Статья «Экологическое воспитание младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

11
0
Материал опубликован 31 August 2023 в группе

 


Экологическое воспитание младших школьниковDOCX / 175.73 Кб

Аннотация

Статья посвящена экологическому воспитанию учащихся начальных классов. Особое внимание уделено развитию нравственно-ценностного отношения детей к окружающему миру в ходе исследовательской и проектной деятельности.


 

Ключевые слова: развитие личности ребёнка, личностный потенциал учителя, исследовательская и проектная деятельность, экологическое образование младших школьников, экологическая культура личности.


 

 «Скажи мне - и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
дай мне действовать - и я научусь». 
Конфуций


 

Экологическое образование, по определению И.Д. Зверева, – это «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социо-природной среды» [4].  В начальных классах закладывается фундамент личности ребёнка, дети не только получают знания, но и учатся добывать знания самостоятельно. Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность позволяет решать задачи экологического образования. Очень важно помочь ученику выработать ответственное отношение к природе, развивать сотрудничество в природоохранных делах, сочувствие, сопереживание, доброту по отношению к миру природы.

В своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание экологическому воспитанию обучающихся. Убеждена в том, что каждый ребёнок в детстве должен получить основы экологической грамотности, поэтому необходимо воспитывать у детей навыки экологически целесообразного поведения в окружающем мире, поддерживать стремление детей заботиться о «братьях наших меньших», любить природу родного края.  В число важных показателей экологической культуры человека входит нравственно - ценностное отношение к природе и социально-значимая деятельность, направленная на улучшение окружающей среды. В.А. Сухомлинский отмечал: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира» [3].

Ребёнок живёт в социуме и часто получает в качестве модели поведения не самые лучшие примеры. Очень много агрессии, негатива, равнодушия к личности, ухода в виртуальный мир. Не хватает детям позитивных примеров хороших дел, которые бы увлекли учащихся. Задача педагога – найти привлекательные, доступные и понятные детям формы экологического воспитания. На экологических уроках в 1-2 классе дети знакомятся с важными правилами поведения в природе, расширяют свой кругозор о животных и растениях. Участвуя в различных экологических конкурсах, развивают свои интеллектуальные и творческие способности. На экскурсиях в природу ребята знакомится с различными экосистемами. У них возникает интерес к изучению растений и животных родного края. Необходимо поддерживать стремление детей к познанию нового, активизировать их участие в эколого-просветительских мероприятиях. Ценностное отношение к природе должно подтверждаться посильной природоохранной деятельностью, поэтому для решения задач экологического воспитания важно использовать проектную технологию, сочетать её с исследовательской работой, участием в природоохранных акциях: «Покормите птиц», «Зелёная весна», «От чистого двора – к чистой планете», «Макулатура – не мусор, а срубленный лес» и др. Совместно с детьми и родителями мы решили создать в классе экологический отряд и назвали его «Юнэко». Руководителем отряда стал обучающийся 7 класса. Заинтересовать и увлечь детей я решила с помощью проектной и исследовательской деятельности.

При обсуждении тематики проектов дети выдвинули идею  вырастить лесные культуры на школьном подоконнике. Сначала совместно с детьми мы изучили литературу по теме нашего эксперимента, проконсультировались с биологами школы об условиях и способах выращивания. Осенью пошли на экскурсию и насобирали проросшие желуди, подготовили грунт и емкости для сеянцев, высадили желуди в прозрачные стаканы. Чрез месяц появились корни из желудей, а потом начали развиваться растения. Сколько было восторга у каждого ребенка, когда у его дубка начинал расти стволик, а потом появились первые листочки! Наблюдения записывали в индивидуальный дневник.

В конце декабря собрали шишки ели, в классе поместили их около батарей. Из раскрывшихся шишек извлекли семена. Посеяли их в грунт и вернувшись после зимних каникул дети увидели первые сеянцы. Изменения отмечали в дневнике наблюдений. Каждый ребёнок вырастил в классе из семечка свою ёлочку, кедр или дубок из желудя и в течение двух лет ухаживал за растущим деревцем, проводил наблюдения. Моё сердце наполнялось радостью, когда по утрам дети бежали к своим зелёным питомцам, разговаривали с ними, отмечали происходящие изменения. Полученные сеянцы были высажены на пришкольном участке для дальнейшего роста и продолжения исследования [1]. В такой социально-значимой деятельности каждый ребёнок становится хранителем природы родного края, исследователем и творцом. Опыт работы по проекту ребята представили на краевой конференции по экологическому образованию. Дети продолжают наблюдать и ухаживать за своими питомцами и сейчас, хотя уже стали пятиклассниками.

Второй проект был посвящён изготовлению экокормушек. В трудный для птиц зимний период дети изготавливали безотходные кормушки в виде зернового печенья, замораживали их и развешивали в школьном саду. Десятки мелких птичек выжили, благодаря заботе моих учеников. Забота о пернатых друзьях продолжилась в изготовлении гнездовых домиков для птиц. Перед нами стояла задача сделать не простую кормушку, а кормушку экологически безопасную. Нам удалось решить эту проблему с первоклассниками. Мы изготовили полностью съедобную кормушку. Для этого с детьми изучили состав зимующих птиц нашей местности и их предпочтения. Узнали, каким кормом можно подкармливать птиц, а каким нельзя. Для изготовления съедобной кормушки мы использовали пшеничную муку, воду, замороженные ягоды, яблоки, сырые семечки подсолнечника, арбуза, дыни, тыквы, яблока, несоленое сало, хлебные ржаные крошки, злаки, морковь. Получившееся печенье мы подсушили в формочках несколько дней при комнатной температуре, привязали прочные нитки и развесили в школьном саду. Пернатые гости не заставили себя ждать. За зиму нами было изготовлено более 100 экокормушек. Несколько классов по нашему примеру тоже делали такие кормушки. По итогам проделанной работы дети сделали выводы: экокормушка безопасна для окружающего мира, ее птицы ъедают полностью, остается лишь собрать нитки с деревьев и снова использовать их для приготовления новых кормушек; на такую кормушку прилетают разные птицы т.к. она состоит из разных видов корма для разных птиц. Кроме этого мы увидели какой корм пользуется большим спросом у птиц и учитывали это при изготовлении следующих экокормушек. Десятки мелких птичек выжили благодаря заботе моих учеников. Забота о пернатых друзьях продолжилась в изготовлении гнездовых домиков для птиц. Данные виды деятельности формируют у школьников устойчивый стереотип позитивного поведения в окружающей среде. Ценностью становится всё многообразие природы, привлекающее не материальной выгодой, а радующее душу своей красотой и уникальностью.

В четвертом классе при изучении полезных ископаемых дети заинтересовались явлением кристаллизации. При анализе литературных источников мы пришли к выводу, что можно вырастить искусственные кристаллы и попробовать их применить в жизни. Сначала мы решили вырастить кристаллы из поваренной соли. Для этого потребовалось 2 недели. Дети с восторгом рассматривали свои опытные образцы, любовались получившимися кристалликами на снежинках из синельной проволоки. Затем мы принялись выращивать кристаллы из лимонной кислоты. Эта работа была более трудоемкой и затратной по времени. Используя пищевые красители, через месяц мы увидели выросшие монокристаллы, а у некоторых детей получились поликристаллы т.к. они часто заглядывали в прозрачную емкость, где рос кристалл, и, вероятно, мелкие пылинки, осевшие на монокристалл, способствовали росту поликристаллов. Затем эти кристаллы мы покрыли прозрачным лаком для ногтей, чтобы они не растаяли. Далее мы попробовали огранить выращенные кристаллы с помощью наждачной бумаги и придать им разную форму. Нам это удалось! Дети пришли к выводу: кристаллы можно вырастить самому, с помощью безопасных пищевых красителей им можно придать цвет, кристаллы хорошо обрабатываются и им можно придать красивую форму. Но есть у кристаллов и минусы: они тают на солнце даже после обработки лаком, тают при соприкосновении с клеем, поэтому необходимо организовать фото- и видеосъемку для сохранения результатов эксперимента.

Результаты своих проектов и исследований юные экологи представляют в мероприятиях разного уровня. Члены отряда «Юнэко» Пашнина София, Михалева Варвара, Исламов Савелий, Ширинкина Елизавета принимали участие в краевой экологической конференции и поделились опытом изготовления экокормушек, наша работа опубликована в сборнике конференции в 2020 году, а также вышла публикация в школьной газете. В 2020 году Савелий принял участие в муниципальном конкурсе «Карагай NEWS#», был участником заключительного этапа краевого конкурса «Чистая вода», участвовали в ХХIХ эколого-краеведческой научно-практической конференции школьников с публикацией в сборнике Национального парка «Плещеево озеро» в 2021 году. Ежегодно отряд «Юнэко» принимает участие в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях муниципального и краевого уровня, является победителем, призером и участником краевых конкурсов «Мое зеленое лето», «Мое здоровое лето», «Танцующая школа». Во всероссийском конкурсе «Экопоиск» в г. Екатеринбурге стали призерами Михалева Варвара и Газиев Рамазан. В 2022 году Пашнина София и Исламов Савелий стали победителями международного детского экологического форума «Изменение климата глазами детей» в конкурсе рисунков и в литературном конкурсе. Савелий был приглашен на награждение в г. Москву.

Данные виды исследовательской и проектной деятельности в экологическом направлении формируют у школьников устойчивый стереотип позитивного поведения в окружающей среде. Ценностью становится всё многообразие природы, привлекающее не материальной выгодой, а радующее душу своей красотой и уникальностью.

Все наши проекты и исследования состоялись при поддержке родителей, нашему тесному сотрудничеству. Они всегда были рядом с детьми, помогали вести дневники наблюдений, приобретали необходимое оборудование.

Природоохранная деятельность включает учащихся в общественно полезные дела, обогащает их социальный опыт. При этом полезные дела сочетаются с развитием эмоциональной сферы детей, стимулированием познавательной деятельности и становлением ответственного отношения школьников к окружающей среде. Уроки нравственно-ценностного отношения к природе дают крепкие ростки в душах моих воспитанников.

 

Приложение

Образовательные фотографии по исследованиям и проектам

t1693508506aa.jpg


 

Проект-исследование по выращиванию кристаллов

t1693508506ab.jpg t1693508506ac.jpg

Источники информации

1. Пашнина С., Ширинкина Е. Выращивание елей и сосны сибирской на школьном подоконнике //Материалы краевой конференции по экологическому образованию. 5-13 апреля 2020 года/ Сост.Е.Н.Устюгова. - Пермь, 2020

2. Конфуций [Электронный ресурс] режим доступа:   https://www.liveinternet.ru/users/bestquotes/post333968844/

3. Сухомлинский В.А. о детстве.  [Электронный ресурс] режим доступа: https://burido.ru/796-tsitaty-sukhomlinskogo

4. Экологическое образование и воспитание. [Электронный ресурс] режим доступа: https://moodle.kstu.ru/mod/page/view.php?id=40192&ysclid=llzfkzubna253980176

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации