Урок по русскому языку в 5 классе «Речевой этикет»

1
0
Материал опубликован 18 April 2016

Урок по русскому языку в 5 классе

Тема урока: Речевой этикет

Тип урока: урок-беседа.

Цели и задачи:

1. Способствовать развитию у учащихся предметных знаний и умений:

- познакомить учащихся с понятием «речевой этикет»;

- познакомить учащихся с происхождением и правописанием этикетных слов.

2. Способствовать развитию у учащихся коммуникативных учебных действий:

- формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию;

- воспринимать иные точки зрения, быть готовым корректировать свою;

- выступать перед аудиторией сверстников;

- сформировать умение устанавливать зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой.

3. Способствовать воспитанию у учащихся доброго, уважительного отношения к людям;

Оформление:

1.Выставка рисунков учащихся «ГОРОД ВЕЖЛИВОСТИ И ДОБРОТЫ»

2.Газета «Народная мудрость» (пословицы и поговорки на тему «Речь»)

3.Фильм «Хорошие манеры» («Ералаш»)

4.Запись детской песни «Добрый день»

5.Эпиграф к уроку: «В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность» Сгибнева Е.П.

Оборудование:

- компьютер, экран и проектор (для презентации).

Раздаточный материал: на листе бумаги – улыбающееся солнышко с лучиками, на которых ребята должны будут написать слова приветствия и прощания (кто сколько сможет).

Словарь:

Этикет (от фр. etiquette) – установленный порядок поведения, форм обхождения в каком-либо обществе.

Вежливый – соблюдающий правила приличия

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Слово учителя.

Тема нашего урока «Речевой этикет». Откройте тетради и запишите тему урока. Сегодня мы с вами познакомимся с данным понятием, поговорим об основных правилах употребления этикетных слов, об их правописании и происхождении. Но сначала проведем словарную работу. Как вы думаете, что такое «этикет»? Какого человека мы называем вежливым? (ученики самостоятельно отвечают, после их ответов учитель на экран выводит словарь). Давайте запишем определения в тетрадь.

Итак, в каждом обществе существуют определенные правила поведения. Благодаря им человек знает, как вести себя, когда принимаешь гостей или когда сам идешь в гости, как вести себя с людьми старшими по возрасту и должности, как вести себя в транспорте, в магазине и т.д. Такого человека называют воспитанным и говорят о его хороших манерах. Давайте сейчас посмотрим с вами шуточный фильм о хороших манерах.

3. Просмотр фильма «Хорошие манеры» («Ералаш»).

4.Беседа.

Научился ли герой хорошим манерам?

Давайте послушаем еще несколько советов о правилах поведения. Итак, «Вредные советы» от Г. Остера.

Ученики читают стихотворение наизусть

1)

Если ты пришел к знакомым –

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

2)

Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе.

Ты оставь подарок дома – пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом,

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

3)

Если друг твой самый лучший

Подскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

4)

Если к папе или маме тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный и серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

Согласны вы с такими правилами? Почему?

(ученики отвечают на вопросы)

В отношениях между людьми должна быть доброта и вежливость. Именно уважительное внимательное, доброе отношение к окружающим будет залогом благоприятного, бесконфликтного сосуществования людей.

Давайте посмотрим на выставку ваших рисунков «Город Вежливости и доброты». Какие правила поведения вы решили изобразить? Почему выбрали их?

(Ученик комментирует свой рисунок).

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Предполагаемый ответ: о культуре речи.

Обратите внимание: тема нашего урока не просто этикет, а речевой этикет. Что же это такое?

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ – это правила речевого этикета (предполагаемый ответ).

Каждый язык имеет слова и выражения, которые называются этикетными. Это слова приветствия, прощания, просьбы, обращения, благодарности, поздравления и т.д.

При помощи слова мы можем изменить настроение, сделать кого-то счастливее. Люди давно обратили внимание на слово, его действие и силу. Давайте посмотрим на газету «Народная мудрость», где представлены пословицы и поговорки о речи и слове.

(Ученик комментирует одну из пословиц).

Правила речевого поведения в русском языке сложились давно, о чем свидетельствует текст «Онежской былины». В ней читаем: «Как приходит Илья тут Муромец, а здравствует он князя с княгинею». Глагол «здравствовать» употребляется в значении «приветствовать».

В Петровскую эпоху (н.18 в.) появляется пособие по речевому этикету «Юности честное зерцало, Приклады, како пишут комплименты разные».

Вежливость – главное правило этикета. При разговоре собеседники должны быть доброжелательными, внимательно слушать друг друга, не перебивать, следить за интонацией, не допускать оскорблений.

Речевой этикет предусматривает употребление определенных слов и выражений в различных ситуациях. Их много. Мы сегодня поговорим о приветствии, прощании, обращении.

С раннего возраста каждому ребенку объясняют, что при встрече необходимо здороваться. Давайте послушаем песенку «Добрый день». Она создаст определенное настроение и поможет выполнить задание.

Звучит детская песня

Текст песни « Добрый день»

Встало солнце рано - рано:
Добрый день!
Плещут волны океана:
Добрый день!
Поднимается пшеница,
И звенят задорно птицы:
Эй, ребята - малышата,
Добрый день!
Улыбаются озёра:
Добрый день!
С высоты кивают горы:
Добрый день!
И в твоё окошко ветер
Постучится на рассвете:
Просыпайся, просыпайся!
Добрый день!
Над родною стороною
Добрый день.
И с тобою и со мною
Добрый день.
И страна у нас такая
Нету ей конца и края!
Мы ей тоже дружно скажем:
Добрый день!
Добрый день!
Добрый день!

(Во время прослушивания песни ученики получают раздаточный материал).
В русском языке основное приветствие – ЗДРАВСТВУЙТЕ. Наряду с этим словом есть и другие. Ваша задача: на лучиках солнца написать слова приветствия.

Проверка задания. На лучиках могут быть записаны следующие слова приветствия: ДОБРОЕ УТРО! ДОБРЫЙ ДЕНЬ! ДОБРЫЙ ВЕЧЕР! РАД ВАС ВИДЕТЬ! МОЕ ПОЧТЕНИЕ! ПРИВЕТСТВУЮ ВАС! и др.

Здороваться нужно в соответствии с определенными правилами:

- младший приветствует старшего;

- мужчина приветствует женщину;

- младший по должности старшего.

Как нужно поздороваться с пожилым соседом Иваном Петровичем? Варианты ответов на экране: ПРИВЕТ! ЗДОРОВО! ЗДРАСЬТЕ! ЗДРАВСТВУЙТЕ! ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИВАН ПЕТРОВИЧ!

(Ученики выбирают последний ответ).

При обращении мы используем часто личные местоимения ТЫ и ВЫ. Когда мы их употребляем?

Предполагаемые ответы.

ТЫ: к хорошо знакомому человеку, в неофициальной обстановке, родители к своим детям, дети к своим сверстникам. ВЫ: к незнакомому человеку, в официальной обстановке, к старшему по возрасту и положению.

После беседы, перед расставанием мы должны произнести слова, которые завершат общение. Самое распространенное – ДО СВИДАНИЯ!

Заполните остальные лучики вашего солнышка словами прощания. Проверка задания. На лучиках могут быть записаны следующие слова прощания: ВСЕГО ДОБРОГО! ДО ВСТРЕЧИ! НАДЕЮСЬ, ЕЩЕ ВСТРЕТИМСЯ! ПРОЩАЙТЕ! и др.

Давайте поработаем в тетрадях и запишем несколько этикетных слов, обратив внимание на их правописание и происхождение. Здравствуйте (Быть здравым – здоровым), до свидания (свидеться – увидеться потом), спасибо (Спаси Бог), извините (снимите вину), Вы ( при уважительном обращении к одному лицу).

5.Вывод.

Что нового вы узнали на этом уроке?

Предполагаемый ответ: сегодня на уроке мы выяснили, что такое речевой этикет, какие слова называются этикетными, как они пишутся и почему, узнали о правилах речевого этикета.

6.Домашнее задание: написать миниатюру «Волшебные слова».

Комментарии
Комментариев пока нет.