Статья «Развитие голоса у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

5
0
Материал опубликован 24 August 2023


РАЗВИТИЕ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Гаязова Ольга Геннадьевна, музыкальный руководитель МАДОУ – детский сад № 326 г. Екатеринбург

Аннотация: В статье рассматриваются приёмы работы по развитию вокально – хоровых навыков у детей с нарушениями речи. Автор делится своими приёмами, используемыми на музыкальных занятиях в процессе развития певческих навыков.

Ключевые слова: пение, певческий голос, вокально – хоровая работа.

Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение. Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль. Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции, оказывается, даже побеждают физическую боль [2]. Еще в XIX веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека.

В дошкольном возрасте проводником в увлекательный мир музыки для ребенка является музыкальный руководитель детского сада, который не только прививает детям интерес и любовь к этому виду искусства, но и развивает их эмоциональный интеллект, способствует их раскрепощению. Под его руководством дети учатся петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.

Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Исполнение музыкально – ритмических упражнений и танцев обогащают двигательный опыт ребенка, совершенствуют моторику, развивают активные мыслительные действия. Игра на детских музыкальных инструментах помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха. Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по памяти.

Пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей, оно очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Работая над развитием певческого голоса с детьми дошкольного возраста музыкальному руководителю следует помнить о том, что их голосовой аппарат только начинает формироваться и нужно обязательно учитывать особенности каждого ребенка, бережно относиться к развитию его голоса. В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы1» [4, с. 81]. А у детей с нарушением речи, голос как правило ещё и монотонен и интонационно беден, может иметь носовой (гнусавый) оттенок. Развивая голосовой аппарат детей для пения (вокальные навыки), мы совершенствуем его и для речи.

Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть глубоким и бесшумным, а выдох– медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюсти [4, с. 83].

Пение начинается со вдоха, а вот выдох — это и есть искусство пения. Поэтому, первое с чего начинается работа с голосом, это правильное певческое

дыхание. Существует выражение: «Искусство пения – искусство дыхания» [8].

Дыхание – это фундамент, на котором формируется певческий голос. От него зависит точность интонации, атака звука и красота голоса. Дыхание является двигательной силой голоса, поэтому занятие пением важно начинать с дыхательных упражнений, а чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание. Такое дыхание очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, усилению кровообращения, улучшению обмена веществ. Упражнения на дыхание осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему. В большей степени этому способствует умение в пении использовать диафрагмальное дыхание. Оно успокаивающе действует на нервную систему, помогает снять напряжение и волнение, а певцу помогает петь наполнено, естественно и красиво. Во время дыхательных упражнений важно следить за тем, чтобы у ребенка была ровной осанка, не поднимались плечи, а при глубоком вдохе включалась в работу диафрагма. Чтобы упражнения на развитие певческого дыхания вызывали у детей положительный эмоциональный настрой, занятия лучше проводить в игровой

форме. Для этого необходимо иметь методический и дидактический материал,

комплекс игровых упражнений для развития дыхательной системы, артикуляционного аппарата и дикции.

Во время работы с детьми, важно также регулярно использовать упражнения на развитие артикуляции и дикции. Такие упражнения улучшают подвижность речевого аппарата, делают произношение слов четким и ясным, устраняют напряжение и скованность артикуляционных мышц, нижней

челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность, устраняют логопедические дефекты речи, развивают мимику.

Дети должны усвоить, что во время пения губы должны быть мягкими и свободными. Дикция подразделяется на два вида: речевую и вокальную. Вокальная дикция отличается от речевой тем, что слова в ней ритмически и звуковысотно организованы.

Вокально-хоровая работа с детьми с нарушениями речи является необходимой стороной логопедической коррекции, поскольку она способствует налаживанию работы речевого аппарата детей с нарушениями речи и развивает музыкально-слуховое восприятие. Одним из важных условий вокальной работы является освоение музыкальной речи — органического единства слова и музыки. Применяемые в игровой форме приемы вокально-хоровой работы, обеспечивают коррекционную направленность пения и дают положительные результаты.

Вокально-хоровая работа обычно начинается с распевания, педагог должен пояснить детям, что необходимо «разогреть» горло, «сделать голосовую зарядку». Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, поэтому педагогу следует подбирать вокальные упражнения таким образом, чтобы они имели интересное содержание, элементы игры и могли заинтересовать детей. В игровой форме педагог ненавязчиво, но целенаправленно осуществляет процесс обучения и воспитания детей, учит их красиво петь, уметь слышать и слушать друг друга.

Многократный, но не утомительный повтор различных попевок в разных вариантах, готовит голосовой аппарат к более сильным нагрузкам. Изучение новых попевок необходимо вводить постепенно увеличивая их диапазон и предлагая воспитанникам исполнение упражнений в разных вариантах: приём «Эхо», «Перекличка», «Соревнование», «Девочки-мальчики» и т. Д. Попевки можно исполнять как на различные открытые слоги — «ле», «ля», «лё», «ми», «ма», «мо», а также можно использовать народные потешки и несложные песенки, мелодии которых построены в диапазонах на разных певческих интервалах. По мере освоения простейших попевок следует постепенно разучивать новые, которые строятся в более широком диапазоне.

При работе с детьми данной категории нужно уделять внимание пальчиковым играм, которые тренируют внимание, развивают логическое мышление и память. Игры полезно совмещать с пением, потому что так лучше запоминается распевка с творческими заданиями [6]. Здесь на помощь могут прийти пособия по логопедической ритмике [5]. Логопедическая ритмика — это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова [5]. Логопедическая ритмика основывается на сочетании слова, музыки и движения с преобладанием одного из этих компонентов или связи между ними. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь. Основной целью логоритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи

логоритмики. К задачам логопедической ритмики относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции и др. [1].

Хочу поделиться своим опытом использования логопедических распевок для развития голоса у детей, в том числе детей, имеющих нарушения речи. У нас существует алгоритм ознакомления с новой попевкой, и конечно, это происходит не за одно занятие. Дети с ней знакомятся, вместе говорим о содержании, характере, простукиваем песенку ритмически, потом по цепочке (закрепляем фразировку). Далее, вместе с детьми, мы придумываем к ней движения (пальчиковая гимнастика). После того, как песенка уже знакома и закреплена ритмически, и она уже «на кончиках пальцев», мы эту попевку исполняем несколько раз, транспонируя на полтона вверх, ещё раз вверх, потом вниз и в исходную тональность. И наша песенка, чудесным образом, превращается в упражнение на расширение диапазона и решает уже несколько задач: развитие мелкой моторики, чувства ритма, развитие артикуляции, дикции и расширение диапазона. Далее, когда эта песенка выучивается, она превращается в игру. Например, беру песенку «Зайки» [7, с. 42].

«Зайки»

На лесной лужайке

Веселятся зайки

Прыгают, лопочут,

Лапками топочут.

Прыг-скок! Прыг-скок!

Поскакали под кусток.

Когда эта песенка превращается в игру, дети поют, прыгают как зайки (параллельно знакомясь с музыкальным штрихом «Стаккато») и на окончание попевки, запрыгивают в домик (в нашем случае – это обруч).

Очень помогает в работе и CD диск (который идёт в комплекте с книгой), чтобы освободить руки и играть с детьми. С помощью определенных программ, песенки легко транспонируются, склеиваются и отлично служат еще долгое время, потому что игра и песенка остаётся с детьми надолго. Она живет и в группе, и на прогулке, и дома при игре со своими игрушками.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие певческих навыков эффективно способствует решению коррекционно-развивающих задач при работе с детьми с нарушениями речи. В процессе обучения пению наблюдается положительная динамика в речевом развитии дошкольников. Специально подобранный репертуар помогает, пробуждает интерес, мысль, фантазию детей, развивает мимику и эмоциональную динамику. У детей развивается мелодический слух, и появляется интонационная выразительность. Вокальные навыки помогают углублению и регуляции дыхания, и укреплению голосового аппарата. В процессе пения особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.





Литература:

Аксанова, Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной

работы с дошкольниками с ТНР – СПб., Детство-Пресс, 2009

Болдырева, Е.В. Музыка и здоровье человека. - http://www.gdmshkola.ru/index.php/roditelyam/sovetuem-prochitat/muzyka-i-zdorove-cheloveka

Буцкая, Ж. Н. «Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» / Ж. Н. Буцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 279-280. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54395).

Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1982.

Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. пед.

институтов. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – СПб., 1997. – 286

с.

Картушина, М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Скрипторий 2003, 2015.

Нищева, Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. - СПб.: Детство-пресс, 2014.

Хахалина, И. А. Методика развития певческого дыхания артикуляции, дикции». - https://ddtlesnoy62.ru/wp-content/uploads/2022/06/



1 По данным профессора М.Г Грачевой , голосовая мышца развивается у детей от 5 до 12 лет.

5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации