Развлекательно-игровая программа «Внимание: дорога!»
Цели:
проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;
пользование общественным транспортом;
воспитывать у учащихся культуру поведения.
Задачи:
Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
Оборудование: дорожные знаки, плакаты по правилам дорожного движения, кружки красного, желтого, зеленого цвета, карточки дорожных знаков, компьютер.
Ведущий. Здравствуйте, ребята!
Каждое утро вы выходите из дома и становитесь пешеходами. А чтобы родители не беспокоились за вашу безопасность, необходимо знать правила дорожного движения и соблюдать их.
И сегодня мы представляем вам развлекательно — игровую программу по правилам дорожного движения «Внимание: дорога!»
(Песня «Автомобиль». Входят дети с машинами и танцуют.)
Оля. Помни правила движенья как таблицу умноженья,
Знай всегда их назубок: по городу по улице
Не ходят просто так, когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак. Все время будь внимательным
И помни наперед: свои имеют правила, шофер и пешеход.
Никита. Дома все мы просто дети – Маши, Насти, Ромы, Пети.
По дороге же идет не ребенок – пешеход!
Алена. Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить нам не мешало.
На мостовой не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться!
(Дети уходят под песню «Переходи дорогу на зеленый свет»)
Ведущий. А сейчас мы покажем сказку о заветных огоньках.
- В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.
Настя (красный огонек).
Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара.
Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.
Оля (желтый огонек).
Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца.
А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю:
Будь осторожен! Внимание! Не торопись!
Кристина (зеленый огонек).
Друзья огоньки, прекратите спорить!
Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев.
Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.
Ведущий. Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал:
Алёна (светофор). Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города.
Ведущий. Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор огоньки и светофор управляют машинами и пешеходами.
Я буду читать стихотворение, а вы хором подсказываете недостающие слова.
Если свет зажегся красный, значит двигаться … (опасно).
Свет зеленый говорит: «Проходите, путь … (открыт)».
Желтый свет — предупрежденье — жди сигнала для … (движенья).
А сейчас поиграем в игру “Сигналы светофора”.
На зеленый сигнал светофора вы маршируете на месте, на желтый –хлопаете в ладоши, а на красный – стоите на месте.
Ведущий. Теперь вы знаете, что такое светофор и что означают его огоньки. Давайте проводим их и пусть они отправляются в разные города и оберегают нас от несчастных случаев.
(Огоньки и светофор, держась за руки, переходят дорогу).
Ведущий. А сейчас немного отдохнем. (Показ движений).
- Сколько солнышек на небе?
Дети (прыгают и отвечают): Раз, раз, раз!
- Сколько крыльев у совы?
Дети (машут руками): Два, два, два!
- Сколько глаз у Светофора?
Дети (хлопают в ладоши): Три, три, три!
- А какого они цвета?
Дети. Красный, Желтый и Зеленый!
Ведущий. Молодцы! А это за белые полоски на соседнем перекрестке? Это «зебра» - переход – через улицу ведет. (Показываю знак «Пешеходный переход»). В нашем селе есть пешеходные переходы? Что это? (Специальные места для переходов). Где они находятся? А как нужно правильно переходить дорогу переходу нам расскажет и покажет Валерия.
Валерия.
Дорогу так перехожу: сначала влево погляжу
И, если нет машины, иду до середины.
Потом смотрю внимательно, направо обязательно
И, если нет движенья, шагаю без сомненья!
Ведущий. Где должны ходить пешеходы? (По тротуару, по обочине дороги.)
Как нужно правильно вести ребенка по обочине дороги? ( Поговорить про ошибки родителей. Практическое занятие с родителями «Как правильно вести ребенка по обочине дороги»).
Ведущий. Ребята! А какие есть еще помощники для пешеходов и водителей. (Дорожные знаки). Конечно же, это - дорожные знаки. Выходят мальчики — «Дорожные знаки». Маршируют со словами:
Раз, два, левой – идут по мостовой,
Раз, два, левой – дорожных знаков строй,
Раз, два, левой – где ехать, где идти?
Раз, два, левой – расскажем по пути!
Раз, два, левой – беру предупреждаю,
Раз, два, левой - движенье запрещаю!
Никита.
Чтобы не было, дружок, у тебя несчастий
Не играй ты никогда на проезжей части!
Никита Г.
Пешеход! Решил дорогу безопасно перейти –
В этом я тебе подмога, поспеши меня найти!
Вадим.
Я детишек добрый друг, их я жизни охраняю.
Рядом школа, детский сад – об этом всех предупреждаю!
Захар.
Если красный свет горит, пешеход всегда стоит.
Желтый свет горит под красным – все равно идти опасно!
А зеленый свет горит, он как будто говорит:
Пожалуйста, идите, но только не бегите!
«Дорожные знаки».
Раз, два, левой – идут по мостовой,
Раз, два, левой – дорожных знаков строй,
Раз, два, левой – где ехать, где идти?
Раз, два, левой – расскажем по пути!
Раз, два, левой – беру предупреждаю,
Раз, два, левой - движенье запрещаю!
(«Знаки» уходят по пешеходному переходу.)
Ведущий. Спасибо, знаки! Теперь мы вас знаем и запомним! А еще зебрушки-веселушки хотят вас познакомить с правилами дорожного движения.
(Выбегают девочки в косыночках под «зебру» и поют частушки)
Вместе.
Мы – веселые Зебрушки, мы – Зебрушки-веселушки.
Это вот мои подружки, будем петь для вас частушки.
Алена.
По дорожке я иду, что «зеброй» называют.
Мне дорогу, словно в сказке, дружно уступают.
Кристина.
Даже маленькие знают – на дорогах не играют!
Безопасней детворе мяч футболить во дворе.
Настя.
Правил столько, что не знаю, все ли выучить смогу?
Но, дорожные, уж точно, досконально заучу!
Оля.
Я смотрю во весь упор на горящий светофор:
Красный свет - такой прекрасный, но ходить при нем опасно!
Вместе.
Мы – веселые Зебрушки, мы – Зебрушки-веселушки.
Мы кончаем петь частушки, нам домой пора подружки!
Ведущий. Спасибо, зебрушки-веселушки за ваши прекрасные частушки. Запомнили знаки? Давайте еще раз повторим. (Показ знаков.)
Всем знакомые полоски,
Знают дети,
Знает взрослый,
На ту сторону ведет... ("Пешеходный переход".)
В белом треугольнике с окаемкой красной
Человечкам-школьникам очень безопасно.
Этот знак дорожный знают все на свете:
Будьте осторожны, на дороге дети... («Дети»)
Под этим знаком, как ни странно
Все ждут чего-то постоянно
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое?.. («Остановка автобуса»)
Долго ехали, устали, и желудки заурчали,
Это нам они признались, что давно проголодались.
Не прошло пяти минут,
Знак висит – обедай тут... («Столовая»)
Этот знак для тех, кто болен
Кто здоровьем не доволен.
Придорожный Айболит
Вас подлечит, подбодрит... («Больница»)
Ведущий. Молодцы! Теперь мы грамотные пешеходы и будем соблюдать правила безопасного поведения на дороге. Ребята, а это кто?
(Выходит мальчик в костюме постового с жезлом и регулирует движение машин и пешеходов).
Ведущий. Ребята, кто это? (Регулировщик движения, следит за порядком на дороге, показывает движение машин).
Постовой. Я — постовой. Повторяем все движения за мной.
Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)
Людям машет: Не ходи! (движения руками в стороны, верх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)
Приглашает нас идти (шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте).
Постовой. Соблюдайте правила дорожного движения! Спасибо за игру! А я, постовой, на работу иду!
Ведущий. Постовой ушел следить за порядком на дорогах, а я проверю ваши знания по сказкам и мультфильмам. Родители помогают детям.
На чём Емеля ехал к царю во дворец? (на печке).
Любимый вид транспорта кота Леопольда? (велосипед).
Какой подарок сделали родители Дяди Фёдора почтальону Печкину? (велосипед).
Во что превратила добрая Фея тыкву для Золушки? (в карету).
На чём летал Старик–Хоттабыч? (на ковре-самолёте).
Личный транспорт Бабы-Яги? (ступа).
Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперёд, а за ним комарики (на воздушном шарике).
(Звучит песня «Кот Леопольд». На ширме появляется кот).
Кот. Здравствуйте, ребята!
Ведущий. Кто ты? Что тебе надобно?
Кот. Я — ученый кот! А пришел я сюда для того, чтобы узнать, чем здесь занимаются дети?
Ведущий. Ребята, скажите коту, что мы здесь делаем и для чего собрались сегодня. (Мы закрепляем ПДД, чтобы правильно переходить дорогу, улицу, чтобы с нами не случилась беда, чтобы не волновались родители). А ты, ученый кот, знаешь ПДД?
Кот. А зачем мне их знать? Я же ученый! Прекрасно могу прожить без них!
Ведущий. А вот мы сейчас это проверим. Ребята, чур, коту не подсказывать. Итак, первый вопрос: скажи, пожалуйста, ученый кот, как надо переходить дорогу?
Кот. Как? Да на четырех лапках, вот так. (Показывает)
Ведущий. Ребята, правильно ответил кот? (Нет! Переходить дорогу там, где знаком указан «переход». Посмотреть налево, потом направо). Вот так надо поступать! Второй вопрос коту: как обходить автобус?
Кот. Зачем его обходить? Можно через него перепрыгнуть, а еще проще пролезть между колесами.
Ведущий. Так, ребята! (Дети объясняют). Ну что, кот, понятно объясняют дети? Слушай третий вопрос: можно ли играть на проезжей части дороги?
Кот. В мячик можно поиграть! И кататься можно, особенно зимой на санках. Ух, как хорошо!
Ведущий. Дети, правильно кот отвечает? (Нет, нельзя играть и кататься на дороге, это опасно для жизни)
Кот. Эй, девчонки и мальчишки! А к прицепу прицепиться, с ветерочком прокатиться Кто-то пробовал из вас? Нет! Да это просто класс!
Ведущий. Больше слушать не желаем. Можно, дети, на дороге играть? А с горки на дорогу можно съехать? А к прицепу прицепляться? (Ответы детей).
Кот. Ах, раз так! То всем пока! Это все не для меня! (Кот машет лапой и уходит).
Ведущий.Ребята, знает ли этот кот ПДД? Вот таких незнаек и подстерегает опасность. (Раздается звук мотора, крик кота, рев. Появляется кот. Хромает).
Что случилось, ученый кот?)
Кот. Ой, ребята, попал я в аварию. Больно мне, очень больно! Лучше бы я с вами правила дорожного движения учил и выполнял. Тогда бы этого со мной не случилось!
Ведущий. Ребята, а вы знаете, почему кот попал в аварию? (Потому что не соблюдал правила дорожного движения). Давайте проиграем такую ситуацию, когда вы перебегаете дорогу. Кто мне поможет? (Вызывается ребенок). Даю тебе такое задание. Ты будешь бежать вон от...до..., но не слишком быстро. Как только я скажу «Стой!», ты должен остановиться. Понятно? Давай попробуем. Беги!
(Ребенок бежит. После команды «Стой!», он невольно делает еще несколько шагов.)
Видели, ребята, сколько шагов пробежал...после команды «Стой!» А теперь, …, беги еще быстрее, изо всех сил. Беги!...Стой! (После второй команды «Стой!» пробегает еще большее расстояние). Вы видели, ребята, как... после команды «Стой!» пробежал еще больше, чем в первый раз? Почему так получается? (Дети отвечают). Правильно. И автомобиль так же. Ведь он движется еще быстрее и его сразу никак не остановить. Вот почему опасно неожиданно выбегать на проезжую часть дороги. Всем ясно?
Чтобы не случилось аварии, нужно соблюдать….что? (Правила дорожного движения). Все правила, ребята, знайте, их никогда не нарушайте! И ты, умный кот, соблюдай эти правила!
Кот. Ой, ребята, спасибо вам! Вы мне очень помогли. Я теперь буду всегда выполнять правила дорожного движения. До свидания! (Уходит).
Ведущий. Уважаемые родители! Поделитесь, пожалуйста, опытом, как вы выбираете безопасный путь для своего ребенка от дома до школы. (Выступления родителей). Со стороны родителей обязательно должен быть положительный пример.
А вы знаете, что для большей безопасности вашего ребенка нужны светоотражатели. Что должен делать пешеход, чтобы стать заметней для водителя? (Иметь на одежде светоотражатели. Показ)
Рефлексия. Если вы считаете, что этот разговор важный и нужный – похлопайте в ладоши. А если этот разговор требует продолжения – потопайте ногами.
Ведущий.
На дороге трудностей так много! Помни!
На дорогах тысячи машин! Помни!
Перекрестков много на дорогах! Помни!
И все правила учи! Помни!
Выполняй правила дорожного движения!
Безопасного вам пути!
(Звучит песня В. Леонтьева «Зелёный свет».
Литература:
1. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998.
2. Правила дорожного движения. М, 2004.
3. Мосунова П.В. причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма (Электронный ресурс)
4. Филенко М.Н. школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение, 1985.