Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Синдзикау им. А.Т.Гапбаева Дигорского района
РСО-Алания
Открытый урок «Реформы управления Петра Первого»
8 класс
Бирагова Евелина Бароновна
С. Синдзикау 2022
Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях: часть 1 под редакцией академика РАН А. В. Торкунова
История России., М., Просвещение, 2018 г.
Тема урока: «Реформы управления Петра 1»
Цель урока:
-изучить основные положения реформ управления Петра I, как решительного изменения форм общественной и
государственной власти, рассмотреть и проанализировать их историческое значение;
-создать условия для создания познавательного интереса у учащихся;
- проанализировать историческое значение реформаторской деятельности Петра I для дальнейшего становления государственности в
России.
- содействовать воспитанию в ходе урока творческого подхода в изучении нового материал.
Планируемые результаты:
Личностные–осознавать социальную, практическую и личностную значимости учебного материала.
Метапредметные – развитие умений ставить цели, планировать свою деятельность, анализировать изученный материал, формулировать проблемы, предлагать пути решения проблем, уметь работать с документами, источниками, вести диалог с учителем, сверстниками.
Предметные – закрепление знаний о реформах Петра I и их значении, закрепление понятий: модернизация, меркантилизм, «Табель о рангах», коллегии, оппозиция верхов, значение реформ.
Личностные УУД: осуществление гражданской идентификации личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; оценка правильности выполнения действий; выполнение учебных действий. ·
Коммуникативные УУД: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; учет разных мнений; формулирование собственного мнения; умение задавать вопросы; построение монологического высказывания. ·
Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; выделение существенной информации из текстов разных видов; выдвижение гипотез и их обоснование; доказательство; формулирование проблемы.
Задачи:
Образовательная:
способствовать формированию у учащихся образа преобразований Петра Великого, как решительного изменения всех форм общественной и государственной власти с применением технологии учебного сотрудничества.
Развивающая:
создать условия для формирования умения решать проблемную ситуацию, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.
Воспитательная:
содействовать в ходе урока развитию чувства гордости историческим прошлым своей страны, осознанию Петра I как великой личности российской истории; воспитание чувства сопереживания к судьбам народа
Воспитательные: способствовать развитию чувства гордости историческим прошлым своей страны, осознанию Петра I как великой личности российской истории; воспитание чувства сопереживания к судьбам простого народа.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Проблема урока: «Могла ли Россия добиться успеха в экономическом, политическом, культурном развитии без реформ в сфере управления? Что изменилось в системе управления Российским государством при Петре Великом?»
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, источники, учебник по истории России.
Основные понятия:Правительствующий сенат, коллегии, губерния, модернизация, табель о рангах, абсолютизм, аристократия.
Этапы урока:
1. Организационный
2. Актуализация знаний
3. Постановка проблемы
4.Открытие новых знаний
5. Первичное закрепление знаний
6. Информация о домашнем задании.
7. Рефлексия
План урока:
Создание Сената и коллегий
Указ о единонаследии. Табель о рангах.
Реформа местного управления.
Дидакти-ческая структура урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению результатов
УДД
Планируемые результаты
личностные
предметные
метапредметные
1
2
3
4
5
6
7
8
Оргмомент
Приветствуют учителя.
Заводят маршрутные листы.
Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте друг друга.
Вы заведете маршрутный лист урока, куда будете вносить оценки себе за работу на уроке.
Коммуникативные
1
2
3
4
5
6
7
8
Актуализация знаний
Мозговой штурм.
Определение темы урока.
Работа в парах.
Посмотрите внимательно на портрет. Кто это?
Правильно, это Петр I.
Какие ассоциации вызывает у вас имя Петра Первого?
Исполинская фигура Петра 1 вечная загадка для отечественной исторической общественной мысли.
Одни восхищаются Петром «то академик, то Герой, то мореплаватель, то плотник» (А. С.Пушкин), «царь – просветитель». А для других он «злодей», «деспот», «тиран». У каждого автора свои представления о царе – реформаторе
Так кем же он был, Петр Алексеевич
Давайте сопоставим высказывания двух историков:
В. Татищев: «Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации».
М. Щербатов «Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой».
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться .
Презентация (слайд 2.)
Вопросы учителя.
Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент.
Личностные: умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний.
Социальные компетенции.
Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.
Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
строить логические рассуждения;
формулировать и аргументировать свое мнение.
четко и доступно излагать свои мысли.
1
2
3
4
5
6
7
8
Откройте параграф 5.
Прочитайте название параграфа: «Реформы управления Петра Первого».
Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
Слайд 1.
Постановка проблемы:
Работа по составлению кластера.
Составление плана, цели урока.
Работа в парах.
На рубеже XVII-XVIII столетий выявилось явное отставание России от стран Западной Европы.
- В чём заключалось его проявление?
Чтобы догнать развитые государства, России необходимо было проводить реформы. Что такое реформа?
Реформа- это преобразование
И цель нашего урока познакомиться с преобразованиями, которые проводил Петр I в сфере управления во время своего правления.
Составим по пунктам параграфа кластер. Используя свой кластер, предположите, как может выглядеть план нашего урока?
1.Совместно с учениками озвучивает тему, план и цель урока, выдвигает проблему: «Могла ли Россия добиться успеха в экономическом, политическом, культурном развитии без реформ в сфере управления? Что изменилось в системе управления Российским государством при Пере Великом?»
.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
.Регулятивные: определять цель, проблему. Познавательные: логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, действия исследования.
Коммуникативные:
планировать учебные действия с учителем.
Личностные: осознание себя с судьбой страны.
уметь: анализировать пройденный материал, сравнивать, делать выводы, и сопоставлять информацию.
Выявлять главное, сравнивать и обобщать исторические факты и понятия.
умение организовать учебное сотрудничество;
умение работать с новой информацией, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Открытие новых знаний.
Самостоятельная работа по группам со схемами.
Работа с материалами учебника.
Изучают материалы учебника, карту, обсуждают, выбирают выступающего, слушают в группе его выступление, дополняют, формулируют краткую запись
А теперь поработаем самостоятельно в группах.
- Делит класс на 3 группы
Формулирует задание:
1группа составляет схему «Органы государственной власти при Петре.»и рассказывает о них.
2 группа освещает изменения в положении дворянства.
«Указ о единонаследии» по пункту параграфа и историческому документу на стр.39; характеризует по таблице Табель о рангах.
3 группа. Реформа местного управления. Составляют кластер и показывают на карте.
Каждая группа расскажет нам об этих реформах.
Итак, исходя из ваших сообщений мы можем сделать вывод, что благодаря проведенным реформам в России с одной стороны, повысилась централизация и эффективность государственного управления, окончательно оформилась абсолютная монархия, но с другой стороны сформировалось «регулярное государство», основанное на бюрократизации государственного аппарата и полном подчинении всех сословий верховной власти.
Коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, умение выражать свои мысли.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка.
Умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию.
уметь: сотрудничать и работать в группе;
умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого).
Выявлять главное, сравнивать и обобщать исторические факты и понятия.
Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.
Умение выбирать основания и критерии для анализа и сравнения;
умение применять схемы для решения учебных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
1
2
3
4
5
6
7
8
Самопро-верка.
Фронтальная беседа.
Так какие же реформы провел Петр I .В чём заключалась суть реформы государственного управления? Назовите функции, которые должен был выполнять Сенат.
В 1711г. был создан фискалитет.
А какой указ был подписан в январе 1722г.?
Кто возглавлял систему прокуратуры?
А чем занимается современная прокуратура?
Давайте вспомним, что такое приказы и когда они впервые появились?
В 1718-1720гг. приказы были заменены 11 коллегиями, чьи функции были четко определены.В 1718г. появились первые три важнейшие коллегии: Военная, Адмиралтейская, Иностранная.
Определите функции коллегии.
Сделайте вывод о проведении губернской реформы.
Как вы думаете, повлияли ли проведенные реформы на власть императора?
В России оформился абсолютизм.
Вопросы учителя.
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Учебник стр.36
Коммуника-тивные
умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;
владение устной речью.
1
2
3
4
5
6
7
8
Первичное закрепление учебного материала
Обобщение материала.
Составление
Синквейна и сравнительной таблицы «Положительные и отрицательные последствия петровских реформ.
Запись вывода.
Самостоятельно выполняют задания, проверяют задания , обмениваясь тетрадями.
Выставляют в маршрутных листах итоговую оценку.
Как вы думаете, в чьих интересах проводились государственные реформы Петром I ? Аргументируйте свою точку зрения.
Учитель отмечает степень вовлечения учащихся в работу.
Составьте синквейн о Петре I. Исходя из ваших синквейнов, Петр 1 выходит реформатором. Так, справедливо ли мнение, что Петр Великий своими реформами исказил исторический путь России?
Примерные ответы учащихся: Нет, своими реформами Петр I не исказил исторический путь России, он верил в свой народ, любил его и Россию. Он лишь приблизил ее к развитию ведущих западных держав.
Да, на самом деле Петр всегда оставался патриотом и думал о будущем России, России великой и могучей.
Таким образом, мы выяснили, что эпоха Петра I Великого была временем серьезного переустройства нашей страны. Изменения, реформы этого правителя затронули все сферы жизнедеятельности нашей Родины в XVIII столетии.
Имели место положительные результаты этих реформ:
- Россия превращается в империю (1721 год) c мощной армией и флотом.
-Улучшилось международное положение России.
-Произошло ускорение темпов социально-экономического и культурного развития России.
Но также происходят отрицательные процессы, влияющие на развитие страны:
-Консервация феодально-крепостнических отношений.
-Подавление личности государством.
-Становление абсолютной монархии в России.
-Активное вмешательство государства в социально-экономические отношения.
Да, на самом деле Петр всегда оставался патриотом и думал о будущем России, России великой и могучей.
О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над сомой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы.
Составьте синквейн «Петр 1»
Слайд 17.
Составьте таблицу «Положительные и отрицательные последствия петровских реформ.
Записать вывод на основании таблицы.
Слайд 18
Слайд 20
Регулятивные: развивать способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка.
Познавательные: включают способность решения задач, тестов.
Умения анализировать и оценивать информацию.
Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.
Умение выбирать основания и критерии для анализа и сравнения;
умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;
владение устной речью;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
1
2
3
4
5
6
7
8
Информация о домашнем
задании.
§ 15,
Написать эссе «Петр 1 – тиран или реформатор».
Умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию.
Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.
Умение осознан но использовать речевые средства для выражения своих мыслей.
Рефлексия
Предлагаю написать «письмо самому себе». Опишите ощущения от урока: что понравилось, что не понравилось, что было интересно, что было трудно.
Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимопомощь, правдивость, ответственность).
Умение оценивать процесс и результат своей деятельности на уроке.