Развитие метапредметного умения предъявлять и аргументировать собственную точку зрения на уроках обществознания

4
0
Материал опубликован 16 December 2023 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2»













Развитие метапредметного умения предъявлять и аргументировать собственную точку зрения на уроках обществознания









Автор: Томилова Надежда Анатольевна

учитель истории и обществознания


















Карагай, 2021

Содержание


Введение


3

Общая характеристика методической разработки


5

Кейс-технология, как средство развития коммуникативного умения предъявлять и аргументировать собственную точку зрения


5

Применение кейс-технологии и активных методов обучения на уроках обществознания по теме: «Выборы политической партии»


6

Деловая игра на уроке обществознания по теме: «Выборы политической партии»


7

Заключение


11

Тезаурус


13

Источники информации


14

Приложение

15




Введение

Рассуждают ли дети о политике и как часто? Да, рассуждают. Во время прогулки с друзьями, переписки в социальных сетях, беседе со сверстниками на переменах в школе. Что-то объясняют друг другу, доказывают. На уроке после таких бесед задаётся каверзный вопрос учителю: «А за кого Вы будете голосовать на выборах?». И не ответить на него нельзя, так как обязательно появится множество других вопросов: «Почему? Зачем? Как?»

Такие моменты дороги тем, что именно здесь и сейчас идёт коллективный мыслительный процесс, анализ информации, получаемой от учителя и сверстников, формируется навык высказывания собственной точки зрения и ее аргументация. Не секрет, что подобные ситуации возникают у каждого учителя на уроке. Данный процесс необходимо организовывать, так как изучение материала, предусмотренного основной образовательной программой так же важно, как и формирование метапредметного результата.

Данная методическая разработка направлена на развитие умения, обозначенного в ФГОС ООО как умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает умение аргументировать собственную позицию.

В чём тут инновация? Разве учителя на своих уроках не обучают этому детей? Конечно, обучают. Уроки и внеурочная деятельность основаны на коммуникативных навыках, на умении обучающихся взаимодействовать со сверстниками и педагогами. На занятиях педагоги стимулируют обучающихся к рассуждениям, анализу, доказательству своей позиции, но проблема в том, что не каждый педагог готов оценивать метапредметный результат и, главное, как объяснить ученику, по какому принципу и на основе чего сформирована та или иная оценка его деятельности на уроке.

Готового ответа на данный вопрос в педагогической литературе нет.

В 2013 году Пермский государственный национальный исследовательский университет по заказу Министерства образования и науки Пермского края реализовал проект «Научно-методическое обеспечение образовательного процесса и двухуровневой модели мониторинга метапредметных результатов учащихся основной школы при переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения».

В рамках этого проекта была разработана двухуровневая модель мониторинга метапредметных результатов в основной школе: институциональная и региональная. Последняя представляет собой совокупность конкурсных процедур, проводимых в формате олимпиады. Так в Пермском крае зародилось метапредметное олимпиадное движение.

В ходе реализации регионального мониторинга метапредметного результата появилась процедура и критериальная база для оценивания умения аргументировать собственную точку зрения. У педагогов Пермского края появилась основа для конкретизации и объективации метапредметных умений. Изначально педагогическое сообщество стало готовить конкретных детей, которые, по мнению педагога, способны выступить на метапредметных испытаниях не хуже других. Но олимпиада – это турнир сильнейших, а как же остальные дети?

Министерство образования Пермского края ежегодно проводит комплексные мониторинги метапредметных результатов ФГОС ООО. В 2019 году был проведен комплексный мониторинг метапредметных результатов при изучении предметов социально-гуманитарного цикла 10 – 11 класс. В рамках этого мониторинга оценивались умения находить приводить критические аргументы в подтверждение и опровержение суждений, приводить несколько аргументов или данных для его подтверждения.

Таким образом, мониторинг метапредметного результата осуществляется у всех обучающихся, не только у тех, кто были участниками олимпиады. Как развивать умения предъявлять и аргументировать собственную точку зрения у всех детей в классе? Какие педагогические технологии, методы и приёмы обучения использовать? Как оценивать уровень развития данного умения? В решении этой проблемы и раскрывается мастерство учителя.

Цель методической разработки: описание видов деятельности учителя, направленных на развитие у обучающихся коммуникативных умений предъявлять и аргументировать свою точку зрения.

Задачи:

- представить эффективную педагогическую технологию, которую можно использовать для развития коммуникативного умения предъявлять и аргументировать свою точку зрения;

- показать педагогические методы и приёмы, направленные на развитие и рефлексию данного умения;

- презентовать уроки обществознания, на которых реализуется эффективная педагогическая технология, методы и приёмы, развивающие коммуникативное умение предъявлять и аргументировать свою точку зрения;

- дать рекомендации педагогам, работающим в данном направлении на основе описания методики использования предлагаемых педагогических технологий, методов и приёмов обучения.




Общая характеристика методической разработки

Урок – это основная форма организации образовательного процесса в школе. Данная методическая разработка представляет собой описание двух уроков обществознания, посвящённых вопросу деятельности политических партий на примере национал-социалистической партии Германии 1920 года, Народного фронта во Франции 1936 года, Лейбористской партии Великобритании 1929 года. Для рассмотрения взяты данные партии, так как на их примере можно продемонстрировать обучающимся чёткие Программы партий и задуматься о последствия их деятельности. Кроме этого, на уроке данный вопрос рассматривается в историческом контексте. Все партии зашифрованы, как партия А, Б и В. Обучающиеся знают то, что они работают с программами реальных партии, но не знают с какими именно.

Методическая разработка содержит:

- технологическую карту двух уроков обществознания в 8 классе по теме: «Выборы политической партии» (приложение);

- описание педагогических технологий, методов и приёмов обучения, направленных на развитие коммуникативного умения предъявлять и аргументировать свою точку зрения;

- описание процедуры оценивания данного умения на уроках.

«Способность формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение» как результат освоения ООП встречается, в той или иной формулировке, и в стандартах общего и в стандартах высшего образования. Однако пока не понятно, чем аргументация, например, семиклассника, должна отличаться от аргументации выпускника школы, студента 2 курса1.

В связи с этим встает вопрос, с чего начинать осваивать данное умение на уроке, как стимулировать мыслительную деятельность обучающихся, как вызвать у них потребность высказывать свою позицию по заданному вопросу и аргументировать её. Важно, чтобы аргументация основывалась на фактах.

Один из способов решения этого вопроса – кейс-технология (case-study).


Кейс-технология, как средство развития коммуникативного умения предъявлять и аргументировать собственную точку зрения

Кейс-технология – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого ученика в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи2.

В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала. Для решения выше обозначенной проблемы в методической разработке используются кейсы, обучающие анализу и оценке. В этом случае в основе кейса лежит максимально детальная информация, которую необходимо проанализировать и сделать соответствующие выводы, обосновав и предъявив их классу и учителю. Это кейс – иллюстрация, который содержит небольшой объем данных, используемых для подтверждения. В кейс включена фактическая информация, необходимая для аргументации собственной позиции.

Кейс – технология – это технология коллективного обучения. На уроках обучающиеся работают в группах по 3 – 4 человека. Как правило, обучающимся сложно индивидуально формулировать аргументы. В ходе коллективной мыслительной деятельности на начальном этапе работать гораздо легче.


Применение кейс-технологии и активных методов обучения на уроках обществознания по теме: «Выборы политической партии»

На уроке обществознания по теме: «Выборы политической партии» кейс содержит программы политических партий. Их необходимо изучить и определить самую сильную сторону программы данной политической партии, которая, по мнению обучающихся, привлечёт избирателей. На её основе сформулировать тезис и зафиксировать его в рабочем листе. Фиксация результата работы обучающихся обязательна, так как тема рассчитана на два урока. Кроме этого, зафиксированный тезис принимает форму суждения, с которым предстоит дальнейшая работа. В ходе первого урока обучающимся предстоит аргументировать предъявленный тезис, либо опровергнуть его, а также оценить аргументы. В ходе второго урока обучающиеся на основе структуры аргумента, предложенной учителем, преобразуют те, что составлены на предыдущем уроке и представляют свои аргументы на основе материалов кейса.

Кейс-технология реализуется с помощью активных методов обучения. В ходе первого урока применяется метод «Автобусная остановка».

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой «остановке» предлагается кейс, который содержит программу одной партии, рабочий лист для фиксации и оценивания результата, технические задания для обучающихся.

Изучение кейса и формулирование на его основе тезиса – это первая остановка. Тезис – это самая сильная сторона программы данной политической партии, которая, по мнению обучающихся, привлечёт избирателей. (ТЗ 1). Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся со следующим кейсом и тезисом, составленным предыдущей группой, составляют для его защиты один аргумент, либо опровергают его (ТЗ 2). Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой, нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке. На третьей «автобусной остановке» обучающиеся оценивают аргументы одноклассников согласно предложенным критериям (ТЗ 3). Всего в круге работают три группы обучающихся (по количеству кейсов). Если класс большой, целесообразно сделать два круга работы.

Когда группа возвращается к своей первой остановке, она знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему кейсу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги этого этапа работы.

В контексте урока данный активный метод обучения позволяет научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах, стимулирует обучающихся вступать в коммуникацию с членами группы, обмениваться суждениями, предъявлять собственную точку зрения и аргументировать её. Кроме этого, в ходе «переезда» по автобусным остановкам обучающиеся знакомятся с программами всех политических партии, учатся извлекать значимую информацию из текста для аргументации тезиса, предъявленного предыдущей группой. Любопытна реакция учащихся на результат коллективной работы. В рабочем листе урока фиксируются аргументы в защиту тезиса или его опровержение другими группами. В этом случает возможно два варианта развития ситуации:

обучающиеся утверждаются в своем решении, так как их тезис доказывается другими ребятами;

обучающиеся задумываются о значимости идеи политической партии, которую они выдвинули в качестве самой привлекательной для избирателей, так как одноклассники опровергали её.

В конце первого урока по теме: «Выборы политической партии» проводится рефлексия с использованием активного метода обучения «Итоговый круг». В течение одной минуты учащимся необходимо подготовить вопрос по уроку и задать его учителю, затем встать в круг и задать его. Вопрос должен быть связан с аргументами и опровержениями, либо с критериями оценивания.

Данный метод позволяет обозначить основные моменты, на которые следует обратить внимание на следующем уроке, выявить непонимание обучающихся в определении сильного и слабого аргумента, системе оценивания аргументации. Учитель даёт содержательный ответ на вопрос.

В качестве домашнего задания обучающимся предлагается составить схему-кластер по теме «Признаки политической партии», пользуясь любыми источниками информации.

Ко второму уроку учителю необходимо обработать результаты работы детей. То, что они зафиксировали в рабочем листе, необходимо напечатать и добавить в кейсы. Теперь кейсы формируются из программ всех политических партий и рабочих листов всех групп.


Деловая игра на втором уроке обществознания

по теме: «Выборы политической партии»

Второй урок проводится в формате деловой игры «Выборы политической партии».

На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. В данном случае деловая игра носит учебный характер и направлена на мотивацию развития навыка аргументировать собственную точку зрения. Время деловой игры ограничено академическим часом. В игре отсутствует оценивание роли, которую играет каждый участник. Оценивается умение аргументировать собственную точку зрения. Игра организуется свободная, открытая – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для этой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи. По классификации Красовского Ю. Д. игра является ансамблевой - формирует управленческое мышление у участников, направлена на решение конкретной задачи методом организации делового партнерского сотрудничества в команде3.

На данном уроке в ходе деловой игры формируется имитационная модель выборов в государстве с позиции политической партии. Обучающиеся применяют на себе способ действия членов партии в ходе предвыборной компании, тем самым расширяя свой опыт на основе искусственно созданной модели. Кроме этого, деловая игра – это коллективный метод обучения, при котором обучающиеся совместными усилиями решают учебную ситуацию. На уроке в ходе игры создаётся модель реальных отношений между участниками. Обучающимся предстоит предъявить собственное мнение и отстоять его в группе. В этом случае игра позволяет сократить время накопления личностного опыта, дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем, обосновать эти решения в группе, «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры»4.

Деловая игра «Выборы политической партии» состоит из следующих этапов:

Формирование предвыборного штаба партии

Работа предвыборного штаба партии

«Предвыборный батл»

«Минута тишины»

Голосование

Подсчёт голосов и обнародование результатов выборов.

На втором уроке обучающиеся становятся участниками предвыборной кампании. Они определяются с партией, которую будут представлять во время «Предвыборного батла», организуют работу предвыборного штаба партии. Состав групп меняется, группы формируются по 4 – 5 человек, в зависимости от количества обучающихся в классе.

На этапе формирования предвыборного штаба каждая группа работает с кейсом. Вся работа с кейсом начинается с просмотра материалов, изучения рабочих листов прошлого урока. Учитель обращает внимание на аргументы и раскрывает особенности их структуры, уточняет, что аргумент будет сильным в том случае, если он основан на фактической информации и не содержит в себе противоречия. Даёт обучающимся модель аргумента: ФАКТ – ВЫВОД и предлагает разделить кейс между членами группы и преобразовать имеющийся аргумент из рабочего листа в соответствии с данной структурой, а затем составить собственный аргумент либо в защиту, либо в опровержение тезиса. Аргумент необходимо письменно зафиксировать. Это объект оценивания индивидуальной работы обучающихся, на основе которого учитель может сделать вывод об уровне развития коммуникативного умения аргументировать собственную точку зрения у каждого учащегося.

После индивидуального этапа работы обучающимся необходимо представить свои аргументы группе, которая принимает коллективное решение, какую партию группа будет представлять, используя наиболее удачные аргументы.

Итак, обучающиеся определились с партией, которую они будут представлять на «Предвыборном батле».

Начинается следующий этап деловой игры – работа предвыборного штаба партии. Каждому штабу необходимо усилить позиции своей партии. Для этого им необходимо добавить ещё аргументы в защиту основной идеи партии. Обучающимся предоставляется возможность применить свои творческие способности, но они строго ограничены во времени, на подготовку своего выступления на «Предвыборном батле» штабам даётся не более 5 минут. В этом случае они могут использовать уже имеющийся материал, а могут придумать что-то новое.

По истечении 5 минут организуется «Предвыборный батл». Здесь возможны несколько вариантов организации (на усмотрение учителя и в зависимости от развития ситуации).

Ситуация 1: все команды обучающихся выбрали одну и ту же партию. Ничего особенного в этом нет. Выслушаем всех по очереди и представим ситуацию на этапе рефлексии, как неравные условия предоставлены для всех политических партий в ходе предвыборной кампании, что говорит о нарушения закона (предметный результат урока обществознания).

Ситуация 2: команды выбрали две политические партии. В этом случае получится отличный батл. Целесообразно организовать выступление по очереди, одна партия против другой. Может получиться разное количество команд за одну партию, например, три против двух или одна против четырёх. Здесь организуется выступление на усмотрение учителя, в зависимости от подготовленности обучающихся.

Ситуация 3: в «Предвыборном батле» принимают участие все три политические партии. Это идеальный вариант. Все выступают по очереди.

На выступление каждой команды даётся до 2-х минут.

После батла учитель собирает у обучающихся все кейсы и материалы работы, даёт установку на то, что теперь все обучающиеся становятся избирателями. Каждому обучающемуся необходимо покинуть предвыборный штаб, прекратить полностью общение друг с другом, рассредоточиться по классу. Объявляется «Минута тишины».

В течение этой минуты организуется избирательный участок: готовится список избирателей (все обучающиеся класса), бюллетени для голосования, урна для голосования.

Начинается этап голосования. Среди обучающихся выбирается 2 – 3 человека в качестве наблюдателей. Перед ними стоит задача проследить, чтобы выборы были демократическими (предметный результат урока обществознания). Признаки демократических выборов представляются всем на стенде или на экране проектора. Во время голосования каждый участник подходит к избирательной комиссии (эту роль выполняет учитель), расписывается в списке избирателей, получает бюллетень и голосует. После голосования осуществляется подсчёт голосов, объявляются результаты. Заслушивается резюме наблюдателей. После объявления результатов раскрываются партии, с программами которых обучающиеся работали два урока.

Учитель высказывает своё мнение о ходе работы обучающихся, резюмирует результат и обращает внимание на то, что от каждого гражданина зависит результат политической борьбы. Делая выбор, граждане должны опираться не на популистские идеи, которые выдвигают партии для привлечения избирателей, а на содержание программы партии. Именно этот документ представляет суть той политики, которую поведёт партия в случае победы на выборах.

На усмотрение учителя, в зависимости от степени подготовленности класса и наличия времени, можно представить учащимся результаты выборов, которые состоялись в Германии, Франции и Великобритании. Политические партии, с программами которых работали дети на уроке, были победителями выборов в разные годы в этих странах. Итогом может стать историческая справка о последствиях прихода к власти данных партий.

Итог урока подводится с помощью активного метода обучения «Мудрый совет». Каждый обучающийся формулирует совет тем, кто ещё не до конца усвоил материал урока. Затем обучающиеся объединяются в пары, делятся своими советами, выбирают один наиболее удачный, и ещё раз объединяются в группы по 4 человека. Снова делают выбор одного совета, либо преобразуют изначальный в наиболее эффективный, по их мнению, и представляют его классу. На этом этапе вновь складывается ситуация, когда участникам предстоит предъявлять свою точку зрения и аргументировать её.




Заключение

Методическая разработка уроков обществознания «Выборы политической партии» реализует системно-деятельностный подход, заявленный ФГОС ООО. Именно через овладение практическими умениями на уроках изучается теоретический материал предмета. Данная методическая разработка описывает деятельность учителя, направленную на развитие у обучающихся коммуникативных умений предъявлять и аргументировать собственную точку зрения.

Применение кейс-технологии в развитии указанного умения доказало свою эффективность. Составленные учителем кейсы содержат необходимую информацию для продуктивной работы обучающихся. Восьмиклассники ещё не обладают достаточным социальным опытом и знаниями для аргументации своей точки зрения в рамках представленной темы. Программы политических партий, включенные в кейсы, служат источником фактической информации. Структурированные учителем кейсы нацеливают на изучение темы, они небольшие по объёму, что делает их более привлекательными, чем необъятные материалы сети Интернет. В ходе работы с кейсами развиваются также и познавательные умения, например, умение осуществлять поиск и извлечение нужной информации по заданной теме из источников различного типа.

Кейс-технология показала свою эффективность в развитии коммуникативных умений. Это технология коллективного обучения. Работая в группах, решая задачу принятия коллективного решения, обучающиеся активно вступают в коммуникацию. Особенно кейс-технология способствует развитию умения аргументировать свою точку зрения, так как основе информации кейса, обучающиеся более уверено предъявляют собственную точку зрения и доказывают её. Кроме этого, групповая форма работы на начальной стадии развития данного умения оказывается более продуктивна.

Данная методическая разработка демонстрирует способ оценивания индивидуального результата обучающихся – умения аргументировать точку зрения. В ходе уроков работа построена так, что сначала обучающиеся пробуют составить аргументы самостоятельно, применяя свой имеющийся опыт в данном направлении. Затем учащиеся сами корректируют свою работу на основе рекомендаций учителя и одноклассников, составляют свои аргументы.

Активные методы обучения, продемонстрированные в данной методической разработке, делают уроки более динамичными, интересными. Обучающиеся – не слушатели, они включены в процесс обучения: работают сами и наблюдают за работой своих одноклассников и, главное, оценивают эту работу. Активные методы обучения, представленные в методической разработке, являются средством развития умения предъявлять собственную точку зрения. Рекомендуя тезис для работы другим группам, аргументируя тезис, либо опровергая его, оценивая аргументы одноклассников, обучающиеся учатся друг у друга.

Методическая разработка уроков обществознания по теме: «Выборы политической партии» может применяться учителями для проведения уроков, классными руководителями и педагогами – организаторами для организации и проведения воспитательного мероприятия.



Тезаурус

Тезис – самая сильная сторона программы политической партии, кратко сформулированная в одном предложении.

Суждение – предложение, в котором утверждается или отрицается сильная сторона программы политической партии, имеет форму аргумента.

Аргументсуждение (или совокупность суждений), приводимое в подтверждение истинности другого тезиса. 2) Основание (часть основания) доказательство тезиса.

Опровержение – рассуждение, направленное против выдвинутого тезиса.

ФАКТ – ВЫВОД – структура аргумента, которую целесообразного использовать при аргументации собственной точки зрения.

Фактистинное событие, происшествие, явление, то, что действительно было, имело место, основные положения программ политических партий.



Источники информации

Активные формы и методы обучения/Электронная статья. Режим доступа к ст.: https://infourok.ru/kursy/search Имакаев В.Р. Объективация метапредметных результатов /Сб. Мониторинг метапредметных результатов в основной школе. РИНО ПГНИУ. – Пермь, 2014.

Деловая игра как метод обучения. /Электронная статья. Режим доступа к ст.: https://infourok.ru/delovaya-igra-kak-metod-obucheniya-4039927.html

Программа Лейбористской партии. Режим доступа к ст.: https://www.kazedu.kz/referat/106353/1 Программа Национал-социалистической рабочей партии Германии. Режим доступа к ст.: https://traditio.wiki/Программа_Национал-социалистической_рабочей_партии_Германии 1936 - ПРОГРАММА НАРОДНОГО ФРОНТА Режим доступа к ст.: http://www.agitclub.ru/front/fran/frontpopulaire4.htm Шаралапова В. Н. Кейс-технология в условиях реализации ФГОС. /Электронная статья. Режим доступа к ст.: https://videouroki.net/razrabotki/kieis-tiekhnologhiia-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos.html




Приложение

Технологическая карта уроков обществознания в 8 классе

по теме «Выборы политической партии» (тема: «Общество и государство»)

Учитель: Томилова Надежда Анатольевна


Цели урока:

Получить представления об организации деятельности политических партий и процедуре демократических выборов, развитие коммуникативного умения предъявлять и аргументировать свою точку зрения

Технологии, методы:

Кейс – технология, активные методы обучения, деловая игра

Основные понятия, термины:

Политическая партия, программа политической партии, демократические выборы

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

Формировать понятия: Политическая партия, программа политической партии, демократические выборы; определять особенности деятельности политических партий, содержания политических программ

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни.

Формирование основ толерантности

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные




Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, самооценки

Умение осуществлять поиск и извлечение нужной информации по заданной теме из источников различного типа

Умение формулировать собственную точку зрения, предъявлять и аргументировать её.

Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Командная (групповая), индивидуальная, фронтальная

Тексты (отрывки) программ политических партий, отредактированные для 3-х кейсов: Программа «25 пунктов» НСДАП, национал-социалистическая партия – Германия, 1920 г., Программа Народного фронта – Франция, 1936 г., Программа Лейбористской партии – Великобритания, 1929 г. (без указания наименования политических партий, зашифрованы как Партия А, Партия Б, Партия В)

Технические задание для обучающихся

Рабочие листы индивидуальные и для групп с критериями оценивания

«Бюллетень» для голосования

Список избирателей (список класса с графой «подпись»)

Стенд «Признаки демократических выборов»

Импровизированная урна для голосования


Ход 1 урока

Этапы урока

Описание деятельности учителя

Описание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

Организационный

Приветствие детей, пожелание продуктивной работы во время урока

Настраиваются на урок

Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию (Л)

От актуализации знаний к целеполаганию

Организует фронтальный опрос по вопросам:

- Что значит быть гражданином?

- Какую роль играет гражданин в политической жизни государства?

- Кого мы выбираем в органы власти?

- Что такое политическая партия по вашему мнению?

- Сложно ли делать выбор органов власти?

- Что нужно сделать прежде, чем идти на выборы, чтобы изменить жизнь общества к лучшему?

- Вы граждане своей страны?

- Можете ли вы принимать участие в выборах?

- А на уроке, мы можем попробовать?

- Какие два понятия объединят нашу с вами деятельность сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему используя эти понятия.

Участвуют в проблемном диалоге:

Предлагают варианты ответов
















Формулируют тему урока

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни (Л)

Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (Р)

Осознавать себя гражданином России (Л)


Поиск решения

Перед вами на партах лежит кейс. Ознакомьтесь с содержание кейса (прил.1), если что-то не понятно, задайте вопросы. У вас -1 минута!

Выдаёт ТЗ 1 (прил. 3).

Сейчас более подробно изучаете ТЗ 1, выполняете его в течение 5 минут.

Изучают кейс (прил1), задают уточняющие вопросы

Умение осуществлять поиск и извлечение нужной информации по заданной теме из источников различного типа (П)


Изучают программу политической партии, выбирают её «сильную сторону», фиксируют в рабочем листе (прил. 2)


Время закончилось.

Оставьте кейс на столах и перейдите к другому столу «по часовой стрелке»

Выдаёт ТЗ 2.

Изучите кейс и ТЗ 2. Задайте вопросы. Выполните ТЗ 2 в течение 5 минут

Читают кейс (прил.1), на его основе и на основе работы предыдущей группы выполняют ТЗ 2. Соглашаются или не соглашаются с тезисом предыдущей групп, аргументируют, либо опровергают его, результат работы фиксируют в рабочий лист.

Умение осуществлять поиск и извлечение нужной информации по заданной теме из источников различного типа (П)

Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

(Р)

Умение формулировать собственную точку зрения, аргументировать её. (К)

Время закончилось.

Оставьте кейс на столах и перейдите к третьему столу «по часовой стрелке»

Выдаёт ТЗ 3.

Изучите кейс и ТЗ 3. Задайте вопросы. Выполните ТЗ 3 в течение 5 минут

Читают кейс, на его основе и на основе работы предыдущих групп выполняют ТЗ 3. Оценивают результат работы предыдущих групп по заданным критериям, результат работы фиксируют в рабочий лист.


Умение осуществлять поиск и извлечение нужной информации по заданной теме из источников различного типа (П)

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (Р)

Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы (К)

Обсуждение общего решения

Итак, Вы закончили работу с кейсами. Озвучьте, пожалуйста, результаты Вашего оценивания, прокомментируйте выставленные баллы

Регулирует процесс обсуждения, контейнирует агрессию, если она возникает, резюмирует ответы обучающихся

Команды по очереди высказываются о выставленных баллах. Участвуют в обсуждении, приводят обоснование своей оценки

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами (К)

Формирование основ толерантности (Л)

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. (Л)

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, самооценки (Р)

Итог урока

Проводит рефлексию урока.

- В течение 1 минуты подготовьте для меня вопрос по уроку. Вопрос должен быть связан с аргументами и опровержениями, либо с критериями оценивания.

Даёт содержательный ответы на вопросы обучающихся.

- Спасибо всем командам. Я надеюсь сегодняшняя работа Вам наглядно продемонстрировала, на сколько важно сознательно подходить к столь важному решению, как выборы в органы власти.

- Что важно уметь делать, чтобы отстоять свою точку зрения?

- Оцените свои аргументы путём «лайков», если Ваши аргументы сегодня были сильными – палец вверх, если слабыми - вниз.

- Спасибо!

Рефлексируют свою деятельность. Составляют вопрос и задают его учителю.




Производят самооценку индивидуальной работы

Оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности (Р)


Даёт домашнее задание: составить схему-кластер по теме «Признаки политической партии», пользуясь любыми источниками информации.





Ход 2 урока

Деловая игра «Выборы политической партии»

Этапы урока/ деловой игры

Описание деятельности учителя

Описание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

Формирование предвыборного штаба

Приветствие детей, пожелание продуктивной работы во время урока.

Организует работу с кейсом.

- Перед вами кейс, который включает материалы предыдущего урока. Изучите его. Обратите внимание на свои аргументы. Аргумент является сильным в том случае, если он основан на факте. В кейсе есть структура аргумента: ФАКТ – ВЫВОД. Разделите кейс между участниками группы и преобразуйте аргументы из рабочих листов в соответствии с данной структурой. Определите, что является фактом, что выводом. Если не хватает какого-либо из этих двух элементов, дополните аргумент. Запишите результат работы в индивидуальном рабочем листе (прил. 4). На выполнение задания 3 минуты.

По истечение 3-х минут даёт задание составить свой один аргумент в защиту, либо опровержение тезиса. На выполнение задания – 2 минуты

- Представьте свои аргументы группе и коллективно примите решение, какую партию группа будет представлять на Предвыборном батле

Настраиваются на урок



Изучают кейс. Преобразуют аргумент в соответствии со структурой. Задают вопросы














Составляют свой аргумент, записывают его в рабочий лист



Обсуждают партии, аргументы и принимают решение

Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию (Л)

Аргументировать точку зрения (К)
















Аргументировать точку зрения (К)




Предъявлять и аргументировать собственную точку зрения (К)

Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы (К)

Работа предвыборного штаба

Даёт техническое задание группам

-Каждая группа сейчас предвыборный штаб политической партии. Ваша задача представить свою партию с наиболее привлекательной стороны, используя имеющиеся аргументы, можно составить новые. На подготовку выступления даётся 5 минут


Готовят представление политической партии


Предъявлять и аргументировать собственную точку зрения (К)

Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы (К)

«Предвыборный батл»

Организует батл. На выступление каждого штаба даётся до 2-х минут

Представляют политическую партию

Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию (Л)

«Минута тишины»

Собирает у обучающихся все кейсы и материалы работы, даёт установку то, что все обучающиеся теперь избиратели. Каждому обучающемуся необходимо покинуть предвыборный штаб, прекратить полностью общение друг с другом, рассредоточиться по классу. Объявляет «Минуту тишины»

Организует избирательный участок

Обдумывают решение, за какую партию следует голосовать

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни (Л)


Голосование

Назначает 2 – 3 человек в качестве наблюдателей. Представляет стенд с признаками демократических выборов (прил. 5). Даёт пояснение каждому признаку

Обращается к наблюдателям:

- Вам предстоит оценить процедуру выборов. Если вы обнаружите нарушение демократического принципа, необходимо его зафиксировать и объявить после проведения голосования.

Ведёт работу избирательного участка: фиксирует голосующих в списке избирателей, выдаёт бюллетени для голосования (прил. 6)

Голосуют, делая отметку в бюллетене

Наблюдают процедуру выборов

Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию (Л)

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни (Л)

Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность

(Р)

Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность

(Р)

Подсчёт голосов и обнародование результатов

Следит за подсчётом голосов и фиксацией результата на доске, заслушивает резюме наблюдателей, даёт собственную оценку деятельности обучающихся

- От каждого гражданина зависит результат политической борьбы. Делая выбор, граждане должны опираться не на популистские идеи, которые выдвигают партии для привлечения избирателей, а на содержание программы партии. Именно этот документ представляет суть той политики, которую поведёт партия в случае победы на выборах.

Раскрывает политические партии, с программа которых обучающиеся работали на уроках

Осуществляют подсчёт голосов, фиксируют результат выборов на доске, дают оценке демократичности выборов

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни (Л)

Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность

(Р)

Рефлексия урока

Организует рефлексию с помощью метода «Мудрый совет»

Каждый обучающийся формулирует совет тем, кто ещё не до конца усвоил материал урока. Затем обучающиеся объединяются в пары, делятся своими советами, выбирают один наиболее удачный, и ещё раз объединяются в группы по 4 человека. Снова делают выбор одного совета, либо преобразуют изначальный в наиболее эффективный, по их мнению, и представляют его классу.

Умение предъявлять и аргументировать собственную точку зрения (К)


Источники информации

Активные формы и методы обучения/Электронная статья. Режим доступа к ст.: https://infourok.ru/kursy/search Имакаев В.Р. Объективация метапредметных результатов /Сб. Мониторинг метапредметных результатов в основной школе. РИНО ПГНИУ. – Пермь, 2014.

Деловая игра как метод обучения. /Электронная статья. Режим доступа к ст.: https://infourok.ru/delovaya-igra-kak-metod-obucheniya-4039927.html

Программа Лейбористской партии. Режим доступа к ст.: https://www.kazedu.kz/referat/106353/1 Программа Национал-социалистической рабочей партии Германии. Режим доступа к ст.: https://traditio.wiki/Программа_Национал-социалистической_рабочей_партии_Германии 1936 - ПРОГРАММА НАРОДНОГО ФРОНТА Режим доступа к ст.: http://www.agitclub.ru/front/fran/frontpopulaire4.htm Шаралапова В. Н. Кейс-технология в условиях реализации ФГОС. /Электронная статья. Режим доступа к ст.: https://videouroki.net/razrabotki/kieis-tiekhnologhiia-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos.html Приложение 1.

Программы политических партий


Программа партии «А»

Утверждена 24 февраля 1920. 

(В изложении, отредактирована для кейса)


1…. Подтверждение права государства самостоятельно строить отношения с другими нациями.
2. Требование дополнительных территорий для производства продуктов питания и расселения увеличивающегося населения.
5. Иностранцы в государстве являются лишь гостями и субъектами соответствующих законов.
6. Назначение на официальные посты не может происходить по принципу кумовства, а лишь в соответствии со способностями и квалификацией.
7. Обеспечение условий существования граждан - первейшая обязанность государства. При недостатке государственных ресурсов, неграждане должны быть исключены из числа пользующихся льготами.
9. Участие в выборах - право и обязанность всех граждан.
10. Каждый гражданин обязан трудиться на общее благо.
11. Незаконно полученная прибыль подлежит конфискации.
14. Участие рабочих и служащих в прибылях на всех крупных производствах.
15. Достойная пенсия по старости.
16. Необходимо поддерживать мелких производителей и торговцев; крупные магазины должны быть переданы им.
17. Реформа землевладения и прекращение спекуляции землей.
21. Государство обязано поддерживать материнство и поощрять развитие молодежи.
22. Замена наемной профессиональной армии на национальную армию; введение всеобщей воинской повинности.
25. Сильная центральная власть, способная эффективно осуществлять законодательство.


ПРОГРАММА партии «Б», 1936

(отредактирована для кейса)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

I. Защита свободы

а) Отмена каторжных законов и чрезвычайных декретов, ограничивающих свободу мнений.

б) Соблюдение права женщин на труд.

§ 6. Школа и свобода совести:

а) Обеспечить существование общественной школы не только необходимыми кредитами, но и такими реформами, как продление срока обязательного обучения до 14-летнего возраста, а для средней школы - отбор, необходимый в дополнение к принципу бесплатного обучения.

б) Обеспечить всем, и учащимся и учителям, полную свободу совести, в особенности же соблюдать уважение к нейтральности школы, к светскому характеру обучения и к гражданским правам преподавательского состава…

II. Защита мира

§ 2. Международное сотрудничество в рамках Лиги наций с целью обеспечить коллективную безопасность посредством определения агрессора и автоматического и солидарного применения санкций в случае агрессии.

§ 4. Передача военной промышленности в собственность государства и отмена частной торговли оружием.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

- Вовлечение в трудовой процесс молодежи в результате создания системы перехода престарелых трудящихся на пенсию в достаточном для жизни размере.

- Преследование расточительной траты средств гражданскими и военными административными органами.


Программа политической партии «В», 1929 г.

(отредактирована для кейса)

Права на владение и пользование землей,

обеспечение общественного блага земли,

развитие сельского хозяйства,

передача угольной промышленности в собственность государства

за занятость праздного капитала и против простоя рабочей силы на огромном количестве предприятий…


поднятие школьного возраста и значительное расширение в системе образования; включение всех классов общества в Национальное страхование жилья…


поддержание мира во всем мире и сохранение собственной безопасности. Вооружений в огромных масштабах, не принесет безопасности и не остановит войну. Национальная оборона должна быть достаточно эффективной, но колоссальные расходы и паника на оружие - это не путь к миру. Долг парламента рассмотреть по существу и с особой тщательностью все увеличения расходов, особенно по вооружению и установить строгий контроль над производством и продажей
Приложение 2.

Рабочий лист (1 урок)

Тема: Выборы политической партии

Тезис:





Отношение к тезису:


Аргумент/опровержение








Критерии для оценивания

Параметры

Показатели

Оценка

Умение формулировать собственное суждение

Аргумент повторяет тезис

0


Аргумент частично повторяет тезис, но имеет свой контекст

1


Аргумент сформулирован как собственное суждение

2


Качество аргумента/опровержения

Аргумент слабый, имеет косвенное отношение к тезису

1


Аргумент имеет прямое отношение к тезису, но логически не завершен

2


Аргумент сильный, НЕ содержит противоречие, имеет логическое завершение (вывод)

3



Приложение 3.

Техническое задание для обучающихся (1 урок)

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

Изучите кейс. Определите самую сильную сторону программы данной политической партии, которая, по вашему мнению, привлечёт избирателей. На её основе сформулируйте тезис и запишите его в рабочем листе.


Тезис – самая сильная сторона программы политической партии, кратко сформулированная в одном предложении.


ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2

Изучите кейс. Прочтите тезис, сформулированный предыдущей группой. Выразите своё отношение к тезису: согласны вы с ним или нет. Если согласны, то сформулируйте аргумент в его защиту, если же нет, то опровергните его. Сделайте запись в рабочий лист.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 3

Изучите кейс. Познакомьтесь с содержанием рабочего листа. Оцените аргумент или опровержение тезиса, сделанное предыдущей группой по критериям. Объясните, почему вы выставили именно такие баллы.


Приложение 4. Рабочий лист для индивидуальной работы (2 урок)

ФАКТ – ВЫВОД – структура аргумента, которую целесообразного использовать при аргументации собственной точки зрения.

Фактистинное событие, происшествие, явление, то, что действительно было, имело место, основные положения программ политических партий.

Техническое задание

Преобразуйте один аргумент из рабочего листа в соответствии с данной структурой ФАКТ - ВЫВОД. Определите, что является фактом, что выводом. Если не хватает какого-либо из этих двух элементов, дополните аргумент. Запишите результат работы в индивидуальном рабочем листе. На выполнение задания 3 минуты.

По истечение 3-х минут даёт задание составить свой один аргумент в защиту, либо опровержение тезиса. На выполнение задания – 2 минуты

Представьте свои аргументы группе и коллективно примите решение, какую партию группа будет представлять на Предвыборном батле

Преобразование аргумента: ФАКТ (выберете из программы партии, либо воспользуйтесь тем, что сделано на предыдущем уроке) _____________________________________________________________________________ВЫВОД (попробуйте сделать вывод на основе факта, ответив на вопрос: Какие последствия для развития общества наступят, если данный ФАКТ будет реализован политической партией) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ t1702741195aa.gift1702741195ab.gift1702741195ab.gif

РАВНЫЕ

ВСЕОБЩИЕ

Демократические выборы



П t1702741195ac.gif риложение 5 t1702741195ad.gift1702741195ae.gif

ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ

ПРЯМЫЕ


Приложение 6

Бюллетень для голосования

Партия А

Партия Б

Партия В

Бюллетень для голосования

Партия А

Партия Б

Партия В

Бюллетень для голосования

Партия А

Партия Б

Партия В


1 Имакаев В.Р. Объективация метапредметных результатов /Сб. Мониторинг метапредметных результатов в основной школе. РИНО ПГНИУ. – Пермь, 2014.
2 Шаралапова В. Н. Кейс-технология в условиях реализации ФГОС. /Электронная статья. Режим доступа к ст.: https://videouroki.net/razrabotki/kieis-tiekhnologhiia-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos.html

3 Деловая игра как метод обучения. /Электронная статья. Режим доступа к ст.: https://infourok.ru/delovaya-igra-kak-metod-obucheniya-4039927.html

4 Деловая игра как метод обучения. /Электронная статья. Режим доступа к ст.: https://infourok.ru/delovaya-igra-kak-metod-obucheniya-4039927.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации