Речевое развитие ребенка на третьем году жизни. Советы логопеда.

3
0
Материал опубликован 6 April 2021 в группе

Пояснительная записка к презентации

Сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков. Признаки нарушений речевого развития. Как организовать логопедические занятия дома.


Предварительный просмотр презентации

Речевое развитие ребенка на третьем году жизни Советы логопеда

Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развернутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: «Дай – дает – не дам, киса – кису – кисе и т.д.» Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь и содержание сказок. Для детей третьего года жизни речь – это основной способ познания мира, формирования мышления. У них возрастает потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развернутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: «Дай – дает – не дам, киса – кису – кисе и т.д.» Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь и содержание сказок. Для детей третьего года жизни речь – это основной способ познания мира, формирования мышления. У них возрастает потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Малыш начинает понимать простые вопросы, например: «Где кошка? Куда ты положил мяч?» Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа: «Что это? Зачем? Куда? Когда?» словарный запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество. Речь детей характеризуется появлением сложных предложений: сначала сложносочиненных, а позже – сложноподчиненных. Ребенок начинает воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок» - эти произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослым отдельные слова, либо группы слов. Несмотря на достижения в развитии речи, дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, поэтому их речь не всегда понятна окружающим, например сложные в артикуляции согласные звуки (Ш, Ж, Т, Щ, С, З, Ц, Л, Р) они заменяют на более простые.

Сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков 0 – 1 год 1 – 2 года 2 – 3 года 3 – 4 года 4 – 5 лет А, У, И, П, Б, М О, Н, Т’, Д’, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф Й, Л’, Э, С’ Ы, С, З, Ц Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, Р’

Признаки нарушения речевого развития К концу 1-го месяца Ребенок никогда не кричит перед кормлением. К концу 4-го месяца Малыш не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит. К концу 5-го месяца Не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке. К 7 месяцам Не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам. К концу 9-го месяца У крохи нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего. К концу 10-го месяца Малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.

Признаки нарушения речевого развития К году Ребенок не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («Покажи», «Принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения. К 1 году 4 месяцам К 1 году 9 месяцам Не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа». У ребенка нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего. К 2 годам Малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях. К 2,5 годам Не понимает разницу между словами «большой» и «маленький». К 3 годам Не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать; не может показать, какая линия самая длинная; не может ответить на вопрос, как его зовут. В 4 года Не знает названия цветов, не считает в пределах 5, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

Как организовать логопедические занятия дома Вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь. Прежде чем начать занятия , подготовьте все, что может вам понадобиться: Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики. «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Мебель» и т.д.) Муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств и т.д. Разрезные картинки из двух и более частей. Коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям. Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры (пластилин, конструктор, шнуровки, счетные палочки). Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Важно помнить Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Все занятия должны строиться по правилам игры! Ежедневно проводятся: Игры на развитие мелкой моторики. Артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день). Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха. Игры на формирование лексико-грамматических категорий. Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.