Урок истории в 7 классе «Реформы Петра I»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Хлебенская ООШ»
Новоусманского муниципального района Воронежской области
Методическая разработка урока – презентации по теме:
«Реформы Петра I».
Автор:
учитель истории Голева Е.Ю.
2017 г.
Цель урока:
Образовательная: сформировать у учащихся представление о реформах, проводимых Петром I и их историческом значении.
Развивающая: закрепить навыки исторического анализа (анализа документа); закрепить навыки конспектирования (по учебнику); умения работать с таблицами.
Воспитательная: дать собственную оценку реформам Петра Великого.
Задачи урока:
-
Выяснить причины реформирования страны.
Раскрыть содержание и противоречивый характер реформ.
Способствовать формированию собственной оценки петровских преобразований.
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивный, частично – поисковый.
Основные понятия и термины:
Абсолютизм, аристократия, Правительствующий сенат, генерал-прокурор, коллегии, Тайная канцелярия, Указ о единонаследии, Табель о рангах, губернии, провинции, магистрат, бурмистр, Святейший правительствующий Синод, обер-прокурор.
Оборудование урока:
- учебник «История России для 7 класса» А. А. Данилов, Л.Г.Косулина.
-доска с меловым текстом; портреты Петра I, репродукция Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает своего сына царевича Алексея»; проектор, компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал – конспект-шаблон урока.
План урока:
1. Реформа государственного управления.
2. Указ о единонаследии. Табель о рангах.
3. Областная реформа. Реформа городского управления
4. Церковная реформа. «Дело царевича Алексея».
5. Значение петровских преобразований.
Ход урока:
Организационный момент (1мин) Приветствие. Установление контакта с учениками.
Начало урока: 1) Постановка целей и задач урока.
2) Проверка домашнего задания (тест 2 варианта, работа с картой) 7 мин.
Объяснение нового материала:
Вводное слово учителя (2 мин.).
Уже несколько уроков мы говорили о начале правления Петра I: познакомились с обстоятельствами его восшествия на престол, с внешней политикой царя, с первыми мероприятиями, проводимыми им в качестве царя. Но самое главное, что мы знаем о Петре I – это то, что он был великим реформатором, сильно изменившим своими преобразованиями жизнь нашей страны. И сегодня мы познакомимся с реформами, которые проводил Петр. Мы узнаем, в каких сферах, каким образом и что именно он изменил.
Разъяснение по работе с таблицей - шаблоном урока ( приложение 1).
Учащиеся работают на уроке в парах. Основные записи заносятся в таблицу - шаблон, который потом можно использовать дома при подготовке домашнего задания.
Таблица-шаблон урока (см. в презентации – слайд 6).
Парная работа – 10 мин.
Вопросы для заполнения таблицы- шаблона:
Реформа государственного управления (работа с учебником с. 129-130).
Указ о единонаследии. Табель о рангах (работа с учебником с. 130, с историческим источником «Из указа о единонаследии 23 марта 1714 года»).
Областная реформа (работа с учебником с. 130).
Городская реформа 1720 год (учебник с. 131).
Церковная реформа (учебник с. 131-132).
Физкультминутка (несколько упражнений)- 1-2 мин.
Выступление учащихся с результатами своей работы (от каждой пары 1 ученик). Обсуждение, проверка правильности, запись в тетрадь (15 мин.)
Заключительная часть урока:
1) Выводы – значение петровских преобразований (ученики самостоятельно формулируют вывод по теме) -5 мин.
3) Подведение итогов урока. Рефлексия (приложение 2 - 2мин.), выставление оценок (одна оценка за тест, вторая – за работу в парах).
Д/з – параграф 15, анализ репродукции картины Н. Ге «Пётр I допрашивает своего сына царевича Алексея» – вопрос: в чём вы видите вину царевича Алексея перед отцом и государством, составить словарь понятий.
Приложение 1
Тема: Реформы Петра I.
Таблица - шаблон
Название реформы |
|
Цель реформы |
|
Содержание реформы |
|
Значение реформы |
Приложение 2
Рефлексия
Я узнал…….
Мне было трудно……
Я хотел бы…