ходе наблюдения следует отметить, какая рука доминирует и какое положение верхняя конечность занимает в покое. А также отмечается:
- положение плеча (протракция, ретракция, абдукция);
- положение локтя (разогнутое, согнутое);
- положение запястья (согнутое, разогнутое, радиальная или ульнарная девиация),
- положение кисти (сжата в кулак или расслаблена);
- положение большого пальца (среднее положение, отведен или приведен);
- положение остальных пальцев (согнутые в межфаланговых суставах), а также объем движений в суставах.
Также в ходе диагностики ребенку предлагаются разные игрушки и занятия, чтобы оценить навыки мелкой моторики, тип захвата и высвобождения, особенности дотягивания до предмета, координацию, а также действий кисти.
Общие закономерности нарушений функций рук:
- дотягивание до предмета с согнутым запястьем;
- чрезмерное сгибание пальцев при попытке захватить предмет;
- приведение больших пальцев (большие пальцы прижаты к ладоням);
- ульнарный захват;
- сжимание кисти в кулак при попытке взять предмет;
- руки прижаты к телу с согнутыми локтями и запястьями (запястье согнуто таким образом, что ладонь смотрит вниз) при попытке захватить предмет;
- когда одна рука пытается захватить предмет, другая тоже непроизвольно сжимается;
- неспособность выпустить предмет, зажатый в руке;
- высвобождение предмета только путём сгибания (флексии) запястья;
- высвобождение предмета с помощью чрезмерного растопыривания пальцев;
- большой палец прижат к ладони;
- замедленный захват предметов, вложенных в руку;
- замедленное дотягивание до предметов во всех направлениях;
- неспособность одновременно использовать обе руки;
- замедленная передача предметов из одной руки в другую;
- замедленное противопоставление большого пальца;
Терапевтическое вмешательство для улучшения функций рук
Важные произвольные функции рук:
- Дотягивание до предмета
- Захват предмета
- Высвобождение предмета из руки
- Навыки манипуляции с предметами
Тренировка дотягивания, захвата и высвобождения
Для тренировки дотягивания ребенку предлагают игрушки – показывают их перед лицом ребенка и постепенно доводим до уровня плеч. Если все проходит комфортно для ребенка, то затем игрушку показываем сбоку, а после – выше уровня плеч и затем слегка заведя за спину ребенка.
Для того чтобы помочь раскрыть спастичную ладонь в процессе захвата, можно использовать мягкий конус, либо антиспастический конус.
Если ребенок берет предметы с согнутым запястьем (флексия), то в процессе захвата взрослый помогает ему, надавливая на запястье или на тыльную сторону предплечья вниз. Затем пробуем положить предмет в линию с предплечьем или несколько выше уровня запястья и просим ребенка поднять руку к предмету. На этом этапе работы предлагаем ребенку такие игры, как доставание палочек из доски с отверстиями или снимание колец с конуса.
Для того, чтобы предотвратить сжимание другой руки, во время занятий, рекомендуется опирать неактивную руку на плоскую поверхность стола с небольшим давлением на нее, пока ребенок занят деятельностью другой рукой.
Самой сложное движение для детей со спастичностью – это супинация.
Если ребенок пробует брать предмет, а его пальцы при этом чрезмерно согнуты, то взрослый помещает руки ребенка на плотные большие предметы. Для детей, испытывающих трудности с произвольным раскрытием ладоней, полезны упражнения с переносом веса тела на руки с опорой на плоскую поверхность.
Если у ребенка наблюдается приведение большого пальца, предплечье можно супинировать, а затем медленно выводить большой палец из кулачка.
Если ребенок держит игрушку с помощью ульнарного захвата, то для него будет полезной тренировка захвата предметов или игрушек с движением рук с сторону большого пальца. Специалист удерживает руку ребенка в процессе захвата, вкладывая свой большой палец между большим и указательным пальцами ребенка, а остальные пальцы удерживают ульнарную сторону кисти ребенка, стимулируя таким образом радиальный захват.
Произвольное высвобождение предметов
Зачастую дети с ДЦП опускают предмет в положении согнутого запястья (флексии). Взрослый помогает тренировать высвобождение предметов, удерживая запястье ребенка в нейтральном положении (по оси предплечья). Раскрыть кисть в процессе раскладывания предметов в контейнеры помогает поглаживание с нажимом по тылу кисти от основания пальцев, продолжая движение через запястье до нижней трети предплечья.
Если ребенок опускает предмет с ульнарной девацией кисти (когда кисть отклонена в сторону мизинца), то тренировку раскладывание предметов следует проводить с радиальной стороны кисти (со стороны большого пальца).
Тренировке высвобождению предметов способствуют игры с мячом, а также чередование предметов разного размера и разного веса.