12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шаухина Арина Владимировна18

Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ посредством лепки.


t1666767042aa.jpg


Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения из-за особенностей физического и психического развития. Они могут не иметь инвалидности. Например, это дети:

- с нарушением слуха, зрения или речи

- с нарушением опорно-двигательного аппарата

- с умственной отсталостью

- с задержкой психического развития.


Проблема развития мелкой моторики изучалась учеными с давних пор. В.В. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка, изобразительными навыками.

 У детей, страдающих различными психо-физическими нарушениями, процесс формирования изобразительных навыков происходит иначе, чем у здоровых сверстников. Это обусловлено грубыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, различными нарушениями интеллекта и задержкой развития высших психических функций. Нарушения моторики рук проявляются в виде повышенного тонуса мышц, наличия насильственных движений - гиперкинезов, а также неправильной установкой конечностей и контрактурами суставов. Нарушения ряда корковых функций обуславливают неточность в движении рук, их координации. Особенно отчетливо они проявляются при выполнении произвольных движений, что препятствует правильному формированию и фиксированию в памяти схемы этих движений.   До того, как ребенок станет полностью независимым и сам будет выполнять любые задания, он должен научиться использовать свои руки (опираться на них, брать и класть предметы, манипулировать ими).

Большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики имеет лепка. Она необходима для развития у детей сенсорных пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки можем использовать пластилин, соленое тесто; составление узоров из семян, ракушек и другого материала. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, и совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, и их точность.

Занятия лепкой способствуют не только развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливает внутренний баланс организма и душевного равновесия, то есть оказывает на ребенка определенное психотерапевтическое воздействие. 

Лепка – одно из полезнейших занятий для детей: воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, а это, в свою очередь, способствует развитию речи. 

Занятия лепкой дают простор детской фантазии. В ней ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он не просто рассматривает его, а осязает своими руками со всех сторон. А чем больше количество органов чувств принимает участие в восприятии впечатления, тем оно становится отчетливее. 

О прикладной стороне лепки, то есть о приложении ее к практической жизни, не нужно говорить много слов – она очевидна: ребенок, изучивший в раннем возрасте форму, будет не чужд инициативы и творческих замыслов, он всегда сумеет внести в свой труд нечто свое, индивидуальное.

 Занятия проводятся в форме бесед, лекций (теоретическая часть) и практических работ для освоения знаний и навыков на практике (практическая часть). Методы реализуются в единстве познавательной деятельности обучаемых и педагога, усвоении учащимися знаний, овладении навыками и умениями. К каждому этапу обучения применяется конкретная методика или технология. 

В процессе обучения используются такие педагогические технологии, как: игровая, здоровьесберегающая, мультимедийная, проектная. 

 Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, но не настоящий. Вот почему с пластилиновыми игрушками так интересно играть и даже ставить маленькие спектакли. 

Кроме того, лепка – это самая экспериментальная техника. Ребенок берет в руки кусочек пластилина, глины или теста и не просто моделирует, а делает самые настоящие открытия. 

Лепка является самым осязаемым видом художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, в следствии чего, данный вид творчества является самым эффективным для развития мелкой моторики. ​​​​​​​

Занятия лепкой воздействуют на развитие:

1. Повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета;

2. Развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику;

3. Синхронизируют работу обеих рук.


В работе с детьми с ОВЗ отдается предпочтение работе с пластичными материалами, считая их наиболее доступными. В процессе развития мелкой моторики используют следующие приемы:


Приемы лепки

Описание

Шлепание

Энергичное похлопывание по пластилину напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Разминание

На небольшие кусочки пластилина оказывают надавливание сначала пальчиками, а потом и целой рукой. Такой способ подготавливает к работе мышцы рук, а также делает материал более эластичным и податливым.

Отщипывание

Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.

Сплющивание

Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки или с помощью подручных материалов (скалочка или карандаш)

Скатывание

Формирование больших или маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Вдавливание

Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление.

Размазывания

Включает в себя прием размимнания (для придания мягкости и эластичности пластилина), отщипывания, вдавливания (в лист с образцом). Далее, при помощи пальцев, вдавленный кусочек пластилина размазывается по образцу.

 

Для подготовки пальцев ежедневно проводятся пальчиковые упражнения и игры. Пальчиковые игры являются одним из самых доступных видов работы по развитию мелкой моторики и должны присутствовать на каждом уроке. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Включение пальчиковых игр и упражнений в коррекционное занятие создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.


Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия лепкой должны быть составлены таким образом, чтобы:

1.      сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

2.      использовались изолированные движения каждого из них.

Также рекомендуется проводить сенсорные занятия (с песком, крупами, водой, счетными палочками, прищепками и т.д.)

 

Литература:

1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография для малышей». – Издательство «Скрипторий», 2015

2. Новые способы лепки. Лыкова, И. А. Лепим с мамой, азбука лепки [Текст]: кн. для педагогов дошкольного образования /Издательство «Карапуз», 2009

3. Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 4-5 лет. Сценарии занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.- 64 с. : цв. вкл.

4. Давыдова Г. Н. “Пластилинография – 2”

5. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн. Пластилинография» М: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.

6. Большакова Е.С. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.- (Логопед в ДОУ)

7. Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний / Под ред. А.Н. Обросова, Т.В. Карачевцевой. М., 1987.

8.      Самсонова Л.Н. Особенности комплексной коррекции нарушенной функции рук у детей с ДЦП // Дефектология № 4, 1984

9.      Семенова К.А. ДЦП – М.:; Медицина, 1968.

10.      Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин Клиника и реабилитационная терапия ДЦП – М.; Медицина, 1972

11.      Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП – Ташкент, Медицина, 1979.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.