Методическая разработка урока развития речи «Что такое смелость?» (по произведениям В.П. Крапивина)
Методическая разработка урока развития речи «Что такое смелость?»
(по произведениям В.П. Крапивина)
Предложенная разработка урока нацелена на создание условий для формирования типа правильной читательской деятельности через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста В. Крапивина. Урок способствует развитию познавательных УУД посредством применения технологии продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы. Может быть использована при подготовке к написанию сочинения в формате ОГЭ на морально-нравственную тему или при работе с УМК В.Я. Коровиной для 8 класса в качестве урока внеклассного чтения после изучения «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.
Цель: создать условия для деятельности учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения.
Задачи урока:
- обучающие: организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем;
- развивающие: способствовать развитию навыка анализа художественного произведения; развивать умение строить суждение на конкретном материале; давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
- воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; способствовать формированию четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие трусости как человеческого качества.
Планируемые результаты обучения
Познавательные УУД:
- анализировать эпическое произведение (обобщать, доказывать, делать выводы); использовать смысловое чтение текста (с выделением всех видов текстовой информации);
Коммуникативные УУД:
- излагать своё мнение в учебном диалоге, аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения;
Личностные УУД:
- оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осуществлять выбор жизненных позиций, соотнося свои поступки с поступками литературных героев.
ХОД УРОКА
I. Приветствие.
II. Работа с текстом
1. Первый этап /до чтения/ (5-8 минут)
Цель – предугадывание предстоящего чтения, мотивация к чтению.
А. Актуализация знаний
(Детям предъявляется рассыпавшиеся пословицы, которые нужно собрать воедино) (Смелость города берет. За правое дело стой смело. Страху в глаза гляди — не смигни: смигнешь — пропадешь. Смелого пуля боится. Либо грудь в крестах, либо голова в кустах. Не тот храбр, кто страха не знал, а тот храбр, кто страх побеждал. Герой помирает один раз, а трус всю жизнь. Кто смел, тот и на коня сел).
- Внимание! Внимание! Буран! Он разрушил планы учителя начать урок с зачитывания пословиц… Прошу помощи! Соберите пословицы. Чему они учат? Догадайтесь, о чем пойдет сегодня речь.
Б. Антиципация (предвосхищение) чтения
- Рассмотрите выданный текст. Он принадлежит перу уральского писателя Владислава Петровича Крапивина.
В.П. Крапивин «Колыбельная для брата» (отрывок)
(1)Подъём по дороге, ведущей к дому, был крутой. (2)Кирилл остановился, соскочил с седла и пошёл по тёплому асфальтовому тротуару, держа велосипед за руль. (3)Было безлюдно, цвели в придорожной канаве маленькие ромашки, и совсем по-летнему гудел в траве у деревянного забора шмель.
(4)До верха было ещё далеко, когда, раздвинув доски в заборе, навстречу Кириллу вышли Дыба и незнакомый парень. (5)Они встали на дороге.
(6)Кирилл вспомнил слова из песни про пять минут на решение и пять секунд на бросок. (7)Сейчас пяти минут не было. (8)Пяти секунд — тоже.
(9)Была, пожалуй, секунда, чтобы рывком развернуть велосипед и прыгнуть в седло. (10)Но в эту секунду Кирилл успел понять и решить многое. (11)Он почувствовал, что, если теперь спасётся бегством, всегда потом придётся бегать и прятаться. (12)И получится, что они с Дыбой одинаковы: если сильный, то король, а если слабее — поджимай хвост.
(13)Кирилл шагнул вперёд. (14)Дыба заухмылялся.
(15)— Поначалу все гордые... — сказал он.
(16)Его приятель растянул бледные губы. (17)Это, видимо, тоже была улыбка, но какая-то бесцветная. (18)Кирилл увидел тёмные щербатые зубы.
(19)Ещё он заметил, что у парня слезятся глаза, а лицо словно припорошено серой пылью. (20)«Насквозь, дурак, прокурен», — машинально подумал Кирилл.
(21)— Ну, ставь машину, поговорим, — небрежно предложил Дыба. — (22)Драпануть всё равно не успеешь.
(23)— Успел бы, если бы хотел! — сказал Кирилл и дёрнул руль, на который Дыба положил руку. (24)— Не цапай, я потом не отчищу.
(25)Он прислонил велосипед к забору.
(26)— Ну, чего надо?
(27)Они стояли в метре от него. (28)Дыбин приятель смотрел равнодушно, а Дыба всё ухмылялся. (29)Он хотел казаться обрадованным, но в ухмылке проскальзывало разочарование: пойманный Кирилл вёл себя не по правилам. (30)Потом Дыба перестал улыбаться и спросил:
(31)— Тебя, цыплёночек, когда-нибудь били? (32)По-настоящему?
(33)— Это по-бандитски, значит? (34)Как вы Чирка? — прищурившись, произнёс Кирилл.
(35)Дыба снисходительно разъяснил:
(36)— Не, Чирка мы для воспитания. (37)Чтобы слушался. (38)А как по-настоящему, сейчас узнаешь.
(39)Кирилл быстро глянул по сторонам: нет ли прохожих? (40)Было пусто.
(41)Но Кирилл не убежал. (42)Он не хотел бежать — нельзя! (43)Ему хотелось отомстить. (44)За всё... (45)За Чирка, за свою боль, за всех, над кем они издевались! (46)Отомстить за всех, кого они ещё могут обидеть, избить!
(47)…Бой был неравный: двое против одного. (48)Неизвестно, чем бы это всё закончилось: у Кирилла уже почти не осталось сил, хотя сдаваться он не собирался. (49)Но вдруг сквозь гудящую боль во всём теле он услышал далёкий тонкий голос:
(50)— Кир, держись! (51)Кир, я сейчас!
(52)Это летел на велосипеде маленький Митька-Маус. (53)Он не тормозил на спуске. (54)Наоборот, он так вертел педали, что коленки его мелькали на солнце, будто зайчики на жёлтых лопастях ветряка. (55)Он вцепился в руль одной рукой, а в другой, как палицу, поднял кривой тяжёлый сук, схваченный где-то по дороге.
(56)Услышав крик, Дыба с приятелем скрылись. (57)Видимо, они решили, что за горластым пацанёнком идёт подмога: им и в голову не могло прийти, что такой маленький парнишка осмелится броситься на помощь в одиночку. (58)Они же не знали, что вчера Кирилл и Митька договорились всегда заступаться друг за друга. (59)А дружба не боится страха.
(по В. П. Крапивину)
- Обратимся к названию повести. Что удивило в ней? Что хотите спросить? Можно ли предположить, кто будет главным героем? Каким вы его представляете?
- В каком предложении, по-вашему, содержится главная мысль?
- Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Помогает ли она понять, каков главный герой? Какой будет наша цель?
- Какого человека можно назвать смелым? Что же такое смелость? Назовите антоним к слову смелость (Смелость - это бесстрашие, решительность, отсутствие трусости и т.п. - определения записываются на доске).
В. Установка на беседу с автором
- А теперь давайте познакомимся с текстом, проверим наши предположения.
2. Второй этап /во время чтения/ (15 минут)
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации
А. Первичное знакомство с текстом
- Прочитайте текст про себя. По ходу чтения подчеркивайте слова, словосочетания, которые помогут ярче представить себе образ
Б. Выявление первичного восприятия.
- Чему вы удивились?
- Как понимает смелость Владислав Крапивин? Почему так считаете?
В. Перечитывание (комментированное чтение и диалог с автором)
- Итак, давайте медленно перечитаем рассказ, побеседуем с автором и выясним, кто или что становится объектом интереса. (Учитель предварительно выделил в своем тексте места остановок во время чтения: краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации; вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором (В – вопрос к автору текста, возникающий в ходе чтения или обращение учителя к классу, побуждающее задать такой вопрос; О – предложение ученикам спрогнозировать ответ на возникший вопрос к автору; П – предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы)
Г. Обобщающая беседа
- Ребята, прошу вас по ходу обсуждения вносить пометки в таблицу, которая лежит на столах (обучающиеся кратко заполняют таблицу, внося туда названия эмоций, чувств героя и номера предложений, в которых они проявляются).
- Какое чувство испытывает герой при встрече с более сильными ребятами? Зачитайте предложения, в которых об этом говорится.
- Что происходит потом? На что решается Кирилл? В каких предл-ях говорится об этом?
- Опишите , что испытывает главный герой в конце текста, докажите примерами.
- Подтвердились ли наши предположения о том, каким будет герой?
Таблица «Изменения, происходящие с главным героем»
Эмоциональные состояния, испытываемые героем |
Предложения, в которых проявляется это состояние |
Растерянность |
6-9 |
Преодоление страха |
10-11 |
Месть |
43-46 |
Гордость |
57 |
Вывод: Кирилл сумел перебороть страх, растерянность перед более сильными ребятами, потому что захотел отмстить за всех, над кем они издевались; к тому же он почувствовал поддержку от друга, который был намного слабее всех, но не испугался, а решительно кинулся на помощь.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА: Носом в воздухе написать слово, которое определяет главную черту характера героя. Учащиеся определяют слово «Смелость» / «Храбрость»
3. Третий этап /после чтения/ (10-15 минут)
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
А. Работа с заглавием и иллюстрацией.
- Давайте вернемся к заглавию. Предположите, почему повесть названа «Колыбельная для брата»? (Старший брат всегда является примером для подражания младшему. Какие качества будут переданы - зависит от Кирилла).
- Если бы вы были писателем, как бы вы озаглавили повесть?
- Еще раз рассмотрите иллюстрацию. Какой именно фрагмент текста изображен здесь? Удалось ли передать характерные особенности отрывка? Совпадает ли ваше видение с тем, что здесь изображено? Если бы вам предложили иллюстрировать рассказ, что бы вы нарисовали ТЗ?
Б. Беседа о личности писателя.
- Вы уже кое-что знаете о Владиславе Крапивине. Но я хочу рассказать о том, как он 2 июля 1961 года создал отряд «Каравелла». Детище его получилось таким интересным, что и по сей день подростки учатся здесь строить корабли, управлять яхтами, сражаться на шпагах, снимать кинофильмы, писать настоящие истории для газет и сайтов, а главное, ощущать жизнь в мире героев книг Крапивина.
- Прочитайте выдержки из Устава отряда «Каравелла».
Устав пресс-центра и флотилии «Каравелла» (выдержки)
5. Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их не встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня.
6. Я никогда не обижу того, кто меньше или слабее. Всегда буду помощником и защитником младшим товарищам.
7. Если мне когда-нибудь станет страшно, я не отступлю. Смелость - это когда человек боится и всё-таки не сворачивает с дороги.
8. Я буду помнить, что если в каком-то трудном деле, в борьбе один на один с опасностью или бедой я потерплю поражение, "Каравелла" придёт на помощь. Если победа не по силам "Каравелле", помогут её друзья.
- Как вы думаете, что помогает понять этот документ о В.П. Крапивине? Что ценил в людях писатель? Докажите (Смелость – это умение преодолевать свой страх. Это возможность сделать решительные поступки).
В. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту
- А что вы узнали о себе, читая этот рассказ? (Кто-то находит сходство, а кто-то понимает, что преодолеть страх сложно)
- Какое же определение смелости можем мы дать после прочтения отрывка? (К определению на доску добавляется умение преодолеть страх, решительные поступки во имя других)
- Какие предложения будут являться доказательством этому определению?
Г. Творческое задание (групповая работа)
- Оказывается, что об этой черте характера Владислав Крапивин писал во многих произведениях. Предлагаю вам познакомиться с текстами и рассказать нам, какие качества проявляют персонажи в экстремальных ситуациях. (2 группы работают с предложенными текстами, находят в них предложения, где герои проявляют или не проявляют смелость).
1 группа. В.П. Крапивин «Болтик» (отрывок)
(1)На тихой улице послышался громкий плаксивый голос. (2)Максим заторопился и свернул в переулок. (3)На тротуаре стояла худая тётенька и, глядя перед собой, голосила:
— Сгорим, сгори-им ведь, паразит он проклятый, ушёл, а утюх-та не выключен!..
(4)Толстый мужчина в полосатой рубахе, две женщины с большими сумками и очень высокий гражданин в очках стояли неподалёку и переглядывались.
— (5)Только на минутку вышла к Нюре за маслом, велела паразиту: «Никуда не уходи», ключ не взяла, а он уже смылся, дверь захлопнул! (6)0й, пожар будет на всю улицу! (7)0й, будет!.. (8)Там газеты рядышком лежат, всё равно что растопка...
— (9)Ясно, — сказал толстый человек. — (10)Муж сбежал, ключа нет, утюг калится. (11)Всё может кончиться возгоранием.
(12)Все посмотрели наверх. (13)Над нижним кирпичным этажом поднимались ещё два — деревянные, и на верхнем, под узорчатым карнизом большого окна, темнел квадрат распахнутой форточки.
— (14)Если бы кто залез да выключил...
— (15)Это, пожалуй, здравая мысль, но кто рискнёт? (16)Тут нужны ловкость и сноровка.
(17)Может быть, они просто так говорили, но у Максима под рубашкой забегали холодные мохнатые жуки. (18)Показалось, что все смотрят на него. (19)Если ловкость и сноровка, то у кого? (20)Не у толстого же дяди и не у этих пожилых женщин с кошёлками. (21)И не у девчонок с глупо приоткрытыми ртами. (22)Максим глянул на водосточную трубу. (23)В конце концов, по шесту в спортзале он лазил, не падал...
(24)Чувствуя замирание в душе, Максим снял пилотку, расстегнул и скинул жилет. (25)Теперь никуда не денешься, нужно держаться до конца. (26)Максим, не оборачиваясь, подошёл к трубе и здесь сбросил сандалии и носки. (27)Он вцепился в трубу, будто приклеился. (28)Все с ожиданием глядели на него. (29)Максим вздохнул и полез...
(30) В общем, лезть было не очень трудно, и Максим понял, что до третьего этажа доберётся. (31) А вот как дальше? (32)Окно с форточкой было третьим от угла. (ЗЗ)Цепляясь за косяки, за выступы деревянных узоров и переплёты рам, он стал пробираться вдоль стены. (34)Снова стало жутковато, и, чтобы не дрожать, Максим уговаривал себя: всё это не страшно, до земли всего два этажа. (35)И если что случится, толстый дядька обещал поймать...
(36)До окна он добрался, дотянулся до верхнего карниза, встал пальцами на узенькую кромку подоконника. (37)Максим сунул в форточку голову и руки, лёг грудью на переплёт, зацарапал коленками по скользкому стеклу. (38)И, сам не зная как, перевесился и радостно свалился вниз головой в комнату.
(39)Нет, не зря он сюда забрался! (40)В комнате уже плавал едкий дымок. (41)На шерстяном одеяле, накрывавшем стол, вокруг чугунной подставки утюга, расползалось коричневое пятно, похожее на большого краба. (42)Максим дёрнул шнур, схватил за ручку утюг, ударил им по подставке. (43)Потом, кашляя от запаха горелой шерсти, подошёл к окну, дёрнул запоры. (44)Распахнул створки. (45)Снизу, одинаково приоткрыв рты, смотрели на него разные люди.
— (46)Всё! — сказал Максим. — (47)Выключил. (48)Ещё немного, и загорелось бы. (49)Одеяло уже дымилось.
(50)Он был сдержан, а душа у него ликовала. (51)Две девчонки переглянулись, снова задрали головы и вдруг зааплодировали. (52)Как на концерте. (53)И тогда другие люди, взрослые, тоже захлопали. (54)Все. (55)Максим даже отодвинулся на полшага от подоконника. (56)И, наверно, слегка покраснел. (57)Второй раз за сегодняшний день его награждали аплодисментами. (58)Снова он был победителем.
2 группа. В.П. Крапивин «Первый шаг»
(1) В конце весны, когда просохли дороги, припекало солнце и проклюнулась из почек острая зелень, Володя шёл из школы и думал о том, что скоро лето.
(2) Лето, сами понимаете, лучшее время в году. (3)Дел летом, конечно, много, но и времени больше. (4)Книжки про войну можно почитать, и от телевизора ни старшая сестра, ни мама не прогонят. (5)А есть и много других интересных дел. (6)Например, пасти лошадей. (7)Лошадей Володя любит. (8)И многих знает.
(9)Володя вздохнул. (10)Собирались они с Генькой после уроков идти на рыбалку, а теперь что? (11)Генька вчера недоучил стихотворение – и пожалуйста: сидит в школе после уроков, учит. (12)Нет, нехорошо без Геньки, раз вместе хотели. (13)Да и есть хочется. (14)Самое время для обеда. (15)Вон у дальнего конца конюшни, у коновязи, стоят запряжённые в телеги Гордый, Герой и ещё четыре коня.
(16) Упругий ветер из-за реки прилетел, подтолкнул Володю в спину: шагай домой. (17)У ближней стены конюшни весело завизжали и притворно заохали две девчонки: ветер унёс от них какие-то бумажки. (18)Володя усмехнулся.
(19)Девчонки ещё маленькие, Лилька и Тамара. (20)В школу не ходят, с куклами играют пока. (21)Наверно, тоже обед готовят. (22)С баночками возятся. (23)Вон, даже печку устроили...
– (24)Эй, вы что делаете!
(25)Их как ветром сдуло. (26)А язык огня, бледный, почти невидимый на солнце, метнулся над травой, лёг по ветру, коснулся стены конюшни...
(27) Если бы хоть чуточку быть поближе: подскочить, ударить печку ногой, отбросить в сторону! (28)Поздно. (29)Стены с осени обложены для тепла сухим льном. (30)Кое-где он в снопах, кое-где растрёпан. (31)Прошлогодний лён как порох...
(32) Только что, секунду назад, всё было хорошо. (33)Весенний день, близкое лето, мысли о каникулах. (34)А теперь стремительно взметнулась беда стеной огня, бесцветного, почти бездымного, но такого жгучего, что Володя отскочил на два шага и громко крикнул.
(35) А кругом было солнечно и пусто, кричи – не кричи. (36)И тихо. (37) Только лён шелестел в огне, и пламя нарастало со свистящим шумом. (38) Ветер, который полминуты назад добродушно играл с Володей, гнал теперь огонь вдоль крыши и стен длинной конюшни.
(39) У коновязи, ломая оглобли, вздыбились лошади. (40)Ещё немного, и огонь подойдёт к тому концу. (41)Володя бросил сумку и, на ходу открывая ножик, побежал к лошадям.
(42) Гнедая кобыла Ритка пятилась, дико мотала мордой и натягивала вожжи, примотанные к жерди. (43)Мягким, почти жестяным лезвием Володя ударил по ремню... (44)Даже зарубки не осталось. (45)Володя повис на вожжах и начал кромсать, давить, царапать сыромятную кожу. (46)Он чуть не плакал от беспомощности и досады. (47)Морда Ритки была у самого плеча, вожжи дёргались. (48)Потом вдруг лопнули, и Володю отбросило. (49)Ритка, гремя телегой, поскакала от конюшни.
(50)Володя забрался на жерди коновязи. (51)Конь по кличке Герой, такой знакомый, добрый, сейчас храпел и рвал упряжь. (52)Мальчик опять резал тонким лезвием неподатливую кожу, а рядом с ним металась, рвалась то назад, то вперёд оскаленная морда одичавшего от ужаса коня. (53)А ветер был уже горячим, и громкий шорох пылающего льна нарастал и нарастал...
(54)Володя резал и разматывал ремни, стараясь ни о чём не думать. (55)Ни о ветре, ни о близком огне, ни о том, куда ускакали кони. (56)Только торопил себя: скорее, скорее! (57)Он успел. (58)Он даже не помнил, какую лошадь освободил последней. (59)Просто отшатнулся, чтобы не зашибло оглоблей, отскочил от коновязи. (60)Огонь был уже близко. (61)Володя отбежал на несколько шагов, чтобы уйти из потока горячего ветра. (62)Оглянулся. (63)Лошади не убежали. (64)Они ходили неподалёку, словно не решались бросить Володю одного.
(65)Подбегали взрослые... (66)Володя вернулся к конюшне. (67)Чёрная, с провалившейся крышей, она дымилась, но огня уже не было. (68)Пожарные хлестали по обугленным стенам упругими водяными бичами.– (69)Это девчонки баловались, – устало сказал Володя и вытер лицо пыльным обшлагом. (70)На обшлаге были хлопья сажи, и на лице остались тёмные полоски. (71)Тогда все посмотрели на Володю, вдруг замолчали и стали медленно собираться вокруг. (72)Сзади оказался отец, обнял за плечи...
- Давайте послушаем, какие поступки заинтересовали вас при работе с этими текстами (каждая группа отчитывается о проделанной работе, рассказывая, в каких отрывках герои проявляют /не проявляют смелость).
III. Подведение итогов, рефлексия (5-7 минут)
-Завершая урок, прошу продолжить начатые предложения:
- Сегодня я узнал ...
- Я удивился ...
- Теперь я умею ...
- Я хотел бы ...
IV. Дом. задание: написать сочинение-рассуждение (возможно использование речевых клише)на тему «Какого человека можно считать смелым», взяв в качестве тезиса данное вами определение «смелости» и аргументируя двумя примерами из табл. по текстам В. Крапивина.
Селиванова Галина Геннадьевна