Лекция на тему «Региональный компонент по географии во внеурочной деятельности» (5–9 классы)
Методическая разработка
«Региональный компонент по географии во внеурочной деятельности».
Любовь к Отечеству всегда определяется степенью любви к родной стороне… У каждого человека на земле есть самый дорогой сердцу уголок.
Чтобы действительно любить и гордиться своей родиной, нужно знать её! Создание образа своего родного края, воспитание любви к окружающей местности, формирование гражданской позиции школьника – это одна из основных задач учителя географии. Именно география помогает учащимся увидеть мир таким, какой он есть, сделать правильный выбор жизненного пути в этом сложном мире.
Региональный компонент изучения географии в последнее время стал основным направляющим компонентом развития всестороннего обучения. Каждому ученику, живущему в определенном субъекте Российской Федерации, необходимо знать о географии, перспективах развития своего края. Для этих целей в школьный курс географии и введен региональный компонент, который в современной системе образования стал играть важнейшую роль в обучении детей.
Традиционным способом изучения регионального компонента в школьном курсе географии является рассматривание краеведческих вопросов на каждом уроке географии, занимая 10–15 % учебного времени. Допустимыми формами организации работы школьников являются научно-исследовательская и поисково-краеведческая деятельность. Исходя из этого, становится понятным, что учитывая сокращение часов на изучение географии в школе, когда ученики толком не могут изучить географию в целом РФ, на региональный компонент изучения географии даётся совсем мало времени. Несколько минут от общего учебного времени ничтожно мало, для того чтобы подробно познакомиться с географией родного края. А ведь изучение региональной географии очень важно, ребенку проще понять некоторые явления и процессы на примере того, что окружает его, с чем он знаком воочию, это так называемый способ овладения знаниями от «частного» к «общему». Овладев приемами региональной географии, дети учатся применять эти знания для решения конкретных задач, предоставляемых учителем географии по общегеографическим курсам.
Поэтому необходимо включать региональный компонент во внеурочную деятельность и предлагать современные формы взаимодействия. Это позволит формировать у учащихся навыки системного мышления, развивать коммуникативные связи между учениками, в интерактивной и интересной форме объяснять учащимся историю родного края.
Внеурочная деятельность обеспечивает более свободную взаимосвязь ученика и учителя: с учителя снимаются ограничения по времени, он не ограничен в формах работы, может применять различные технологии обучения, сделать изучение географии родного региона более наглядным и красочным с использованием межпредметных связей, сотрудничая с организациями туризма и культуры.
Тема актуальна на сегодняшний день и обусловлена многими факторами: воспитания патриотов своей Родины; знание истории и культуры своего народа, приобщение детей к духовной культуре; воспитание человека с активной гражданской позицией, формирование чувства любви к малой Родине.
Цель: формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства Архангельской области.
Задачи:
- формирование географического образа и общих представлений об явлениях происходящих на территории своей малой Родины;
- создание условий для работы самостоятельно с различными источниками информации по региональной географии;
- расширение знаний по географии и экологии, необходимых в решении проблем природоохранной деятельности, адаптации ребенка к условиям современной рыночной экономики, воспитания патриотизма.
- развитие гибкость мышления и поведения.
В курсе внеурочной деятельности есть возможность заниматься проектной деятельностью, готовиться и участвовать в конкурсах краеведческой направленности, работать с картой, посещать экскурсии и ходить в походы.
1. Проектная деятельность.
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Метод проектов при изучении регионального компонента позволяет построить обучение на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно - ориентированного обучения и педагогики сотрудничества.
Региональный компонент в проектной деятельности не только дает учащимся теоретические знания и влияет на качественное содержание этих знаний, но и активно включает их в работу, позволяет провести самостоятельное, в большей степени практическое исследования родного края. Приобщение детей к географии и культуре родного края развивает в них чувство ответственности и патриотизма, наблюдательность и трудолюбие, дружелюбие и умение осуществлять коммуникацию, заинтересованность и в целом влияет на формирование человека-гражданина своей страны.
Реализовать краеведческие проекты можно на следующих направлениях:
-участие в школьной научно-практической конференции по краеведению;
- участие в районной конференции;
- участие в региональных конференциях.
Темы проектов по региональному материалу:
«Семь чудес Архангельской области»;
«Население Архангельской области»;
«Экологические проблемы Архангельской области»;
«Слово о людях и земле Поморской»;
«Петр 1 в Архангельске»;
«Художественные ремёсла Северного края»;
«Борецкая роспись»;
«Гляжу в озёра синие»;
«История одной фотографии»;
«Заповедные места малой Родины»;
«Семь чудес Виноградовского округа»; и др.
2. Конкурсы, викторины…
Залог успешного обучения– это развитие и активное использование обучающимися своих творческих способностей. Развитие творческих способностей происходит через участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, викторинах, которые способствуют самореализации, дают мощный толчок для развития и углубления знаний, расширяют кругозор.
Краеведческие конкурсы, направлены на развитие интереса к истории, культуре, природе родного края. Участвуя в конкурсах, дети работают с краеведческой информацией, изучают, анализируют и использовать её в своих целях, что является сегодня залогом успешности.
На школьном и муниципальном уровнях проводятся предметные недели, викторины, просветительские акции, квесты содержащие региональный компонент.
На региональном уровне познавательные и интересные конкурсы с использованием краеведческого материала можно выбрать на сайтах:
- Архангельский областной институт открытого образования https://events.onedu.ru/competition/
- Дворец детского и юношеского творчества (г. Архангельск) https://pionerov.ru/events/meropriyatiya-dlya-detej-2023-god.html
- САФУ https://narfu.ru/hsitas/prof/konkurs/
- ГБУ Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды» https://dvinaland.ru/news/983081
- Конкурсы и гранды в области культуры. Архангельская область. https://culture29.ru/official/contests/?regional=Y
Музей «Малые Корелы» https://cultnord.ru/contests/?type=региональный
3. Интерактивная карта».
Интерактивные карты в процессе изучения регионального компонента географического образования являются новым средством обучения.
Достоинства карт: расширяют кругозор учащихся, активизируют их познавательную деятельность; концентрируют внимание на основных моментах регионального материала, делают его интересным, наглядным за счет использования современных мультимедийных технологий; формирует картографическую компетентность.
Во внеурочной деятельности интерактивную карту, регионального компонента (Архангельская область) можно использовать в конкурсах, проектах, играх, викторинах.
Комплект интерактивных карт «Архангельская область», который можно создать с детьми: «Географическое положение Архангельской области», «Города области», «Достопримечательности», «Гидрография», «Особо охраняемые природные объекты» и др.
4. Экскурсии и туризм по родному краю».
Экскурсии как средство реализации регионального компонента во внеурочной деятельности, имеют массу преимуществ, являются нестандартным средством подачи информации и вызывают особый интерес у учащихся. Экскурсии сопряжены с новыми впечатлениями, повышенным эмоционально-чувствительным фоном детей. Экскурсии — позволяют посетить, и увидеть в живую некоторые памятники природы своего края, самостоятельно проводить исследования, для закрепления теоретических знаний о климате, водах, полученные на уроках региональной географии.
Главная цель туризма — оздоровление учащихся, но вместе с тем, в туристских путешествиях открываются неограниченные возможности для проявления инициативы школьников, которая направлена на краеведческое изучение родных мест. Туристическая деятельность расширяет кругозор учащихся, и является средством для сплочения коллектива.
Объекты экскурсий, которые можно посетить с детьми, представлены в таблице.
Объекты экскурсии |
Месторасположение |
Площадь Ленина: город с высоты и музей искусств. Пешеходная улица Чумбарова-Лучинского. Улица Поморская с музеями. Набережная Северной Двины: морской вокзал и пароход «Гоголь», памятник Петру I и тюленю-спасителю. Микрорайон Соломбала. |
г. Архангельск
|
К Белому морю на остров Ягры. |
40 км от г. Северодвинска |
«Малые Корелы» - государственный музей-заповедник русских традиционных деревянных строений Архангельской области (изб, амбаров и других). |
Расположен в лесном массиве рядом с деревней Малые Карелы Приморского района Архангельской области, в 25 км к югу от центра Архангельска. |
Куртяево – минеральный источник, памятник природы регионального значения. |
В Приморском районе Архангельской области, на реке Верховка в 35 км от Северодвинска. |
Пинежский заповедник и пинежские карстовые пещеры. |
Архангельская область. Парк «Голубино». |
Село Ломоносово, историко-мемориальный музей, посвященный М.В. Ломоносову. |
Холмогорский район, село расположено в 3 км. восточнее Холмогор, на острове Куростров. |
Антониево- Сийский монастырь |
Расположен на полуострове в Большом Михайловском озере близ деревни Антониево-Сийский, в Холмогорском районе, в 160 км от Архангельска. |
Озеро Лача – самое большое озеро в Архангельской области. |
Расположено на территории Каргопольского района. |
Национальный парк Онежское Поморье (Побережье Белого моря – удобное место для наблюдения за нерпами, тюленями и другими морскими животными.Старинные поселения). |
Северная часть Онежского полуострова. |
Водлозерский национальный парк. |
150 км на СВ от г. Петрозаводска, в 230 км на ЮЗ от г. Архангельска. |
Памятник Александру Баранову — купцу, возглавлявшему пушной промысел, и управляющему «Русской Америкой» на Аляске. «Старый торг» на Красноармейской площади, улицы: Калинина, 3-го Интернационала, Победы — её ещё называют Купеческой за старые усадьбы и гостиные дворы. |
г. Каргополь. |
Клоновский заказник |
Виноградовкий район, 17 км от д. Конецгорье. |
Районный краеведческий музей |
п. Березник, Виноградовский район. |
Все вышеперечисленные активные формы внеклассной деятельности помогут учащимся более подробно изучить географические особенности родного края, не только в теории, но и на практике. А также эти формы направлены на сплочение школьного коллектива, что является одной и главных целей педагогики. Изучение региональной географии играет существенную роль не только в учебном процессе, но и в трудовом, нравственном, а также эстетическом воспитании учащихся. Более того, изучение родного края прививает у ребенка любовь к Родине, и не только к малой. Так же воспитывает чувство патриотизма, и это очень важно в современном обществе,
Источники информации:
1.Баринова И.И. Изучение родного края – основа формирования национального самосознания / Материалы международной научно-практической конференции «Колпинские чтения по краеведению и туризму. СПБ.: Из-во РПГУ им.А.И.Герцена, 2018. С.18-21.
2.Вострокнутов И. Е. Создание интерактивного кабинета // Сб. научных трудов VI Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы и жизнедеятельности молодежи».– М., 2009. – С. 90–91.
3. Веб-сайт Google Мои карты. https://www.google.com.hk/intl/ru/maps/about/mymaps/
4.Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области https://pandia.ru/text/78/458/76393.php
5.Требования внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/trebovaniya-k-vneurochnoy-deyatelnost/