«Развитие и улучшение памяти ребенка с помощью развития мелкой моторики посредством лепки из теста и изучению элементов танца».
САЛЕХАРДСКАЯ ЕПАРХИЯ
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОЯБРЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ»
«Развитие и улучшение памяти ребенка с помощью развития мелкой моторики посредством лепки из теста и изучению элементов танца».
Данную работу рекомендуем к ознакомлению для родителей детей, а также для взрослых учеников, посещающих творческие занятия. Можно включить в родительское собрание. Актуально в год семьи.
подготовили:
Захарова Анастасия Евгеньевна
Билоус Леся Александровна
педагог дополнительного образования
Ноябрьск
2024г.
Для того чтобы развитие психических процессов (внимания и памяти) у детей дошкольного возраста протекало своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, в норме ребенок должен: иметь нормальные умственные способности; иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение. Особенную роль в развитии детей играет музыкальное воспитание. Так, исследования обосновывают, в частности, роль «базовых танцевальных движений рок-н-ролла, как координационного вида двигательной активности, для формирования у детей способности к овладению основными видами движений и развития их психомоторных способностей»
В настоящее время многие специалисты отмечают ухудшение памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Детям становится труднее не только запоминать и усваивать информацию, но координационно ориентироваться в пространстве, что говорит об ухудшении и мышечной памяти тоже.
Причиной этому могут быть повальное увлечение детьми современных гаджетов, которые вытеснили из жизни активный отдых на улице, подвижные игры, игры, развивающие фантазию – дети большинство свободного времени проводят держа перед руками телефоны или сидя в интернете. Даже книги вытеснили электронные устройства, снизился общий показатель по скорости чтения среди школьников. В этом есть и вина современных родителей – нет примера подрастающему поколению, родители перестали читать им книги перед сном, совместный отдых сводится зачастую к посещению развлекательных мест, все меньше родителей посещают с детьми развивающие и познавательные занятия – театры, музеи, походы, у них на это просто не остается времени.
Что же делать педагогам дополнительного образования, чтобы заполнить данный пробел? Конечно, развивать навыки ребенка, помогать заинтересоваться творчеством, правильно направить детскую энергию и отвлечь его от гаджетов, хотя бы на короткое время. Ребенок, имеющий пример другого, более качественного и интересного время препровождения, сам в итоге будет стремиться развиваться.
Творческие группы также полезны тем. Что там собираются дети по интересам, которые поддерживают друг друга, помогают не бросить и общение с которыми, является дополнительным стимулом посещать занятия. В этом случае, педагогу особенно важно, уделить внимание всем своим ученикам, чтобы выявить их интересы и способности.
Лепка развивает и совершенствует природное чувство осязание обоих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества. Лепка из соленого теста имеет важной значение для развития мелкой моторики кистей обеих рук, зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов, формирования умений и навыков работы с пластичными материалами, а также способствует развитию творческих способностей дошкольников.
Особенно интересно детям в лепке то, что они могут проявить свою фантазию и делать именно то, что хочется им. Само замешивание теста, уже является активной физической нагрузкой и интересным занятием – дети любят познавать все новое и проявлять себя.
Тестопластика — нетрадиционная техника лепки предметов, которая является исконно русским изобретением, следовательно, знакомя детей с тестопластикой, мы невольно приобщаем их к русской национальной культуре. Кроме этого тесто является наиболее пластичным материалом в работе, что позволяет создавать интересные поделки, панно для украшений интерьера, облегчает передачу характерных особенностей при лепке человека, животных и птиц, что развивает творческие способности, улучшает координацию движений. Самую прямую связь тестопластика имеет с народными праздниками, которые со своей полнотой отражают русский национальный характер, так как они подчинены ритму природы, проверены древней логикой жизни.
Занятия с детьми среднего дошкольного возраста способствуют формированию определенных трудовых навыков, развитию творческих способностей в работе с нетрадиционными материалами (тестом) в технике «Тестопластики».
Характер проведения занятий – эмоционально-игровой. Количество занятий по темам разное, так как требуется соблюдение двух этапов – лепка из соленого теста, сушка изделий и раскраска.
Методы и приемы, используемые в обучение дошкольников лепке из соленого теста имеют мотивационно – формирующую функцию. Более эффективными с этой точки зрения, активные методы, приемы (проблемные ситуации, игровые) и технологии обучения лепки с использованием нетрадиционного материала. Привлекая, таким образом, детей к обучению лепке из теста, формируя познавательный интерес.
При работе с соленым тестом используются те же приемы, что и при работе с пластилином, глиной. Но для того, чтобы соединить детали между собой нужно провести смоченной в воде кисточкой по местам соединения и, прилепив детали, на некоторое время прижать их друг к другу. Если необходимо склеить небольшие детали, то делать это лучше всего с помощью половинки зубочистки.
Для того чтобы заинтересовать детей, в начале занятия можно прочитать четверостишие, загадать загадку. Делается это для того, чтобы создать у детей хорошее настроение и направлять их внимание с начала занятия на обдумывание образа в очень краткой, лаконичной форме и отмечать лишь те особенности, которые касаются формы частей и деталей предмета.
Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые ребенку предметы. В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадает, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов.
После пройденного курса по лепке из теста у детей дошкольного возраста наблюдалось: стойкий интерес к продолжению занятий, улучшение настроения, правильная ориентация лево/право, умение составлять композиционный рисунок (распределение деталей поделки), память ( во время урока педагог рассказывает ребятам сказки, стишки, песенки, истории из жизни поделок, через определенный промежуток времени учитель задает вопросы по пройденным темам).
Дети младшего школьного возраста показывают стойкий интерес к творчеству, общению с товарищами по кружку, организовывают встречи вне класса лепки, совместно посещают выставки, также проявляются улучшения памяти и моторики, некоторые отмечают некоторое изменение почерка детей – следствие укрепление кисти руки и пальцев, необходимое для лепки.
На примере занятий танцами рассмотрим варианты развития координации ребенка, его памяти и внимательности.
Физиологами давно выявлено, что весь наш организм, системы органов и каждый орган в отдельности имеет свой ритм работы, который способствует успешному функционированию всего организма в целом. Не зря люди настолько сильно определяют важность музыки в их жизни, она способствует настройке эмоционального состояния человека и нормализации психофизиологического равновесия всего организма.
Умение тонко чувствовать себя и свой организм помогает человеку жить в гармонии с собой и своим организмом, вовремя отмечая все происходящие изменения и своевременной помощи.
Хореография, в отличие от тестопластики требует предварительной физической подготовки ребенка к занятиям. Эмоционально сложнее зайти в танцевальный класс тем, кто никогда не занимался физически, важно учесть тот момент, что на начальном этапе подготовки, лучше не смешивать группы уже занимавшихся детей и совсем новичков, это негативно влияет на климат внутри группы.
В целом, начальный уровень хореографии для детей младшего возраста лучше начинать проводить в игровой форме и форме беседы, дети легче включаются в игру и отвечают на вопросы, если дать им возможность проявить себя.
«Ритмическое эхо». Данная игра может иметь несколько вариантов, например, дети становятся в ряд, в затылок друг другу. Учитель или кто-то из учеников (например, стоящий последним) придумывает ритм. Пальцами он простукивает этот ритм по спине стоящего перед ним ребёнка. Тот передаёт «сообщение» следующему и т.д. Ученик, последним получивший «по телефону» ритмический оборот, прохлопывает его в ладоши. Разновидностью этой игры является простукивание ритмического рисунка знакомой песни. Учитель поет первую фразу, из знакомой песни, вторую прохлопывают учащиеся, третью пропевает педагог, четвертую – ученики. Для этого упражнения удобно использовать песни, имеющие структуру «пара периодичностей» (например, «Веселые гуси (Жили у бабуси)», «Ехали медведи»).
«Упрямый ослик». Кроме развития чувства ритма и памяти, игра знакомит ребят с понятием «остинато». Значение этого слова легко запоминается детьми, которые ассоциируют его с «упрямым осликом», повторяющим одну и ту же ритмическую фигуру. Группа поёт выученную мелодию, а «ослик» ритмически аккомпанирует (по карточкам).
«Ритмоинтонационное лото». Данная игра может быть использована как дополнительный игровой материал для развития ритмической памяти. В этой настольной музыкальной игре действует принцип лото — игры, состоящей из карточек с отдельными словами и стихотворными текстами и карточек с ритмом. Вариантов игры может быть несколько. Дети прохлопывают слова или стихотворения из карточек или «рисуют» их при помощи ритможестов. Далее – выкладываем слова и стихи ритмическими карточками.
«Ритмические каноны» являются полезной формой для развития чувства ритма и музыкальной памяти. Педагог раздает карточки с ритмом ученикам, затем учащиеся начинают его хлопать через условленное время (например, с опозданием на один такт). Вариантом данного упражнения может быть его исполнение на детских музыкальных инструментах (барабанах, бубнах, колокольчиках, погремушках и т.д.).
Через некоторое время занятий танцами мы видим улучшение координации ребенка в пространстве, появляются понятия пойти вперед, по рисунку, влево и пр. ребенок лучше воспринимает информацию, улучшается внимательность и реакция. Если вначале освоения программы многие дети не могли понять, что значит дистанция, то в конце года, на подсознательном уровне держали точки хода и точки исполнения на месте.
Также отмечалось улучшение физического и эмоционального здоровья детей, многие легче переносили нагрузки, проявляли инициативность на занятиях, легче воспринимали новую информацию, по словам родителей, это касалось и занятий в школе.
Таким образом, смело можно сделать вывод – занятия детей творчеством способствуют не только развитию физических составляющих, но также помогают ребенку раскрыться, узнать окружающий его мир более наполненным, дают ключи к восприятию прекрасного, воспитывают в ребенке ответственность, коммуникабельность, учат общению и вниманию к окружающим.