Лекция на тему «Региональный компонент по географии во внеурочной деятельности» (5–9 классы)

2
0
Материал опубликован 28 March

Методическая разработка

«Региональный компонент по географии во внеурочной деятельности».

Любовь к Отечеству всегда определяется степенью любви к родной стороне… У каждого человека на земле есть самый дорогой сердцу уголок.

Чтобы действительно любить и гордиться своей родиной, нужно знать её! Создание образа своего родного края, воспитание любви к окружающей местности, формирование гражданской позиции школьника – это одна из основных задач учителя географии. Именно география помогает учащимся увидеть мир таким, какой он есть, сделать правильный выбор жизненного пути в этом сложном мире. 

Региональный компонент изучения географии в последнее время стал основным направляющим компонентом развития всестороннего обучения. Каждому ученику, живущему в определенном субъекте Российской Федерации, необходимо знать о географии, перспективах развития своего края. Для этих целей в школьный курс географии и введен региональный компонент, который в современной системе образования стал играть важнейшую роль в обучении детей.

Традиционным способом изучения регионального компонента в школьном курсе географии является рассматривание краеведческих вопросов на каждом уроке географии, занимая 10–15 % учебного времени. Допустимыми формами организации работы школьников являются научно-исследовательская и поисково-краеведческая деятельность. Исходя из этого, становится понятным, что учитывая сокращение часов на изучение географии в школе, когда ученики толком не могут изучить географию в целом РФ, на региональный компонент изучения географии даётся совсем мало времени. Несколько минут от общего учебного времени ничтожно мало, для того чтобы подробно познакомиться с географией родного края. А ведь изучение региональной географии очень важно, ребенку проще понять некоторые явления и процессы на примере того, что окружает его, с чем он знаком воочию, это так называемый способ овладения знаниями от «частного» к «общему». Овладев приемами региональной географии, дети учатся применять эти знания для решения конкретных задач, предоставляемых учителем географии по общегеографическим курсам.

Поэтому необходимо включать региональный компонент во внеурочную деятельность и предлагать современные формы взаимодействия. Это позволит формировать у учащихся навыки системного мышления, развивать коммуникативные связи между учениками, в интерактивной и интересной форме объяснять учащимся историю родного края.

Внеурочная деятельность обеспечивает более свободную взаимосвязь ученика и учителя: с учителя снимаются ограничения по времени, он не ограничен в формах работы, может применять различные технологии обучения, сделать изучение географии родного региона более наглядным и красочным с использованием межпредметных связей, сотрудничая с организациями туризма и культуры.

 Тема актуальна  на сегодняшний день  и   обусловлена многими факторами:  воспитания патриотов своей Родины;  знание истории и культуры своего народа, приобщение детей к духовной культуре; воспитание человека с активной гражданской позицией, формирование  чувства любви к малой Родине.

Цель:  формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства Архангельской области.
Задачи: 

- формирование географического образа и общих представлений об явлениях происходящих на территории своей малой Родины;

- создание условий для работы самостоятельно с различными источниками информации по региональной географии;

- расширение знаний по географии и экологии, необходимых в решении проблем природоохранной деятельности, адаптации ребенка к условиям современной рыночной экономики, воспитания патриотизма.

- развитие гибкость мышления и поведения. 

В курсе внеурочной деятельности есть возможность заниматься проектной деятельностью, готовиться и участвовать в конкурсах краеведческой направленности, работать с картой, посещать экскурсии и ходить в походы.

1. Проектная деятельность.

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Метод проектов при изучении регионального компонента позволяет построить обучение на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно - ориентированного обучения и педагогики сотрудничества.

Региональный компонент в проектной деятельности не только дает учащимся теоретические знания и влияет на качественное содержание этих знаний, но и активно включает их в работу, позволяет провести самостоятельное, в большей степени практическое исследования родного края. Приобщение детей к географии и культуре родного края развивает в них чувство ответственности и патриотизма, наблюдательность и трудолюбие, дружелюбие и умение осуществлять коммуникацию, заинтересованность и в целом влияет на формирование человека-гражданина своей страны.

Реализовать краеведческие проекты можно на следующих направлениях:

-участие в школьной научно-практической конференции по краеведению;

- участие в районной конференции;

- участие в региональных конференциях.

Темы проектов по региональному материалу:

«Семь чудес Архангельской области»;

«Население Архангельской области»;

«Экологические проблемы Архангельской области»;

«Слово о людях и земле Поморской»;

«Петр 1 в Архангельске»;

«Художественные ремёсла Северного края»;

«Борецкая роспись»;

«Гляжу в озёра синие»;

«История одной фотографии»;

«Заповедные места малой Родины»;

«Семь чудес Виноградовского округа»; и др.

2. Конкурсы, викторины…

Залог успешного обучения– это развитие и активное использование обучающимися своих творческих способностей. Развитие творческих способностей происходит через участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, викторинах, которые способствуют самореализации, дают мощный толчок для развития и углубления знаний, расширяют кругозор.

Краеведческие конкурсы, направлены на развитие  интереса к истории, культуре, природе родного края. Участвуя в конкурсах, дети работают с краеведческой информацией, изучают, анализируют и использовать её в своих целях, что является сегодня залогом успешности.

На школьном и муниципальном уровнях проводятся предметные недели, викторины, просветительские акции, квесты содержащие региональный компонент.

На региональном уровне познавательные и интересные конкурсы с использованием краеведческого материала можно выбрать на сайтах:

- Архангельский областной институт открытого образования https://events.onedu.ru/competition/

- Дворец детского и юношеского творчества (г. Архангельск) https://pionerov.ru/events/meropriyatiya-dlya-detej-2023-god.html

- САФУ https://narfu.ru/hsitas/prof/konkurs/

- ГБУ Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды» https://dvinaland.ru/news/983081

- Конкурсы и гранды в области культуры. Архангельская область. https://culture29.ru/official/contests/?regional=Y

Музей «Малые Корелы» https://cultnord.ru/contests/?type=региональный

3. Интерактивная карта».

Интерактивные карты в процессе изучения регионального компонента географического образования являются новым средством обучения.

Достоинства карт: расширяют кругозор учащихся, активизируют их познавательную деятельность; концентрируют внимание на основных моментах регионального материала, делают его интересным, наглядным за счет использования современных мультимедийных технологий; формирует картографическую компетентность.

Во внеурочной деятельности интерактивную карту, регионального компонента (Архангельская область) можно использовать в конкурсах, проектах, играх, викторинах.

Комплект интерактивных карт «Архангельская область», который можно создать с детьми: «Географическое положение Архангельской области», «Города области», «Достопримечательности», «Гидрография», «Особо охраняемые природные объекты» и др.

4. Экскурсии и туризм по родному краю».

Экскурсии как средство реализации регионального компонента во внеурочной деятельности, имеют массу преимуществ, являются нестандартным средством подачи информации и вызывают особый интерес у учащихся. Экскурсии сопряжены с новыми впечатлениями, повышенным эмоционально-чувствительным фоном детей. Экскурсии — позволяют посетить, и увидеть в живую некоторые памятники природы своего края, самостоятельно проводить исследования, для закрепления теоретических знаний о климате, водах, полученные на уроках региональной географии.

           Главная цель туризма — оздоровление учащихся, но вместе с тем, в туристских путешествиях открываются неограниченные возможности для проявления инициативы школьников, которая направлена на краеведческое изучение родных мест. Туристическая деятельность расширяет кругозор учащихся, и является средством для сплочения коллектива.

Объекты экскурсий, которые можно посетить с детьми, представлены в таблице.

Объекты экскурсии

Месторасположение

Площадь Ленина: город с высоты и музей искусств.

Пешеходная улица Чумбарова-Лучинского.

Улица Поморская с музеями.

Набережная Северной Двины: морской вокзал и пароход «Гоголь», памятник Петру I и тюленю-спасителю.

Микрорайон Соломбала.

г. Архангельск


 

 

К Белому морю на остров Ягры.

40 км от г. Северодвинска

«Малые Корелы» - государственный музей-заповедник русских традиционных деревянных строений Архангельской области (изб, амбаров и других).

Расположен в лесном массиве рядом с деревней Малые Карелы Приморского района Архангельской области, в 25 км к югу от центра Архангельска.

Куртяево – минеральный источник, памятник природы регионального значения.

В Приморском районе Архангельской области, на реке Верховка в 35 км от Северодвинска.

Пинежский заповедник и пинежские карстовые пещеры.

Архангельская область. Парк «Голубино».

Село Ломоносово, историко-мемориальный музей, посвященный М.В. Ломоносову. 

Холмогорский район, село расположено в 3 км. восточнее Холмогор, на острове Куростров.

Антониево- Сийский монастырь

Расположен на полуострове в Большом Михайловском озере близ деревни Антониево-Сийский, в Холмогорском районе, в 160 км от Архангельска.

Озеро Лача – самое большое озеро в Архангельской области.

Расположено на территории Каргопольского района.

Национальный парк Онежское Поморье

(Побережье Белого моря – удобное место для наблюдения за нерпами, тюленями и другими морскими животными.Старинные поселения).

Северная часть Онежского полуострова.

Водлозерский национальный парк.

150 км на СВ от г. Петрозаводска, в 230 км на ЮЗ от г. Архангельска.

Христорождественский собор.

Памятник Александру Баранову — купцу, возглавлявшему пушной промысел, и управляющему «Русской Америкой» на Аляске.

«Старый торг» на Красноармейской площади, улицы: Калинина, 3-го Интернационала, Победы — её ещё называют Купеческой за старые усадьбы и гостиные дворы.

г. Каргополь.

Клоновский заказник

Виноградовкий район, 17 км от д. Конецгорье.

Районный краеведческий музей

п. Березник, Виноградовский район.

 

 

Все вышеперечисленные активные формы внеклассной деятельности помогут учащимся более подробно изучить географические особенности родного края, не только в теории, но и на практике. А также эти формы направлены на сплочение школьного коллектива, что является одной и главных целей педагогики. Изучение региональной географии играет существенную роль не только в учебном процессе, но и в трудовом, нравственном, а также эстетическом воспитании учащихся. Более того, изучение родного края прививает у ребенка любовь к Родине, и не только к малой. Так же воспитывает чувство патриотизма, и это очень важно в современном обществе,

 

Источники информации:

1.Баринова И.И. Изучение родного края – основа формирования национального самосознания / Материалы международной научно-практической конференции «Колпинские чтения по краеведению и туризму. СПБ.: Из-во РПГУ им.А.И.Герцена, 2018. С.18-21.

2.Вострокнутов И. Е. Создание интерактивного кабинета // Сб. научных трудов VI Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы и жизнедеятельности молодежи».– М., 2009. – С. 90–91.

3. Веб-сайт Google Мои карты.  https://www.google.com.hk/intl/ru/maps/about/mymaps/

4.Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области https://pandia.ru/text/78/458/76393.php

5.Требования внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/trebovaniya-k-vneurochnoy-deyatelnost/

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации