Образовательная программа «Безопасная дорога» (5–11 класс)
Образовательная программа деятельности по формированию у обучающихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах
«Безопасная дорога»
для учащихся 5-11 классов
Паспорт программы
Программа разработана на основании Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения».
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Задачи программы:
- сформировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения;
- применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах;
- поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения;
- использовать материально-технический потенциал школы и другие возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
- учащиеся, владеющие основами личной безопасности, знающие правила дорожного движения, психологически и физически готовые к любой ситуации на дороге и улице;
- уменьшение количества нарушений правил дорожного движения, совершаемых учащимися;
- создание системы классных часов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма учащихся.
Пояснительная записка
Общеобразовательное учреждение является основным звеном системы обучения и воспитания школьников, где дети могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. А охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении правил дорожного движения. Одной из главных целей работы педагогов является – формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улице города.
Средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является внеклассная работа. Поэтому была разработана Программа по формированию у обучающихся навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Данная программа составлена на основе Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения».
Программа рассчитана на учащихся 5-11 классов. В рамках классных часов для каждой параллели четко определено необходимое количество часов на изучение раздела ПДД. Она содержит необходимые сведения по правилам дорожного движения в объеме 14 часов (10 часов теоретического материала, 4 часа – контрольные срезы знаний) для обучающихся 5-8 классов; 10 часов (8 часов теоретического материала, 2 часа контрольные срезы знаний) для обучающихся 9-11 классов.
С учетом познавательных возможностей школьников Программа строится на основе «спирального» развертывания системы знаний, что позволяет на каждом этапе обучения с 5 по 11 класс формировать целостную картину изучения правил дорожного движения, довести до сознания учащихся важность соблюдения этих правил, постепенно воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах, умение контролировать свое поведение. При построении программы по изучению ПДД следует иметь в виду три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города: ребенок – пешеход; ребенок – пассажир городского транспорта; ребенок – водитель детских транспортных средств.
Необходимо отметить еще один исключительно важный источник накопления знаний, который должен активно использовать учитель, - осмысление детьми личного опыта, осознание совершенных ими действий, поступков.
Контроль знаний учащихся в 5-8 классах проводится 1 раз в учебную четверть, 9-11 класс – 1 раз в полугодие.
Как правило, занятия по обучению Правилам дорожного движения проводятся классными руководителями и контролируются ответственным за изучение ПДД в школе и администрацией.
Для проведения занятий, отдельных бесед, экскурсий и т.п. классный руководитель может привлекать преподавателя ОБЖ, социального педагога, работников дорожной полиции, водителей транспортных средств.
В процессе обучения и внеклассной работы демонстрируются видеофильмы, слайд-шоу, организуются КВНы, викторины, конкурсы, соревнования по безопасности движения пешеходов и велосипедистов и т.п., которые должны способствовать воспитанию у учащихся сознательного поведения на улицах и дорогах, неукоснительного выполнения правил дорожного движения.
Таким образом, формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов, данная программа помогает решить нам эту задачу.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013)"Об образовании в Российской Федерации"; "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989); Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения»; Сборник - Правила дорожного движения 2013; Устав образовательного учреждения; Учебный план.
Управленческая деятельность по информационному обеспечению:
Создание банка данных:
разработок уроков;
лекций и бесед для родителей;
бесед для учащихся;
видео и аудиоматериалы.
Информирование участников образовательного процесса о федеральных, региональных документах.
Сбор текущей информации:
о результатах тестов, срезов знаний;
о посещениях уроков, занятий, внеклассных мероприятий.
Сбор аналитической информации:
о ходе работы по программе;
о результатах выполнения программы.
Функционирование проблемных семинаров, практикумов.
Консультационные совещания.
Проведение контрольных срезов, тестов.
Контроль за проведением уроков ОБЖ, внеклассных мероприятий.
Проверка документации учителей – предметников, классных руководителей.
Организация встреч с родителями (консультации, лекции, собрания).
Взаимодействие с ГИБДД и другими общественными организациями.
Систематическое оформление информационного стенда.
Функциональное обеспечение создания реализации программы:
1. .Функции директора и администрации школы в реализации программы:
Общее руководство разработкой и реализацией программы;
Обеспечение реализации программы: организация, координация, контроль;
Организация работы классных руководителей по программе и ее контроль.
2. Функции классного руководителя в реализации программы:
Проведение классных часов по профилактики ДДТТ;
Организация и проведение профилактической работы с родителями;
Организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках программы;
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ |
Класс |
Всего часов |
Теорет. |
Экскурс. |
Итоги и контроль |
1. |
Пятый класс |
14 |
10 |
- |
4 |
2. |
Шестой класс |
14 |
10 |
- |
4 |
3. |
Седьмой класс |
14 |
10 |
- |
4 |
4. |
Восьмой класс |
14 |
10 |
- |
4 |
5. |
Девятый класс |
10 |
8 |
- |
2 |
6. |
Десятый класс |
10 |
8 |
- |
2 |
7. |
Одиннадцатый класс |
10 |
8 |
- |
2 |
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса с учащимися
5 класса
Тематический план
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
|
1. |
Наш город. Причины дорожно-транспортных происшествий. |
Город, в котором мы живем. Улицы с наиболее интенсивным движением транспорта и пешеходов в городе. Рассказ о микрорайоне школы, о его транспортном сообщении. Рост числа транспортных средств в городе (по материалам местного отделения дорожной милиции).Увеличение населения. Причины дорожно-транспортных происшествий и меры по их предупреждению. Меры, принимаемые городскими комиссиями безопасности движения на транспорте. |
1 |
|
2. |
Государственная инспекция безопасности дорожного движения |
Предназначение и задачи решаемые ГИБДД |
1 |
|
3. |
Контрольное занятие |
Тест № 1 |
1 |
|
4. |
Назначение дорожной разметки, сигналы светофора. Дорожные знаки и их назначение. |
Назначение дорожной разметки и ее роль в регулировании движения транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметки. Значение сигналов светофоров.7 групп дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички). Назначение дорожных знаков. Места установки дорожных знаков. |
1 |
|
5. |
Культура поведения |
Ответственность за нарушение правил дорожного движения. Ребячество. Неправильное понимание геройства. |
1 |
|
6. |
Особенности труда водителя и его основные обязанности. Предупредительные сигналы водителя. |
Факторы, влияющие на психофизиологию труда водителя. В чем трудность работы водителя? Почему нельзя отвлекать водителя разговорами во время движения автомобиля, автобуса. Оборудование автотранспорта специальными сигналами, их значение и порядок применения. Действия пешеходов при подаче сигналов поворота или специальных звуковых сигналов.
|
1 |
|
7. |
Контрольное занятие |
Тест № 2 |
1 |
|
8. |
Современный транспорт – зона повышенной опасности. Общественный транспорт. |
Краткая характеристика видов современного транспорта. Причины ДТП по вине водителей: превышение скорости движения, нарушение правил проезда пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, обгона, управление транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Основные правила безопасного поведения при пользовании общественным транспортом. Опасности, подстерегающие пассажира при посадке и высадке из транспорта, в процессе передвижения и в аварийных ситуациях. Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения и возможные последствия. |
1 |
|
9. |
Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения. |
Короткий световой день. Возможно яркое слепящее солнце. Колебания температуры. Заморозки. Оттепели. Дождь, снегопад, туман. Какие дополнительные сложности необходимо учитывать в дождливую погоду. |
1 |
|
10. |
Езда на велосипеде, мопеде. Опасность в дорожных ситуациях |
Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка велосипеда. Учебная езда на закрытой площадке под наблюдением учителя или руководителя кружка. Места для движения на велосипеде. Возрастной ценз на право управления велосипедами при движении по дорогам. Дорожно-транспортные происшествиявелосипедистами и меры по их предупреждению. О правах и обязанностях водителей мототранспорта, основные правила езды и меры безопасности. Закрытый обзор, испуг, ошибочный прогноз, неожиданный выход на проезжую часть |
1 |
|
11. |
Контрольное занятие |
Тест № 3. |
1 |
|
12. |
Правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях. |
Способы временной остановки кровотечения. Точки пальцевого прижатия артерии. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств. |
1 |
|
13. |
Оказание первой медицинской помощи при ранениях. Правила оказания первой медицинской помощи при вывихах и переломах верхних и нижних конечностей. |
Профилактика осложнения ран. Правила наложения стерильных повязок (бинтовых, косыночных подручными средствами) на голову и грудь. Правила наложения фиксирующей повязки, шины или подручного средства. Эвакуация пострадавших. Способы без носилочного переноса пострадавших. |
1 |
|
14. |
Итоговое занятие. |
Тест № 4. |
1 |
|
|
|
14 |
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса с учащимися
6 класса
Тематический план
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
1. |
Правила дорожного движения (повторение). |
Повторение правил движения пешеходов по улицам и дорогам, пользования маршрутными транспортными средствами (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси). |
1 |
2. |
Город как источник опасности. Культура дорожного движения |
Современный город без светофоров. дорожных знаков, переходов возможно ли это? Особенности города. Автомобильное движение в современном городе. Пешеход на улицах города. Взаимная вежливость участников дорожного движения. |
1 |
3. |
Контрольное занятие |
Тест № 1 |
1 |
4. |
Дорожные знаки и дополнительные средства информации |
Знание требований дорожных знаков. Значение групп дорожных знаков. Номерные, опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах, их назначение. Места установки номерных знаков. Опознавательные знаки к автопоезду, для автомобиля с ручным управлением, учебного автомобиля. Обозначение буксирного троса при буксировке транспортного средства на гибкой сцепке. Значение опознавательных знаков для пешеходов. Меры предосторожности пешеходов при движении буксирующего транспортного средства. |
1 |
5. |
Поведение учащихся при дорожно-транспортном происшествии. Первая медицинская помощь при различных видах травм. |
Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортного происшествия. Вызов «скорой помощи». Возможность оказания первой доврачебной помощи. Последовательность действий при оказании первой медицинской помощи. Способы обработки ран. Меры асептики и антисептики. Способы уменьшения боли при травме. Правила оказания первой медицинской помощи при ушибах головы и травмах позвоночника. |
1 |
6. |
Первая медицинская помощь при ранениях, травмах и несчастных случаях. Особенности оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся без сознания. |
Первая медицинская помощь при ранениях. Профилактика осложнений ран. Понятие о повязке и перевязке. Правила наложения стерильных повязок на голову и грудь, на живот и верхних и нижние конечности, на промежность. Понятие о клинической смерти. Нарушение легочного дыхания. Признаки. Первая помощь Остановка сердца. Признаки. Первая помощь. Техника наружного массажа сердца. Искусственное дыхание. Навыки оказания искусственного дыхания «изо рта в рот» и закрытого (непрямого) массажа сердца. |
1 |
7. |
Контрольное занятие |
Тест № 2 |
1 |
8. |
Безопасность дорожного движения. |
От чего зависит безопасность дорожного движения? Кто следит за соблюдением правил дорожного движения? Кто еще, кроме сотрудников дорожной полиции, следит за порядком на дорогах и улицах? Какие меры применяют к тем водителям велосипедов и пешеходам, которые нарушают Правила дорожного движения? Если школьник нарушил ПДД, то в каких случаях могут за это привлечь к ответственности родителей? |
1 |
9. |
Транспорт и дети во дворе |
Причины возникновения дорожно-транспортных проишествий во дворах жилого сектора. Меры предупреждения. |
1 |
10. |
Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Правила дорожного движения для пешеходов. Дорожные «ловушки». |
Строгое соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки. Какую ответственность несет виновник ДТП, если при этом погиб человек. Какой стороны должен придерживаться пешеход при движении по тротуару? Разрешается ли движение пешеходов по велосипедной дорожке? Разрешается ли движение пешеходов по дороге, обозначенной знаком «Автомагистраль»? Какое правило для обеспечения безопасности должен выполнять пешеход, переходя дорогу? Разрешается ли пешеходам переходить через улицу (дорогу) в случае, когда нет пешеходного перехода? Чем опасен кустарник, растущий у дороги? Какие меры предосторожности должен принять пешеход, начиная переход дороги между стоящими автомобилями? Как безопасно переходить дорогу, выйдя из автобуса? Как правильно и безопасности перейти дорогу, если на проезжей части не видно машин? Какие «бытовые» привычки опасны на дороге? Что делать, если во время перехода уронил какой-то предмет? |
1 |
11. |
Контрольное занятие |
Тест № 3. |
1 |
12. |
Технические требования, предъявляемые к велосипеду. Дополнительные требования к движению велосипедистов. |
Осмотр велосипеда перед выездом. Подбор велосипеда по росту. Неисправности велосипеда и их устранение. Возрастное ограничение для велосипедистов. Порядок движения по проезжей части. Правила маневрирования, проезда нерегулируемых перекрестков. Имеет ли право велосипедист развернуться, не слезая с велосипеда, на дороге с двумя полосами движения в каждом направлении? Всегда ли велосипедист должен подавать предупредительный сигнал об изменении направления движения? Правила перевозки груза.
|
1 |
13. |
Изучение дорожных ситуаций, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям. |
Экскурсия по городу. Наблюдение за движением транспорта и пешеходов, работой дорожной полиции.
|
1 |
14. |
Итоговое занятие. |
Тест № 4. |
1 |
|
|
14 |
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса с учащимися
7 класса
Тематический план
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
|
1. |
История создания средств организации дорожного движения. Роль автомобильного транспорта в экономике. |
Светофор: создание и совершенствование. Дорожные знаки и их модификация. Дорожная разметка. Рост автомобильного парка и объема грузопассажирских перевозок. Увеличение протяженности автомобильных дорог. Организация движения транспорта и пешеходов в условиях интенсивного дорожного движения. |
1 |
|
2. |
Правила пользования транспортными средствами. |
Виды транспортных средств и их назначение. Транспортные средства общего пользования. Правила пользования транспортными средствами общего пользования. Правила посадки и высадки пассажиров. Правила поведения детей при перевозках на грузовых и легковых автомобилях. Разрешается ли пассажирам по время движения отвлекать водителя маршрутного транспортного средства от управления? Разрешается ли стоять пассажирам общественного транспорта во время движения? В каком случае разрешается посадка и высадка пассажиров со стороны проезжей части? |
|
|
3. |
Контрольное занятие |
Тест № 1. |
1 |
|
4. |
Остановка и стоянка транспортных средств. Интервал и дистанция. Скорость движения. Полоса движения. Обгон. |
Понятие терминов «остановка» и «стоянка». Где разрешается остановка и стоянка транспорта. Как ставятся автомобили на проезжей части. Где разрешена длительная стоянка. В каких случаях остановка и стоянка транспорта запрещена. |
1 |
|
5. |
Работоспособность водителей и их надежность. |
Утомление водителей и их надежность. Как влияет утомление на внимание и реакцию водителя автомобиля? Алкоголь и его влияние на безопасность движения. Здоровье водителя. Болезненное состояние (обострение хронического заболевания, психические расстройства). Сон за рулем. Употребление наркотических и лекарственных средств. Борьба с курением. |
1 |
|
6. |
Культура дорожного движения. |
ПДД – составная часть правил культурного поведения человека в общественной жизни. |
1 |
|
7. |
Контрольное занятие |
Тест № 2. |
1 |
|
8. |
Медицинская аптечка в автомобиле. Первая медицинская помощь при ранениях, травмах и несчастных случаях. Правила снятия одежды у пострадавшего в ДТП. |
Для каких целей используется перманганат калия (марганцовка), находящийся в медицинской аптечке в автомобиле? Для каких целей предназначен йод, находящийся в аптечке автомобиля? Какие лекарственные препараты являются обезболивающими? Для чего в автомобильной аптечке предназначен 10% водный раствор аммиака (нашатырный спирт)? Как оказать помощь пассажиру, если у него поднялась температура выше 39 градусов? В каких случаях применяется энтеродез или уголь активированный, находящийся в автомобильной аптечке? Какое средство из автомобильной аптечки нужно применять при стрессовой реакции? Какие средства из автомобильной аптечки можно применять для уменьшения боль при переломе? Для чего нужна S-образная трубка в автомобильной аптечке? Для чего нужен в автомобильной аптечке эластичный бинт? |
1 |
|
9. |
Первая медицинская помощь при переломах и кровотечениях. |
Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и их осложнения. Травматический шок и его профилактика. Способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей: черепа, плечевого пояса, грудной клетки, верхних и нижних конечностей. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы временной остановки кровотечения. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств. Помощь при большой потере крови. |
1 |
|
10. |
Проезд железнодорожных переездов. На загородных дорогах. |
Правила проезда велосипедистами железнодорожных переездов. Правила поведения пассажиров автомобиля, мотоцикла (мотороллера) во время вынужденной остановки на железнодорожном переезде. Где разрешается пешеходам пересекать железнодорожные пути? Сельский транспорт. Тракторы и прицепы к ним. Самоходные сельскохозяйственные машины. Гужевой транспорт. Прогон животных. Дополнительные требования к движению грузовых повозок и прогону животных. Можно ли водить колонны детей по загородной дороге в темное время суток? Как должна обозначаться колонна людей при движении по дороге в темное время суток? Где должны идти пешеходы вне населенного пункта по дороге с разделительной полосой, если по обочине идти невозможно? Как переходить дорогу вне населенного пункта? Где должен идти мотоциклист вне населенного пункта, если он ведет мотоцикл руками? |
1 |
|
11. |
Контрольное занятие |
Тест № 3. |
1 |
|
12. |
Правила движения велосипедистов, мопедистов. Правила перевозки пассажиров и груза на велосипедах, мотоциклах и мотороллерах. |
В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги общего пользования? На какой полосе можно проехать на велосипеде? При какой ширине проезжей части велосипедист может повернуть налево, не слезая с велосипеда? Имеется ли право велосипедист ехать по проезжей части дороги, если рядом есть велосипедная дорожка? Разрешается ли буксировка велосипеда другим велосипедом или мопедом? Разрешается ли водителю мопеда езда по пешеходным дорожкам? В каком возрасте разрешается езда на мопеде по дорогам общего пользования? С какого возраста разрешается обучать вождению на мотоцикле? Обязательное использование мотошлемов во время езды на мотоцикле (мотороллере). Правила поведения пассажиров при движении на одиночном мотоцикле (мотороллере) и мотоцикле с коляской. Запрещение перевозки пассажиров на грузовых мотороллерах. Другие запрещения при перевозке пассажиров на мотоциклах и мотороллерах. Разрешается ли перевозка пассажиров на велосипеде? Разрешается ли водителю мотоцикла перевозить пассажира на заднем сиденье? Разрешается ли перевозить пассажира в кузове грузового мотороллера? Какие грузы запрещается перевозить на велосипеде и мопеде? |
1 |
|
13. |
Я - водитель |
Ваши действия за рулем при обнаружении опасности на проезжей части. Предупредительные действия за рулем, если в зоне видимости на тротуаре или на обочине стоит ребенок или пожилой гражданин. |
1 |
|
14. |
Итоговое занятие. |
Тест № 4. |
1 |
|
|
|
14 |
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса с учащимися
8 класса
Тематический план
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
|
1. |
Россия – автомобильная держава. |
Автотранспортный цех России. Виды автотранспорта и перевозок. Зависимость безопасности на дорогах от количества автотранспорта. Сравнительные примеры с другими странами. |
1 |
|
2. |
История возникновения правил дорожного движения. Международный язык дорожных знаков. Формы регулирования движения. |
Исторический очерк о возникновении правил движения в мире, России. Декрет о правилах движения, подписанный В.И.Лениным. Правила движения едины на всей территории СССР. Правила дорожного движения РФ. Международный язык знаков. Исторический очерк. Назначение дорожных знаков. Сигналы светофора и регулировщика Пешеходные светофоры. Регулировщик. Положение корпуса и жесты регулировщика, их значение. Правила перехода улиц, дорог на регулируемых перекрестках. |
1 |
|
3. |
Контрольное занятие |
Тест № 1. |
1 |
|
4. |
Дорожные знаки. Безопасность пешеходов. |
Группы дорожных знаков, название и их назначение. Знаки предупреждающие, приоритета, запрещающие и предписывающие. Знаки информационно-указательные, сервиса и дополнительной информации (таблички). Их назначение. Изучение типичных опасных ситуаций. Выработка правильного поведения на улицах. Переключение внимания на зону повышенной опасности. Умение предвидеть и предугадать возникновение опасности. |
1 |
|
5. |
Обязанности пешеходов и велосипедистов и их ответственность за нарушение ПДД. |
Обязанности пешеходов и велосипедистов – соблюдение правил дорожного движения. Привлечение к дисциплинарной и административной ответственности за нарушение ПДД. |
1 |
|
6. |
В новый век безопасности (экология и транспорт). |
Воздействие транспорта на экологию (почва, растительность, здоровье человека). Охрана окружающей среды. |
1 |
|
7. |
Контрольное занятие |
Тест № 2. |
1 |
|
8. |
ДТП и их последствия. |
Тяжесть травм, полученных в ДТП. Последствия – повреждения внутренних органов, переломы, черепно-мозговые травмы, инвалидность. |
1 |
|
9. |
Безопасность и организация дорожного движения. Проезд перекрестков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта. |
Понятие терминов «безопасность дорожного движения» и «организация дорожного движения». Водитель как оператор системы «Водитель – автомобиль – дорога – среда». Характеристика дорожного движения: транспортный и пешеходный потоки, улично-дорожная сеть. Дорожная милиция: задачи и функции. Понятие терминов «перекресток», «пешеходный переход». Общие правила проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Приоритет транспортных средств. Проезд перекрестка равнозначных дорог по принципу «помеха справа». Действие дорожных знаков «Главная дорога», «Уступи дорогу». Правила проезда пешеходных переходов и остановок общественного транспорта. |
1 |
|
10. |
Оказание первой медицинской помощи |
Виды переломов: открытые и закрытые. Какие признаки открытого перелома? Как оказать первую медицинскую помощь при открытом переломе? Какие признаки закрытого перелома костей конечностей? По каким признакам можно определить перелом ребер? Как оказать помощь пострадавшему с переломом костей стопы? Основные правила наложения транспортной шины при переломе костей голени. Как оказать первую помощь при переломе костей таза? Виды кровотечения: артериальное, венозное, смешанное и капиллярное. Какое кровотечение считается наиболее опасным? По каким признакам судят о наличии внутреннего кровотечения? Какие приемы первой медицинской помощи применяются при внутреннем кровоизлиянии или подозрении на него? На какой максимальный срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут? Как уменьшить приток крови при кровотечении из раны на конечностях пострадавшего? Что можно использовать в качестве кровоостанавливающего жгута при артериальном кровотечении? Какие признаки клинической смерти? Что необходимо сделать при потере сознания? Где надо определять пульс, если пострадавший без сознания? Укажите правила выполнения реанимации, если в оказании участвует один человек? Укажите правильный ритм проведения реанимации, если в оказании помощи участвуют 2 человека? Как оказать помощь пострадавшему, если он в состоянии обморока? Первая медицинская помощь при вывихе конечностей. Каковы признаки вывиха в суставах? В каком положении эвакуируется пострадавший в дорожно-транспортном происшествии с вывихом костей верхней конечности? В каком положении эвакуируется пострадавший с вывихом нижней челюсти? Как оказать помощь при ожогах 1 степени? Какие признаки термического ожога 1 степени? Какой степени тяжести ожог, если на обожженной поверхности появились пузыри, наполненные прозрачной жидкостью? Как оказать помощь пострадавшему при ожоге отдельных участков тела щелочными растворами? Как оказать первую помощь пострадавшему при ожоге отдельных участков тела кислотой? |
1 |
|
11. |
Контрольное занятие |
Тест № 3. |
1 |
|
12. |
Я и дисциплина. |
Нарушаете ли вы требования ПДД, сознательно или ошибочно. Были ли вы свидетелем грубейших нарушений ПДД близкими вам людьми. Ваша реакция. Ваше общение и общение близких вам людей с сотрудниками ГИБДД. |
1 |
|
13. |
Технические требования, предъявляемые к велосипеду с подвесным двигателем (мопеду). Дополнительные требования к движению велосипедистов. |
На какие виды делятся велосипеды по назначению? Из каких основных деталей состоит велосипед? Каково назначение механизма силовой передачи и каков принцип его действия? Что входит в снаряжение велосипеда? С какого возраста можно управлять мотовелосипедом с рабочим объемом двигателя менее 50 куб.см и максимальной конструктивной скоростью менее 40 км/час? Устройство велосипеда с подвесным двигателем и мопеда. Техническое обслуживание, правила пользования. Возрастной ценз на право управления велосипедом с подвесным двигателем и мопедом. Проверка технического состояния велосипеда с подвесным двигателем и мопеда перед выездом. Неисправности и их устранение. Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Правила перевозки пассажиров и грузов. |
1 |
|
14. |
Итоговое занятие. |
Тест № 4. |
1 |
|
|
|
14 |
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса с учащимися
9 класса
Тематический план
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
1. |
Автомобильный транспорт
|
Транспорт как средство передвижения. Легковой, грузовой, специальный транспорт. Конструирование и изготовление надежных автомобилей, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств. Государственный технический осмотр. |
1 |
2. |
Основы правильного поведения на улице и дороге
|
Спокойное и уверенное поведение на улице, самоконтроль за своим поведением в зоне повышенной опасности, наблюдение за дорожной ситуацией. |
1 |
3. |
Вандализм на дорогах и транспорте
|
Сколько стоит светофор? Повреждения дорожных знаков и указателей. Последствия их повреждений для участников |
1 |
4. |
Культура дорожного движения. Ответственность за вред, причиненный малолетними участниками дорожного движения
|
Необходимое условие повышения безопасности дорожного движения - культурное поведение на улицах. Взаимная вежливость участников дорожного движения. Ответственность несовершеннолетних за нарушения ПДД, совершение дорожно-транспортных происшествий, угон автотранспорта. |
1 |
5. |
Контрольное занятие |
Тест № 1. |
1 |
6. |
Опасность на переходе, оборудованном светофором
|
Меняющийся сигнал светофора, переход на только что загоревшийся зеленый сигнал, грубые нарушения ПДД со стороны водителей при проезде на красный сигнал светофора. |
1 |
7. |
Опасность на нерегулируемом пешеходном переходе
|
Неправильная оценка скорости и расстояния приближающегося транспортного средства, грубейшие нарушения ПДД водителями при проезде нерегулируемых пешеходных переходов |
1 |
8. |
Организация дорожного движения. |
Проектирование, строительство, реконструкция, оборудование и содержание дорог в безопасном состоянии. |
1 |
9. |
Дорожно-транспортный травматизм |
Знакомство со статистикой, беседа. |
1 |
10. |
Итоговое занятие |
Тест № 2 |
1 |
|
|
10 |
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса с учащимися
10 класса
Тематический план
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
|
1. |
Культура дорожного движения
|
Повышение культуры транспортного поведения - источник снижения аварийности на дорогах России. |
1 |
|
2. |
Причины дорожно-транспортных проишествий
|
Статистические данные по городу и округу. Бессмысленный риск своей жизнью и жизнью окружающих людей. |
1 |
|
3. |
Правила дорожного движения и правила личной безопасности на дорогах Особая категория участников дорожного движения
|
Предупредительные действия участников дорожного движения для предотвращение ДТП. Компенсация ошибок других участников движения своими предупредительными действиями. Пожилые люди и дети в условиях города |
1 |
|
4. |
Источник повышенной опасности |
Ответственность юных водителей за нарушения ПДД |
1 |
|
5. |
Контрольное занятие |
Тест № 1. |
1 |
|
6. |
Государственная инспекция дорожного движения |
Мужская профессия. Романтика и будни. |
1 |
|
7. |
Опасные ситуации на дорогах
|
Отвлечение внимания от дороги .Автобус на противоположной стороне. Переход проезжей части, с ожиданием на разделительной полосе. Правильная оценка скорости транспорта и времени для перехода. |
1 |
|
8. |
Подготовка водительских кадров
|
Условия обучения и сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения. Воспитание грамотных участников дорожного движения. |
1 |
|
9. |
Дорожно-транспортный травматизм |
Знакомство со статистикой, беседа. |
1 |
|
10. |
Итоговое занятие |
Тест № 2. |
1 |
|
|
|
10 |
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса с учащимися
11 класса
Тематический план
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
|
1. |
ПДД
|
Изменения и дополнения в действующие правила дорожного движения. |
1 |
|
2 |
Ответственность за нарушение ПДД
|
Уголовная и административная ответственность. Наложение административных взысканий на пешеходов. Гражданская ответственность за причиненный вред. |
1 |
|
3. |
Город твоими глазами
|
Недостатки в организации дорожного движения, делающие передвижение учащихся по улицам опасным. |
1 |
|
4. |
Агрессия на дорогах
|
Причины вызывающие агрессию у участников дорожного движения. Меры по снижению собственной агрессии - отказ от соперничества и терпимое отношение к ошибкам других участников движения, отказ при необходимости от своего приоритета. |
1 |
|
5 |
Контрольное занятие |
Тест № 1. |
1 |
|
6-7 |
Современный водитель и пешеход
|
Скоростной автотранспорт. Физические требования к современному водителю. Значение вежливости, дисциплинированности, предупредительности, аккуратности для обеспечения безопасности движения транспортных средств. Воспитание грамотных и уважительных участников дорожного движения. |
2 |
|
8 |
Внимательность на дороге при подготовке к выпускным экзаменам |
Ничто не должно отвлекать внимание от зоны повышенной опасности - дороги. Навык переключения на самоконтроль. |
1 |
|
9. |
Дорожно-транспортный травматизм |
Знакомство со статистикой, беседа. |
1 |
|
10. |
Итоговое занятие |
Тест № 2. |
1 |
|
|
|
10 |
Механизм реализации программы:
Механизм реализации программы предусматривает формирование рабочих документов: создание нормативно-правового обеспечения программы, создание системы классных часов по изучению Правил дорожного движения.
Оценка эффективности реализации программы:
Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих его системный, содержательный и организационный характер.
Результативность реализации программы измеряется уменьшением количества нарушений по правилам дорожного движения, уровнем усвоения программного материала:
от 80% до 100% - высокий
от 60% до 79% - средний
менее 60% - низкий.
Список литературы, рекомендованный педагогам
Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. – М.: Знание, 1979.
Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие/ Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1973.
Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М.: МГУ, 1988.
Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1998.
Дети и лорога. Дошкольник на улице: Методический комплект/ Под ред. Академика АПН СССР В.А.Полякова. – М.: АПН СССР, 1991.
Изучение мотивации проведения детей и подростков/ Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежиной. –М.: Педагогика, 1972.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001.
Клебельсберг Д. Транспортная психология/ Пер. с нем.; Под ред. В.Б.Мазуркевича. – М.: Транспорт, 1989.
Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. – Минск: Народная асвета,
Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. – М.: Третий Рим, 2005
Козловская Е.А. Совершенствование пропагандисткой деятельности Госавтоинспекции: Методические рекомендации. – М.: НИЦ ГАИ МВД России, 1993.
Козловская Е.А. Психолого-педагогические основы пропагандисткой деятельности Госавтоинспекции: Учебное пособие. – М.: УМЦ при ГУК МВД РФ, 1994.
Козловский С.А., Вартанов А.В. Кратковременная память и зрительный вызванный потенциал// Жкрн.высш.нервн.деят.вып. 4, 2000.
Комлева Л.А. Дети и дорога. – Каменск-Уральский: Калан, 1997.
Комментарий к правилам дорожного движения РФ/ М.Б.Афанасьева, Ю.Н.Ольховников, Ю.Д.Шелков и др.; Под общ.ред. В.А.Федорова. – М.: За рулем, 1997
Котик М.А. Психология и безопасность. – Таллин: Валгус, 1981
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – Изд. 4-е. – М.: МГУ, 1981.
Лурия А.Р. Внимание и память. –М.: МГУ, 1975.
Лурия А.Р. Язык и создание/ Под ред. Е.Д.Хомской. – М.: МГУ, 1979.
Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Зрительная память. – М., Эйдос, 1993.
Матюгин И.Ю., Скоченская Т.Ю., Бонк И.К. Как развить внимание и память вашего ребюенка: Книга для детей и их родителей. – М.: Эйдос, 1993.
Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения/ Никитина Б.Г., Зуева Т.Э.; Под рук. Барканолва С.В. и Никоновой О.А., -М., 2001.
Методические рекомендации к проведению профилактической работы по детскому дорожно-транспортному травматизму в 1999-2000 гг./ Сост. Е.С.Фоминова, В.Л.Маковлева. – Оренбург, 2000.
Программные и методические материалы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»/ Сост. А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин. – М.: Русский журнал, 2000.
Правила дорожного движения РФ. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2003.
Психология ощущения и воспитания. – изд. 2-е, испр. и доп./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В.Любимова и М.Б.Михалевской. – М.: ЧеРо, 1999.
Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. – М.: Барма, 1999.
Тренируйте ум детей: Альбом. – Киев: Рад. школа, 1983
Усачев, А.А., Березин А.И. Основы безопасности жизнедеятельности. 3-4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: АСТ, 2000.
Эльконин Д.Б. Психология игры. –М.: Педагогика, 1978.
Список литературы, рекомендуемый детям
1. Дети и дорога: Методический комплект/ Под. ред. Акад. АПН СССР В.А.Прлякова. – М.: АПН СССР, 1991
2. Ковалев А.Г.Психология семейного воспитания. – Минск: Народная асвета, 1980
3. Комлева Л.А. Дети и дорога. – Каменск-Уральский: Калан, 1997.
4. Кривицкая А. Мчит по рельсам электричка: Стихи. – Каменск-Уральский: Калан, 1998.
5. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.К. Как развить внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и их родителей. – М.: Эйдос, 1993.
6. Правилда дорожного движения РФ. –М.: Издательский Дом Третий Рим, 2003
7. Тренируйте ум детей: Альбом. – Киев: Рад. школа, 1983
8. Усачев А.А., Березин А.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: АСТ, 2000