Научно-исследовательская работа «Развитие способностей у детей»
Реферат по дисциплине:
«Психология»
По теме:
«Развитие способностей у детей»
Исполнитель:
Воложина Ирина Васильевна
2018 год
Содержание
Введение (с.3)
Глава 1. Развитие способностей у школьников: написание итогового сочинения в 11 классе (с. 5)
Глава 2. Развитие творческих способностей школьников в педагогической практике (с. 7)
Заключение (с. 11)
Список литературы (с. 12)
Введение
Воспитание, если оно желает счастье человеку,
должно воспитывать его не для счастья,
а приготовить к труду жизни.
К.Д. Ушинский.
Каждый учитель предметник ищет всевозможные пути подачи материала, чтобы зацепить не только внимание ребенка, но и вызвать долгосрочный интерес к своему предмету, и тем самым дать возможность обучающимся добиться высоких результатов по своему профилю. Но иногда важно подать материал ни сколько интересно, а сколько максимально понятно и доступно. Таким образом, и строится работа в школе и на уроках русского языка и литературы посредством всевозможных методов и приемов для развития способностей у детей в сфере гуманитарных наук, например, в 11-х классах при подготовке к декабрьскому итоговому сочинению.
Ведь, ребенок – это высоко социальная личность. Она растет и развивается посредством взаимодействия всех социальных институтов в широком смысле этого понятия. Априори известно, что в обществе своих сверстников любой ребенок всесторонне развивается, пусть не всегда в положительную сторону, но это лишь при бесконтрольном общении. В кругу своих сверстников он получает дополнительные сведения о любой области социальной и научной жизни всего окружающего, обогащает свой жизненный опыт, усваивает уроки жизни в виде норм и ценностных ориентаций, вырабатывает опыт общения со сверстниками, самоутверждается, ощущает эмоционально-положительное состояние единения со сверстниками.
Но сегодня огромное влияние на школьников оказывают не только сверстники, но и социальные группы, интернет-сообщества, развлекательные каналы телевидения, радио, вездесущая реклама. Цитирование и смакование банальных фраз последнего фактора приводят к истощению словарного запаса школьников, формируются стереотипы их речевого поведения, а о коротких фразах в смс и ватсап-сообщениях, в целях экономии времени, говорить не приходится. Тенденция к оскудению словарного запаса современных школьников наблюдается с момента появления в руках школьников мобильных телефонов с выходом в интернет. Как следствие, мы наблюдаем истощение не только словарного запаса и неумение строить ими полные связные тексты, но и понижение интеллектуальной деятельности в целом.
Создание воспитывающей среды в стенах школы для развития творческих (здесь понимаются способности, как хореографические, музыкальные, так и др.) и интеллектуальных способностей обучающихся – важная стратегическая задача каждого учителя посредством своего предмета.
Глава 1. Развитие способностей у школьников: написание итогового сочинения в 11 классе
Известно, что с 2014/2015 учебного года в образовательных организациях РФ было введено обязательное условие допуска к ЕГЭ - итоговое сочинение (ИС) по литературе. Целью ИС является проверка широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на изученные произведения в рамках школы или самостоятельно, а также - развитие навыков правильного формулирования и изложения собственных мыслей. Ведь не секрет, что грамотная речь, как в письменном, так и в устном эквиваленте высоко ценится во всех направлениях человеческой деятельности. Благодаря этой способности можно занять неплохую нишу в обществе. Народ зря не скажет - «язык до Киева доведет». Итак, данное сочинение обязательно для всех учеников 11 классов, независимо от выбранного профиля обучения (гуманитарный, технический и проч.). Испытание начинается в 10 часов утра (по местному времени) в первую среду декабря (пересдать можно в феврале и в мае текущего года) и длится 3 часа 55 минут (235 минут), инструктаж и заполнение бланков не входят в этот промежуток времени. Объем сочинения должен быть не менее 250 слов, норма – 350, но ограничений нет. Работы оценивают учителя-словесники и независимые эксперты по принципу «зачет/незачет».
Итак, подготовка обучающихся к благополучной сдачи итогового сочинения по литературе начинается задолго до самого экзамена. Каждый учитель формирует свою методику подготовки, которая начинается еще в среднем звене на уроках русского языка. Так, одним из методов обучения может служить подробный анализ, как готовых текстов, так и текстов собственного сочинения (до рецензии далеко, но хорошо развиваются навыки орфографической зоркости слов – Критерий №5). Одним из вариантов данного метода можно назвать – взаимопроверку творческих работ учеников по эталону, где работает и зрительная и словесно-логическая память. Например, школьникам после изучения темы «Типы и стили речи» предлагается создать свой текст по заданному шаблону с пропусками слов (в 5-6 классах) или предложений (в 7-8 классах). А далее по критериям учителя данные тексты проверяются учениками и на правописание слов, и на структуру созданного текста. Поэтому сказать, что ученики 11 класса начинают подготовку к ИС с нуля нельзя. Ведь в школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали. Да, безусловно, учителя на всех предметах учат составлять последовательный, логичный ответ. Но только на уроках литературы и русского языка задача развития речи школьников решается целенаправленно и систематизировано.
Выбор конкретных методов обучения написания итогового сочинения (изложения) зависит от уровня развития учебных навыков и творческих способностей школьников.
Итак, каждый учитель в стенах школы ведет свою кропотливую, монотонную работу, которая не измерима никакими единицами и баллами. Недоказуема. Неописуема никакими источниками. Но она всегда направлена на развитие способностей обучающихся по тому или иному направлению.
Глава 2. Развитие творческих способностей школьников в педагогической практике
На уроках литературы создается своеобразная ниша межкультурного развития школьников при изучении произведений русских и зарубежных поэтов и писателей. Каждый учитель предметник ищет нестандартные пути подачи материала, чтобы зацепить не только внимание ребенка, но и вызвать долгосрочный интерес к своему предмету, и тем самым дать возможность обучающимся добиться высоких результатов по своему профилю.
Так, развивая творческие способности школьников по предметам гуманитарного цикла (русский язык и литература), но и в целях профориентации в 2012 году в стенах МБОУ «СОШ №2» г. Олекминска был создан кружок журналистики «Школьный дозор». Главной целью работы в журналистском кружке является развитие таких важных личностных качеств, как готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самоопределению, высокая мотивация к обучению, а также развитие способности использования полученных знаний в учебной, познавательной практике. Но наиболее важным аспектом работы учеников в рамках кружка является то, что путем описания и анализа происходящего вокруг, самим ребенком создаётся индивидуальная траектория развития, которая регулирует стихийные воздействия окружающей среды и создает почву для положительного культурного развития школьника. Всем известно, что хороший журналист должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, любознательность, креативность, усидчивость, находчивость и сообразительность, должен обладать эрудированностью и аналитическим складом ума, а также обязан соблюдать этику. На занятиях журналистикой у обучающихся, незаметно для самих юных дарований, воспитывается и развивается каждый из названных выше качеств, а также формируется активная жизненная позиция. В процессе выполнения заданий редакции, но чаще всего по собственной инициативе, юный журналист либо описывает происходящие мероприятия в школе, в классе или в городе в форме статьи или заметки, берет интервью, готовит блиц-опросы, пишет эссе, рассказы или короткие репортажи. И уже при редактировании текста совместно с руководителем кружка получает уроки оттачивания подачи материала, и тем самым его мастерство письменной (и не только) речи растет с каждой следующей работой. Такая умственная работа, сопряженная с коммуникативными компетенциями, приводит обучающихся к неожиданным выводам, готовит их к взрослой правильной жизни. Ведь профессия журналиста, пусть и без диплома и квалификации, всегда требует анализа собранного материала, нередко детального описания происшествия без эмоционального подтекста (к слову, это труднее всего дается юнкорам) через призму собственного опыта и общепринятых норм поведения.
Понятно, что охватить несколько классов, а то и всей школы, для работы в журналистском кружке невозможно. Работа по «вербовке» способных обучающихся начинается с вычисления таковых среди основного состава классного коллектива еще в сентябре, когда ребята пишут в стенах класса сочинения о том, как они провели летние каникулы. Также на пути приглашения в кружок ребята могут активно и красноречиво участвовать в дискуссии после прочтения какого-либо произведения. Но, бывает и так, что талантливые ученики приходят в кружок сами или по приглашению других участников редакции газеты «Школьная правда», т.к. кроме издания школьной газеты в рамках журналистского кружка, дети печатают свои работы и в районной газете «Олекма». После выхода их работ на районном уровне ученики нередко получают комплименты и восхищенные отзывы от сверстников, учителей, родственников и знакомых. Тогда они начинают гореть и получают вдохновение работать дальше с еще большим воодушевлением.
Но сначала ребята пробуют себя на страницах школьной газеты, которая выходит один – два раза в четверть тиражом от 50 до 100 экземпляров. Часто классные руководители заранее заказывают на свой класс нужное количество экземпляров газеты. Каждый номер газеты тематический. Тема зависит от приближающегося, или только что прошедшего события. Активно задействованы в ней в качестве основной редакционной рабочей группы шестеро обучающихся, которые занимают разные важные должности – редактор, корректор, верстальщик, дизайнер и фотокорреспондент. Но, конечно же, они не забывают и о журналистском деле – писать статьи и заметки. Остальные ребята приносят свои работы в печать по мере готовности их готовности, стараясь при этом успеть к верстке очередного выпуска, т.к. подготовка газеты к печати тоже очень трудоемкая работа, требующая немало времени, сил и усидчивости.
Как показывает практика, уже после года обучения в журналистском кружке «Школьный дозор» у обучающиеся повышается общая грамотность, благодаря системному и кропотливому труду над собственным и анализируемым текстом. Ведь каждое занятие кружка начинается с лингвистической разминки, где ребята решают задачи по стилистике, культуре речи, орфографии и пунктуации. Задания проходят строгий отбор, ведь они должны быть интересными и посильными для ребят, посещающих кружок (6-10 классы). Разновозрастная группа учащихся в рамках кружка хороша тем, что наиболее опытные ребята могут помогать вновь пришедшим при корректировке готового текста и общей подаче материала, а также осуществляют помощь при подборе сочного названия работы для печати в газете «Школьная правда».
Заключение
Таким образом, вряд ли кто может оспорить важность работы педагогов в направлении развития способностей школьников посредством их работы, например, в кружке журналистов. Во-первых, наличие печатного органа в школе позволяет быть в курсе всех происходящих событий, как в самом образовательном учреждении, так и вокруг него – выездные НПК, соревнования, акции, концерты – всем участникам образовательного процесса: обучающимся, родителям, учителям. Во-вторых, кружок – это особая социокультурная среда, которая позволяет ребятам в творческом взаимодействии раскрыть себя, научиться высказывать свое мнение, отстаивать его и, наконец, дает толчок для самовыражения. В-третьих, при постоянном, систематически правильно выстроенном взаимодействии друг с другом, юные журналисты дают себе позитивный личностный толчок к дальнейшему саморазвитию. В-четвертых, для некоторых обучающихся работа в кружке стала определяющей в выборе профессии – журналист, учитель русского языка и литературы, а также ведущий на телевидении.
Литература
1. Воложина И.В. Успешная подготовка к итоговому сочинению по литературе // Молодой ученый. – 2018. - №29.- URL https:// moluch.ru/archive/215/52063
2. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Интернет-источники:
1. https: //sites.google.com
2. https: //m.cyberleninka.ru