
Речевое развитие ребенка на третьем году жизни
Советы логопеда

Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развернутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: «Дай – дает – не дам, киса – кису – кисе и т.д.» Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь и содержание сказок. Для детей третьего года жизни речь – это основной способ познания мира, формирования мышления. У них возрастает потребность в общении со взрослыми и сверстниками.
Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развернутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: «Дай – дает – не дам, киса – кису – кисе и т.д.» Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь и содержание сказок. Для детей третьего года жизни речь – это основной способ познания мира, формирования мышления. У них возрастает потребность в общении со взрослыми и сверстниками.
Малыш начинает понимать простые вопросы, например: «Где кошка? Куда ты положил мяч?» Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа: «Что это? Зачем? Куда? Когда?» словарный запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении.
На третьем году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество. Речь детей характеризуется появлением сложных предложений: сначала сложносочиненных, а позже – сложноподчиненных. Ребенок начинает воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок» - эти произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослым отдельные слова, либо группы слов.
Несмотря на достижения в развитии речи, дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, поэтому их речь не всегда понятна окружающим, например сложные в артикуляции согласные звуки (Ш, Ж, Т, Щ, С, З, Ц, Л, Р) они заменяют на более простые.

Сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков
0 – 1 год
1 – 2 года
2 – 3 года
3 – 4 года
4 – 5 лет
А, У, И, П, Б, М
О, Н, Т’, Д’, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф
Й, Л’, Э, С’
Ы, С, З, Ц
Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, Р’

Признаки нарушения речевого развития
К концу 1-го месяца
Ребенок никогда не кричит перед кормлением.
К концу 4-го месяца
Малыш не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.
К концу 5-го месяца
Не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
К 7 месяцам
Не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
К концу 9-го месяца
У крохи нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
К концу 10-го месяца
Малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.

Признаки нарушения речевого развития
К году
Ребенок не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («Покажи», «Принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
К 1 году 4 месяцам
К 1 году 9 месяцам
Не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
У ребенка нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
К 2 годам
Малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.
К 2,5 годам
Не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
К 3 годам
Не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать; не может показать, какая линия самая длинная; не может ответить на вопрос, как его зовут.
В 4 года
Не знает названия цветов, не считает в пределах 5, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

Как организовать логопедические занятия дома
Вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь. Прежде чем начать занятия , подготовьте все, что может вам понадобиться:
Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
«Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Мебель» и т.д.) Муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств и т.д.
Разрезные картинки из двух и более частей.
Коллекционирование различных картинок, которые
могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям.
Для развития мелкой моторики приобретите или
сделайте сами игры (пластилин, конструктор,
шнуровки, счетные палочки).
Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и
планирования занятий.

Важно помнить
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Все занятия должны строиться по правилам игры! Ежедневно проводятся:
Игры на развитие мелкой моторики.
Артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день).
Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха.
Игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Количество игр – 2-3 в день, помимо игр
на развитие мелкой моторики и
артикуляционной гимнастики.
Не переутомляйте малыша!
Не перегружайте информацией!
Начинайте занятия с 3-5 минут в день,
постепенно увеличивая время.
Пользуйтесь наглядным материалом!
Детям трудно воспринимать слова,
оторванные от изображения.