12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мельник Виктория Олеговна563
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1 п.Хор района имени Лазо Хабаровского края, стаж 29 лет
Россия, Хабаровский край, район Лазо р.п.Хор
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »

«Реформы Петра I» 10 класс

Тип урока: Урок обобщения, систематизации и закрепления знаний и умений выполнять учебные действия

Форма урока: групповая

Технология: интерактивная технология, элементы игровой технологии; Кейс-технология: метод ситуативного анализа

Техники, методические приёмы – сотрудничество и работа в группах; элементы метода «мозговой штурм» методом «Карусели».

Цель урока:  Обобщение, систематизация знаний обучающихся, закрепление умений выполнять учебные действия, формирование личного мнения у обучающихся о последствиях петровских реформ на дальнейшую историю России

В конце урока учащиеся смогут:

Назвать события внутренней и внешней политики Петра I;

Сформулировать исторические задачи, стоявшие перед Россией в первой четверти XVIII века;

В ходе занятия учащиеся будут иметь возможность:

Вспомнить с товарищами в группе причины реформ Петра I;

Отобрать факты и события внутренней и внешней политики в соответствии с целями петровских реформ;

Пройти группой 3 маршрутных листа с заданиями и набрать максимальный балл;

Работая по методу «Карусель», дополнить работу других групп, таким образом повторить основной фактический материал по теме «Реформы Петра I»;

Дать оценку политике Петра I , на основе анализа его деятельности по решению ключевых проблем России первой четверти XVIII века;

Провести рефлексию собственной деятельности на уроке и оценить работу группы.

Оборудование: ватманы, маркеры, колокольчик для определения регламента работы групп.

Рекомендации: деление учащихся на 3 группы лучше провести до начала урока или когда они входят в класс, предложив вытянуть жетон с одним из 3-х символов – звезда, солнце, квадрат (как вариант 3 разных цвета). Учащиеся сразу рассаживаются для работы в группах. Количество человек не более 6-ти. Заранее 3 модератора, которые являются «хозяевами» столиков, по заданию педагога составили задания – скатерти для команд; данные модераторы и будут экспертами работы групп. Педагог оценивает качество выполнения заданий – скатертей модераторами накануне урока, ставя за это оценку.

В ходе работы будет 3 раунда по 6 минут с переходом участников за разные столики. При этом «хозяева» стола остаются за своими столиками. Их задача – знакомить новых участников с темой скатерти – задания, выслушивать и оценивать ответы групп, следить за тем, чтобы задания выполнялись только с опорой на знания, без учебника. Урок на 40 минут

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1.Мотивационно-целевой

 

4 – 5 минуты

Вступительное слова учителя:

- О Петре I, его реформам идут споры последние 300 лет. Известный историк С. М. Соловьёв отзывался о Петре в восторженных тонах.

«Петр неимоверными усилиями сумел вывести слабый, бедный, почти неизвестный, невежественный народ из этого первоначального положения... Мы имеем полное право назвать его величайшим историческим деятелем, ибо никто не может иметь большего значения в истории цивилизации…»

 

«Мы стали гражданами мира, но перестали быть гражданами России. Всему этому вина Петра. Свое величие он доказал своими блестящими

ошибками» Н.М. Карамзин.

- Такие точки зрения на реформы Петра I уже существуют. Можем мы согласиться с мнениями авторитетных историков? А обязательно наша точка зрения должна совпадать с оценкой одного из этих историков?

А так как тему петровских реформ мы уже изучили, какая цель сегодняшнего урока?

Чтобы давать оценку любым преобразованиям, необходимо понять, как они соотносятся с целью, стоящей перед страной.

-Подумайте, обсудите в группах, сформулируйте и предложите классу главные исторические задачи, стоявшие перед страной в первой четверти XVIII века.

(Фиксирует на доске предложенные учащимися варианты и корректирует их в случае необходимости).

- Что мешало модернизации в России? (фиксирует на доске)

 

Формулирование цели и задач учебной и познавательной

деятельности.

 

 

 

 

 

В течение 1-2 минут идет обсуждение в группах задачи России.

- Затем каждая группа предлагает свой вариант и вместе с учителем (если не прозвучал ответ модернизация) формулируют задачи исторического развития России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможный ответ обучающихся:

МОДЕРНИЗАЦИЯ, ПОПЫТКА УХОДА ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
умение ставить учебные задачи в соответствии с заявленной целью урока, планировать свою деятельность. ЛИЧНОСТНЫЕ:

Понимание необходимости

повторения для закрепления

и систематизации знаний.

Познавательный интерес

к истории России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Информационно-аналитический

 

3 перехода по 6 минут = 18 минут

Организует работу групп по методу «Карусели», в ходе которой должны пройти по 3 маршрутных листа с заданиями и набрать максимальный балл;

Группы по методу «Карусели», проходят по 3 маршрутных листа с заданиями, набирают максимальный балл;

5 баллов – назвать причину реформы;

4 балла – назвать мероприятие и дату в рамках данной реформы;

3 балла – объяснить данный модератором термин по теме.

Шкала оценивания работы:

«5» - 11 – 12 баллов

«4» - 9 – 10 баллов

«3» - 6 – 8 баллов

 

 

Систематизация и обобщение исторического материала по теме урока. Воспроизведение

информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение причин реформ Петра I.

Объяснение значения основных событий и понятий темы.

 

 

ПРЕДМЕТНЫЕ

Умения: формулировать

определения основных понятий и терминов; давать

объяснение причин и общую характеристику петровских преобразований;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию о реформах Петра I

по памяти, давать определения понятий, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий

учителя и модераторов согласно установленным

им правилам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, согласовывать свои ответы. Умение аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать

ответ на вопрос о причинах реформ.

ЛИЧНОСТНЫЕ

Понимание необходимости повторения для закрепления

и систематизации знаний.

Познавательный интерес

к истории России. Умение соблюдать дисциплину во время работы в группах на уроке, уважительно относиться

к учителю и одноклассникам.

2. Информационно-аналитический

 

3 модератора по 1,5 минуты =

4,5 - 5 минут

Группы прошли три маршрута (Приложение 1) и остановились у одного из столов (у одной из реформ). Группа изучает содержание ватмана, оценивает перечисленные причины реформы, события, которые были написаны в общей сложности всеми тремя группами.

- Представляя результаты работы необходимо сделать вывод о деятельности Петра I в деле модернизации страны, результатах реформ на дальнейшую историю России.

Обсуждают в группах и дают оценку перечисленным причинам реформ, фактам с точки зрения их влияния на процесс модернизации в первой четверти XVIII века.

Модераторы от группы представляют результаты работы и делают вывод

ПРЕДМЕТНЫЕ

Умения делать обобщающие

выводы об итогах правления Петра I; давать личную оценку

значения Петровских реформ для современников и потомков.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Познавательные УУД: умение строить речевые высказывания в устной

форме, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

Умение выступать перед аудиторией.

3.Рефлексивно-оценочный

 

3 минуты

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ-КЕЙС

Учитель предлагает вернуться к двум высказываниям историков Соловьева и Карамзина, сделать свой выбор.

- Какая точка зрения историков, разобранных в начале урока, вам ближе – Карамзин или Соловьёв?

ГРАФЫ НА ДОСКЕ «КАРАМЗИН», «СОЛОВЬЁВ»

Если у вас сложилось своё (другое) мнение о петровской реформаторской деятельности, то вы свой «след» размещаете в графе «СВОЁ МНЕНИЕ»

Размещают свои «следы» в зависимости от сделанного выбора:

ГРАФЫ НА ДОСКЕ «КАРАМЗИН», «СОЛОВЬЁВ», «СВОЁ МНЕНИЕ».

При желании ученики со своим мнением могут его озвучить, прокомментировать.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ
делать обобщающие

выводы об итогах правления Петра I; давать личную оценку значения Петровских реформ для

современников и потомков

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Коммуникативные УУД:

Умение высказывать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

ЛИЧНОСТНЫЕ

Личностная оценка деятельности Петра I, его роли в российской истории.

4. ДЗ

 

2 минуты

Учитель объясняет правила выбора и выполнения ДЗ

 

Выполнение разноуровневых

заданий.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Знание хронологии событий и основных дат темы урока. Умение раскрывать

причины и результаты петровских реформ.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Познавательные УУД:

Уметь работать с разно-уровневыми заданиями, строить речевые высказывания в письменной форме, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое

умозаключение, делать выводы.

Регулятивные УУД:

Умение представлять

и оценивать результаты своей работы по ключу учителя.

ЛИЧНОСТНЫЕ
Понимание значения преобразований Петра I для современников и потомков, ценностное отношение к к культурному наследию Петровской эпохи.

5.Рефлексия настроения на уроке

 

2 минуты

 

Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

- На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…

- На этом уроке меня порадовало…

- Я похвалил бы себя…

- Особенно мне понравилось…

- После урока мне захотелось…

- Сегодня мне удалось…

- Я сумел…

- Было трудно… - Я понял, что…

- Теперь я могу… - Меня удивило….

 

 

 

Приложение 1 Маршрутные листы

1

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

5 баллов – назвать причину реформы

 

1)

2)

3)

4 балла – назвать мероприятие и дату в рамках данной реформы

 

 

 

3 балла – объяснить данный модератором термин по теме

(термин задан модератором)

МЕРКАНТИЛИЗМ -

ПРОТЕКЦИОНИЗМ -

ПРИПИСНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ -

 

2

 

РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

5 баллов – назвать причину реформы

 

1)

2)

3)

4 балла – назвать мероприятие и дату в рамках данной реформы

 

 

 

3 балла – объяснить данный модератором термин по теме

(термин задан модератором)

РАТУША-

ГУБЕРНИЯ -

РЕФОРМА -

 

 

3

ВОЕННАЯ РЕФОРМА

5 баллов – назвать причину реформы

 

1)

2)

3)

4 балла – назвать мероприятие и дату в рамках данной реформы

 

 

 

3 балла – объяснить данный модератором термин по теме

(термин задан модератором)

РЕКРУТСКАЯ ПОВИННОСТЬ -

МУШКЕТ -

РЕДУТ -

 

Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (4)

Байтерякова Альбина Фаритовна, 05.08.19 в 15:32 0Ответить Пожаловаться
Интересная разработка урока!
Мещеряков Андрей Геннадьевич, 09.08.19 в 18:19 0Ответить Пожаловаться
Спасибо!!! Подсмотрел интересные решения. Мысль закрутилась...

Отредактировано 09-08-2019 18:20

Мельник Виктория Олеговна, 10.08.19 в 12:18 0Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное! Мнения коллег очень важны, чтобы двигаться дальше...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.