Доклад «Речевой этикет. Этикет делового телефонного общения»
Доклад на тему: «Речевой этикет. Этикет делового телефонного общения».
Подготовил: студент 2 курса КЛПТ
Шаметько Дмитрий
Руководитель: преподаватель русского языка
и литературы Сухарева Екатерина Валерьевна
Рассмотрим ситуацию.
18 апреля часов в 6–7 вечера он (Булгаков. – Ред.) прибежал, взволнованный, в нашу квартиру (с Шиловским) на Бол. Ржевском и рассказал следующее. Он лег после обеда, как всегда, спать, но тут же раздался телефонный звонок, и Люба (Л.Е. Белозерская, жена писателя. – Ред.) его подозвала, сказав, что это из ЦК спрашивают.
М.А. не поверил, решив, что это розыгрыш (тогда это проделывалось), и взъерошенный, раздраженный взялся за трубку и услышал:
– Михаил Афанасьевич Булгаков?
– Да, да.
– Сейчас с Вами товарищ Сталин будет говорить.
– Что? Сталин? Сталин?
И тут же услышал голос с явно грузинским акцентом.
– Да, с Вами Сталин говорит. Здравствуйте, товарищ Булгаков (или – Михаил Афанасьевич – не помню точно).
– Здравствуйте, Иосиф Виссарионович.
– Мы Ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь… А, может быть, правда – Вы проситесь за границу? Что, мы Вам очень надоели?
(М.А. сказал, что он настолько не ожидал подобного вопроса – да он и звонка вообще не ожидал – что растерялся и не сразу ответил):
– Я очень много думал в последнее время – может ли русский писатель жить вне родины. И мне кажется, что не может.
– Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите работать? В Художественном театре?
– Да, я хотел бы. Но я говорил об этом, и мне отказали.
– А Вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся. Нам бы нужно встретиться, поговорить с Вами.
– Да, да! Иосиф Виссарионович, мне очень нужно с Вами поговорить.
– Да, нужно найти время и встретиться, обязательно. А теперь желаю Вам всего хорошего.
Из воспоминаний Е.С. Булгаковой.
Булгаков М. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10. М., 2000. С. 260–261.
На примере телефонного разговора Сталина с М.А.Булгаковым выделим основные правила этикета телефонного разговора.
Все деловые звонки делятся на входящие и исходящие. Этим определяется правила телефонного разговора.
Если звоните вы, то к телефонному разговору необходимо подготовиться, т.е. составить список вопросов, которые бы вы хотели обсудить. Обратимся к ситуации. Сталин сразу говорит о предмете разговора: о письме, которое М.А.Булгаков написал
Если звонят вам, то снимать трубку лучше после второго или третьего звонка, т.к. собеседники после первого звонка психологически могут не быть готовыми к разговору. Но в то же время после четвертого пропущенного звонка вы можете потерять собеседника.
После того, как вы сняли трубку, необходимо представиться. Слова «алло» или «да» - эти слова приветствия не подходят для приветствия при деловом общении ( для справки: слово «алло» употребляется для проверки связи).
Звонивший также должен представиться и поздороваться. Обратимся к ситуации: Сталин представился писателю и поздоровался.
Необходимо вести себя корректно: внимательно слушать собеседника, нельзя перебивать собеседника, нельзя грубить и давать волю своим эмоциям. Обратите внимание: речь Сталина спокойна, выдержана, в свою очередь, писатель достойно себя ведет при разговоре, хотя жизненная ситуация Булгакова была очень тяжелой.
Прощаясь, обязательно поблагодарите собеседника за разговор « Благодарю вас за то, что уделили время» или используйте фразы: «До свидания», «Всего хорошего», «Всего доброго», « разрешите попрощаться». В рассматриваемом нами разговоре Сталин проявляет вежливость и использует речевую формулу «желаю Вам всего хорошего». Заканчивает разговор тот, кто позвонил.
Не звоните очень рано ( не раньше 8 часов утра) и очень поздно ( не позднее 22 часов). Обратите внимание, что звонок Сталина Булгакову был « часов в 6–7 вечера».
Таким образом, мы можем сделать вывод, что при телефонном разговоре И.В.Сталина с М.А. Булгаковым были соблюдены все правила делового телефонного этикета.