Статья «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития»
Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития
Куликова Яна Геннадиевна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад №83, Санкт-Петербург
В настоящее время группой комбинированной направленности в дошкольном образовательном учреждении никого не удивишь. В группе присутствуют дети с задержкой психического развития, которые как никто другие, нуждаются в поддержке и понимании. Задача специалистов учреждения сформировать у детей с ОВЗ коммуникативные навыки.
Большая часть детей с ЗПР не способны к вербальному общению. Дети не могут выразить просьбу, дать понять, что они хотят. Вступать во взаимодействие с другими детьми вызывает особую сложность. Это является актуальной проблемой как для самих детей, для их родителей, так и для педагогов.
В образовательном учреждении проведена диагностика коммуникативных навыков у детей с ЗПР. Результаты показали низкий уровень сформированности данного навыка.
Для решения этой проблемы в учреждении было принято применить средства альтернативной дополнительной коммуникации, жестовуюя речь. Кадровое обеспечение учреждения проходит дополнительное обучение по применению средств альтернативной дополнительной коммуникации, разучивают жестовую речь.
Совместно с родителями на каждого ребенка с ЗПР создают индивидуальную коммуникативную книгу. Подбирается базовый словарь – слова, которые присутствуют в жизни ребенка всегда, и дополнительный – слова, которые присутствуют изредка.
Осуществляется подготовка образовательной среды. Создается визуальное расписание, согласно которому, ребенок способен определить, что сейчас происходит, что будет потом. В туалетных комнатах клеится алгоритм пользования туалетом и умывальником. В раздевалке у ребенка на шкафчике висит схема, по которой ребенок может самостоятельно одеться.
Учитель-логопед, учитель-дефектолог, психолог, воспитатели на своих занятиях используют карточки АДК одинакового содержания.
Ежемесячно специалистами осуществляется профессиональное взаимодействие для определения сформированности того или иного навыка, поддерживается или изменяется план обучения.
В конце учебного года после проведенной итоговой диагностики уровень сформированности коммуникативных навыков у детей с ЗПР был средним.
Дети стали использовать жестовую речь, карточки с альтернативной дополнительной коммуникацией для общения. У 70% невербальное общение перешло на уровень вербального. Родители отметили высокий познавательный интерес, ярко выраженную потребность сказать что-то, стали дети задавать вопросы. Из чего мы делаем вывод о том, что применение средств альтернативной и дополнительной коммуникации является эффективным для формирования коммуникативных навыков.