Творческий отчёт «Развитие музыкально-творческих способностей школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»
Проблема проекта: недостаточный уровень педагогических условий для оптимального развития музыкально-творческих способностей учащихся.
Цель проекта: выявить оптимальные педагогические условия для успешного развития творчества учащихся на уроках музыки и во внеклассных мероприятиях, используя разные виды деятельности.
Задачи проекта:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Проанализировать методику формирования основ музыкального мышления, аналитического восприятия музыки, основных закономерностей музыкального языка.
3. Выявить способы активизации творческих проявлений учащихся на уроке музыки и во внеклассной деятельности.
4.Привести в систему перечень педагогических условий для музыкально - творческого развития учащихся.
Ожидаемый результат: Пополнение знаний об организации по учебным предметам.
Конечный результат: Информация в методическую копилку.
Содержание проекта:
Введение
Основная часть.
1.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках музыки.
2. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Развитие творческих способностей школьников во внеклассных мероприятиях.
4. Заключение.
5. Литература.
Введение
Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих перед школой.
Над разработкой педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, работали выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский , С.Т.Шацкий , Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой , Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер , Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац теоретически и практически обосновали принцип творческого развития детей и юношества.
Большое влияние на развитие творческих способностей ребенка оказывает музыка. Во вступительной статье к программе по музыке Д.Кабалевский писал: "Всемирно развивая различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Восприятие музыки нельзя сводить к одному из "видов деятельности" учащихся, ... активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев". Таким образом, возникает двойная связь: восприятие музыки – все виды музыкальной деятельности; связь, которая и обусловливает неразрывность и единство всей музыкальной деятельности учащихся.
Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к ней, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку, как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.
Школьная программа "Музыка" нацеливает учителя на воспитание у школьников музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели музыкального воспитания особенно важно владеть искусством своей профессии. "Есть искусство, и есть творчество",- говорил В.Немирович-Данченко. Это противопоставление не случайно. Оно закономерно возникает тогда, когда речь идет не о внешних, а о глубинных творческих процессах в искусстве. Так, творческий урок музыки становится антитезой другого урока, в котором царит ремесло, пусть даже самое умелое. В связи с этим и возникает проблема "внешнего" и "внутреннего" в искусстве ведения урока музыки. Одно дело, если урок - лишь привнесение неких новых слуховых добавлений к музыкальным впечатлениям школьников. Другое дело, если это - особенная, неповторимая встреча с искусством. Проблема "внешнего" и "внутреннего" на уроках музыки есть, по сути, реальное взаимоотношение Музыки как искусства и Искусства проведения урока музыки. Современный опыт ведения урока в школе убедительно показывает, что учитель может быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом. Если учитель, продумывая урок, не берет в качестве "материала" самого себя, свои чувства, мысли, опыт, то, как ему обрести грань между внешним - холодным, равнодушным, и внутренним - глубоко пережитым, прочувствованным? Всякая художественно-педагогическая задача, идея урока должна быть органична для учителя, глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена со своим "я". Этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правду искусства. Недаром К.Станиславский, резко отделявший правду искусства от фальши, писал: "Нет ничего мучительнее обязанности, во что бы то ни стало воплощать чужое, смутное, вне тебя пребывающее". Естественно, в художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство. Это в полной мере следует отнести к педагогическому процессу на уроке. Истинное погружение в художественный образ, его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных. Я считаю, что для урока искусства психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще и эмоционально. Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства учителя музыки умение найти верный тон урока. Термин "задать тон" беседе, исполнению издавна бытует в искусстве. Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найти верный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке,- одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее время. Соотношение внешнего и внутреннего в искусстве ведения урока может успешно решаться через формирование у учителя актерского мастерства. Если идею музыкального произведения сформулировать в нескольких словах и в таком виде сообщить ее ребенку, то жизнь идеи на этом и закончится. В учениках важно возбудить ощущение идеи, но для этого необходимы средства, воздействующие не столько на разум, сколько на чувства. Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями. Необходимо глубже осмыслить метод К.Станиславского и применять его в формировании педагогического слияние своего "я" с образом, мыслью, которую необходимо раскрыть в исполняемом произведении. Этот прием предполагает не только большую предварительную работу над музыкальным произведением (знание эпохи, истории создания, художественного и мировоззренческого контекстов и т.д.), но и естественное органическое "проживание" педагогом художественного образа этого произведения. Только тогда возможно истинное общение между детьми и учителем. Творить, по определению К.Станиславского, означает "страстно, стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче"- постижению и раскрытию художественного образа произведения. С педагогической точки зрения в подготовке учителя музыки для нас важна та часть наследия К.Станиславского, которая тесно связана с искусством переживания. Переживания как органического единства интеллектуального и эмоционального в человеке. Для педагога музыки чрезвычайно важно научиться сознательно, управлять подсознательной творческой активностью своей психики, так как многие процессы в искусстве и в художественном развитии ребенка связаны с подсознанием, с интуитивным, но адекватным постижением прекрасного, вне его разложения на отдельные элементы. Для учителя музыки чрезвычайно важно уметь быть выразительным во всех своих проявлениях, уметь находить адекватную внешнюю форму выражения переживаемых им чувств, эмоций. Поэтому педагогу необходимо научиться не бояться определять словами, выразительными движениями, мимикой то, что трудноуловимо в произведении искусства - его красоту, тончайшее кружево его образов. При этом надо постоянно помнить о том, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить художественный материал. "Если нет материала, чувству не во что излиться." (С.Волконский) Эмоциональное начало должно органично соединиться в мастерстве учителя музыки с аналитическими способностями. Ибо "в основе всякого творческого процесса заложено увлечение, что, конечно, не исключает огромной работы разума. Но разве нельзя мыслить не холодно, а горячо?" (К.Станиславский) Хочется привести несколько мыслей из книги С.Волконского "Выразительный человек", которые, на мой взгляд, могут обратить внимание педагогов к этой важнейшей проблеме - выразительности учителя музыки: "В актерском искусстве, как во всяком другом, не довольно внутреннего побуждения, а нужно умение этому побуждению повиноваться, не довольно чувствовать, а надо уметь воплотить, не довольно испытать, надо уметь испытанное показать". «Тело - инструмент, актер - инструменталист". «…Внешний жест, будучи лишь отражением внутреннего душевного движения, которое его порождает и руководит им, должен уступать ему в развитии. То есть, можете дать больше того, что даете, но никогда не давайте больше того, что Важнейшая задача эстетического воспитания в школе – развитие в учащихся творческого потенциала. Сегодня обществу нужна творческая личность, умеющая планировать будущие действия для достижения целей, понимающая высокую ценность образования и обучения, с развитым творческим мышлением. Важно обновить обучение, чтобы достичь желаемого результата в развитии творческого потенциала учащихся, а для этого надо создать условия для успешного развития творчества учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности можете, ни даже все, что можете".
Музыкальная работа состоит из трёх взаимозависимых и взаимосвязанных блока: - учебная деятельность; – внеурочная деятельность; – внешкольная деятельность.
1. Учебная деятельность на уроках музыки включает следующее: разработка и защита учебных проектов, рефератов, музыкальная олимпиада, предметная неделя «Музыка», интегрированные уроки, выставки, конкурсы.
2. Внеурочная деятельность: кружковая работа, тематические классные часы, фестиваль патриотической песни, праздники, литературно-музыкальные композиции, шоу-программы, профильный музыкальный отряд летнего оздоровительного лагеря, школьная газета.
3. Внешкольная деятельность: - Совместная организация и проведение внешкольных мероприятий: концерты, митинги, фольклорные праздники, фестивали. – Творческие встречи с интересными людьми.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках музыки.
Урок музыки бывает раз в неделю. Но чтобы знания и впечатления, полученные детьми на уроке, дали ростки, каждый учитель должен подумать о внеклассной работе. На уроках я стараюсь вводить в сознание детей музыку как необходимую часть жизни. Частью жизни моих ребят стал хор. В хоре мы не только разучиваем новые произведения, продолжая развивать те навыки и умения, которые приобрели на уроках музыки. Серьезная работа ведется в области развития музыкальных способностей, в области освоения вокала, расширения навыков пения, совершенствования исполнительской культуры. Урок музыки и занятия в хоре закладывают в ребятах основу музыкальной культуры, позволяют мне создавать коллектив увлеченных, влюбленных в музыку людей. Результатом творческой работы служат участия в концертах. Каждое выступление тщательно готовится; это воспитывает хор и приносит пользу детям. Концерт - это не только радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа, результатом которой является рождение искусства. Отдельные моменты уроков я продумываю очень глубоко для дальнейшего изучения во внеклассной работе. Урок музыки - импульс для достижения этих целей. Но творческим лидером должен стать учитель музыки. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперед. И если он испытывает восхищение перед миром, работает над собой, то это движение будет!
Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Поэтому много внимания уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. На своих уроках стремлюсь наряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации.
Урок музыки – это урок искусства. Каким мне видится этот урок? Конечно же, творческим. Этот урок должен способствовать решению следующих задач:
- максимально развить гармоничную личность;
- приобщить к искусству и осознать неразрывную связь между различными его видами;
- выработать ассоциативный вид мышления и воображения;
- помочь сформировать положительный духовный опыт;
- пробудить и развить чувство доброты, сердечности, сопереживания к окружающим.
Помочь ребёнку пробудиться, дать толчок и развить творческие способности у детей – это и есть моя основная цель при обучении каждого ребёнка. Лучший способ для учителя развить творческие задатки у детей – это самому быть творческой личностью.
Каждому педагогу известно это мучительное состояние поиска и волнения при составлении урока. Каким образом соединить воедино музыку, речь, мимику, паузы и взгляды, различные ассоциации, внутренние переживания и размышления? Как создать обстановку творческой активности? Что останется в душе ребёнка после очередного урока? Я заранее определяю замысел урока и конструирую его. Бывает так, что реальная встреча с учениками часто вносит свои коррективы в план. И чем больше во мне творческого поиска, тем ярче и эмоциональнее проходит урок. Под термином «творчество» подразумеваю «познавательно-поисковую художественную практику» детей, поскольку на каждом уроке они сами открывают что-то важное, ранее не известно им в мире искусства. Умение вслушиваться в музыку, вглядываться в картину, чувствовать истинный смысл слова – это и есть творческая работа души. А всё творчески усвоенное становится прочным достоянием, и сам процесс познания приобретает развивающий характер, жизнь ребёнка обогащается новыми чувствами. Важно, чтобы все испытали эту радость творчества, проявили себя независимо от индивидуальных особенностей. Я стараюсь находить слова поддержки для новых творческих начинаний, избегать критики. Стараюсь относиться к ученику с пониманием, ведь он стремится творить не только для себя, но и для тех, кого он любит.
Творческое начало проявляется в ребятах уже с первого класса: в своеобразии ответов (а не только их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы), в собственных предложениях о характере исполнения того или иного музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности.
Немыслимо сегодня для меня проводить урок музыки без тесной связи с другими предметами и видами искусства. Сочетание музыки, поэзии, изобразительного искусства даёт учителю безграничные возможности сделать урок увлекательным и интересным. И это не просто метапредметные связи или интеграция в подаче материала, а синкретизм, когда музыка, пение, поэзия, танец, театр не отделены друг от друга. А сочетание всех этих видов деятельности – это и есть искусство. А что такое искусство для ребёнка? Это – жизнь. А музыка и жизнь – это и есть генеральная тема, сверхзадача школьных занятий. И чем больше будет жизненных связей музыки обнаружено на уроке, тем более прочно будет музыка входить в сознание ребят. Так на уроках в начальной школе после музыкального приветствия звучит вопросительная интонация песни Д. Б. Кабалевского “Кто дежурные?”. Начинается песня-диалог. Дежурные встают и пропевают “Мы – дежурные, самые дежурные, лучшие дежурные”. Таким образом на каждом уроке разные дежурные, что даёт возможность учителю послушать чистоту интонирования разных детей, а для ребят – это игра.
Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и «музыкальные картинки» они слушают с удовольствием. Иногда я прошу их слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своём воображении. Вот, например, при прослушивании произведения «Три подружки» Д.Б. Кабалевского во 2-м классе, я предлагаю детям по музыкальному характеру придумать имена трём девочкам. После прослушивания 1-го фрагмента дети определяют характер музыки, темп, приём звуковедения, динамику, регистр и придумывают имя этой девочке. Ребята почти всегда сразу называют имя – «Плакса»; иногда «Грустинка», «Рёва». Прослушав и разобрав музыку 2-го фрагмента, придумывают такие названия, как «Веселушка», «Хохотушка», «Смешинка», «Резвушка». А 3-й фрагмент создаёт в воображении ребят образ девочки – «Злючки», «Сердючки», «Драчуньи». Затем они с удовольствием рисуют придуманный ими образ. (Приложение № 1) Подобные творческие задания я использую и в 3-м, и в 4-м, и в 5 классе, постепенно усложняя их. В 3-м классе ребята выполняют творческие работы после прослушивания фрагментов из балета «Конёк-Горбунок» Р.К. Щедрина. Сначала они дают названия фрагментам, разобрав средства музыкальной выразительности в музыке, затем создают свои творческие «шедевры». Это могут быть не только рисунки, но и аппликации.
Часто на уроках музыки игровую ситуацию создаёт неожиданное начало урока: « Сегодня у нас на уроке…весёлый музыкант. Послушайте, на каких инструментах может играть наш гость». Ответы детей – на скрипочке, балалайке и барабане. А дальше начинается творчество – изображаем игру на этих инструментах. Особенно нравится детям играть на балалайке (некоторые притоптывают ножкой, кто-то даже пускается вприсядку).
В начальной школе мы создаём свой шумовой оркестр. В качестве домашнего задания ребятам предлагается изготовить какой-нибудь музыкальный инструмент. Фантазии и выдумке ребят стоит только позавидовать. Это и киндер-сюрпризы, наполненные разной крупой, монетками (от этого и разный тембр звучания их инструмента), и коробочки, наполненные бисером, металлические крышки, соединённые скотчем и наполненные горохом. Очень радует, что в изготовлении инструментов помогают родители (а это уже творчество родителей и детей)- трещотки, изготовленные папой и расписанные сыном (а сколько на лице мальчика было радости, когда он играл на них). Конечно, оркестром руководит дирижёр. И вот взмах дирижёрской палочки и “Камаринская” в исполнении только что созданного оркестра звучит радостно, искромётно и задорно.
Распространено мнение, что музыкальное творчество доступно лишь одарённым детям. На самом деле это не так. Каждый ребёнок может сочинить свою музыку, пусть даже самую примитивную, но она ему поможет глубже воспринимать музыку, так как он пропустит её через себя. На моих уроках задание «сочини» звучит очень часто.
Импровизация – это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников: в ответе на поставленный вопрос, в пластическом интонировании, в инструментальном музицировании, вокальная импровизация. Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели:
1. выработку интонационного и ладового слуха,
2. развитие творческой фантазии.
В этом виде деятельности можно использовать такие творческие задания как:
- продолжить начатую учителем мелодию и завершить её, чтобы чувствовалось окончание произведения.
- прохлопать ритмический рисунок, предложенный учителем, а затем придумать свой.
- придумать движения к песне, произведению, пластическое интонирование.
Часто я практикую рисунки – отклики на музыкальные произведения. В музыке семь нот, в живописи семь цветов. Занятия музыкальной «живописью» учат детей раскрывать настроение музыкального произведения с помощью цвета. Рисование заставляет ребёнка думать и тем самым активизирует мысль, образное видение мира, развивает пространственное мышление. Школьники могут жить в рисунке, петь в нём, двигаться бороться, танцевать, плакать и т.д. Всё это – по-настоящему. Рисовать дети очень любят. В начальной школе, чтобы легче было выучить песню “Дружат дети всей земли” ребята на отдельных листочках нарисовали сюжет каждой фразы куплета, например: 1 лист – пчёлка и цветок, 2 лист – лист и мотылёк, 3 лист – реки и леса, 4 лист – в хоре голоса. И так содержание в рисунках всех трёх куплетов, причём каждый ребёнок сам выбирал, что он будет рисовать. Таким образом, текст песни запоминается легче и учащиеся класса видят творчество в рисунках своих одноклассников. Причём, в параллели несколько классов и при исполнении песни можно показывать рисунки другого класса.
Песню “Монтёр” Кабалевского тоже рисуем, показывая настроение мишки в начале песни и в конце. Сюжет их рисунков не только в показе настроение героя песни, но ребята придумывают где и как мишка хотел осветить лес. У кого-то на рисунке изображён новогодний лес и “монтёр” собирается повесить гирлянду ёлочную, у кого-то это красивый фонарь на столбе, рядом с сосной и т.д. После слушания в пятом классе рисуем балет “Чиполлино”, причём представляем себя сидящими в зрительном зале, на рисунках ребят сцена, кулисы и, конечно, что происходит на сцене. Кто-то из класса оформляет титульный лист “Балет Чиполллино”. Умение слушать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой. Ребята должны понять, что когда звучит музыка, в классе должна быть полная тишина, так как, только внимательно следя за её звучанием, можно глубоко воспринимать её и по- настоящему понять.
Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и «музыкальные картинки» они слушают с удовольствием.
Иногда я прошу их слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своём изображении.
Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
· обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
· оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
· улучшить условия для развития ребёнка;
· учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
· развития опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.
Внеурочная деятельность в общеобразовательных учреждениях осуществляется через:
· дополнительные образовательные программы ОУ;
· организацию групп продлённого дня (воспитатель ГПД - классный руководитель);
· деятельность педагогических работников ОУ, учителей: музыки, изо,
физической культуры; библиотекаря, психолога, педагога дополнительного образования.
Школа после уроков подобна творческой лаборатории. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Внеурочная деятельность по новым стандартам предусматривает работу по таким направлениям:
· спортивно-оздоровительное,
· художественно-эстетическое,
· научно-познавательное и военно-патриотическое направление,
· проектная деятельность,
· общественно-полезный труд.
Виды внеурочной деятельности нашей школы:
Подвижные игры
Ритмика
Этика: азбука добра
Чудо- шашки.
Активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие задания. На уроках дети сочиняют музыкальную сказку, красиво оформляют её в виде книжки-малышки, книжки-раскладушки и т.д. Пусть не все сказки с литературной точки зрения совершенны, но каждая из них – это частица жизни маленького человека, его мечта. Это творчество детей, их понимание музыки и любовь к ней. А после уроков, посвящённых Дню Победы, ребята защищают свои проекты, создавая памятники песням военных лет или выпускают свои песенники с полюбившимися им песнями военной тематики.
В работе очень важно использование фольклора. Ведь как вид творческой деятельности он уникален. В пении – прост, в слушании – красочен, в театрализации – доступен, в танце – лёгок для импровизации. Хочется, чтобы ребята ощущали фольклор не как что-то стародавнее, а как естественную часть их жизни. Мы вспоминаем, как, играя во дворе в разные игры, они выбирают “водящего” с помощью считалок, что бывают и музыкальные считалки. Дома они сочиняют мелодии на знакомые им считалки. Интересным бывает урок, где мы водим хороводы: “Во поле берёза стояла”, “Со вьюном я хожу”, “В хороводе были мы” и т.д. На одном из таких уроков возникла проблемная ситуация. Почему же многие народные песни начинают запевалы. Ответы, данные детьми меня не устроили. Тогда я предложила им спеть одну из песен без моей помощи. Получилось разрозненно, как говорится «кто в лес, кто по дрова», т.е. на собственном опыте они пришли к пониманию того, что запевала «настраивает» поющих, задавая тональность, темп, характер звучания. А с какой теплотой девочки исполняют колыбельные песни, убаюкивая их любимых кукол. Причём многие исполняют те колыбельные, которыми в детстве убаюкивали их, узнав об этих песнях от бабушек и мам.
Большое значение для развития творческого мышления на уроке имеет технология интегрированного обучения. Интегрированный урок (музыка-технология). Седьмой класс. Тема: «Улахра». Душевная тёплая обстановка. Все девочки в чувашских костюмах: белое платье, разноцветные фартуки, в белых косынках. Работать легче, когда напеваешь песню «Улах юрри».
Шур перчетке ҁыхса
Пӳрнем шăтрĕ…
Хамăн туса кěтсе
Каç та пулчĕ.
Пусть не под лучину, но горящие свечи создают свою ауру теплоты. После работы можно и повеселиться. Очень живо и радостно девочки исполняют частушки, подыгрывая себе на ложках, трещотках и старой гладильной доске. Зазвучала частушка, и девочки показывают свою красоту, исполняя этот танец. Хоровод дополнил все те ажурные вышивки, которыми был украшен кабинет технологии. Какие же посиделки без горячего чая с бубликами, пирогами и ватрушками? И действительно, как-то по-особенному светились глаза девочек, излучая доброту и искренность. Ведь, по словам Д. Д. Шостаковича «народная музыка в полном смысле этого слова, очищает дух…»
Развитие творческих способностей школьников во внеклассных
мероприятиях.
В МБОУ «Карачуринская ООШ» Аликовского района обучается всего 42 учащихся. Конечно же, на построении внеурочной деятельности отражается малочисленность, которая имеет как положительные, так и негативные стороны. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися. Существует реальная возможность проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий. В сельской школе имеются благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших. При соблюдении ряда педагогических условий в небольшой школе формулируется атмосфера хорошей многодетной семьи. В тоже время малочисленность школы создает определенные проблемы в организации внеурочной деятельности.
Наша школа находится в центре СХПК «Авангард». Недалеко от школы расположен Карачуринский СКЦ. Совместная работа педагогов и работников СКЦ способствует творческому развитию учащихся. В сельском клубе дети развивают свои творческие способности. Учащиеся очень любят выступать на сцене: петь под микрофон (к сожалению, в школе нет такой возможности),танцевать, инсценировать сказки.
Творческие способности учащихся я развиваю не только на уроках музыки, но и во внеурочной деятельности. Форма различная: фестивали, конкурсы, музыкальные путешествия, утренники, смотры. Каждый год День знаний открывает новый учебный год. Сказочные персонажи приходят в гости 1-го сентября. В День учителя каждый класс спешит порадовать педагогов своим мастерством.1 октября в школе каждый год проводится День пожилых людей. Готовимся к празднику заранее: разучиваем песни, танцы, устраиваем выставки рукоделий бабушек и дедушек, оформляем стенд «Бабушка рядышком с дедушкой». Выступление ребят затрагивает души пожилых людей, они произносят слова благодарности в адрес детей и их руководителей. В конце ноября проводится концерт, посвященный Дню матери. Этот праздник- наиболее привлекательный для мам. В этот же день проводится родительское собрание, который также проходит с теплотой. Звучат слова благодарности в адрес родителей, родители также поздравляют учителей. Проводятся осенние утренники, посвящение в первоклассники и пятиклассники, занятия по правилам дорожного движения, конкурс песен о Родине.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Процветают вокальные ансамбли «Домисолька» и «Мелодия». К каждой песне стараемся подойти творчески: от продумывания костюмов до исполнительского мастерства. Награда за труд – призовые места в фестивале патриотической песни в играх «Зарница» и «Орленок» (2012 год), лауреаты конкурса «Родной край, благословенный».
Новогодние праздники – это целая творческая лаборатория. В начальной школе, помимо общего сценария и хороводов, каждый класс в подарок готовит свою песню с инсценированием. Традиционно в школе проводятся 3 конкурса:
Самая новогодняя песня;
Самый новогодний класс;
Самый новогодний плакат.
Для других детей это настоящий сюрприз. Фантазии детей нет предела! Здесь проявляются индивидуальные качества учеников, здесь - и КТД, также работа с родителями(а также с бабушками. дедушками).
В феврале –проводим смотр инсценированной патриотической песни. А на муниципальном уровне – конкурс патриотической песни. В международный день 8-го марта вновь взлёт творческой фантазии – поздравления, песни, концерты. А сколько трогательной грусти в прощальных песнях выпускников!
Вся внеклассная работа подчинена педагогике сотрудничества, творческому общению с людьми.
Заключение.
В своей работе я проанализировала одну из наиболее важных и актуальных тем современной педагогической теории и практики . В современных подходах к развитию творческих способностей учащихся в подавляющем большинстве используются средства, построенные на игровой и музыкальной деятельности. Музыка развивает психологическую способность эмоционального переживания взаимодействия с миром.
Учителю следует лишь правильно и целенаправленно деятельность учащихся через музыкально-игровую деятельность, творческие задания как на уроках,так и во внеурочной деятельности. Целостная система музыкально-игровых заданий, методов и приёмов, творческих заданий, опирающихся на взаимосвязь восприятия музыкального произведения и сценического действия, позволит сформировать у учащихся чувство интереса к учению, внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности, эмоциональное представление, осознать свои чувства и переживания при восприятии музыкального произведения. Свои умения школьники реализовывали в разнообразных и привлекательных для них видах музыкальной деятельности. Применяемые методы и приёмы развития эмоциональной отзывчивости способствовали активизации эмоциональных творческих проявлений у детей.
В результате проведённой работы отмечен возросший уровень проникновения, понимания учащимися музыки. Музыкальные произведения, звучащие на уроках, волнуют моих учеников, вызывают у них душевный отклик. А человек, глубоко захваченный восприятием содержания произведения, не может забыть его, невольно думает о нем, вспоминает взволновавшие его отдельные места, начинает жить этим произведением, хотя восприятие закончилось..
И в заключении хочется сказать словами В.А.Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Литература: 1.Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 2008.
2. Агафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб, 2003.
3.Байбородова Л. В.Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах.-М.:Просвещение, 2013.
4. Григорьев Д. В., Куприянов Б. В. Программы внеурочной деятельности.- М.:Просвещение, 2011.
5. Кабалевский Д. Б. «Музыка в 4-7 классах» Методическое пособие для учителей. Москва «Просвещение», 1986г.
6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2008
7. Степанов П. В., Григорьев Д. В.Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе.- М.:Просвещение, 2014.
8. Степанов П. В., Сизяев С. В., Сафронов Т. С. Программы внеурочной деятельности.- М.:Просвещение, 2011.
Тарасов Г.С. Психология музыкального восприятия// Вопросы психологии.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31с. – (Стандарты второго поколения).