Мини-тренинговые занятия на развитие речи и коммуникативных навыков детей с ЗПР дошкольного возраста
Управление образования Восточно - Казахстанской области
Районный отдел образования
КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции
Кокпектинского района»
Мини – тренинговые занятия
на развитие речи и коммуникативных навыков детей с ЗПР дошкольного возраста.
/ педагог – психолог Тлеукенова Р.Б./
Развитие речи и коммуникативных навыков
Урок № 1.
Цели:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие речи;
- оценка настроения;
- создать положительное эмоциональное отношение к игрушкам, интерес к действиям к игрушкам;
- снятие усталости, напряжения, умения выражать, примерять различные виды эмоции.
Ход занятия:
1. Приветствие
2. Ролевая игра «Кукла в гостях»
В гости приходит кукла, здоровается с ними. Педагог называет куклу по имени. Обращает внимание детей на то, какое милое у куклы личико, красивые волосы, нарядное платье, то есть вызывает у детей симпатию к кукле. Предлагает взять куклу на руки, бережно подержать ее. Отношение ребенка к кукле – моделирование материнского отношения к ребенку.
3. Разминка игра «Покормим куклу»
/предлагается приготовить куклу к завтраку./ Вначале необходимо ей помыть ручки, затем покормить. Кормление куклы состоит из 3-х операций: зачерпнуть ложкой, нести ложку к кукле, не переворачивая ее, поднести ложку ко тру куклы.
4.Игра «Зеркало»
Показываются разнообразные позы, демонстрируются разные выражения лица, необходимо повторить движения педагога.
5.Рефлексия занятия.
Урок № 2
Цели:
- развитие речи, коммуникативных навыков;
- повышение настроения, эмоционального тонуса;
- научить детей простейшим действиям с игрушками;
- развитие мышления, памяти, внимания,воображения
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Ролевая игра «Потанцуем с куклой»
Разминка «Просыпаемся»
Мы проснулись от сна, потянулись, повернулись влево – вправо, а потом назад - вперед. Глазки потерли, умываться мы пошли. Личико свое мы моем, а затем и ручки. Вытираемся, просыпаемся.
/Включается музыка или же напевается песня, под которую кукла, ребенок и психолог танцуют/
3. Релаксация «Трубач играет на трубе»
Трубач играет на трубе ту-ту-ту /щеки надуваем издаем звук трубы/
Устал трубач /отдыхаем, щеки опускаем, руки провиснуть вниз/
Отдохнув немного, снова заиграл он на трубе
ту-ту-ту.
4. Упражнение «Собери пирамиду». /необходимо собрать разобранную пирамидку по величине/.
5. Рефлексия занятия.
Урок № 3.
Цели:
- развитие речи;
- создать положительное эмоциональное отношение к игрушкам, интерес к действиям к игрушкам;
-снятие усталости, напряжения, умения расслабляться.
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Ролевая игра «Прогулка с куклой в коляске».
Вначале идет знакомство с коляской. Ее предназначение. Показываем в действиях как посадить куклу в коляску, если есть ремешок, то пристегнуть, объяснить для чего это надо. Дальше в действиях прогуливать куклу самой, а затем и обучить ребенка.
3. Музыкатерапия песня «Баю–баюшки-баю»
Баю–баюшки-баю,
Не ложись на краю,
а то серенький волчок
схватит тебя за бочок.
4.Игра «Забей гол».
Выстраиваются ворота, необходимо забить гол в ворота. Все это вначале показывается ребенку с помощью куклы, которая забивает мяч в ворота. Затем ребенок должен повторить.
5.Рефлексия занятия.
Урок № 4.
Цели:
- развитие речи, коммуникативных навыков;
- повышение настроения, эмоционального тонуса;
- научить детей простейшим действиям с игрушками;
-развитие мышления, памяти, внимания, воображения
Ход занятия:
1. Приветствие «Зайчики»
/необходимо поздороваться как зайчики лапками/.
2. Ролевая игра «Раздеваем, одеваем куклу».
Сегодня мы будем учиться раздевать и одевать куклу. Посмотри, какая наша кукла нарядная, какие на ней туфельки, а платье просто загляденье. Давай сейчас будем учиться снимать одежду у куклы. Идет процесс раздевания, а после одевания.
3. Упражнение «Собери зернышки».
Перед ребенком рассыпаются зернышки риса, гречки. Необходимо их собрать в отдельные 2 стаканчика с рисунком риса, гречки /ребенок выполняет упражнение после показа/.
4. Рефлексия занятия.
Урок № 5.
Цели:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие речи;
- оценка настроения;
- создать положительное эмоциональное отношение к игрушкам, интерес к действиям к игрушкам;
- снятие усталости, напряжения, умения выражать, примерять различные виды эмоции.
Ход занятия:
1. Приветствие
2. Ролевая игра «Мишка в гостях»
В гости приходит мишка, здоровается с ними. Психолог называет мишку по имени. Обращает внимание детей на то, какое круглое у мишки личико, какой он смешной, какого он света, погладьте его то есть вызывает у детей симпатию к мягкой игрушке. Предлагает взять мишку на руки, бережно подержать, погладить его. Отношение ребенка к мишке – моделирование гуманизма.
3. Разминка игра «Покормим мишку медом»
/предлагается приготовить мишку к завтраку./ Вначале необходимо ему помыть ручки, затем покормить. Рассказать какой мед сладкий, откуда его берут. Показать, как надо кормить мишку. Затем обучить ребенка. Рассказать какой мед сладкий, откуда его берут.
4.Физминутка
После вкусного медка,
Становись мишутка на зарядку,
Влево – вправо наклонись,
а потом назад – вперед,
головой туда - сюда.
5.Рефлексия занятия.
Урок № 6.
Цели:
- развитие речи, коммуникативных навыков;
- повышение настроения, эмоционального тонуса;
- научить детей простейшим действиям с игрушками;
- развитие мышления, памяти, внимания, воображения
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Ролевая игра «Потанцуем с мишкой»
Разминка «Просыпаемся»
Мы проснулись от сна, потянулись, повернулись влево – вправо, а потом назад - вперед. Глазки потерли, умываться мы пошли. Личико свое мы моем, а затем и ручки. Вытираемся, просыпаемся.
/Включается музыка или же напевается песня, под которую мишка, ребенок и психолог танцуют/
3. Релаксация:
Изобразим:
- как нам холодно;
- как нам жарко;
- как мы устали;
- какие мы бодрые.
4. Упражнение «Собери пирамиду».
/необходимо собрать разнообразную пирамидку по величине/.
5. Рефлексия занятия.