Реализация программы по английскому языку «Key to learning» в условиях трилингвальной среды
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «KEY TO LEARNING» В
УСЛОВИЯХ ТРИЛИНГВАЛЬНОЙ СРЕДЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).
Л.А Щербакова, педагог доп. образования,
МАДОУ «ЦРР-Детский сад №91 «Строитель» г. Улан-Удэ
Аннотация. Использование английского и бурятского языков в работе с дошкольниками представляет собой плодотворное поле для поиска ресурсов развивающей педагогики.
Ключевые слова. Развивающее обучение, английский язык для детей дошкольного возраста, технология раннего развития «Кey to Learning».
В XXI веке человеку необходимы четыре ключевых качества - правило четырех «С»: communication (способность общаться), collaboration (сотрудничество с другими людьми), сritical thinking (критическое мышление), creative work (творчество). В этом смысле как раз особое значение приобретает проектная деятельность, которая организуется в группе, где дети овладевают всеми перечисленными навыками.[1]
Центр развития ребенка №91 г. Улан-Удэ с 2015 года в экспериментальной группе «English Wonderland» начал реализацию развивающей познавательной программы «Key to learning», направленную на развитие коммуникативных, регуляторных и познавательных способностей детей в возрасте от трех до семи лет.
Возрастная категория детей на начало работы по программе трилингвального обучения (на русском, английском и бурятском языках) была от 3-х до 4-х лет. Это дало возможность постепенной реализации двенадцати модулей программы «Key to leaning» Г. Доля (по 3 модуля на каждый год обучения).
В группе в течение всего дня работало три педагога: воспитатель и учителя английского и бурятского языков. Младший воспитатель также имела высшее педагогическое образование по специализации «Преподаватель английского языка».
Освоение детьми элементарных навыков иноязычного общения требует организации особой развивающей предметно-пространственной среды для воплощения широкого круга детских интересов и форм деятельности, поэтому одновременно с внедрением программы «Key to leaning», мы начали работать над созданием предметно-пространственной среды. Сами занятия из программы нам подсказывали идеи. Например, после занятия «What’s your name?» по модулю «Я-ты-мир» мы вместе с детьми, сделали гусеницу на каждую кабинку и написали имя ребенка по-английски. А после занятия «Что нужно растению» («What does the plant need?») возникли работы- исследования (проект «Редис»).
Мы с педагогами создали естественную для ребенка игровую среду, способствующую созданию благоприятного эмоционального фона, направленную на поддержку детской инициативы и интереса к языку. Развитию познавательного интереса у детей способствовал созданный руками педагогов арсенал дидактических наглядных пособий:
- оборудование для конструирования и моделирования, активной исследовательской деятельности и экспериментирования (Модули «Сonstruction», «Exploration»);
- оборудование для драматизации;
- чемоданчик Мэри Поппинс;
- бурятский сундук Багши;
- чудо-мешочки, чудо-шкатулки;
- игровые модули, бросовый материал для самостоятельного изменения среды;
- различные поверхности – мольберт, стол, ковер, ковролин на стене для вертикального размещения материала;
- аудио- и видео-материалы (мультфильмы на английском языке и песни).
В такой предметно-пространственной развивающей среде малыши «впитывают» материал в единстве визуального, аудиального, речевого и кинестетического опыта, осваивают английское и бурятское произношение и речевые действия через подражание.
На развивающих занятиях английским языком педагогом организуются детские активности в следующих основных формах:
- артикуляционные упражнения в игровой форме, нацеленные на формирование произносительных навыков: рифмовки, сказки, зарядки с помощью песенок из легендарного курса английского языка Галины Доля “Happy English”.
-игровые коммуникативные ситуации, направленные на формирование навыков и умений говорения и аудирования: диалог с игрушкой, диалог с партнером, инсценирование сказки, сюжетно-ролевые игры, описание картинок с последующей детализацией, сравнением и сопоставлением, построением диалогов с дальнейшим прогнозированием и развитием образа картинки до воображаемой ситуации; просмотр и обсуждение мультфильмов.
-музыкально-двигательная активность: слушание и разучивание детских песенок, просмотры музыкальных видеороликов на английском языке, танцы и хороводы, подвижные игры с мячом, зарядки, физкультминутки, и др.
-спокойные игры: лото, загадки, паззлы.
Лексический материал предъявляется детям с опорой на изображения или предметы в ходе игровой и изобразительной деятельности, а также в ходе режимных моментов:
организация самообслуживания детей (дети осваивают структуры: go wash your hands, sit down at tables, give me please…, help me please with… и т.п.);
организация приема пищи (дети описывают на английском языке, что сегодня на завтрак, обед, полдник);
организация прогулок (дети описывают то, что видят, наблюдают вокруг, свои действия, и т.д.).
Опыт показывает, что для расширения словарного запаса, лучше всего подходит активное взаимодействие взрослых с ребёнком. Дети и педагог вместе играют с предметами. В ходе занимательной активности малыши называют объекты, раскрашивают изображения. Они собирают картинки или конструкции из блоков, кубиков называя то, что получилось. Полезно регулярно вспоминать названия предметов на картинках и фотографиях, играть в лото с изображениями на карточках. Связные высказывания строятся как фрагменты описания изображения, рассказа сюжета или повествования сказки с опорой на модели. Общение организуется в форме ролевой игры или драматизации. Особое место на развивающих занятиях для дошкольников занимают творческие задания с использованием конструирования и моделирования, лепки, рисования и раскрашивания, догадки и сообразительности, запоминания, воображения и др. На занятиях можно организовать «поиск клада» – спрятанной карточки с изображением или предмета. Выигрывает тот, кто найдёт больше «сокровищ».
Педагоги экспериментальной группы тесно сотрудничают с родителями: проводят открытые просмотры занятий для родителей, на которых они могут увидеть результаты работы с детьми, родительские собрания, консультации, мастер-классы, фото-презентации, обучающие занятия для родителей по английскому и бурятскому языкам, совместная проектная деятельность, праздничные мероприятия, детско- взрослые конкурсы.
Маленькие дети часто зависимы от подсказки взрослых (родителей, воспитателей). Но что происходит, когда взрослый удаляется, и ребенок не может вспомнить, что ему делать? Мы можем помочь ему, обеспечив внешние медиаторы, напоминалки для стимулирования особого поведения, внимания, памяти. [1]
Например, дети могут меняться бэйджиками, чтобы напомнить им, что нужно делиться игрушками; могут одевать кольцо для письма чтобы вспомнить, что только указательный палец должен быть на ручке; могут надевать очки издателя, чтобы сосредоточиться на проверке своих работ.[1]
Некоторые медиаторы не всегда видимы. Это могут быть слова (например, напоминалки шепотом, что в классе нужно говорить тихо), ритуалы (набор известных действий для того, чтобы убрать все после игры), звуки-напоминалки о начале и конце занятий и т.д. или жесты (например, поднятая рука для привлечения внимания и т.д.).[1] Такие медиаторы – сигналы, которые помогают ребенку стать более независимым, помогают ему действовать без подсказки взрослого [1].
Программа «Key to learning» уникальна и дает превосходные результаты. У детей наряду с развитием языкового чутья, развиваются внимание, мышление, память. Дети с удовольствием погружаются в английский и бурятские языки и с радостью посещают детский сад.
Литература:
1. Доля Г., Веракса Н. Деятельностный подход Выготского в раннем возрасте.Учебный план технологии раннего развития «Key to Learning». GDH publishing, 2011.
2. Доля Г., Веракса Н. Модули по технологии раннего развития ««Key to Learning». GDH publishing, 2011.