Научно-исследовательская работа «Развитие способностей и талантов у детей в урочном процессе, системе дополнительного образования и внеурочной деятельности»
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ В УРОЧНОМ ПРОЦЕССЕ, СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВВЕДЕНИЕ
«В каждом человеке спит его талант. Он ждет, когда ты его разбудишь, вынесешь на свет, и он засверкает всеми своими гранями…И удивятся люди твоему таланту…А больше всего удивишься ты САМ…»
Александр Шварц «Сказочка о твоем таланте»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около двух процентов.
А ведь развитие способностей и талантов любого человека важно не только для него самого, но и для общества в целом.
Сегодня для российского общества чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.
Система дополнительного образования детей – это действующая подсистема образования, единый, целенаправленный процесс, который объединяет воспитание, обучение, развитие личности. Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность обучающимся заниматься творческой деятельностью в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями, позволяя решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.
Выявление талантливых учащихся в дополнительном образовании
Понятие одаренности и таланта
Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека.
Одаренность (по Ожегову) рассматривается как способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности. Иногда одаренность рассматривается как возможность высоких достижений.
По мнению профессора И.А. Савенкова, одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
По мнению профессора И.А. Савенкова, одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Часть ученых утверждает, что одарённые дети встречаются крайне редко, основываясь на предположении о том, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности. Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены.
Что же из себя представляет понятие «талант» и чем он отличается от «одаренности». Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.
Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребенка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает высший уровень проявления способностей - гениальность.
Гениальность - высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры.
Из вышесказанного следует сделать вывод, что благодаря определенной деятельности одаренность переходит в стадию «таланта», чему активно способствует отделение дополнительного образования детей.
Основное внимание должно быть уделено повышению профессионального мастерства учителей и наставников, обеспечению высококачественного содержания образовательных программ, внедрению современных средств обучения.
Исходя из вышеназванного, можно сформулировать основные идеи работы с одаренными детьми в школе:
Природными способностями наделены все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления.
Одаренность базируется на внутренних особенностях ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий.
Педагог обязан увидеть и выявить грани одаренности, создать все условия для ее развития и реализации.
Для развития и реализации одаренности необходимо создавать образовательные услуги, развивающую среду, формировать мотивацию по совершенствованию своих способностей.
Планомерная и систематическая реализация указанных целей и задач будет способствовать созданию благоприятных условий для формирования творческой образовательной среды, направленной на выявление и развитие одаренных детей.
Музыка издревле сопровождала человека на протяжении всей его жизни и была связана с самыми важными ее событиями: сельскими работами, встречей смены времен года, рождением детей, свадьбами и по- хоронами. Она является путем к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Чувства, эмоции, настроения, переживания – это и есть содержание музыки. И лишаясь этого содержания, музыка перестает быть искусством.
На протяжении многих лет во всех странах мира ведутся продолжительные исследования, проводится множество экспериментов по изучению феномена одаренности. Особенно сложно рассуждать об одаренности в музыке, так как она сама по себе является наиболее абстрактным видом искусства.
Музыкальная одаренность – это вид одаренности, связанный с музыкальной деятельностью, чрезвычайно сложный психологический, физиологический, интеллектуальный комплекс, составные части которого объединяются в своеобразную систему.
В музыке встречается множество специальностей и специализаций со своей спецификой деятельности и представлениями об одаренности и таланте. Музыкант может быть композитором, исполнителем, звукооператором, ученым-музыковедом, критиком. В рамках музыкального исполнительского искусства существует множество профессий – дирижер, вокалист, солист хора, исполнитель на различных музыкальных инструментах.
Б.М. Теплов называл музыкальной одаренностью: «качественно- своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью». Он считал, что отдельные способности не просто существуют друг с другом, а приобретают иной характер в зависимости от наличия и степени развития других. Одаренность – это качественно новое образование, а не сумма энного числа способностей.
Своеобразным «мотором» одаренности, по мнению Д.К. Кирнарской, являются творческое воображение, фантазия и потребность изобретать (креативность). Причем сама одаренность – явление достаточно не устойчивое и нестабильное. В зависимости от условий, в которых ребенок воспитывается, от характера отношений с учителем, от способа обучения и даже от отношения окружающих она может угасать. Так как способности одаренного ребенка являются частью его еще не зрелой психики, они нуждаются в грамотной психологической и педагогической поддержке.
Некоторая музыкальность свойственна многим людям, но у разных людей она различна.
Создание творческой развивающей среды, способствует раскрытию потенциала одаренного ребенка. Однако даже самый творческий учитель в рамках жесткой, статичной системы, отвергающей открытость и инновации, может добиться лишь немногого.
Благодаря тому, что учителя будут служить образцами поведения, поощрять творческое мышление, а интерес учащихся будет поддержан социально и организованно, у детей сможет раскрыться и реализоваться потенциал их музыкальной одаренности. Общий высокий уровень образования и воспитания дополнительного образования – необходимый фундамент для развития образования детей, обладающих особыми музыкальными способностями и одаренностью.
Понятие музыкальной одаренности многозначно. И эта многозначность
отражает природу одаренности как явления динамического, становящегося,
многомерного.
Существует три критерия оценки музыкальных (впрочем, не только)
способностей и одаренности.
Первый из них можно назвать культурно-историческим. Суть его
заключается в том, что в каждой культуре и в каждую историческую эпоху
существуют определенные музыкальные предписания каждому конкретному
возрасту развития ребенка, подростка и даже взрослого. Способность и
одаренность выявляются именно на фоне этих условных предписаний. В одной
из этнических общин Нигерии очень маленькие дети обучены пению, танцам,
навыкам игры на барабане, что вместе составляет основу музыкальной
культуры этой общины. К пяти годам все дети здесь обладают репертуаром в
сотни песен, легко исполняют сложные танцевальные движения и владеют
комплексом исполнительских данных на ударных. Европейцу любой из таких
детей показался бы вундеркиндом.
Второй критерий можно назвать возрастным: если ребенок или подросток
может легко и успешно делать нечто, чего не умеют делать сверстники, чаще
всего его называют одаренным.
Третий критерий — абсолютный. Определить его словами труднее всего. Для
музыкантов истинная одаренность обнаруживает себя в своеобразии, свободе и
продуктивности музыкального самопроявления, в таинственном даре «уметь
раньше, чем знать» (например, мыслить гармонически раньше, чем узнаешь
законы гармонии и музыкального языка).
В.А.Сухомлинский свято верил, что для любого школьника можно создать
такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости,
восторга, удивления». Радость в учебе, в любом виде труда школьника – от
сознания достигнутого. Особенно в учебе, которая была и остается главным
видом его деятельности. Радость сама по себе не приходит. Ее «горючее» -
успех.
Главный смысл деятельности учителя музыки в том и состоит, чтобы
создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе.
Смысл педагогической стратегии состоит в том, чтобы закрепить успех показом
достигнутого, значимостью проделанной к этому моменту работы. Для этого
необходимо:
проявление интереса, непосредственного отношения к музыке;
активные усилия в ходе поисковых ситуаций;
увлеченность и рост музыкальных способностей;
острота слуховой наблюдательности;
интерес к импровизации, сочинению, самообразованию;
осознанное отношение к качеству музыки и ее исполнителю;
интерес к другим видам искусства.
Сочетание традиционных и новых приемов, методов, форм обучения и
контроля на уроках музыки позволяет решать задачи развития и воспитания
учащихся, создавая в классе особую атмосферу спокойствия, доверия,
увлечения и сотворчества. Ученик, из пассивного слушателя становится
активным участником процесса обучения, из объекта воздействия превращается
в субъект.
Во время общения на уроках и внеурочной деятельности педагогу
необходимо постоянно стимулировать ребенка к творчеству во всех направлениях.
Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у
детей:
эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер,
настроение музыкального произведения;
способность к переживанию в форме музыкальных образов;
способность к творческому восприятию музыки;
музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать
наиболее яркие средства музыкальной выразительности;
ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную
выразительность звуковысотного движения;
чувство ритма – способность активно-двигательного переживания
музыки, ощущение его воспроизведения.
Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими
способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.) образует
музыкальную одаренность.
Методы, применяемые для развития музыкальных способностей:
метод наблюдения за музыкой;
метод сопереживания;
метод моделирования художественного творческого процесса;
метод интонационно стилевого постижения музыки.
Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только
эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей
детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных
способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти),
развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает
эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Вокальная и хоровая техника
совершенствуется в результате систематической, упорной работы над
различным по форме и содержанию песенным материалом. Чтобы работа над
музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует
проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит
ребенку по-настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и
непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что
открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного
навыка. Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к
вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также
ведется индивидуальная работа.
Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого
труда для учителей, – это художественный тип. Этот вид одаренности, как
правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Учитель
должен видеть эти способности, содействовать их развитию и в случае
действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который
смог бы профессионально с ним заниматься.
Одним из условий успешного обучения также является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения позволяет добиваться хороших результатов.
Формами овладения ИКТ на уроках музыки стало выполнение тестов,
проектов с электронными презентациями. При защите проектов учащиеся
приобретают навыки выбора, учатся работать в коллективе, применяют
полученные знания при изучении других предметов.
Применение ИКТ для детей означает:
индивидуальное развитие и самовоспитание;
средство дополнительной мотивации к деятельности;
новый вид наглядности;
эффективное средство приобретения опыта оперирования полученной
информацией.
Внеурочная работа
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает
эффективность педагогического процесса, создает условия для его
интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой
деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать
свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными
Широкие возможности создания атмосферы творческого
вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической
деятельности учащихся открываются во внеурочной музыкальной работе.
Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется
на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования —
воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры.
Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся
и к внеурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера
сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества — вот характерные
черты занятий искусством возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.
Подготовка к предметной олимпиаде
Олимпиадное движение, конкурсы – это часть большой и серьезной работы
по развитию талантов, интеллекта и одаренности. Олимпиада, конкурс по
учебной дисциплине – это определение специальной способности,
проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной
учебной дисциплины. С точки зрения педагогов, олимпиада, конкурс – это
эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам
проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации
учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одаренных
детей – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них
способов работы с известной и неизвестной им информацией.
Вокально-хоровая деятельность
Временной охват урока недостаточен, чтобы в полном объеме развивать
вокально-хоровые навыки. Для успешного музыкального развития учащихся
необходимо, чтобы приобретенный на уроках опыт был востребован и
обогащен в течение внеурочных занятий. В работе школьного учителя музыки
хоровое искусство традиционно занимает особое место. Хоровое пение было и
остаётся наиболее доступной формой музыкального творчества детей,
приобщения их к музыкальной культуре. Деятельность школьного хора во
многом связана с уровнем певческой работы на уроке. В школьный хор
поступают дети со склонностью к пению, интересующиеся пением в хоре.
Хоровое пение — это один из видов коллективной исполнительской
деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их
общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению
их мировоззрения, формированию будущей личности.
Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии
достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения.
Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём
должна чувствоваться глубина понимания музыкального образа. Поэтому
выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и
умениями. Работа над песней — не скучная зубрёжка и не механическое
подражание учителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое
и постепенное восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей, что
над каждой, даже самой простой песней следует много работать.
В условиях массового музыкального образования и воспитания хоровое
пение выполняет несколько функций.
Во-первых, разучивая и исполняя произведения хорового репертуара,
учащиеся знакомятся с разноплановыми музыкальными сочинениями, тем
самым расширяют свои представления о содержании музыки, её связях с
окружающей их жизнью, получают представление о музыкальных жанрах, их
интонационно-образных особенностях, приёмах развития, формообразования,
соотношения музыки и слова в вокальных произведениях. Таким образом,
хоровое пение расширяет музыкальный кругозор учащихся, формирует
положительное отношение детей к музыкальному искусству, позволяет
усваивать закономерности музыки в процессе её непосредственного
исполнения, стимулирует развитие интереса к музыке и к музыкальным
занятиям, даёт возможность школьникам участвовать в коллективном
музицировании.
Во-вторых, хоровое пение решает задачи развития слуха и голоса учащихся,
формирует определенный объём певческих умений, навыков, необходимых для
выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения.
В-третьих, являясь одним из самых доступных видов исполнительской
деятельности детей, хоровое пение развивает общеучебные навыки и умения,
необходимые для успешного обучения вообще: память, речь, слух,
эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения,
умения и навыки коллективной деятельности и др.
В-четвертых, содержание певческого репертуара нацелено на развитие у
ребёнка позитивного отношения к окружающему миру через постижение им
эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения,
через формирование личностной оценки исполняемой музыки.
Успешность вокально-хоровой работы зависит во многом от разных причин.
Одна из них — исходный уровень общей и музыкальной культуры детей,
влияющей на первоначальном этапе обучения на развитие таких
психофизических процессов, как восприятие музыки, память, навыки речевого
общения, эмоциональные реакции, умения выполнять различные коллективные
действия. Другая — состояние слуха и голосового аппарата ребёнка, а также
сформированных первичных вокально-хоровых навыков до поступления в
школу. Хоровое пение — наиболее доступная исполнительская деятельность
школьников. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных
особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию
здорового голосового аппарата.
Вывод: Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная
работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном
итоге, должны решить одну из сложных задач современной педагогики –
воспитание духовно богатой личности.
Рассматривая виды работы во внеурочной деятельности, мы выявили, что
именно она даёт опыт творческого развития, поскольку предоставляет
возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она
обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных
способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.
Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на
единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования —
воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры.
Таким образом, работа с одаренными детьми ставит перед учителем задачи,
решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил,
проявления его индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал
школьников, тем самым развивает свои творческие способности, находит все
новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности его
учеников. Если учитель активен в своем творческом поиске, результат не
заставит себя долго ждать.
Школьное образование должно обеспечить каждому ребенку достижение
максимально возможного для него уровня развития. Главной целью обучения и
воспитания одаренных детей, наряду с усвоением знаний во всех предметных
областях, является создание условий, обеспечивающих наиболее полное
раскрытие их индивидуальных способностей. Важно побудить и поддержать
стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально
приобретенных возможностей.
Список литературы
1. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий.- СПб.: Питер,
2004.- 701с.
2. Мясищев, В. Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. /В. Н.
Мясищев; Под ред. А. А. Бодалева.-М.: МПСИ, 2004
3. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. Учебное
пособие, Санкт-Петербург, 2000 г
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб.: Питер Ком,
1999.-720с.
5. Ушакова Д.В. Психология одаренности: от теории к практике –
М.:ПЕР СЭ, 2000
6. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и
диагностика способностей. Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков.- М.:
Наука, 1991.
7. Юнг К.Г. Феномен одаренности//Что такое одаренность :выявление и
развитие одаренных детей. Классические тексты под ред. А.М. Матюшкиной
– М.: ЧеРо, МПСИ, 2006 с.41-55.
8. Александр Шварц «Сказочка о твоем таланте»
https://proza.ru/avtor/ashwaril
Александр Савенков - Одаренный ребенок дома и в школе
https://www.labirint.ru/books/42529/
Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961, с. 9—20.