12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дворецкая Яна Павловна41
Россия, Москва, Москва





























Реферат

На тему: «Оформление древнерусской книги:

орнамент и миниатюра.»































Из столетия в столетие книги переписывались вручную. С самого начала возникновения славянской письменности создание книги, содержащей священные тексты, понималось как особое искусство. Рукописи ценились очень дорого. В них сосредоточена и божественная и человеческая премудрость. Книга была произведением искусства. Создавались книги по заказу князя, богатого купца или церкви. Книга во все времена употреблялась прежде всего для закрепления и передачи информации в человеческом обществе. В древней Руси книга почиталась как величайшая ценность, собрание всемирной мудрости.

В «Повести временных лет», написанной преподобным Нестором в XI веке, содержатся следующие замечательные слова об учении книжном: «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания».

Число сохранившихся рукописных книг XI-XVII вв. насчитывает десятки тысяч. Но даже эта цифра не может дать приблизительного представления о числе книг, написанных и обращавшихся на Руси в то время. Многие уникальные рукописи погибли при нашествии половцев, татар, в огне междоусобных войн и частых пожаров. Наиболее древние из сохранившихся рукописных книг относятся к первой половине XI – началу XII веков: Реймсское Евангелие (1-я пол. XI в.), Остромирово Евангелие (1056 – 1057 гг.), два «Изборника» Святослава (1073, 1076 гг.), Мстиславово Евангелие (1115 г.).

В то время книги создавались путем переписывания, поэтому труд писца был самым важным в этом деле. Вообще монастыри на Руси стали центрами русской учености, где переводились и писались первые книги. Как правило, при монастырях содержался целый штат писцов, среди которых были и мастера своего дела, и подмастерья. Над одной книгой трудилось несколько человекдоброписец чернописный создавал основной текст; статейный писец выделял киноварью (яркой красной краской, составленной на основе ртути и серы) самые важные места; заставочный писец рисовал заставки и буквицы; живописец иконный создавал миниатюры; златописец наносил золото на заставки и отдельные части миниатюр; три мастера – златокузнец, среброкузнец и сканный – оформляли оклад книги.

Необходимо сказать о материалах, на которых и которыми писали рукописные книги.

Преобладающим материалом для книг до XV в., на котором написаны первые рукописные книги, служил пергамен. Слово «пергамен» произошло от названия города Пергам в Малой Азии. Это особо тонко выделанная телячья кожа. Также для пергамена могли использоваться шкуры баранов, козлов, волов, ягнят, кролика и белки. Пергамен привозили из Византии, но скоро русские мастера овладели техникой его изготовления. В Древней Руси этот материал называли «харатья» (от греч. «хартион») или «телятина», т.е. мех, кожа. Говорили: «харатейное письмо», т. е. на пергамене. В славянских рукописях употреблялся пергамен белого цвета. В западноевропейских – белый и черный. В некоторых греческих – голубой и пурпурный. На изготовление одного пергаменного листа уходила шкура одного животного, и этот процесс был очень трудоемким. Шкуру сначала помещали в специальный чан с известью, в котором ее держали несколько дней. Затем ее натягивали на деревянную раму и закрепляли на ней при помощи гвоздей. Шкуру отшлифовывали пемзой и отбеливали при помощи мела или свинцовых белил. Снятую с рамы шкуру раскраивали, обрезая ее неровные края и выравнивая стороны. В результате получался гладкий и ровный пергаменный лист, пригодный для письма с обеих сторон. У пергамена было замечательное свойство: его можно было многократно использовать. Для этого достаточно было при помощи влажной губки смыть первоначальный текст и отшлифовать лист пемзой. После этого текст можно было писать заново. В XI – XIII веках книги и грамоты на Руси писались только на пергамене.

С середины XIV века наряду с пергаменом стали использовать и привозную бумагу, которая доставлялась из Италии, Франции, Германии, Польши, Голландии.

Уже в XV веке пергамен употреблялся лишь для написания самых ценных книг, потому что он был гораздо дороже бумаги, но в то же время и долговечнее ее. Массовое производство русской бумаги началось лишь в XVIII веке. Листы бумаги были разных размеров: один 20*30 см, другой вдвое больше – 40*60 см, он назывался александрийским листом. Лист бумаги поступал в продажу сложенным вдвое. Рукопись, написанная на раскрытых листах, называлась на Руси «в дестный» (в большой) лист, на листах, сложенных вдвое – «в лист», или в «в десть». Листы, вторично согнутые пополам давали рукопись «в четверку»; если листы перегибали еще раз – «в осьмушку», еще раз – в шестнадцатую долю и т.д. Четыре больших листа складывали пополам, получалось восемь – тетрадь. Это было унаследовано от греков. Тетради нумеровались буквами. Буква стояла только на первой странице тетради. Страницы не обозначались. Текст записывался сплошной строкой, без разделения на слова. Карманные женские молитвенники имели формат в 1/32 и 1/64 долю листа. В большой, «дестный» лист написаны роскошные рукописи XVI века – 12 томов «Великих Четьих Миней» митрополита Макария, «Царственная книга».

Материалом для письма служили чернила и краски. Чернила древнерусских рукописей были густыми и глубоко проникали в пергамен. Они были коричневого цвета разных оттенков: от черного до светло-рыжего. Самые древние чернила были железистыми. Они приготовлялись на основе «нарочитого ржавого» железа или, как его называли на Руси, «чернильного гнезда». В качестве «чернильного гнезда» писцы книг использовали проржавевшие и ставшие негодными замки, ключи, цепи, ножи и гвозди. Эти железные предметы рассекались на куски, после чего опускались в кувшин. Туда же помещались куски подсушенной ольховой коры. Затем «чернильное гнездо» заливалось специальным раствором, приготовленным из древесной коры, очищенной от мха. Сюда же следовало добавить процеженных кислых щей, кваса или уксуса. Куски железа и кору надлежало время от времени поливать новым кислым раствором и выстаивать кувшин с «чернильным гнездом» в теплом месте довольно продолжительное время. Готовые чернила немного поблескивали на свету из-за их «железистого» происхождения.

Для заглавных букв рукописей употреблялась красная краска – киноварь. Иногда в летописях киноварью выделяли обозначение года.

В качестве орудий письма древние писцы использовали гусиные перья, способ приготовления которых не изменился вплоть до XIX века. Перо избавляли от лишнего жира и тканей; поместив в раскаленный песок, срезали опахало. Затем перо затачивали.

Рукописные книги были разного формата. Как и сейчас, в древности книги состояли из отдельных тетрадей, которые сшивались вместе. Часто тетради раздавались разным писцам, каждый из которых писал свою часть книги.

Нужные для книги листы пергамена или бумаги выравнивались специальными приспособлениями, сгибались пополам и складывались в тетради. Затем наносились линии для письма при помощи линейки и шильца или металлической рамкой-транспортером - карамсой. Она так сильно вдавливалась в первый лист тетради, что линии проступали и на последнем листе. Роль карамсы на Руси играла деревянная дощечка с туго натянутыми на ней нитями. Карандаш для линования стали употреблять только в конце XVII в. Текст на странице писался в один столбец. Только в книгах большого формата, таких, как Остромирово Евангелие, «Изборник» Святослава 1073 г., страница делилась на два столбца с узким промежутком между ними. Писали обычно гусиным или павлиньим пером. Каждый писец имел ножичек для затачивания перьев (отсюда название «перочинный нож») и выскабливания ошибок. Черные чернила в Древней Руси имели коричневатый оттенок. Они глубоко впитывались в пергамен, высыхали на поверхности, образуя довольно толстый слой, и были очень прочны, так что написанные ими тексты и сегодня ясны и четки. Из сохранившихся рецептов мы узнаем состав этих чернил: старое железо или железный купорос, дубовая или ольховая кора, вишневый клей или «камедь» - гуммиарабик, квас или капустный рассол. Для просушки чернил употреблялся мелкий кварцевый песок, который держали в закрытых сосудах с дырочками, подобно тому, как мы теперь держим соль или перец. 

Художественное убранство рукописных книг состоит из орнамента (от лат. ornamentum - украшаю) и миниатюры (от франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium - киноварь, сурик, применявшиеся в древности для расцвечивания рукописных книг).

Орнаментальные украшения древнерусских книг включают:

заставки - небольшие орнаментальные или сюжетные изображения, композиции, как правило, размером в ширину текста на странице, помещаемые в начале книги или крупного раздела текста или перед каждой статьёй. Назначение заставок в рукописных книгах многоплановое, их основная функция - "ввести читателя" в текст книги, дать ему определенный философско-эстетический настрой. Кроме того, заставки применялись для обозначения структуры книги.

инициалы – красиво нарисованные заглавные буквы большего размера, помещаемые в начале книги или ее раздела. Инициал писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят – "писать с красной строки".

концовки - различные небольшие рисунки, помещаемые в конце книги или её разделов, например, изображение двух птиц, похожих на павлинов. Если инициалы, связывающие книгу в единое художественное целое, и заставки являются неотъемлемыми элементами художественного оформления почти каждой рукописной книги, то концовка в виде декоративно-сюжетной композиции для нее не характерна; роль концовки в древнерусской книге, как правило, выполняли последние строки текста, которым придавалась форма треугольника или кубка.

украшения и рисунки на полях в виде стилизованной веточки или цветочка.

С начала XI века в декоративном оформлении русской книги господствовал старовизантийский или геометрический орнамент, заимствованный из Византии. Его характерной особенностью является рамка, состоящая из простейших геометрических форм - прямоугольников, кругов, квадратов, треугольников, арок. Иногда в геометрические фигуры вписывались изображения растений – трилистник, цветок, ветка, почки. Заставка помещалась в прямоугольной рамке. На заставках и инициалах - изображения птиц, животных, человеческих фигур. Фон таких заставок обычно делался золотым, преобладающими цветами являлись алый, синий и зеленый.

В XIII-XIV веке появляется тератологический или звериный орнамент (от греч. teras - чудовище), для которого характерны изображения в заставке и инициалах фантастических животных: змей, дракон, грифон и т.п. По цветовой гамме тератологический стиль более скромный, чем византийский. Золото здесь не применяется, преобладающие цвета - сочетание синего с зеленым. 

Конец XIV - начало XVI века - время господства в русской книге неовизантийского (стилизованное изображение растений на золотом фоне в геометрически правильных прямоугольных рамках) и балканского (жгутового, плетеного) стилей.

На рубеже XV-XVI веков в русских рукописях формируется старопечатный стиль орнамента, отличительной особенностью которого является ярко выраженная рамка, в которую заключены изображения трав и цветов (черных на белом фоне или белых на черном фоне). Наивысшего расцвета этот стиль достигает уже в печатной книге Ивана Федорова, откуда он и получил свое название.

Самым сложным видом иллюстрирования книги были миниатюры. Миниатюры писали художники на свободных от текста листах книги кистью и красками. Чаще всего это были портреты заказчиков или авторов книги (например, евангелистов), иллюстрации к тексту. Большое влияние на искусство миниатюры оказала иконопись. Лучшие мастера-иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев писали книжные миниатюры. Меньшие их размеры, по сравнению с иконами, требовали большей тонкости художественного исполнения. Книги, содержащие множество миниатюр, назывались лицевыми и особенно ценились. Также для обозначения миниатюры на Руси употребляли название «рукопись в лицах», потому что на миниатюрах изображались, как правило, люди: евангелисты, святые, исторические деятели. В середине 16 в. в Москве по указу Ивана Грозного большая группа писцов и художников создала Лицевой летописный свод. Десять томов летописи охватили историю человечества и Руси от сотворения мира до 1567 г. 9 тыс. листов текста и 16 тыс. миниатюр содержит этот удивительный памятник живописи и письменности, работа над которым с перерывами продолжалась более тридцати лет.

Древние книжные миниатюры представляют собой не только художественную ценность. Дороги они для нас и как бесценный исторический источник. Изображение зданий, орудий труда, оружия, одежды, предметов быта – многое из того, что окружало человека в те времена, можно увидеть только в книгах на старинных миниатюрах.

Миниатюры и орнаменты выполняли яркими и сочными красками, сделанными из минеральных и органических красителей. Для заголовков и различных указаний употреблялась красная краска. Редкую и дорогую пурпурную краску привозили из Византии.

Процесс создания писцом книги изображается в самих рукописях. По традиции в Евангелии было принято помещать миниатюры четырех евангелистов, записывающих священный текст. Они изображались сидящими рядом с небольшим столиком, под ногами у них стояла скамеечка, а на коленях они держали лист или свиток.

Согласно античной традиции именно на колене писцы писали книги. Столик служил подставкой для письменных принадлежностей: чернильниц, небольших сосудов для красок и сухих красок в кусках, раскладывались циркуль, ножи, пенал, губки, песочницы с перьями, кисти.

В Древней Руси переплётом для книг служили деревянные доски – крышки. Доски обтягивались кожей, на которой горячими металлическими клеймами оттискивались орнаментальные рисунки. Порой на тиснёные рисунки наносили позолоту. Чтобы изображение не стиралось, в крышки вставляли гвозди с фигурными шляпками – «жуковины». Кроме того, переплёт иногда украшали «наугольниками и «средником» - металлическими пластинами в центре и на углах досок. На них чаще всего изображались распятый Христос и евангелисты. Каждая книга имела медные, реже – серебряные застёжки, два кожаных ремешка с небольшими медными крючками и петлями. Это для того, чтобы переплет не терял форму.

В самих рукописях делались записи, напоминающие читателям закрывать книгу: «а который поп или дьякон чтет, а не застегает всих застежек, буди проклят».

Дорогие переплёты отличались от «простых» тем, что вместо кожи крышки обтягивались бархатом или другой красивой тканью. Драгоценный переплёт представлял собой отделанный самоцветами массивный серебряный «оклад», закреплённый на крышках переплёта, с многочисленными фигурками святых, пророков. В этом случае книга, если её поставить на торец, напоминала небольшой иконостас, а если положить – шкатулку, созданную искусным ювелиром.

Подобные переплёты изготовлялись по заказу государей, крупнейших деятелей Церкви и представителей высшей аристократии, поскольку стоили они неимоверно дорого. Стоимость некоторых из них была равна заработку ремесленника или купца средней руки за несколько лет, а то и десятилетий.

К книгам, в которых излагалось христианское вероучение, русские люди относились особенно благоговейно. Эти книги являлись для них зримым олицетворением Откровения Божия. Всякий переписчик, а тем более скорописец, пользовался большим уважением. Люди малограмотные нанимали для переписывания книги писцов, чтобы потом отдать ее в дар церкви или монастырю как вклад на спасение своей души или на поминовение родителей.

Одним из великих книголюбцев был сын равноапостольного князя Владимира Ярослав Мудрый, который «читал и днем, и ночью». Ярослав ревностно относился к книжному просвещению. Он учредил в Новгороде училища для обучения грамоте детей важнейших граждан и священников, а также его стараниями было основано древнейшее собрание книг при Новгородском Софийском соборе.

Так, заботы князей о распространении на Руси грамотности принесли замечательные плоды. В русских людях развилась потребность в книжном учении. Каждый христианин хотел быть грамотным, чтобы чтением книг утверждаться в вере и благочестии. Недаром в одном из древнерусских произведений – «Изборнике Святослава 1076 года» – так говорится об исключительной пользе чтения книг: «Ни корабля без гвоздей не сделать, ни праведника – без чтения книг, и как у пленников на уме родители их, так у праведника – чтение книг. Воину красота – оружие, а кораблю – паруса, так и праведнику – чтение книг».

Каждая древняя рукописная книга независимо от степени ее сохранности представляет собой памятник материальной и духовной культуры прошлого, важнейший исторический источник, является основой для исторических и литературоведческих исследований. Уже первые созданные на Руси книги говорят о высоком уровне книжного дела, о незаурядном мастерстве книгописцев и оформителей. Вот ещё одна цитата из памятника русской письменности XIV в. - сборника поучений «Измарагд»: «Книги, как глубина морская, окунувшись в них, мы находим драгоценные жемчужины».







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.