Материал к уроку истории в 8 классе «Реформы управления Петра Первого»

1
0
Материал опубликован 17 May 2022

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Синдзикау им. А.Т.Гапбаева Дигорского района

РСО-Алания

Открытый урок «Реформы управления Петра Первого»

8 класс


Бирагова Евелина Бароновна





С. Синдзикау 2022





Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях:   часть 1 под редакцией академика РАН А. В. Торкунова

История России., М., Просвещение, 2018 г.  


Тема урока: «Реформы управления Петра 1»


Цель урока: 

-изучить основные положения реформ управления Петра I, как решительного изменения форм общественной и

государственной власти, рассмотреть и проанализировать их историческое значение;

-создать условия для создания познавательного интереса у учащихся;

- проанализировать историческое значение реформаторской деятельности Петра I для дальнейшего становления государственности в

России.

- содействовать воспитанию в ходе урока творческого подхода в изучении нового материал.


Планируемые результаты:

Личностные–осознавать социальную, практическую и личностную значимости учебного материала.

Метапредметные – развитие умений ставить цели, планировать свою деятельность, анализировать изученный материал, формулировать проблемы, предлагать пути решения проблем, уметь работать с документами, источниками, вести диалог с учителем, сверстниками.

Предметные – закрепление знаний о реформах Петра I и их значении, закрепление понятий: модернизация, меркантилизм, «Табель о рангах», коллегии, оппозиция верхов, значение реформ.


Личностные УУД: осуществление гражданской идентификации личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов. 

Регулятивные УУДпринятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; оценка правильности выполнения действий; выполнение учебных действий. ·

 Коммуникативные УУДпонимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; учет разных мнений; формулирование собственного мнения; умение задавать вопросы; построение монологического высказывания. · 

Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; выделение существенной информации из текстов разных видов; выдвижение гипотез и их обоснование; доказательство; формулирование проблемы.


Задачи:

Образовательная:

способствовать формированию у учащихся образа преобразований Петра Великого, как решительного изменения всех форм общественной и государственной власти с применением технологии учебного сотрудничества.

Развивающая:

создать условия для формирования умения решать проблемную ситуацию, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.

Воспитательная:

содействовать в ходе урока развитию чувства гордости историческим прошлым своей страны, осознанию Петра I как великой личности российской истории; воспитание чувства сопереживания к судьбам народа

Воспитательные: способствовать развитию чувства гордости историческим прошлым своей страны, осознанию Петра I как великой личности российской истории; воспитание чувства сопереживания к судьбам простого народа.


Тип урока: «открытия» нового знания.


Проблема урока: «Могла ли Россия добиться успеха в экономическом, политическом, культурном развитии без реформ в сфере управления? Что изменилось в системе управления Российским государством при Петре Великом?»


Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, источники, учебник по истории России.

Основные понятия:Правительствующий сенат, коллегии, губерния, модернизация, табель о рангах, абсолютизм, аристократия.


Этапы урока:

1. Организационный

2. Актуализация знаний

3. Постановка проблемы

4.Открытие новых знаний

5. Первичное закрепление знаний

6. Информация о домашнем задании.

7. Рефлексия


План урока:

Создание Сената и коллегий

Указ о единонаследии. Табель о рангах.

Реформа местного управления.



Дидакти-ческая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению результатов

УДД

Планируемые результаты

личностные

предметные

метапредметные

1

2

3

4

5

6

7

8

Оргмомент

Приветствуют учителя.

Заводят маршрутные листы.

Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте друг друга.

 

Вы заведете маршрутный лист урока, куда будете вносить оценки себе за работу на уроке.



Коммуникативные




1

2

3

4

5

6

7

8

Актуализация знаний

Мозговой штурм.

Определение темы урока.

Работа в парах.

Посмотрите внимательно на портрет. Кто это?

Правильно, это Петр I.

Какие ассоциации вызывает у вас имя Петра Первого?

Исполинская фигура Петра 1 вечная загадка для отечественной исторической общественной мысли.

Одни восхищаются Петром «то академик, то Герой, то мореплаватель, то плотник» (А. С.Пушкин), «царь – просветитель». А для других он «злодей», «деспот», «тиран». У каждого автора свои представления о царе – реформаторе

Так кем же он был, Петр Алексеевич

Давайте сопоставим высказывания двух историков:

В. Татищев: «Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации».

М. Щербатов «Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой». 

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться .


Презентация (слайд 2.)

Вопросы учителя.

Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент.

Личностные: умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний.

Социальные компетенции.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

строить логические рассуждения;

формулировать и аргументировать свое мнение.

четко и доступно излагать свои мысли.

1

2

3

4

5

6

7

8



Откройте параграф 5.

Прочитайте название параграфа: «Реформы управления Петра Первого».

Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Слайд 1.





Постановка проблемы:

Работа по составлению кластера.

Составление плана, цели урока.

Работа в парах.

На рубеже XVII-XVIII столетий выявилось явное отставание России от стран Западной Европы.

- В чём заключалось его проявление?


Чтобы догнать развитые государства, России необходимо было проводить реформы. Что такое реформа?

Реформа- это преобразование

И цель нашего урока познакомиться с преобразованиями, которые проводил Петр I в сфере управления во время своего правления.

Составим по пунктам параграфа кластер. Используя свой кластер, предположите,  как может выглядеть  план нашего  урока?

1.Совместно с учениками озвучивает тему, план и цель урока, выдвигает проблему: «Могла ли Россия добиться успеха в экономическом, политическом, культурном развитии без реформ в сфере управления? Что изменилось в системе управления Российским государством при Пере Великом?»


.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6


.Регулятивные: определять цель, проблему. Познавательные: логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, действия исследования.

Коммуникативные:

планировать учебные действия с учителем.

Личностные: осознание себя с судьбой страны.

уметь: анализировать пройденный материал, сравнивать, делать выводы, и сопоставлять информацию.


Выявлять главное, сравнивать и  обобщать исторические факты и понятия.

умение организовать учебное сотрудничество;

умение работать с новой информацией, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.


Открытие новых знаний.

Самостоятельная работа по группам со схемами.

Работа с материалами учебника.






Изучают материалы учебника, карту, обсуждают, выбирают выступающего, слушают в группе его выступление, дополняют, формулируют краткую запись

А теперь поработаем самостоятельно в группах.

- Делит класс на 3 группы

Формулирует задание:

1группа составляет схему «Органы государственной власти при Петре.»и рассказывает о них.


2 группа освещает изменения в положении дворянства.

«Указ о единонаследии» по пункту параграфа и историческому документу на стр.39; характеризует по таблице Табель о рангах.


3 группа. Реформа местного управления. Составляют кластер и показывают на карте.

Каждая группа расскажет нам об этих реформах.


Итак, исходя из ваших сообщений мы можем сделать вывод, что благодаря проведенным реформам в России с одной стороны, повысилась централизация и эффективность государственного управления, окончательно оформилась абсолютная монархия, но с другой стороны сформировалось «регулярное государство», основанное на бюрократизации государственного аппарата и полном подчинении всех сословий верховной власти.

Корректирует, дополняет выступления.


Личностные: умение следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность).

Коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка.

Умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках  информацию.

уметь: сотрудничать и работать в группе;

умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого).




Выявлять главное, сравнивать и  обобщать исторические факты и понятия.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

Умение выбирать основания и критерии для анализа и  сравнения;

умение применять схемы для решения учебных задач;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

1

2

3

4

5

6

7

8


Самопро-верка.

Фронтальная беседа.


Так какие же реформы провел Петр I .В чём заключалась суть реформы государственного управления? Назовите функции, которые должен был выполнять Сенат.

В 1711г. был создан фискалитет.

А какой указ был подписан в январе 1722г.?

Кто возглавлял систему прокуратуры?

А чем занимается современная прокуратура?

Давайте вспомним, что такое приказы и когда они впервые появились?

В 1718-1720гг. приказы были заменены 11 коллегиями, чьи функции были четко определены.В 1718г. появились первые три важнейшие коллегии: Военная, Адмиралтейская, Иностранная.

Определите функции коллегии.

Сделайте вывод о проведении губернской реформы.

Как вы думаете, повлияли ли проведенные реформы на власть императора?

В России оформился абсолютизм.

Вопросы учителя.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Учебник стр.36

Коммуника-тивные



 умение  осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;

владение устной речью.

1

2

3

4

5

6

7

8

Первичное закрепление учебного материала

Обобщение материала.

Составление

Синквейна и сравнительной таблицы «Положительные и отрицательные последствия петровских реформ.

Запись вывода.

Самостоятельно выполняют задания, проверяют задания , обмениваясь тетрадями.

Выставляют в маршрутных листах итоговую оценку.

Как вы думаете, в чьих интересах проводились государственные реформы Петром I ? Аргументируйте свою точку зрения.

Учитель отмечает степень вовлечения учащихся в работу.

Составьте синквейн о Петре I. Исходя из ваших синквейнов, Петр 1 выходит реформатором. Так, справедливо ли мнение, что Петр Великий своими реформами исказил исторический путь России?

Примерные ответы учащихся: Нет, своими реформами Петр I не исказил исторический путь России, он верил в свой народ, любил его и Россию. Он лишь приблизил ее к развитию ведущих западных держав.

Да, на самом деле Петр всегда оставался патриотом и думал о будущем России, России великой и могучей.

Таким образом, мы выяснили, что эпоха Петра I Великого была временем серьезного переустройства нашей страны. Изменения, реформы этого правителя затронули все сферы жизнедеятельности нашей Родины в XVIII столетии.

   Имели место положительные результаты этих реформ:

- Россия превращается в империю (1721 год) c мощной армией и флотом.

-Улучшилось международное положение России.

-Произошло ускорение темпов социально-экономического и культурного развития России.

Но также происходят отрицательные процессы, влияющие на развитие страны:

-Консервация феодально-крепостнических отношений.

-Подавление личности государством.

-Становление абсолютной монархии в России.

-Активное вмешательство государства в социально-экономические отношения.

Да, на самом деле Петр всегда оставался патриотом и думал о будущем России, России великой и могучей.

О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над сомой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы.


Составьте синквейн «Петр 1»

Слайд 17.










Составьте таблицу «Положительные и отрицательные последствия петровских реформ.

Записать вывод на основании таблицы.






Слайд 18















Слайд 20   

Регулятивные: развивать способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка.

Познавательные: включают способность решения задач, тестов.

Умения  анализировать и оценивать   информацию.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

Умение выбирать основания и критерии для анализа и  сравнения;

умение  осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;

владение устной речью;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

1

2

3

4

5

6

7

8

Информация о домашнем

задании.



§ 15,

Написать эссе «Петр 1 – тиран или реформатор».


Умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках  информацию.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

Умение  осознан но использовать речевые средства для выражения своих мыслей.

Рефлексия


Предлагаю написать «письмо самому себе». Опишите ощущения от урока: что понравилось, что не понравилось, что было интересно, что было трудно.


Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимопомощь, правдивость, ответственность).

Умение оценивать процесс и результат своей деятельности на уроке.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.