Развитие коммуникативных навыков в подростковом возрасте
Тема: «Развитие коммуникативных навыков у подростков»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
1. Развитие эффективного межличностного взаимодействия;
2. Развитие умения понимать мимику и эмоции других;
3. Развитие умения устанавливать контакты.
1. Упражнение на приветствие «Стоп-кадр»
Один из вариантов приветствия в группе. Первый участник говорит своему соседу короткое приветствие, например: «Доброе утро!». Сосед должен быстро встать, повторить эту фразу и снова сесть. Следующий игрок повторяет и т.д. Получается волна вставаний и повторений. Но как только руководитель хлопнет в ладоши и произнесет: «Стоп-кадр», - участник, «попавшийся» в этот момент, должен добавить по своему усмотрению еще один элемент в приветствие (жест, фразу и т.п.). Например, игрок встает и говорит: «Доброе утро!», и дважды хлопает в ладоши. Теперь все последующие игроки выполняют этот комплекс до очередного «Стоп-кадра» и т.д.
Упражнение «Любящий взгляд» Цель: развитие умения понимать мимику и эмоции другихОдин участник выходит за дверь. Его задача – определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Ведущий назначает в его отсутствие двух-трех человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих любящим взглядом увеличивается.
Упражнение: «Кот Леопольд»
Цель: развить умение находить подход к людям, отработать навыки убеждения, эффективного межличностного взаимодействия.
Время проведения: 25 мин.
Материалы: карточки с кличками котов.
Ход упражнения
Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышей. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда. Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверил.
Вопросы для обсуждения:
Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?
Легко ли вам было находится в роли кота или мыши?
Доверяете ли вы людям в жизни?
Доверяют ли вам люди?
Считаете ли вы, что общение играет важную роль во взаимоотношениях между людьми?
Рефлексия.
Завершение
"Пирамида позитивных пожеланий" (или "Коллективное рукопожатие").
Ведущий вытягивает вперед руку ладонью вниз и произносит пожелание группе. Участники поочередно кладут ладони на ладонь ведущего с пожеланиями, затем на счет "три" дружно вскидывают руки вверх. Красиво и позитивно.