Доклад на тему «Развитие познавательных способностей у детей в процессе обучения шашкам»
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ВЛАДИКАВКАЗА»
структурное подразделение
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»
«Принято» «Утверждаю»
на заседании педагогического совета Заместитель директора
СП ЦРТДЮ «Нарт» МАУДО ЦДО г.Владикавказа
Протокол № _____ от __________2023г ___________ Фидарова Б.И.
_____ ___________ 2023г
Развитие познавательных способностей у детей в процессе обучения шашкам
(доклад на заседании методического объединения)
Выполнила:
педагог дополнительного образования
Подгайная Т.П.
Владикавказ, 2023г
Познавательные способности – это развитие интеллекта и процессов овладения знаниями. Они обнаруживают себя в процессе успешного решения различных задач и проблем. Такие способности имеют свойство развиваться, что определяет степень усвоения человеком новых знаний. [1]
Познавательные способности - это индивидуальная особенность человека, направленная на познание мира, окружающего нас, развивающаяся под воздействием условий и факторов в деятельности, к ним относят интеллектуальные, сенсорные и творческие способности.
Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. Под интеллектуальными способностям понимаются память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста. [2]
Сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка. Это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. С развитием и совершенствованием сенсорики (от лат. sensus -- ошущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. И эту возможность необходимо постоянно укреплять. [3]
Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:
• стремление к познанию;
• умение познавать новое;
• живость ума;
• умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
• стремление к открытиям;
• умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
• свободное воображение;
• фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретения, открытия, что-то новое[4]
Были проведены исследования, которые показали, что наиболее благоприятным способом для развития логического мышления являются интеллектуальные игры, в которых требуется действие в выполнении сложных умственных операций, сопровождающееся эмоциональным удовлетворением от самого процесса обдумывания игровых задач. Современные родители хотят видеть своих детей успешными и умными и рано приобщают детей к компьютеру, видя в этом залог развития ребенка. Однако есть очень древний и эффективный способ формирования интеллекта — шашки. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Игра в шашки учит принимать решения, выслушивать мнения других и уметь настоять на своем, достойно выигрывать и уметь проигрывать, радоваться не только своим успехам, но и успехам сверстников. Она является прототипом будущей серьезной деятельности, ведь именно в игре ребенок учится развивать аналитические способности, рассчитывать возникающие позиции и оценивать их. Кроме того, шашечная борьба требует умения логически мыслить, развивает и углубляет логику. В игре нужны и фантазия и аналитические способности, воля к победе и выдержка. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Раннее обучение детей игре в шашки позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Занятия строятся на чередовании различных видов деятельности: рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий, игра. Выигрыш или проигрыш в игре-состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание узнавать новое, расширять свой кругозор. Игра в шашки предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать игру, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата. [5]
Шашки отлично развивают ассоциативную фантазию. При обдумывании и расчёте ходов невольно возникают различные ассоциации, связанные с определенными построениями, маневрами, комбинационными идеями и даже с образами. В шашечных играх ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия. В играх с шашками проявляется желание обмениваться со сверстниками знаниями и умениями, обучаться и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность. В течение всей игры ребёнок решает разнообразные мыслительные задачи, благодаря этому мышление ребенка становится внеситуативным. Освоение речи помогает развитию рассуждений, как способа решения мыслительных задач, что впоследствии помогает ребенку развить понимание причинности явлений. Складываются предпосылки таких качеств ума, как гибкость, пытливость, самостоятельность.
Существуют некоторые требования к методике преподавания, обучению игре в шашки.
Требования к самим шашкам:
шашки должны соответствовать эстетическим и гигиеническим требованиям;
шашки должны быть в коробке;
привлекать и вызывать желание играть в них;
шашки следует хранить в группе в доступном для детей месте.
Для планомерного и эффективного обучения следует соблюдать этапы обучения: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе дети знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
На втором основном этапе - изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.
На заключительном этапе – воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.
Обучение шашкам может проходить в форме простого объяснения правил и отработке, повышения навыка игры, однако для плодотворного развития логического мышления целесообразно организовывать полноценные занятия как непосредственно образовательную деятельность. То есть на каждом занятии важно мотивировать детей, далее в игровой форме преподнести или закреплять правила игры.
Ни для кого не секрет, что для того, чтобы научиться играть в шашки, в них нужно играть. Потому на каждом занятии дети должны упражняться – на первых этапах делать пробные ходы, а после играть в парах. Основная часть также может включать задания, рассчитанные на развитие логики. В конце занятия ребёнок должен чётко понимать, почему он выиграл или проиграл. Так ребёнку проще усвоить правила разных шашечных игр, а также это даёт возможность внедрения различных материалов, атрибутов, с использованием которых ребёнок может использовать логику в разных ситуациях. Из таких материалов на занятиях должны использоваться не только шашки и шашечные доски, но и задания на ориентировку на поле, ориентировку в сторонах (право-лево, верх-низ, диагональ, вертикально-горизонтально) - такие как графический диктант. В обучение входят задания на изучение и закрепление цифр, латинских букв. Также можно использовать любые задания, игры на развитие логики (например, печатные тексты). Из материалов для кружка также не лишним будет использование наглядности – карточки с разнообразием шашек, картотеки лучших шашистов, герои для мотивации. Нельзя не отметить также благотворное влияние соревновательного момента. Рефлексию на таких занятиях можно организовывать с помощью каких-либо атрибутов – наклеек, карточек и других, но с возможностью выявления лучших шашистов за определённый промежуток времени.
Важно проводить также работу с родителями. Здесь хорошо подойдут индивидуальные консультации по ходу обучения. Родителей необходимо также подключить к обучению – они могут играть дома с детьми. Шашечные игры выступают здесь также хорошим средством создания благоприятной обстановке между родителем и ребёнком. [6]
В шашках сочетаются элементы игры, искусства и научного познания. Каждый из этих элементов разнороден и требует своего аналитического подхода, а стало быть – и педагогического наблюдения и исследования. Шашки – игра, требующая творческого подхода. Спецификой творчества является предметный и объективный характер мышления. Установление единства мыслительного процесса, анализ и синтез, прогнозирование – всё это обогащает личность ребенка, его разум и стремление к трудовой деятельности. [7]
Литература и ресурсы интернета:
Познавательные способности — это… Понятие, определение, уровни способностей и методы развития https://konspektiruem.ru/konsultacii/poznavatelnye-sposobnosti-doshkolnikov.html
Доклад по теме:"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на занятиях внеурочной деятельносити " . https://multiurok.ru/files/doklad-po-tiemie-razvitiie-intielliektual-nykh-spo.html#:~:text=Интеллектуальные%20способности%20
Баркова Наталья Васильевна. “Сенсорное развитие младшего школьника» https://infourok.ru/sensornoe-razvitie-mladshego-shkolnika-2919723.html
Комнова О.В. "Развитие творческих способностей ребенка" .https://infourok.ru/statya-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-rebenka-3962205.html
Боровкова Любовь Владимировна «Шашки как средство интеллектуального развития дошкольников» http://doshkolnik.ru/razvivaushie/18740.html
Балдина В.А. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре в шашки. https://novoedrevo.ru/publications/14002671
Учительские университеты. «Игра в шашки как форма развития интеллектуальных способностей» http://collegy.ucoz.ru/publ/26-1-0-19612