Урок по русскому языку в 5 классе «Речевой этикет»
Урок по русскому языку в 5 классе
Тема урока: Речевой этикет
Тип урока: урок-беседа.
Цели и задачи:
1. Способствовать развитию у учащихся предметных знаний и умений:
- познакомить учащихся с понятием «речевой этикет»;
- познакомить учащихся с происхождением и правописанием этикетных слов.
2. Способствовать развитию у учащихся коммуникативных учебных действий:
- формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию;
- воспринимать иные точки зрения, быть готовым корректировать свою;
- выступать перед аудиторией сверстников;
- сформировать умение устанавливать зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой.
3. Способствовать воспитанию у учащихся доброго, уважительного отношения к людям;
Оформление:
1.Выставка рисунков учащихся «ГОРОД ВЕЖЛИВОСТИ И ДОБРОТЫ»
2.Газета «Народная мудрость» (пословицы и поговорки на тему «Речь»)
3.Фильм «Хорошие манеры» («Ералаш»)
4.Запись детской песни «Добрый день»
5.Эпиграф к уроку: «В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность» Сгибнева Е.П.
Оборудование:
- компьютер, экран и проектор (для презентации).
Раздаточный материал: на листе бумаги – улыбающееся солнышко с лучиками, на которых ребята должны будут написать слова приветствия и прощания (кто сколько сможет).
Словарь:
Этикет (от фр. etiquette) – установленный порядок поведения, форм обхождения в каком-либо обществе.
Вежливый – соблюдающий правила приличия
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Слово учителя.
Тема нашего урока «Речевой этикет». Откройте тетради и запишите тему урока. Сегодня мы с вами познакомимся с данным понятием, поговорим об основных правилах употребления этикетных слов, об их правописании и происхождении. Но сначала проведем словарную работу. Как вы думаете, что такое «этикет»? Какого человека мы называем вежливым? (ученики самостоятельно отвечают, после их ответов учитель на экран выводит словарь). Давайте запишем определения в тетрадь.
Итак, в каждом обществе существуют определенные правила поведения. Благодаря им человек знает, как вести себя, когда принимаешь гостей или когда сам идешь в гости, как вести себя с людьми старшими по возрасту и должности, как вести себя в транспорте, в магазине и т.д. Такого человека называют воспитанным и говорят о его хороших манерах. Давайте сейчас посмотрим с вами шуточный фильм о хороших манерах.
3. Просмотр фильма «Хорошие манеры» («Ералаш»).
4.Беседа.
Научился ли герой хорошим манерам?
Давайте послушаем еще несколько советов о правилах поведения. Итак, «Вредные советы» от Г. Остера.
Ученики читают стихотворение наизусть
1)
Если ты пришел к знакомым –
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
2)
Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе.
Ты оставь подарок дома – пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.
3)
Если друг твой самый лучший
Подскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
4)
Если к папе или маме тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный и серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»
Согласны вы с такими правилами? Почему?
(ученики отвечают на вопросы)
В отношениях между людьми должна быть доброта и вежливость. Именно уважительное внимательное, доброе отношение к окружающим будет залогом благоприятного, бесконфликтного сосуществования людей.
Давайте посмотрим на выставку ваших рисунков «Город Вежливости и доброты». Какие правила поведения вы решили изобразить? Почему выбрали их?
(Ученик комментирует свой рисунок).
Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Предполагаемый ответ: о культуре речи.
Обратите внимание: тема нашего урока не просто этикет, а речевой этикет. Что же это такое?
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ – это правила речевого этикета (предполагаемый ответ).
Каждый язык имеет слова и выражения, которые называются этикетными. Это слова приветствия, прощания, просьбы, обращения, благодарности, поздравления и т.д.
При помощи слова мы можем изменить настроение, сделать кого-то счастливее. Люди давно обратили внимание на слово, его действие и силу. Давайте посмотрим на газету «Народная мудрость», где представлены пословицы и поговорки о речи и слове.
(Ученик комментирует одну из пословиц).
Правила речевого поведения в русском языке сложились давно, о чем свидетельствует текст «Онежской былины». В ней читаем: «Как приходит Илья тут Муромец, а здравствует он князя с княгинею». Глагол «здравствовать» употребляется в значении «приветствовать».
В Петровскую эпоху (н.18 в.) появляется пособие по речевому этикету «Юности честное зерцало, Приклады, како пишут комплименты разные».
Вежливость – главное правило этикета. При разговоре собеседники должны быть доброжелательными, внимательно слушать друг друга, не перебивать, следить за интонацией, не допускать оскорблений.
Речевой этикет предусматривает употребление определенных слов и выражений в различных ситуациях. Их много. Мы сегодня поговорим о приветствии, прощании, обращении.
С раннего возраста каждому ребенку объясняют, что при встрече необходимо здороваться. Давайте послушаем песенку «Добрый день». Она создаст определенное настроение и поможет выполнить задание.
Звучит детская песня
Текст песни « Добрый день»
Встало солнце рано - рано:
Добрый день!
Плещут волны океана:
Добрый день!
Поднимается пшеница,
И звенят задорно птицы:
Эй, ребята - малышата,
Добрый день!
Улыбаются озёра:
Добрый день!
С высоты кивают горы:
Добрый день!
И в твоё окошко ветер
Постучится на рассвете:
Просыпайся, просыпайся!
Добрый день!
Над родною стороною
Добрый день.
И с тобою и со мною
Добрый день.
И страна у нас такая
Нету ей конца и края!
Мы ей тоже дружно скажем:
Добрый день!
Добрый день!
Добрый день!
(Во время прослушивания песни ученики получают раздаточный материал).
В русском языке основное приветствие – ЗДРАВСТВУЙТЕ. Наряду с этим словом есть и другие. Ваша задача: на лучиках солнца написать слова приветствия.
Проверка задания. На лучиках могут быть записаны следующие слова приветствия: ДОБРОЕ УТРО! ДОБРЫЙ ДЕНЬ! ДОБРЫЙ ВЕЧЕР! РАД ВАС ВИДЕТЬ! МОЕ ПОЧТЕНИЕ! ПРИВЕТСТВУЮ ВАС! и др.
Здороваться нужно в соответствии с определенными правилами:
- младший приветствует старшего;
- мужчина приветствует женщину;
- младший по должности старшего.
Как нужно поздороваться с пожилым соседом Иваном Петровичем? Варианты ответов на экране: ПРИВЕТ! ЗДОРОВО! ЗДРАСЬТЕ! ЗДРАВСТВУЙТЕ! ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИВАН ПЕТРОВИЧ!
(Ученики выбирают последний ответ).
При обращении мы используем часто личные местоимения ТЫ и ВЫ. Когда мы их употребляем?
Предполагаемые ответы.
ТЫ: к хорошо знакомому человеку, в неофициальной обстановке, родители к своим детям, дети к своим сверстникам. ВЫ: к незнакомому человеку, в официальной обстановке, к старшему по возрасту и положению.
После беседы, перед расставанием мы должны произнести слова, которые завершат общение. Самое распространенное – ДО СВИДАНИЯ!
Заполните остальные лучики вашего солнышка словами прощания. Проверка задания. На лучиках могут быть записаны следующие слова прощания: ВСЕГО ДОБРОГО! ДО ВСТРЕЧИ! НАДЕЮСЬ, ЕЩЕ ВСТРЕТИМСЯ! ПРОЩАЙТЕ! и др.
Давайте поработаем в тетрадях и запишем несколько этикетных слов, обратив внимание на их правописание и происхождение. Здравствуйте (Быть здравым – здоровым), до свидания (свидеться – увидеться потом), спасибо (Спаси Бог), извините (снимите вину), Вы ( при уважительном обращении к одному лицу).
5.Вывод.
Что нового вы узнали на этом уроке?
Предполагаемый ответ: сегодня на уроке мы выяснили, что такое речевой этикет, какие слова называются этикетными, как они пишутся и почему, узнали о правилах речевого этикета.
6.Домашнее задание: написать миниатюру «Волшебные слова».