«Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение)» на примере обучающего изложения «Алешина яблоня» (3 класс)

4
0
Материал опубликован 25 November 2023 в группе

«Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение)» на примере обучающего изложения «Алешина яблоня» по учебнику русский язык, 3 класс, Т. Г. Рамзаевой.

Опираясь на статью И.В.Фёдоровой «Проблема подбора текстов для обучения написанию изложения» считаю, что данный текст соответствует предъявляемым требованиям. А именно:

текст ценный и в воспитательном, и в образовательном отношении;

текст доступный и интересный детям, не перегружен новыми для них трудными словами и оборотами речи;

текст несложный по композиции ( усложнённый тип предложения встречается в последней части текста).

Тема урока: Обучающее изложение «Алёшина яблоня»

Цель: формирование умения письменно передавать содержание прочитанного рассказа;

Задачи:

формировать умение письменно пересказывать и передавать содержание текста, точно употреблять слова и выражения из содержания текста;

развивать умение делить текст на части и озаглавливать их, выделять его главную мысль каждой части и составлять план;

способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений;

Ход урока

Организационный момент и психологический настрой на урок.

Прозвенел звонок, начинается урок.

А чтобы урок прошёл каждому впрок,
Активней в работу включайся, дружок.

II. Актуализация знаний и постановка целей урока.
- Ребята, назовите предметы или снимки , изображённые на картинках.

v1700933041.png
 
o1700933420.jpg
яблоня
t1700932557ac.jpgt1700932557ad.jpg


Ответы детей: ( На одной(ом) изображен солдат, на другой(ом) дом, на третьей(ем) бабушка, а на четвёртой(ом) яблоня.

- Подумайте ребята, можно их «связать одной темой» ? ( Думаем, можно.) Что это будет? (Текст. Рассказ, который мы составим.) Сколько всего снимков? (Четыре снимка.)

- А если происходящие события нельзя увидеть на одном снимке, то какой это будет тип текста? Ваши варианты. Ответы детей: ( Текст-повествование.)

- Сформулируйте тему урока. ( Будем работать с текстом - повествование.)

- Сегодня будем писать изложение по тексту «Алешина яблоня». Для чего мы пишем изложения? ( Чтобы уметь письменно пересказывать и передавать содержание текста, точно употреблять слова и выражения из содержания текста, узнать новое для нас текст и делать выводы по прочитанному тексту с нахождением главной мысли ).


Работа по теме урока.

Знакомство с содержанием рассказа.

- Откройте учебники. Послушайте текст.

«Алёшина яблоня»

Перед самой войной посадил Алёша яблоню. С фронта он не вернулся. Погиб в боях за город Будапешт. А яблоня жила. Каждый год на ней созревали вкусные сладкие плоды. Мать Алёши – Марфа щедро угощала всех яблоками.

Но выдалась лютая зима. Морозы сожгли яблоньку. Долго не решалась Марфа срубить сухое дерево. Однажды весной она попросила соседа спилить яблоню. Он спилил, но на том же месте посадил новую.

Как была обрадована бабушка Марфа, когда увидела молодую яблоньку!

(По В.Бочарникову.)

Беседа по содержанию текста.

О чём мы прочитали текст? ( О яблоне, которую посадил Алёша перед уходом на войну.)

Какова тема текста? ( Алёшина яблоня.)

Отражена ли тема в заглавии? (Да.)

Как вы думаете, какой тип текста перед вами? ( Повествование).

Докажите. ( В тексте описаны события, которые нельзя увидеть на одном снимке. Действия сменяют друг друга. К этому тексту можно поставить вопросы: что происходит сначала, потом и в конце?)

Как вы думаете, а в каком жанре написан текст? ( Это рассказ)

В какое время происходят события? ( События происходят после войны.)

От чьего имени ведётся рассказ? (От человека, знавшего эту историю.)

Почему Марфа долго не решалась срубить засохшую яблоню? ( Яблоня осталась как память после сына.)

Каким вы представили себе соседа бабушки? ( Он добрый, отзывчивый и заботливый. Он сопереживал Марфе по поводу гибели сына и поддержал в её просьбе. Вместо старой яблони посадил новую.)

Почему так радовалась бабушка молодой яблоньке? ( Яблонька напоминала Марфе о сыне Алёше, которого она очень любила и никогда не забудет. )

Какова основная мысль этого рассказа? ( Бабушке Марфе яблонька была дорога как память о сыне. Нужно беречь память о погибших воинах.)

Подготовка к передаче содержания рассказа. Составление плана изложения.

- На сколько частей разделён текст? ( Начало, основная мысль, концовка,)

- Прочитайте первую часть. ( От слов «Перед самой войной………до слов … угощала всех яблоками».

- Как можем озаглавить эту часть? Попробуйте использовать фразы самого текста для заголовка. ( «Алёшина яблоня», «Память о сыне»)

- Прочитайте вторую часть.( От слов «Но выдалась лютая……до…..посадил новую».) Назовите основную мысль. Как озаглавим? ( «Морозы сожгли яблоньку», «Непростое решение».)

- Читаем третью часть текста и выделяем основную мысль. ( Это последнее предложение.) «Новая яблонька», «Молодая яблонька»).


Формулировки частей текста, предложенные детьми. Запись на доске.

I часть

II часть

III часть

1. Алёшина яблоня

2. Морозы сожгли яблоньку

3. Новая яблонька

1. Память о сыне

2. Непростое решение

3. Молодая яблонька

-Мы обсудили каждую часть текста. Составьте план, выбирая наиболее точную формулировку.



План – 2 варианта

Текстовая формулировка Предложения детей

1. Алёшина яблоня.

1. Память о сыне

2. Морозы сожгли яблоньку

2. Непростое решение

3. Новая яблонька

3. Молодая яблонька


4. Словарная работа. Подбор опорных слов и словосочетаний, выяснение их лексического значения.

- Ребята, как понимаете данные слова и словосочетания?

Перед войной ( это было до войны) , не вернулся с фронта, погиб в боях ( во время боя погиб), созревали ( поспевали), щедро угощала( не жалела, много угощала), выдалась лютая ( была или оказалась холодная), не решалась срубить( жалела очень посаженное дерево), обрадована ( радостна), морозы сожгли ( погубили)

III. Работа с учебником

6.Орфографическая подготовка.

- Найдите в тексте слова с безударными гласными в приставке и корне. Объясните их написание.

( Посадил, погиб, созревали, сожгли, попросила, , посадил, обрадована, – слова с безударной гласной в приставках ).

( Вернулся, войной, плоды, угощала, выдалась, дерево, весной, спилить, увидела, молодую, созревали, посадил- в корне слова.)

- Какие орфограммы встречаются в названии рассказа? («Алёшина яблоня»- жи-ши пиши с и, слово из словаря- яблоня.)

7. Передача содержания рассказа по плану.

- Прочитайте рассказ ещё раз и подготовьтесь к пересказу. Проводится пересказ по частям, а затем всего текста. Обучающиеся следят за последовательностью и точностью изложения, дополняют и уточняют употребление слов.

8. Запись текста

-t1700932557ae.gif Откройте тетради. Запишите число, изложение, название текста и план. У детей в тетради такая запись

Число и месяц

Изложение.

Алёшина яблоня.

План.

1. Алёшина яблоня.

2. Морозы сожгли яблоньку.

3. Новая яблонька.

- С красной строки начинаем писать каждую часть текста.

9. Проверка по учебнику

- Проверьте свою работу по учебнику. Самопроверка.

IV. Итог урока

- Ребята, все справились с работой? ( Да. Я ещё не дописал.)

- Пока мы подводим итоги, постарайся дописать. Кому было легко, поднимите руки.

( Текст легко запоминается, помогает план). А кому трудно? Почему? ( Медленно записываю. Вспоминали вторую часть. Хотелось написать третью часть по-книжному.)

- Какие орфограммы использовали, когда писали изложение?

- Чему учит рассказ «Алёшина яблоня»? ( Рассказ учит беречь память о погибших воинах, быть отзывчивыми и добрыми людьми, помогать в трудную минуту.)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации