Публикация «Развитие творческих способностей младших шокльников в урочной и внеурочной деятельности»
учитель начальных классов
МБОУ «Пригородная ООШ»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Никто не знает своих сил, пока не попробует. Гёте
Сегодня любая школа находится в условиях модернизации образования, поэтому каждому учителю необходимо отмечать те преобразования в обществе, которые диктуют необходимость развития личности школьника, его творческих способностей. Что же такое творчество и какими качествами должна обладать творческая личность? Проведя опрос родителей своего класса о понятии творчества, его видах и условиях развития творческих способностей детей, пришли к следующим выводам. 1. Большинство родителей имеют представление о творчестве, но затрудняются в объяснении понятия «творчество». 2. Родители недостаточно осведомлены о видах детского творчества, сводя его лишь к видам искусства. 3. Родители не смогли назвать все условия для развития творческих способностей детей. 4. 100% респондентов убеждены, что творчески развивать ребенка необходимо.
За основу в своей работе возьмем педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии. Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки и проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Об этом идет речь и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где обозначены личностные характеристики выпускника начальной школы.
В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Тема развития творческих способностей обучающихся представлена достаточно широко в педагогической литературе, но чаще всего акцент ставится на внеурочную деятельность по предмету или работу в рамках предметов эстетического цикла. Новизна данной работы состоит в ракурсе рассмотрения и понимания сути развития творческих способностей обучающихся: это процесс системный и непрерывный, направленный на ежедневное и ежеурочное формирование способностей каждого ученика.
Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, из познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
Условия эффективного развития творческих способностей младших школьников.
Одним из важнейших факторов творческого развития учащихся является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
1.Создание положительного эмоционального настроя.
2.Создание условий поощрения и поддержки.
3.Создание условий уважения и принятия необычного творческого замысла ребёнка.
4.Создание условий к самостоятельной деятельности.
5.Создание условий научиться находиться в постоянном интеллектуальном напряжении.
6.Создание условия «право на ошибку».
7.Создание условий принятия ценностей.
8.Создание условий удовлетворения социальных потребностей.
9.Создание условий для развития интуиции.
10.Создание условий потребности и удовлетворённости ребёнка в детском творчестве.
Способы стимулирования творческих способностей.
обеспечение благоприятной атмосферы в классе;
доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
отказ от шаблона в организации урока, от формализма в проведении: использование разнообразных форм ведения урока, смены видов деятельности;
максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке;
развитие функции общения на уроке, как условие обеспечения взаимопонимания, побуждение к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;
поощрение высказывания оригинальных идей;
обеспечение возможностей для практики;
использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
предоставление детям возможности активно задавать вопросы;
использование в учебной деятельности повседневного опыта детей;
использование в урочной деятельности поисковых, исследовательских, проблемных методов обучения;
скрытая педагогически целесообразная дифференциация по возможностям, интересам, склонностям, способностям.
Методы и приемы развития творческих способностей младших школьников
Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Акцент образовательной деятельности переносится на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Этим обусловлено распространение в школах метода проектов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся.
В своей работе я применяю современные педагогические технологии, методы и приёмы, способствующие развитию творчества ребёнка. Это такие технологии, как: технология проектной деятельности, проблемного обучения, игровой деятельности, информационно-коммуникационные и др.
1.Метод проектов. В основе проектной деятельности, лежит развитие познавательных навыков обучающихся, их критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, видеть, формулировать и решать проблему. В связи с этим проектный метод приобретает для меня особую ценность Главным отличием метода проекта является то, что в результате совместной групповой деятельности обучающиеся не только получают новые знания, но и создают учебный продукт, материальный результат совместного труда.
Проектная деятельность гармонично вписывается в классно-урочную деятельность, дополняет ее и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования.
Отличительные особенности проектной деятельности:
направленность на достижение конкретных целей;
координированное выполнение взаимосвязанных действий;
ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом;
неповторимость и уникальность.
Второй год я работаю по программе «Школа России» в условиях реализации ФГОС. УМК по данной программе даёт нам возможность создавать проекты по разным дисциплинам.
2. Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ребенок пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и понять его изнутри. Условием успешного применения данного метода является определенное состояние детей, создаваемый педагогом настрой. Вначале это может быть игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ребята перестанут относиться к данному методу несерьезно, и примут его в разряд действительно учебных методов. Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в ромашку, березу, ель), в объекты неживой природы (телевизор, солнце, мяч). Это богатейший материал для новых сказок. Вживаться в сущность образовательных объектов помогает применение словесных предписаний, например: «Представьте себе, что вы та ромашка, которая растет перед вами, ваша голова – это цветок. Туловище – стебель, руки – листья, корни – ноги…». В моменты наилучшего вживания ребенок задает вопросы объекту – себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства и ощущения являются образовательным продуктом ребенка. Подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства. Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку включает неиспользуемые обычно возможности детей.
3. Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Ребятам предлагается глядя на фигуру, знак, реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать на что они похожи. Или, например, детям предлагается послушать музыкальное классическое произведение. После прослушивания педагог задает вопросы. Что хотел выразить композитор, создавая мелодию? Что представил ребенок, когда слушал ее? Какого цвета эта музыка? Предлагается ребятам нарисовать образ, который возник в их воображении при прослушивании музыки.
4. Метод эвристического наблюдения. Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. Ребята, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий: информационный результат наблюдения, комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Степень творчества ученика в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него.
5. Метод исследования. Выбирается объект исследования природный, культурный, словесный или иной (сказка, поговорка, лист дерева, одежда, небо или другое). Ребятам предлагается по заданному плану исследовать объект. Цели исследования - план работы - факты об объекте – опыты, рисунки опытов, новые факты - возникшие вопросы и проблемы – версии ответов, гипотезы – рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты – выводы. Подобная алгоритмизация нисколько не умаляет их творчества. Напротив, выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой ребенок неизбежно получает свой собственный образовательный продукт. Например, объектом для исследования выберем линейку. Ребятам предлагается следующее задание: придумайте как можно больше способов применения данного предмета. Они должны быть оригинальными, необычными и вместе с тем осуществимыми (нелепица отвергается). Способы применения линейки: подпорка для цветка, почесать спину, использовать как барабанную палочку, закладка в книгу, альбом, вместо ножниц, чтобы ровно оторвать лист бумаги и другие.
6. Метод придумывания. Позволяет детям создать ранее неизвестный продукт в результате их определенных умственных действий. Данный метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскивание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта. Например, если бы Баба Яга жила в наше время, как бы выглядела ее ступа? Придумайте новый вид транспорта для Бабы Яги.
7.Метод «Если бы…» Детям предлагается пофантазировать, что бы могло быть, если бы, например, животные умели разговаривать или динозавры ожили, или люди переселились на Луну. Выполнение подобных заданий не только развивает их воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих.
8.Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннеса», балансирующие на грани выхода из реальности в фантазию. Например, ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить , а что уменьшить».
9. Воспитание сказкой. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учится в ней жить. Сказочный мир замечательно приспособлен для полноценного развития ребенка. При работе со сказкой использую словесное рисование, иллюстрирование, инсценирование, дописывание сказки, составление описаний, пересказ и т.д. При изучении сказок на литературном чтении даю детям домашнее задания творческого характера, например пересказать сказку от имени главного героя, сочинить для сказки хороший конец (например сказка «Колобок») или помочь стать добрыми отрицательным героям сказки (сказка «Мороз-Иванович»), нарисовать обложку для книги и т. д. К новому 2016 году, году Российского кинематографа мы организуем в классе праздник "Мой любимый сказочный персонаж" учащиеся готовят сказки, разучивают песни из любимых мультфильмов, оформляют выставку рисунков и поделок. Кроме этого, ребята при помощи педагогов снимают собственный мультфильм «Приключение Деда Мороза». Подготовка и проведение такого праздника - это творческая деятельность детей совместно с педагогами и родителями.
10. Экскурсионная деятельность. В моём классе это направление помогло привлечь к совместному сотрудничеству родителей класса. Они помогли организовать выездные экскурсии в Областной краеведческий музей, музей этнографии, археологии и экологии Сибири, ВГТРК Кузбасс, ботанический сад, музей-заповедник «Красная Горка». После каждой поездки мои ребята делятся впечатлениями через различные творческие работы: мини-сочинения, рисунки, стихотворения, сочинения загадок и др. Результаты нашей работы мы представляем на выставках, родительских собраниях, праздниках, очных и заочных конкурсах.
11. Придумывание загадок. Задание "сочини свою загадку" направленно на литературное развитие детей. А также предполагает понимание сути творческого процесса, в основе которого – умение видеть общее в предметах и явлениях. Детям я даю установку: (выбери тему загадки: о природе, о вещах, о животных; выбери, какая это будет загадка (загадка – вопрос, загадка – описание, загадка – сравнение); выбери предмет и сочини о нем загадку; докажи, что получилась загадка).
Заключение
Творческая деятельность является необходимым компонентом гармоничного развития человека. Процесс формирования и развития творческих способностей – это длительный системный процесс, который не терпит авторитарности со стороны педагога и родителей.
Воспитание творческой личности предполагает развитие у них направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом.
С целью развития творческих способностей детей рекомендуется использовать набор простых творческих заданий, применение которых не требует от педагога большой специальной подготовки. Задания можно применять в любом порядке, можно вносить свои дополнения и изменения. Главное - это увлечь ребят в процесс творческой игры, настроить его на волну созидания.
Очень важно, чтобы процесс развития творческих способностей детей находил продолжение и в среднем звене школы, так как любое творчество стимулирует нестандартность мышления, любознательность, познавательную активность и воспитывает творческий подход к жизни.
Садварий Жанна Владиславовна