Выступление на тему «Развлечение как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста»

0
0
Материал опубликован 27 February

Развлечение как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста

Автор: Вилкова Татьяна Владимировна

воспитатель

МБДОУ детский сад № 10,

г.Володарск

 

Одной из актуальных для современного дошкольного образования является проблема ухудшения психологического здоровья, увеличение количества «трудных» детей, с проблемами в развитии. Мы полностью согласны с О.В. Гуровой, что психологическое здоровье ребенка напрямую зависит от того, как складывается его общение со значимыми взрослыми, как оно развивается, насколько удовлетворяются его эмоциональные потребности.

Мы считаем, что наиболее полно эмоциональные потребности ребенка могут обеспечить развлечения.

Развлечения – это та деятельность, которая обеспечивает психологический комфорт, доброжелательные отношения между взрослыми и детьми, детей между собой. Именно развлечения помогают детям взаимодействовать друг с другом в деятельности, объединенной одним замыслом; дают возможность найти новые эмоциональные контакты, служат поддержанию атмосферы уважения и симпатии друг к другу.

Организуя развлечения для детей мы включаем в них игры-забавы, игры-задачи, подвижные игры, театрализованную деятельность или ее элементы, психологические упражнения (найди куклу, которая улыбается тебе и улыбнись ей…), музыку, физкультурные упражнения, фольклор, сюрпризные моменты.

Мы всегда помним, что развлечение – это веселье, игра. А игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Во время развлечения, играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, играя ребенок познает мир, развлекаясь проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию.

В развлечения обязательно включаем уже знакомый детям материал. Поэтому и задачи здесь ставятся не научить, а закрепить, упражнять, расширять, обогащать знания детей, способствовать воспитанию нравственных качеств, поддержанию положительного эмоционального настроя детей.

Начинаем развлечения с сюрпризного момента, что способствует увлечению детей, настройке их на позитивный, развлекательный лад. Используем в начале психологические упражнения: найди доброго улыбающегося друга, улыбнись ему, скажи ему: «Ты добрый, хороший». В качестве друзей используем кукол, изготовленных из конусов с грустными и улыбающимися лицами.

Включаем в развлечения игры- забавы, которые дают массу положительных эмоций.

С детьми до 3-х лет очень осторожно включаем в развлечения игры- соревнования, т.к. считаем, что они могут оказать отрицательное воздействие на неуверенного в себе, робкого, пассивного ребёнка, лучше использовать игры, где содержать лишь элементы соревнования, которые не травмируют малыша, а подготавливают его к правильной оценке возможностей. («Пустое место», «Кто раньше дойдёт до флажка?», «Пальчик»)

В основном игры стараемся подбирать с учётом уровня развития большинства детей, т.е. где дети действуют одновременно и одинаково (« Карусель», « Солнышко и дождик», « Лови-лови», «Ножки»)

Иногда мы наблюдаем что дети негативно относятся к сказочным персонажам, присутствующим на развлечении, отталкивают их, не желая общаться. Поэтому любой сказочный герой должен быть хорошо знаком детям по сказкам, мультфильмам, играм. Костюм героя стараемся продумать до мельчайших деталей. Маленькие дети сразу должны увидеть и понять, что гость добрый и никому не причинить зла.

Сказочный герой не просто присутствует на развлечении. Он играет с детьми, просит воспроизвести какие-либо движения, действия, побуждает к речевой активности.

Музыкальный материал, включенный в развлечения, должен соответствовать уровню развития детей, их возможностям. Музыка делает развлечение более ярким, эмоциональным. Кроме того, она приобщает ребёнка к основным видам музыкальной деятельности; слушанию и восприятию музыки, исполнительству, подпеванию несложных песен, выполнению нескольких танцевальных и игровых движений под музыку. Здесь мы стараемся побуждать малышей к музыкальным творческим проявлениям, к активности в музыкально-игровой деятельности. Главное, чтобы это было ненавязчиво, по желанию ребёнка. Поэтому если ребёнок не хочет петь, танцевать или играть, стараемся увлечь его, приглашаем от имени сказочного персонажа. Всем это не помогает, предлагаем посидеть и посмотреть на других детей.

Отмечаем, что чаще всего дети этого возраста не пропевают верно мелодию, но не останавливаем их, главное- поддерживать желание петь и получать от этого удовольствие.

Постоянно используем для развлечения фольклор. Детский фольклор- это синтез поэтического народного слова и движения. А это как раз тот материал, который нужен для развлечения детей, который соответствует их возрастным особенностям. Отбираем такие поэтические произведения фольклора, которые связаны с интересными, полезными важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности.

Т.е. фольклор и веселит детей и помогает реализовать естественную двигательную активность детей.

Большое значение мы придаём игровому материалу, который используем в развлечениях. Он должен быть понятным детям, красочным. Безопасным и обязательно способствовать сенсорному развитию детей. Создаём условное для тренировки всех анализаторов. Стараемся чередовать подвижные и спокойные виды деятельности, чтобы дети не перевозбуждались.

Т.о. можно сделать следующие выводы:

1. Развлечение – это форма организации детской деятельности, которая способствует поддержанию и развитию психологического здоровья детей, т.к. они наполняют жизнь радостью, весельем, разнообразием, совместно с взрослым и другими детьми делом.

2. Развлечения позволяет включать разные виды детской деятельности: речевые, театрализованные, музыкальные, физкультурные, объединённые одной тематикой.

3. Использование уже известной деятельности даёт детям чувство уверенности в своих силах, а это помогает стимулировать творческие проявления ребенка, будить его фантазию.

4. Яркие, насыщенные развлечения обогащают личность, жизнь детей становиться более интересной и содержательной.


 

Литература:

Авдеева Н. Н. Развитие личности на ранних этапах детства / Н. Н.Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова. - М., 1990.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Раннее детство / Л. С Выготский. - М.: Педагогика, 1984.

Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001.- 98 с.

Лещинская – Гурова О.В. Игра и психологическое здоровье дошкольника. – Н.Новгород, 2002

Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001. — 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации