Рабочая программа «Развитие коммуникативных навыков у подростков» (8 класс)

2
0
Материал опубликован 16 April 2018 в группе

Пояснительная записка

Актуальность работы заключена в невероятной важности коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более подростка.

Подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько подростки 11-16 лет успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.

Для того чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста.

Развивающие коррекционные занятия значимы для подростков, так как именно в этот период особенно важно самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающей среды информацию.

Цель: улучшить коммуникативные умения, знания, способности, воспитать коммуникабельную личность.

Задачи:

Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

Развитие способности к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений;

Отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

Овладение навыками эффективного слушания;

Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов;

Обучение участников ориентации в проблеме;

Развитие и расширение навыков принятия решений, нахождение компромисса.

Программные принципы:

1. Ненасильственность общения. При объяснении правил игры, при выборе водящего, ведущий исходит прежде всего из желания детей, избегая принуждения.

2. Положительный характер обратной связи. В ходе и в конце каждой игры выражается одобрение и благодарность всем участникам, а водящему выражается благодарность особо.

3. Неконкурентный характер отношений. Цель данной программы можно достичь, только если создать для детей атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный психологический комфорт.

4. Включенность. Участвуя в играх, тренер, во-первых, своим примером помогает включиться детям, и, во-вторых, помогает детям осознать, что игры проводятся не столько для развлечения, сколько для обучения.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

 

Тема занятия

Цели и задачи занятия

Наименование форм работы и упражнений с описаниями

 

Занятие 1

«Знакомство»

Знакомство и ознакомление (принятие правил тренинга).

Развитие навыка свободного выражения своих чувств.

Игра – приветствие. Дети стоя в кругу с психологом приветствуют друг друга, называют своё имя, пожимая поочередно руки, передавая тем самым свое хорошее настроение соседу справа и так далее по кругу.

«Снежный ком». Участники по очереди называют свое имя вместе с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, а затем себя. Таким образом, чем дальше по кругу, тем больше придется называть имен с прилагательными. Это облегчит запоминание и разрядит обстановку.

Мини-лекция «Вербальные коммуникативные навыки», «Лестница коммуникативного мастерства». Каждый участник игры на нарисованной на доске лестнице располагает себя в зависимости от своих коммуникативных умений. После того как все расставят на лестнице участников игры происходит обсуждение, почему они расположили себя именно на этом участке лестницы и что мешает при общении с людьми, чтобы добиться более высоких показателей?

Рефлексия.

 

Занятие 2

«Нетрадиционное общение»

Развитие навыка свободного выражения своих чувств.

Развитие эмпатических способностей участников группы, понимания мимики, жестов, языка телодвижений.

Приветствие. Дети стоя в кругу с психологом приветствуют друг друга, пожимая поочередно руки, передавая тем самым свое хорошее настроение соседу справа и так далее по кругу.

Упражнение «Нетрадиционное приветствие». Энергию для творчества и раздумий о смысле жизни. Но они и мешают, обедняя нашу жизнь и отношения с близкими людьми. Например, как вы приветствуете друг друга при встрече? Кто готов рассказать и показать традиционные способы, приемы, манеру приветствия?

Что вы при этом испытываете? Наверное, не очень много эмоций, так как это дело привычное. Вы всегда так здороваетесь. Теперь давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Какие? Вы можете сами придумать их и показать всем. Кто хочет это сделать? Прошу. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия:

Ладонями, но только их тыльной стороной; стопами ног; коленями; плечами (правое плечо легонько касается левого плеча соседа, а затем наоборот); лбами (но очень осторожно)

Назовите ваши варианты. Мы готовы их попробовать.»

После окончания участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями.

«Зеркало». Сейчас мы предлагаем выполнить несколько несложных заданий, точнее — сымитировать их выполнение. Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре. Задания следующие:

1) пришиваем пуговицу;

2) собираемся в дорогу;

3) печем пирог;

4) выступаем в цирке.

Особенность этих заданий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Но сначала давайте разобьемся на пары. Пожалуйста. Пары готовы, приступаем к заданиям. Итак, все пары по очереди выполняют задания по своему выбору. Один из них — исполнитель, а другой — его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы — зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала.

Рефлексия.

 

Занятие 3

«Бесстрашный оратор»

Развитие умения вести разговор и слушать собеседника.

Развитие убедительной речи, выработка умения говорить и выслушивать.

Приветствие. Дети стоя в кругу с психологом приветствуют друг друга, пожимая поочередно руки, передавая тем самым свое хорошее настроение соседу справа и так далее по кругу.

Вербальное упражнение «Зомби». Ведущий ставит немного в сторонке стул, остальные стулья (кресла) располагаются полукругом. Вызывается доброволец, который будет сидеть на стуле и выполнять тем самым роль зомби. Ведущий вручает ему карточку, на которой выписано три утверждения. Ниже приводятся примеры таких карточек: 
  Пример 1 
  1. Я - самый умный человек на свете. 
  2. Все женщины должны улыбаться. 
  3. Все мужчины должны носить с собой носовые платки. 
  Пример 2 
  1. У меня есть особенная миссия, но я ее забыл. 
  2. Нельзя доверять людям в зеленых сапогах. 
  3. Белый цвет - мой любимый. 
  Пример 3 
  1. Завтра я буду весь день читать учебник математики. 
  2. Я должен узнать все способы доказательства теоремы Пифагора. 
  3. Маленькие уши - признак большого ума. 
  Задача остальных участников - с помощью расспросов выяснить содержание этой карточки. Ведущий при этом просит "зомби" отвечать "максимально искренно", то есть с опорой на "сверхценные суждения", но при этом стараясь держать последние в тайне, насколько это возможно. 
  Когда кто-то из участников угадывает одно из суждений - ведущий поднимает руку и сообщает: "Первое есть. Осталось два". Если участники долго не могут докопаться до "сверхценных суждений", ведущий просит "зомби" немного помочь.

Притча «Как важно правильно слушать».

Упражнение «Большие паузы». Упражнение больше походит на психологический эксперимент. Для затравки ведущий рассказывает про так называемые гросс-паузы (большие паузы) - один из любимейших инструментов многих ораторов. Заключается в том, что оратор смолкает на довольно длинный промежуток времени: от 15 секунд до минуты. Обычно это делается для того, чтобы показать слушающим важность последней порции информации.

Ведущий изображает из себя такого оратора. Он произносит какую-то небольшую речь (заранее отрепетированную, можно и не очень глубокого содержания). Перед последним предложением останавливается на 15-60 секунд, затем произносит остаток речи.

Сразу же делается опрос:

- Какие чувства испытывали участники во время этой гросс-паузы?

- Как они думают, надолго ли им запомнится содержание речи?

- Что именно запомнится?

Далее ведущий спрашивает, есть ли доброволец, который в подобной же манере может произнести свою реч. Если такого добровольца не нашлось, сам ведущий еще раз произносит речь (иную). Пауза делается так же перед последней фразой. Опять производится опрос.

Рефлексия.

 

Занятие 4

«Любовь и дружба в подростковом периоде»

Формирование представлений об идеалах, симпатии, дружбе, влюблённости и любви

Приветствие. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.

Мини-лекция "Любовь, влюблённость, дружба».

"Продолжи искренне" Инструкция: Все садятся в круг. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику и просит вытащить карточку. Участник читает вслух текст карточки и старается раздумывать как можно меньше, продолжает мысль, начатую в тексте, максимально искренне. А остальные, про себя, решают, насколько он искренен. Когда человек закончит говорить, те, кто сочли его речь искренней, молча поднимут свою руку. Если большинством (хотя бы в один голос) высказывание признается искренним, то говорившему разрешается на один шаг сместить свой стул вглубь круга (сближение). Тому, чье высказывание не признано как искреннее, дается еще попытка "вытянуть" карточку и продолжить высказывание. Обмен мнениями запрещен. Реплики по поводу высказываемого запрещаются, но разрешено задать вопрос говорящему — всего один вопрос от каждого. Когда все сумеют высказаться искренне, ведущий просит: "теперь каждый сделает выдох, затем медленно глубокий вдох — и задержать дыхание, пока я говорю. Теперь на выдохе надо выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов — издать резкий звук, все что угодно. Вперед!" После такой голосовой эмоциональной "разрядки", обычно людям становится весело. Текст карточек-высказываний:

В обществе лиц противоположного пола я обычно чувствую себя...

У меня немало недостатков. Например...

Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды, помню...

Мне случалось проявлять трусость. Однажды, помню...

Я знаю за собой хорошие, привлекательные черты. Например...

Я помню случай, когда мне было невыносимо стыдно. Я...

Чего мне по настоящему хочется, так это...

Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню...

Однажды, мне было обидно и больно, когда родители...

Когда я в первый раз влюбился, я...

Я чувствую, что моя мать...

Я думаю, что секс в моей жизни...

Когда меня обижают, я готов...

Бывает, что я ссорюсь с родителями, когда...

Честно говоря, учеба в институте мне совсем...

Пустая карточка. Надо что-то сказать искренне на произвольную тему.

Рефлексия.

 

Занятие 5

«Тренировка умения находить друзей»

Формирование представлений об идеалах, симпатии, дружбе, влюблённости и любви

Приветствие. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.

Упражнение «С чужого голоса». Вся команда разбивается на пары. В течение пяти минут один из участников рассказывает товарищу о себе в свободной форме. Следующие пять минут они меняются ролями. Когда игроки в парах перезнакомились, все участники тренинга собираются вместе. Начинается второй этап упражнения, в котором каждый из партнеров представляет другого. При этом он говорит от первого лица, старается использовать жесты, интонацию, мимику товарища, пытается войти в его образ и вести рассказ как бы от его имени, т.е. должна возникнуть иллюзия самопредставления.

Упражнение «Разговор о дружбе и рефлексия собственных качеств»

- Что для вас значит дружба?

- Может ли быть так, что у человека, есть несколько приятелей и ни одного друга?

- Что надо делать, чтобы найти друга?

- Проанализировав объявления, скажите, есть ли у вас качества, необходимые в дружбе?

Упражнение «На вечеринке»

- Представьте себе, что вы находитесь на вечеринке, на которой никого не знаете . Когда я скажу «начали», вы быстро находите себе пару и начинаете разговаривать друг с другом на тему «Что я обычно делаю на выходные» ( «Что я делал прошлым летом»; «Мое любимое занятие»; «Что мне нравится и не нравится в школе»). В последний раз вы сами придумываете себе тему разговора.

-А теперь давайте обсудим наши впечатления.

Что вы чувствовали во время разговоров?

Сделал ли ваш партнер что-нибудь, что облегчило или усложнило контакт?

О чем было легче говорить?

- Итак, вы увидели, как порой трудно заговорить о чем-то, особенно, если вы не знаете собеседника. Поэтому если с вами захочет кто-то познакомится и первым завяжет разговор, вы должны помочь ему своим вниманием, умением слушать, искренностью.

Рефлексия

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации