Научно-исследовательская работа «Развитие речи у детей с ОВЗ по слуху»

4
0
Материал опубликован 19 September 2020 в группе

Произношение речи – одна из первостепенных, главных психических функций. Она имеет большое влияние на развитие психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Развитие мышления в существенной мере зависит от развития речи. С помощью речи человек овладевает грамотой и социальными функциями. Она является важнейшим средством общения людей между собой. На всех этапах развития ребёнка, речь выполняет немалую функцию по регулировании поведения и деятельности ребёнка.

Для развития речи ребёнка важнейшее значение имеет полноценный слух. Слыша речь взрослых, копируя её, ребёнок самостоятельно учится говорить, исправлять свои речевые ошибки. Слушая разъяснения взрослых, ребёнок познаёт окружающий мир.

Через слух ребёнок имеет возможность контролировать собственную речь, сравнивать её с речью людей, которые его окружают, овладевая не только правильным звукопроизношением, но и лексико-грамматическим строем родного языка.

При отсутствии специального обучения дети с нарушениями слуха не способны в достаточной мере овладеть речью, что в дальнейшем приводит к тяжёлым нарушениям в их развитии и формировании себя как личности. Вследствие этого формирование у детей с нарушением слуховой функции устной речи является одной из важнейших задач программы обучения и воспитания в специальных образовательных учреждениях.

В настоящее время можно констатировать факт, что люди с нарушением слуха находятся в неблагоприятно положении во многих сферах общества. Особенно это проявляется в проблеме удовлетворения потребности детей с ОВЗ по слуху в школьном образовании, что  конечном результате отражается в их карьере и адаптации в обществе.

Как указывают исследования отечественных дефектологов, отклонения в развитии детей, связанные с нарушением функций анализатора или интеллектуальной сферы, так или иначе сказываются на их устной речи. В школах для детей с ограниченными возможностями здоровья одним из важнейших направлений обучения на всех этапах обучения является коррекция их словесной связной речи.

Вся учебно-воспитательная работа в школах для детей с ОВЗ подчинена решению проблемы развития и совершенствования системы обучения и воспитания детей с нарушением слуха в целях определения оптимальных условий для получения ими качественного образования.

Центральная задача педагогического коллектива таких школ – это повышение качества обучения и воспитания, поиск резервов, совершенствование всего учебно-педагогического процесса, в первую очередь формирование личности ребёнка с ОВЗ через развитие словесной речи.

Для детей с ОВЗ по слуху язык, речь становится средством общения, если с первых дней и на всём протяжении школьного курса обучать их языку так, чтобы все приобретённые знания сразу же служили общению и развивались под влиянием потребностей, возникающих в связи с деятельностью в педагогически организованных условиях.

На сегодняшний день время в отечественной сурдопедагогике сформирована целая система дидактических приёмов формирования устной речи у детей с нарушениями слуха как одного из важных факторов полноценного, гармоничного и положительного развития личности, адаптации в современном мире. Владение устными коммуникациями в достаточной форме в дальнейшем предоставляет человеку с нарушением слуха более широкий профессиональный выбор, выбор получения профессионального образования, успешному трудоустройству и адаптации в современном обществе.

В коррекционной (инклюзивной) педагогике важно определить, как построить процесс формирования устной речи у детей с нарушенным слухом в процессе их обучения.

Для успешности этой работы необходимо изучить основные этапы, системы взглядов, основную суть и организацию дидактических и методических основ и деятельности по формированию устной речи у детей с нарушением слуха. Необходимо проанализировать основы сурдопедагогики – как науки изучающая особенности людей с нарушением слуха; определить цели и задачи работы по формированию устной речи у детей с нарушением слуха и изучить особенности произношения детей с нарушениями слуха;

Важнейшей частью создания оптимальной образовательной среды для детей с ОВЗ по слуху, обеспечивающей достоверность исходных данных, надежность и точность выводов, рекомендаций и предложений послужили результаты многолетних исследований отечественных и зарубежных педагогов, таких как Р.М. Боскинс, Л.В. Занкова, И.М. Соловьёва, С.А. Зыкова и других. В работах данных педагогов содержаться материалы из личного опыта работы школ для детей с ОВЗ по слуху по развитию слухового восприятия и обучению произношению, а так же освещаются вопросы развития слухового восприятия на фронтальных и индивидуальных занятиях, работа слухового кабинета, а так же организационно-методическая в внеклассная работа по данным видам занятий.

В исследованиях Зикеева А.Г. представлена методика обучения в условиях коррекционных школ: для детей с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата, с тяжёлым нарушением речи и нарушением слуха. Автор делает вывод, что главное направление работы с такими детьми – это коррекция их словесной речи.

В работах Л. Быковой, Е. Вишневской, О. Потаповой рассказывается о развитии речи в условиях предметно-практического обучения. В этих работах описывается методика проведения уроков развития связной речи. На конкретных примерах авторы показывают благоприятное воздействие предметно-практического обучения на развитие связной словесной речи у детей.

Работы педагогов Е. Андреевой и Н. Беловой посвящены вопросам развития устной словесной речи детей с нарушением слуха, раскрывают психологическое основы обучения произношению и методические основы формирования ритма слова на специальных занятиях.

В статьях И. Михаленковой и Л. Мотылёвой освещаются вопросы овладения детьми с нарушением слуха математическими знаниями, различия глухих в решении наглядных геометрических задач и особенности решения составных задач.

Исследования Л. Назаровой посвящены раскрытию возможностей детей с нарушением слуха в восприятии слоговой структуры слова и словесного ударения.

Методологическую основу данного доклада составляет принцип научного исследования и наблюдения, анализа психолого-педагогической и методической литературы по теме, а также анализ педагогического опыта при работе в КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа № 1».

Также в работе были исследованы методы статистической обработки информации, анализа ситуации и прогнозирования, а также общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Важная черта данного доклада состоит в том, что от уровня коррекционной работы и развитости дидактических методов зависит формирование связной словесной речи обучающихся с целью реабилитации, адаптации и интеграции воспитанников в современное общество.











ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ СУРДОПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОВЗ ПО СЛУХУ


1.1. Общие основы сурдопедагогики


Под образованием в коррекционной школе глухих понимается установленный объем и система знаний, умений и навыков, которыми должны усвоить учащиеся в ходе обучения и познавательной деятельности. Содержание образования составляет фундамент для полного развития глухих обучающихся, развития познавательных интересов.

Знания – это важнейший элемент содержания обучения, который является следствием постижения учащимися предметов и явлений окружающего мира, законов развития природы и общества. В знаниях отображается обобщенный опыт человечества, накопленный в ходе общественно-исторической практики. Знания глухих обучающихся, полученные в процессе обучения, должны обладать разнообразными качествами: полнотой, глубиной, регулярностью и системностью, гибкостью, конкретностью и обобщённостью, осознанностью и прочностью.

Умения исполнять роль сложной системы осознанных актов и действий, осуществляемых глухими учащимися на основе взятых в процессе обучения знаний в соответствии с определенными задачами. Общий итог умений, которыми обладает ученик, характеризует его познавательную активность.

Навыки складываются путем многократных воспроизведений одних и тех же действий в одинаковых или похожих условиях. Это автоматизированные деяния, которые под контролем разума выполняются точно, быстро, без особого напряжения умственных и физических сил.

Принципы обучения представляют собой систему обобщенных, устойчивых, главных, наиболее универсальных требований, определяющих общую направленность компонентов (содержания, методов, форм организации) процесса обучения, характер коллективной деятельности учителя и обучающихся в учебно-познавательной работе. Принципы обучения обусловлены установленными закономерностями процесса обучения, постоянно обнаруживающимися в педагогической практике, и призваны обеспечить результативность обучения.

Современная общеобразовательная школа для детей с нарушением слуха следует системе дидактических позиций, аргументированных в общей педагогике: научности, сознательности и активности, доступности, наглядности, прочности, индивидуального подхода, последовательности и регулярности, связи теории и практики. При этом предполагается своеобразие их реализации в школе глухих, а также выделяются специфические принципы, учитывающие особенности и закономерности обучения детей с нарушенным слухом: коррекционной направленности обучения, единства обучения основам наук и словесной речи, интенсивного развития слухового восприятия, опоры на предметно-практическую деятельность, интенсификации речевого общения.

Образование способствует раскрытию личности и создаёт предпосылки для развития полноценной личности. Образование призвано привести людей к самостоятельному образу жизни в социальной, политической и культурной жизни. При этом образование следует понимать как процесс длиною в жизнь. Каждый человек способен к образованию на том уровне, который заложен в умственных способностях. Важное значение образования для людей с ОВЗ, во-первых, связано с тем, что оно должно обеспечить социальное участие таких людей в обществе. Участие в образовании – это социальное участие. Можно сказать, что речь в первую очередь идёт о равноправных возможностях людей с ОВЗ, доступности образования. Чтобы обеспечить участие в образовании недостаточно устранить барьеры, но должна быть создана среда для уважения прав таких людей – людей с ОВЗ. 

Сурдопедагогика – это наука, которая изучает организацию обучения и воспитания людей с ОВЗ по слуху. В настоящее время в сурдопедагогике имеется большой объём знаний и методик учебно-коррекционной с детьми. С помощью сурдопедагогических методик создаётся благоприятная среда для развития личности с нарушением слуха.

Главная цель сурдопедагогики – результат коррекционных и педагогических приёмов и методик, которые устанавливают и регулируют общее направление работы по созданию необходимых образовательных процессов [1].  Можно отметить ещё одну цель сурдопедагогики, которую можно сформулировать как целостное развитие позитивных физических, психологических и социальных качеств человека с недостатками слуха как субъекта деятельности, общения и познания [2].

Сегодня в сурдопедагогике выделяют три основных задачи – образовательные, воспитательные, специальные.

К образовательным задачам можно отнести:

  • стимулирование у обучающихся с нарушением слуха интереса к изучению и познанию, создание благоприятных условий для их саморазвития и самообразования.
  • развитие кругозора при познании окружающего мира;
  • создание условий для развития мышления детей с нарушением слуха при учёте их возможностей;
  • развитие умений и навыков учебной и познавательной деятельности, устной и письменной речи, зрительных коммуникаций и когнитивных процессов в условиях целенаправленного обучения;
  • создание условия для подготовки к профессиональной детальности, развитие социально-бытовых ориентировок, умений и навыков, которые необходимы для трудовой деятельности в современных условиях.

Воспитательные задачи сурдопедагогики направлены на развитие

общих способностей и личностных качеств у детей с нарушением слуха:

  • воспитание желания творчески развиваться и самореализации в культурно-досуговой сфере, создание благоприятных условий для проявления индивидуальных способностей:
  • обогащение социального опыта у ребёнка с нарушением слуха, подготовка к общению со слышащими людьми;
  • воспитание уважения к культуре, духовно-нравственным ценностям;
  • содействие физическому воспитанию, воспитанию самостоятельности.

Специальные задачи сурдопедагогики связаны с особыми средствами, которые обеспечивают диагностику и коррекцию, реабилитацию инвалидов по слуху, компенсацию недостатков, профилактику возможных отклонений.


1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха


Нарушение слуха – потеря способности человеческого организма различать звуки частично или полностью. Бывает врожденное или приобретенное, полное (глухота) или частичное (тугоухость) нарушение слуха.

Большинство лиц с нарушением слуха слабослышащие, слух которых может возмещаться современными звукоусиливающими аппаратами. Перед родителями или законными представителями ребёнка с нарушением слуха встаёт несколько важных вопросов: Как вырастить ребёнка с нарушением слуха добрым и внимательным к окружающим? Как воспитать в нём гражданственность и любовь к своей стране? Как сделать его частью современного общества? На все эти вопросы может ответить педагогика, но с другой стороны эти вопросы можно отнести и к социальным проблемам.

Слух играет важнейшую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок слух, которого сохранен воспринимает речь взрослых, имитирует её и учится самостоятельно изъясняться. Важное отличие слабослышащих от глухих, это умение исправлять свои ошибки в речи.  Слушая речь взрослого, ребёнок знакомится с окружающим миром, овладевает сложными сведениями об окружающем мире, усваивает значения многих слов. С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих, так он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматические средства языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для овладения чтением и письмом.

Причинами нарушения слуха у детей могут быть:

  • Врожденные нарушения, передающиеся генетическим путем;
  • Недостаточный вес ребенка при рождении (менее 1,5 кг);
  • Заболевания внутреннего уха и слухового нерва;
  • Отклонения, возникающие до, во время или после родов;
  • Воспаление среднего уха и некоторые инфекционные болезни (менингит, грипп);
  • Травма или продолжительное воздействие сильного шума и вибраций;

Теоретической основой психолого-педагогической классификации являются положения, определяющие своеобразие развития ребенка с нарушениями слухового анализатора.

Утрата слуха в детстве влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Нарушается речевое развитие ребенка. Если же глухота возникает рано, это приводит к полному отсутствию речи. Отсутствие речи препятствует нормальному развитию словесного мышления, что ведет к нарушению накопления запаса знаний.

В зависимости от речевого развития обычно выделяют 2 группы слабослышащих детей:

  • слабослышащие, которые располагают развитой речью по сравнению со своими сверстниками, но с небольшими недостатками (нарушения в звукопроизношении, аномалии в грамматическом строе речи);
  • слабослышащие с тяжёлым (по-другому можно сказать глубоким) недоразвитием речевой функции (фразы короткие, неправильно построенные, отдельные слова сильно искажены и т.д.).

Среди глухих также выделяют 2 группы детей в зависимости от времени возникновения дефекта:

  • дети, которые потерли слух в раннем детстве, когда происходит развитие речевого аппарата (1-2 год) и дети, которые родились не слышащими;
  • позднооглохшие дети, это особый контингент детей, которые потеряли слух позже и сохранившие речь.

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое и необратимое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором обычное речевое общение на слух с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).

По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих.

Тугоухость — стойкое снижение слуха, которое ведёт к затруднению речевого общения и восприятие речи. Тугоухость выражается в различных вариациях – от совсем небольшого нарушения восприятия даже речи, которая переходит на шёпот до ограничения восприятия громких звуков. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

Глухота — наиболее тяжёлая степень поражения слуха, при которой разборчивое понимание и восприятие речи становится невозможным. Глухие дети — это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

В каждой из этих групп возможно различное понижение слуха. Наиболее выражены эти различия при тугоухости. Часть детей могут слышать разговорную речь на расстоянии 4-6 метров и испытывать затруднения при восприятии шепотной речи. Другая часть детей с трудом воспринимает даже хорошо знакомые звуки, которые произнесены у самого уха.

В сурдопедагогике имеется различные категории и классификации степени понижения слуха. У российских специалистов, которые специализируются на работе с детьми с нарушением слуха принята аудио-логопедическая классификация Л. Неймана. Данная классификация используется широко и в некоторых зарубежных странах.

Согласно классификации Л.В.Неймана, слабослышащие дети, в зависимости от величины средней потери слуха в области от 500 до 4000 герц (на 4 речевых частотах), могут быть отнесены к одной из следующих степеней тугоухости:


Степень глухости

Средняя потеря слуха в дБ (500-4000 Гц)

Условия разборчивого восприятия речи

I степень

Не превышает

50 дБ

Речь разговорной громкости — на расстоянии не менее 1 м, шепот — у ушной раковины и далее  

II степень

От 50 до 70 дБ

Речь разговорной громкости — на расстоянии 0,5—1 м, шепот — нет  

III степень

Более 70 дБ

Речь разговорной громкости — у ушной раковины и до 0,5 м, шепот — нет  

Дети, имеющие глухоту лишены потенциала и перспектив самим накопить тот минимальный речевой материал, который необходим для жизни в современном обществе. Причины для тотальной глухоты разнообразны (врождённость или приобретённые).

Основными психолого-педагогическими характеристиками детей с нарушением слуха являются: задержка общего развития (умственного и физического), например почти 2/3 детей с опозданием начинают держать голову, сидеть, ходить и т.д., общий разрыв с нормой составляет 2-3 месяца; невозможность самостоятельно овладеть разговорной речью, нужда в особом специальном образовании, без которого они отстанут в развитии и не смогут нормально адаптироваться в обществе; у большинства неслышащих детей замечается присутствие остаточного слуха; скудость внутреннего мира ребенка в результате нехватки слуховых объяснений событий и моментов; слабость в воспитании познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, в виду односторонних потенциалов усвоения разговорной речью, как существенного средства общения и познания окружающего мира; использование в процессе общения жестов и мимики, в качестве вспомогательных средств; опережение понимания речи в сравнении с ее формированием возможности устного высказывания или письменного использования речи. Стоит отменить, что дети с нарушением слуха в семьях с глухими родителями более развиты в умственном плане, чем дети воспитывающимися в семьях без жестовой среды.

Причинами тугоухости могут быть личные психофизические особенности ребенка, социально-педагогические условия воспитания и обучения. Тугоухость приводит к замедлению развития речи или ее искажению.

Главными психолого-педагогическими характеристиками слабослышащих детей являются: нарушение многообразных сторон и функций психики ребенка, которые определяют процесс развития его личности; речевое недоразвитие, определенное неполноценным слухом, которое в свою очередь меняет ход общего развития личности и осложняет общественное взаимодействие ребенка; замедление формирования речи ребенка. Слабослышащие (тугоухие) дети имеют следующие речевые нарушения: недостатки в произношении; бедный словарный запас; недостаточное усвоение звукового состава слова; слабое или недостаточное понимание произносимых слов и как следствие неправильное их употребление в собственной речи; аграмматизмы; ограничения в понимании устной речи и читаемого текста.

Прошло немногим более полутора десятков лет с того момента, как ребенок стал особым и самостоятельным субъектом права. За 11 лет до окончания столетия, человеческое сообщество, дабы не лишиться надежды на свое лучшее будущее, приняло соглашение, которое на международном уровне определило основные права каждого живущего на Земле ребенка, взяв на себя обязательства по соблюдению и особой защите его прав и свобод Конвенцией о правах ребенка, которая была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года. Сегодня на всех уровнях власти в России есть понимание базовых ценностей, без которых невозможно развитие страны.

Органы государственной власти Российской Федерации имеют несколько полномочий:

а) устанавливают основы федеральной политики в интересах детей;

б) выбирают приоритетные направления деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

в) формируют и реализуют федеральные целевые программы защиты прав ребенка и поддержки детства, а также определяют ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций;

г) устанавливают порядок судебной защиты и судебную защиту прав и законных интересов ребенка;

д) исполняют международные обязательства Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.

Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением специальных методов и технических средств в обучении.

Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха:

1. Не слышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа разделяется на подгруппы: не слышащие без речи (дети, родившиеся глухими или потерявшие слух в возрасте до 2–3 лет, до формирования речи) и не слышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована – у таких детей необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки.

2. Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.

Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения, не слышащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.

Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Не слышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.






[1] В.В. Линьков. Цели и задачи сурдопедагогики. – с. 27. 

[2] В.В. Линьков. Цели и задачи сурдопедагогики. – с. 31.  ​​​​​​​

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации