Реинжиниринг и управление бизнес-процессами. Учебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Тольяттинский государственный университет
Институт математики, физики и информационных технологий
Кафедра «Прикладная математика и информатика»
МКРТЫЧЕВ Сергей Вазгенович, ТОНКИХ Артём Петрович
РЕИНЖИНИРИНГ И УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ.
выполнениЕ курсовой работы.
Учебно-методическое пособие
для студентов заочной формы обучения
по направлению подготовки
Прикладная информатика (уровень бакалавриата)
Тольятти
Издательство ТГУ
2018
УДК 004.9
ББК 3811
Рецензенты:
к.п.н., доцент кафедры прикладной математики и информатики
Тольяттинского государственного университета О.М. Гущина;
д.э.н., завкафедрой прикладной информатики в экономике
Поволжского государственного университета сервиса В.А. Бердников.
Мкртычев, С.В. Реинжиниринг и управление бизнес-процессами. Учебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы / Мкртычев Сергей Вазгенович, Тонких Артём Петрович. – Тольятти: ТГУ, 2018. – 38 с.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования к содержанию и уровню подготовки бакалавра по учебной дисциплине.
В пособии приведен алгоритм выполнения курсовой работы по дисциплине «Реинжиниринг и управление бизнес-процессами»; включающий основные правила и требования к подготовке курсовой работы, методические рекомендации по разработке основных разделов, а также процедуру ее защиты и критерии оценки результатов. Правила и требования к курсовой работе базируются на внутренней нормативной базе университета.
В качестве приложений даются образцы оформления отдельных элементов курсовой работы.
Учебно-методическое пособие может быть полезно студентам направления подготовки «Прикладная информатика», а также профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений в качестве практического руководства при подготовке и защите курсовой работы по дисциплинам проектного менеджмента.
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Тольяттинского государственного университета.
© ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», 2018
© Мкртычев Сергей Вазгенович, Тонких Артём Петрович, 2018
Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Реинжиниринг и управление бизнес-процессами» 8
Рекомендации по объему текста курсовой работы 12
Рекомендации по работе над текстом 12
Рекомендации по написанию введения 13
Рекомендации по представлению результатов и выводов 15
Рекомендации по представлению списка используемой литературы 15
Рекомендации по написанию первой главы «Анализ бизнес-процессов подразделения» 16
Рекомендации по написанию второй главы «Моделирование бизнес-процессов» 18
Оформление основного текста 21
Написание буквенных аббревиатур 23
Оформление списка использованной литературы 27
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа по дисциплине представляет собой самостоятельное законченное исследование на заданную (выбранную) тему, написанное лично студентом под руководством научного руководителя, свидетельствующее об умении студента работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении дисциплины.
Курсовая работа призвана выявить знания студентов по дисциплине и умение применять эти знания в проектной работе. В процессе курсовой работы студент должен проявить свои навыки к самостоятельной работе с научно-технической литературой, к обобщению накопленного опыта и свое умение делать научно-обоснованные выводы и рекомендации.
Выполнение курсовой работы по дисциплине «Реинжиниринг и управление бизнес-процессами» проводится с целью:
углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
закрепления и развития теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения курса «Реинжиниринг и управление бизнес-процессами»;
изучения студентами теоретических и организационно-методических основ реинжиниринга предприятий и компаний;
изучения студентами теоретических и организационно-методических основ управления бизнес-процессами с помощью современных информационных технологий;
изучения студентами технологии применения инструментальных средств моделирования и анализа бизнес-процессов;
формирования умений анализировать, систематизировать и обобщать модели функциональных, организационных и информационных процессов;
получение практических навыков применения технологий реинжиниринга прикладных и информационных процессов;
подготовки к выполнению выпускной квалификационной работы.
Задачами выполнения курсовой работы являются:
углубление уровня и расширение объема профессионально значимых знаний, умений и навыков реинжиниринга и управления бизнес-процессами;
формирование умений и навыков самостоятельной организации учебно-исследовательской работы;
формирование умения работать с нормативными правовыми актами, с учебной и научной литературой, с современными исследованиями в области реинжиниринга и управления бизнес-процессами как российских, так и зарубежных ученых;
овладение современными методами поиска, обработки и использования информации;
формирование умений применять теоретические знания при решении практических задач реинжиниринга и управления бизнес-процессами;
подготовка к практической профессиональной деятельности.
Курсовая работа представляет собой законченную разработку, в которой сформулирована актуальность и место решаемой задачи в предметной области; анализируются литература и информация, полученная с помощью глобальных сетей; определяются и конкретно описываются выбранные методы и средства решаемой задачи, иллюстрируемые данными и формами выходных документов.
Студент в ходе работы над курсовой работой должен знать:
теоретические и организационно-методические основы реинжиниринга и управления бизнес-процессами;
особенности применения процессного и системного подходов к управлению организацией;
технологии реинжиниринга прикладных и информационных процессов;
основные методы и средства информационной поддержки управления бизнес-процессами.
методологии моделирования бизнес-процессов.
Студент в ходе работы над курсовой работой должен уметь:
анализировать, систематизировать и обобщать модели функциональных, организационных и информационных процессов предприятия;
использовать технологии реинжиниринга прикладных и информационных процессов;
использовать основные методы и средства информационной поддержки управления бизнес-процессами;
реализовывать проектные решения с использованием современных информационных технологий и технологий проектирования и программирования;
использовать методологии и программные средств моделирования бизнес-процессов.
Студент в ходе работы над курсовой работой должен владеть:
навыками реинжиниринга прикладных и информационных процессов;
навыками практического применения технологий реинжиниринга прикладных и информационных процессов;
навыками практического применения методов и средств информационной поддержки управления бизнес-процессами;
навыками моделирования бизнес-процессов.
Курсовая работа по дисциплине «Реинжиниринг и управление бизнес-процессами» должна быть связана с решением следующих профессиональных задач:
проведением обследования организаций, выявлением информационных потребности пользователей, формированием требований к информационной системе;
выполнением технико-экономическое обоснований проектных решений;
описанием прикладных процессов и информационного обеспечения решения прикладных задач.
Курсовая работа представляет собой законченную самостоятельную учебно-исследовательскую работу, в которой решается конкретная задача, актуальная для проекта программного продукта, и должна соответствовать видам и задачам профессиональной деятельности обучаемого.
Примерная тематика курсовых работ разрабатывается кафедрой совместно с преподавателем дисциплины «Реинжиниринг и управление бизнес-процессами» и утверждается на заседании кафедры на каждый учебный год.
Тема курсовой работы должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники; должна быть направлена на решение профессиональных задач в области систем управления программными продуктами и формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика.
Примерная тематика курсовых работ доводится до сведения обучающихся на первом занятии по дисциплине «Реинжиниринг и управление бизнес-процессами». Для студентов, обучающихся с использованием ДОТ, примерная тематика курсовых работ размещается в учебном курсе.
Закрепление тем курсовых работ за студентами осуществляется руководителями по согласованию со студентами.
Тема курсовой работы должна соответствовать направлению подготовки «Прикладная информатика». Название темы должно быть кратким, отражать основное содержание курсовой работы.
По решению кафедры может быть сформулирована комплексная тема, разрабатываемая несколькими студентами. В этом случае каждому студенту выдается конкретное задание. Каждый этап комплексной работы имеет свое название, вытекающее из общей формулировки темы, выполняется одним студентом и оформляется отдельной пояснительной запиской.
Тема курсовой работы может быть определена представителем работодателя по профилю направления подготовки. В этом случае задание на курсовую работу согласовывается с представителем работодателя.
Тема может быть предложена самостоятельно студентом при условии обоснования целесообразности ее разработки.
Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Реинжиниринг и управление бизнес-процессами»
Реинжиниринг бизнес-процессов учебного подразделения.
Реинжиниринг бизнес-процессов библиотеки.
Реинжиниринг бизнес-процессов отдела продаж страховых полисов.
Реинжиниринг бизнес-процессов курьерской службы.
Реинжиниринг бизнес-процессов НПФ.
Моделирование бизнес-процессов турагентства.
Реинжиниринг бизнес-процессов отдела выплат личного страхования.
Реинжиниринг бизнес-процессов кадрового агентства.
Реинжиниринг бизнес-процессов торгового агентства.
Реинжиниринг бизнес-процессов спортивной секции.
Реинжиниринг бизнес-процессов службы заказов на обслуживание ВТ.
Реинжиниринг бизнес-процессов центра занятости.
Реинжиниринг бизнес-процессов зоомагазина.
Реинжиниринг бизнес-процессов регистратуры поликлиники.
Реинжиниринг бизнес-процессов отдела сбыта продукции.
Реинжиниринг бизнес-процессов юридического отдела.
Реинжиниринг бизнес-процессов магазина оргтехники.
Реинжиниринг бизнес-процессов магазина средств связи.
Реинжиниринг бизнес-процессов торгового склада
Реинжиниринг бизнес-процессов диспетчерской службы СТО.
Реинжиниринг бизнес-процессов фотостудии.
Реинжиниринг бизнес-процессов колл-центра торгового предприятия.
Реинжиниринг бизнес-процессов диспетчерской службы заказов такси.
Реинжиниринг бизнес-процессов отдела кадров малого предприятия.
Реинжиниринг бизнес-процессов колл-центра страховой компании.
Руководство курсовыми работами осуществляется доцентами и профессорами кафедры «Прикладная математика и информатика».
Основными функциями руководителя курсовой работы являются:
разработка и выдача студенту задания на выполнение курсовой работы;
консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы, оформления (в соответствии с локальными нормативными актами ТГУ и ГОСТ), содержания и последовательности выполнения курсовой работы, выбора методики исследования, обеспечения оригинальности выполнения курсовой работы в соответствии с Порядком обеспечения самостоятельности выполнения письменных работ в ТГУ и графиком консультаций, формируемым самостоятельно;
оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;
систематический контроль за выполнением плана работы.
Задание на курсовую работу выдается по установленной форме за подписью руководителя. Соответствующие части курсовой работы представляются руководителю на проверку. Руководитель может дать студенту рекомендации по улучшению и доработке представленных частей.
За содержание курсовой работы, правильность представленных в ней данных отвечает студент – автор курсовой работы по дисциплине «Реинжиниринг и управление бизнес-процессами».
Курсовая работа по дисциплине «Реинжиниринг и управление бизнес-процессами» содержит теоретическую и практическую части.
Содержание теоретической части раскрывается по публикациям в научной и методической литературе (включая журналы и газеты, публикации в интернете). Здесь излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка, обосновывается и предлагается свое решение, представленное в виде проекта. Весь материал данной части целесообразно разделить по разделам и подразделам. Важны логическая последовательность изложения и отсутствие диспропорций между отдельными разделами. Выводы по разделам должны быть обоснованы и иметь практическую значимость.
Практическая часть рассматривает различные аспекты реинжиниринга и управления бизнес-процессами, начиная с анализа существующего бизнес-процесса предприятия и заканчивая обоснованием целесообразности его автоматизации. Здесь четко обосновывается предложенное в теоретической части проектное решение и с помощью различных инструментальных средств выстраивается доказательная база правильности сделанных выводов. Заключением практической части выступает обоснование реализуемости предложенного решения с оценкой его качества. Полученный результат должен иметь практическое значение для обозначенной предметной области.
По содержанию курсовая работа может носить практический или экспериментальный характер:
курсовая работа практического характера содержит графики, схемы, примеры и т.п. и содержит выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы в практической деятельности организации предметной области;
в основной части курсовой работы экспериментального характера представлены: уровень разработанности проблемы в теории и практике, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов экспериментальной работы, возможность применения полученных результатов. Чаще всего данного типа работы позволяют показать, как изменится деятельность компании после автоматизации отдельных бизнес-процессов и/или внедрения программного обеспечения и т.п.
Структура курсовой работы по дисциплине включает в себя следующие элементы:
титульный лист (приложение А);
задание на выполнение (приложение Б);
содержание (оглавление);
введение, содержащее следующие основные элементы:
постановка задачи с краткой характеристикой разрешаемой проблемы;
обоснование актуальности темы, под которым понимается разбор сущности проблемной ситуации, т.е. обозначение грани между знанием и незнанием в предмете исследования;
формулировка, цель и содержание поставленной задачи, ее место в более общей проблеме;
формулировка объекта и предмета исследования;
обоснование и анализ выбранного метода исследования;
практическая значимость;
апробация решений;
основная часть (главы). Каждая глава завершается разделом «Выводы и результаты по главе»;
заключение (краткий обзор результатов, перспективы дальнейшей деятельности);
список используемой литературы и (или) источников (до 20, в т.ч. не менее 2-х источников на английском языке), оформленный в соответствии с ГОСТ 7.1-2003;
приложения, где должны быть приведены результаты выполнения работы.
Рекомендации по объему текста курсовой работы
Курсовая работа по дисциплине «Реинжиниринг и управление бизнес-процессами» состоит из теоретической и практической частей. Объем работы составляет не более 30 страниц стандартного печатного текста. Приложения не должны превышать 1/3 основного объема курсовой работы.
Дополнительно могут быть включены плакаты, планшеты, стенды, макеты, натурные образцы и модели и др.
Рекомендации по работе над текстом
При работе над курсовой работой необходимо особое внимание уделить:
структуризации текста;
полноте информации;
правильному введению и употреблению терминов (например, одну сущность во всей работе желательно именовать одинаково), в чём очень помогает составление глоссария;
комментированию формул (с указанием всех обозначений) и программных кодов;
выводам по главам и общим результатам.
Введение
Глава 1 Анализ бизнес-процессов подразделения.
Характеристика предприятия.
Организационная структура предприятия.
Идентификация бизнес-процессов подразделения.
Аудит существующих бизнес-процессов подразделения и выявление неэффективного бизнес-процесса.
Выбор метода реинжиниринга бизнес-процесса.
Выводы и результаты по главе 1
Глава 2 Моделирование бизнес-процессов.
Выбор методологии моделирования бизнес-процессов.
Разработка и анализ модели бизнес-процесса AS IS («Как есть»).
Обоснование необходимости автоматизации бизнес-процесса.
Разработка модели бизнес-процесса TO BE («Как должно быть»).
Разработка требований к внедряемой ИС.
Оценка эффективности реинжиниринга бизнес-процессов.
Выводы и результаты по главе 2
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Рекомендации по написанию введения
Структура введения:
характер и история развития предметной области;
актуальность выбранной темы;
наличие родственных работ в данной предметной области;
цель и задачи работы;
описание объекта, предмета и методов исследования.
Объект исследования – сущность, на которую направлен взгляд исследователя. Объектами исследования чаще всего являются различные системы.
Предмет исследования – свойства объекта, интересующие исследователя. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Поэтому определение предмета исследования означает и установление границ поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами.
Цель исследования. В курсовой работе реинжиниринг (реорганизация) бизнес-процессов нацелен на решение следующих задач:
выявление объективной структуры бизнес-процесса;
оптимальное распределение выявленных функций по структурным подразделениям и исполнителям и их автоматизацию.
Метод исследования – характеристика процесса получения новых знаний о предмете. Основные подходы, методологии, средства и методы, которые могут выступать в качестве теоретико-методологической основы курсовой работы:
теоретические основы реинжиниринга бизнес-процессов;
методы проведения и сбора данных при обследовании предприятия;
методологии структурного анализа и моделирования бизнес-процессов;
методологии объектно-ориентированного анализа и моделирования бизнес-процессов;
CASE-технологии структурного и объектно-ориентированного анализа и проектирования;
метод функционально-стоимостного анализа.
Завершается введение описанием структуры работы по главам.
Рекомендации по представлению результатов и выводов
В «ЗАКЛЮЧЕНИИ» рекомендуется определить, какие задачи были решены, определить пути их внедрения и направления дальнейшего совершенствования.
В данном разделе указываются основные результаты выполнения проекта и выводы по результатам работы. Обязательным является описание подходов, методик и способов:
1) получения исходных данных;
2) проведения экспериментов;
3) проверки результатов;
4) анализа результатов с целью обобщения и формулировки выводов;
5) сравнения с другими работами в данной области.
Заключение должно соответствовать введению работы. В нем также необходимо отразить доказанную актуальность работы, цель и поставленные задачи. По каждой задаче необходимо представить полученные результаты.
Выводы по главам представляют собой описание конкретных результатов, полученных при работе над конкретным материалом исследования. Этот же принцип используется и в рамках написания каждого параграфа главы.
Рекомендации по представлению списка используемой литературы
В данном разделе указываются литературные источники, используемые при написании проекта (на все источники должны быть ссылки в тексте курсовой работы).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫРекомендации по написанию первой главы «Анализ бизнес-процессов подразделения»
Целью данной части курсовой работы является анализ бизнес-процессов подразделения, в ходе которого необходимо выявить неэффективный бизнес-процесс – объект проекта реинжиниринга.
Характеристика предприятия
В этом разделе описываются основные сведения о предприятии, в состав которого входит подразделение:
направления предпринимательской деятельности предприятия;
организационно-правовая форма предприятия;
номенклатура выпускаемой продукции и виды услуг;
преобладающий тип производства;
перспективы развития предприятия.
Организационная структура предприятия
В этом разделе требуется описать организационную структуру предприятия и определить место подразделения, объекта исследования, в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Под организационной структурой предприятия понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации.
Определяется тип организационной структуры предприятия: линейный, функциональный, линейно-функциональный, дивизиональный или адаптивный.
Целесообразно разработать схему организационной структуры предприятия и выделить в ней исследуемое подразделение.
Описываются состав и задачи подразделения.
Идентификация бизнес-процессов подразделения
В этом разделе выделяются бизнес-процессы подразделения и по каждому из описываются следующие компоненты:
владелец процесса;
технология процесса (порядок выполнения деятельности по преобразованию информационного и материального потоков бизнес-процесса от входа (исходных объектов) до выхода (результата)) в текстовой форме;
система показателей эффективности процесса;
принципы управления процессом;
ресурсы процесса;
принципы взаимодействия с другими процессами.
Аудит существующих бизнес-процессов подразделения и выявление неэффективного бизнес-процесса
В данном разделе описываются следующие задачи:
проведение обследования подразделения;
выявление «узкого места» – неэффективного бизнес-процесса.
Предлагается методика обследования подразделения, которая состоит из следующих разделов:
программа проведения обследования;
объекты и единицы анализа;
степень детализации анализа;
методы анализа и сбора данных;
правила обработки и характер использования результатов.
Выбираются методы проведения обследования (процедурно-ориентированный метод, предметно-ориентированный метод, метод анализа по структурным элементам системы, метод анализа выходов, метод реакций на воздействие). Описываются методы сбора данных при обследовании (анкетирование, интервьюирование, сбор документов, наблюдение).
Результатом обследования должно быть выявление неэффективного бизнес-процесса подразделения и обоснование необходимости его реинжиниринга.
Выбор метода реинжиниринга бизнес-процессов
В данном разделе должно быть дано обоснование выбора метода моделирования бизнес-процессов в качестве основного метода реинжиниринга исследуемого бизнес-процесса.
В настоящее время общепризнанно, что реинжиниринг невозможен без моделирования исследуемого объекта.
При реинжиниринге фактически пересматривается модель бизнеса, так как появляются новые способы деятельности предприятия.
Рекомендации по написанию второй главы «Моделирование бизнес-процессов»
Моделирование бизнес-процессов позволяет точно представить цели, исследуемые характеристики и конечные результаты каждого вида деятельности. Бизнес-процессы определяют прохождение потоков работ независимо от иерархии и границ подразделений, которые их выполняют.
Методы и средства достижения цели:
построение и анализ модели существующего бизнес-процесса AS IS («Как есть»);
построение модели автоматизированного бизнес-процесса TO BE («Как должно быть»).
Выбор методологии моделирования бизнес-процессов
В этом разделе производится выбор методологии моделирования бизнес-процессов.
В настоящее время для описания бизнес-процессов используется несколько методологий. К числу наиболее распространенных относятся:
методологии структурного анализа и проектирования: IDEF0, DFD, IDEF3;
методологии объектно-ориентированного анализа и проектирования, основанные на стандартах языка UML;
методологии, основанные на стандартах нотации BPMN и др.
Выбор той или иной методологии необходимо обосновать. Целесообразно представить результаты сравнительного анализа различных методологий в таблице.
Приветствуются решения, основанные на интеграции различных методологий моделирования бизнес-процессов.
Следует также выбрать CASE-средство, поддерживающее выбранную методологию моделирования бизнес-процессов.
Разработка и анализ модели бизнес-процесса AS IS («Как есть»)
Данный раздел предназначен для разработки с помощью выбранной методологии графического представления модели бизнес-процесса AS IS («Как есть»).
Модель «Как есть» отражает существующее состояние исследуемого бизнес-процесса.
Для обеспечения наглядности и простоты понимания модели следует выполнить ее декомпозицию.
Созданная модель должна быть проанализирована для выделения «узких мест» существующего бизнес-процесса. Для их устранения предлагается усовершенствовать бизнес-процесс путем его автоматизации (внедрения новых информационных технологий и/или систем).
Разработка модели бизнес-процесса TO BE («Как должно быть»)
Данный раздел предназначен для разработки модели бизнес-процесса TO BE («Как должно быть»).
Модель «Как должно быть» отражает целевое состояние бизнес-процесса, которое в дальнейшем предполагается претворить в жизнь. С учетом цели курсовой работы модель «Как должно быть» является моделью автоматизированного бизнес-процесса.
Для обеспечения наглядности и простоты понимания модели следует выполнить ее декомпозицию. Целесообразно выделить на рисунках новые элементы.
Разработка требований к внедряемой ИС
Данный раздел курсовой работы предназначен для формирования требований к ИС, обеспечивающих повышение эффективности исследуемого бизнес-процесса.
Для разработки требований рекомендуется использовать технологию FURPS+.
Название технология FURPS+ происходит от аббревиатуры, представляющей собой усовершенствованную модель для классификации атрибутов качества программного обеспечения (функциональных и нефункциональных требований). Данная технология широко применяется в программной индустрии в настоящее время.
Пример формулировки требований к ИС по технологии FURPS+:
Functionality, функциональность:
регистрация пользователей;
формирование операционной отчетности;
запись данных в базу данных (БД).
Usability, удобство использования:
наличие справочной информации;
Reliability, надежность:
обеспечение резервного копирования;
Performance, производительность:
допустимое количество одновременно работающих пользователей: 20;
Supportability, поддерживаемость:
возможность масштабирования;
простота инсталляции;
Проектные ограничения:
реализация на платформе «1С: Битрикс».
Рекомендуется предложить готовые ИТ-решения, соответствующие разработанным требованиям к внедряемой ИС.
Оценка эффективности реинжиниринга бизнес-процессов
В данном разделе приводится обоснование методов оценки эффективности реинжиниринга: финансовые (они же количественные), качественные и вероятностные. Для более полной демонстрации конечного эффекта от автоматизации бизнес-процесса, можно использовать как финансовые методы, так и методы нефинансового анализа.
Курсовая работа оформляется в виде рукописи в печатном виде с использованием компьютера.
Текст следует печатать через 1,5 межстрочный интервал, который не должен включать дополнительные интервальные отступы.
Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14 кегль, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм; правое –10 мм; верхнее и нижнее – 20 мм. Текст должен быть отформатирован по ширине. Абзацный отступ должен быть одинаковым во всем тексте работы и составлять 1,25 см.
В тексте все кавычки должны быть оформлены в виде «…», исключение составляет англоязычный текст, где допускаются кавычки типа: "…".
Наименование структурных элементов: «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует располагать в середине строки без точки в конце и печать прописными буквами, не подчеркивая.
Основная часть делится на главы, подразделы и пункты, которые следует записывать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.
Название каждой главы в тексте работы следует писать полужирным 16 кегль шрифтом, а название каждого параграфа – полужирным 14 кегль шрифтом. В конце номера главы или параграфа точка не ставится. В заголовках не допускается использование сокращений и аббревиатур.
Пример описания названия главы, параграфа и пункта:
Глава 1 Название главы
Название параграфа
1.1.1 Название пункта
…
Каждый новый раздел начинается с новой страницы (оглавление1, введение, главы, заключение, список используемой литературы и приложения). Все параграфы одной главы располагаются последовательно без перехода на новую страницу, отделяясь друг от друга пустой строкой.
Главы, параграфы или пункты не должны начинаться и заканчиваться списком, рисунком или таблицей. В конце каждого пункта пишется небольшой вывод-обобщение для перехода к новому пункту.
Написание буквенных аббревиатур
В тексте, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, используются вводимые авторами аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. После первого упоминания полного наименования аббревиатура указывается в круглых скобках и в дальнейшем употребляется в тексте без расшифровки (например, информационная система (ИС)).
Маркированный список. Знак маркировки должен находиться в положении начала красной строки. Расстояние от маркировки до текста в списке должно составлять 0,63 сантиметра. Если текст в пункте списка переходит на следующую строку, то он должен быть выровнен по ширине, если текст не переходит на следующую строку, то он выравнивается по левому краю. Текст в списке должен начинаться со строчной буквы, а заканчиваться точкой с запятой.
Пример оформления такого списка:
Роль иерархического механизма управления выполняет интеллектуальный монитор, который:
управляет функционированием системы;
определяет, когда и какие задачи должны быть выполнены;
выполняет функции интеллектуального конфигуратора, реализующего автоматическое построение функциональной схемы обработки информации на уровне отдельных компонент системы, в зависимости от возникающих на объекте задач.
Нумерованный список. Пример оформления списка с нумерацией со скобкой:
Роль иерархического механизма управления выполняет интеллектуальный монитор, который:
управляет функционированием системы;
определяет, когда и какие задачи должны быть выполнены;
выполняет функции интеллектуального конфигуратора, реализующего автоматическое построение функциональной схемы обработки информации на уровне отдельных компонент системы, в зависимости от возникающих на объекте задач.
Пример оформления списка с нумерацией с точкой:
Роль иерархического механизма управления выполняет интеллектуальный монитор, который:
Управляет функционированием системы.
Определяет, когда и какие задачи должны быть выполнены.
Выполняет функции интеллектуального конфигуратора, реализующего автоматическое построение функциональной схемы обработки информации на уровне отдельных компонент системы, в зависимости от возникающих на объекте задач.
Таблицы должны иметь названия, которые состоят из порядкового номера и собственного названия. Порядковый номер формируется из двух частей:
номер главы, в котором расположен рисунок или таблица;
собственный сквозной номер рисунка или таблицы.
Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки. При ссылках на таблицы следует писать «в таблице 2.3 отражены …».
Таблицы 2.3 – Требования к информационной системе
№ | Раздел | Содержание |
1. | Functionality, функциональность | регистрация пользователей; формирование операционной отчетности |
2. | Usability, удобство использования | наличие справочной информации |
3. | … | … |
| | |
В данном примере, номер 2.3 соответствует тому, что таблица расположена во второй главе третьей.
Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другую страницу. При переносе части таблицы на другую страницу, слева указывают «Продолжение таблицы …».
Таблица № – Пример оформления многостраничной таблицы
| Столбец 1 | Столбец 2 | Столбец 3 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Строка 1 | | | |
Строка 2 | | | |
Продолжение таблицы №
1 | 2 | 3 | 4 |
Строка 3 | | | |
Строка 4 | | | |
В таблице следует указывать единицы измерения исследуемых показателей, если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после названия.
Все иллюстрации (фотографии, схемы, чертежи, рисунки и пр.) обозначаются словом «Рисунок». Рисунки помещаются в тексте в порядке ссылки на них по окончании того абзаца, в котором данный рисунок был первый раз упомянут. Если рисунок занимает около одной страницы, то целесообразно поместить его на отдельной странице сразу после страницы с первым упоминанием о нем.
Между этим абзацем и рисунком оставляется одна пустая строка. Положение рисунка на странице центрируется. Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота текста или путем переворачивания по часовой стрелке.
Порядковый номер рисунка и его название проставляются под ним в одну строку с выравниванием по центру. После подрисуночной подписи оставляется одна пустая строка и продолжается печать текста.
При ссылках на рисунки следует писать «... в соответствии с рисунком 1.5».
Например,
Рисунок 1.5 – Контекстная диаграмма бизнес-процесса «Учет договоров страхования»
В данном примере номер 1.5 соответствует тому, что рисунок расположен в первой главе пятым.
В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.
Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например, «... в формуле (1.3)».
Пример: расчет суммарной дисконтируемой прибыли от эксплуатации технического средства осуществляется по следующей формуле:
(1.3)
где Дt – доходы от эксплуатации технического средства в год t;
Рt – затраты на эксплуатацию технического средства в год t;
Л – ликвидационная стоимость технического средства по истечении срока его службы на предприятии;
r – норма дисконта;
T – расчетный период сравнения вариантов, годы;
t – порядковый номер года.
Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.
Оформление списка использованной литературы
В список используемой литературы включаются все источники, на которые студент ссылается в процессе написания курсовой работы. Источников должно быть не более 20, в том числе не менее 2 на иностранном языке.
При составлении библиографического описания следует руководствоваться ГОСТом Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»; ГОСТом 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
Список формируется в алфавитном порядке и в строго установленной последовательности:
нормативно-правовые акты (законодательные материалы),
научная и методическая литература,
электронные ресурсы,
литература на иностранных языках.
Список обязательно должен быть пронумерован. Каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы.
Пример оформления списка использованной литературы:
Нормативно-правовые акты
Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения [Текст]: ГОСТ Р 51303-2013. – Введ. 2014-04-01. – М.: Изд-во стандартов, 2013. – 36 с.
О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ // Российская газета. Федеральный выпуск №7017 (149). – 2016. – 8 июля. – С. 10.
О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ, ред. от 27.11.2017. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 14.01.2018).
Научная и методическая литература
Крахоткина, Е.В. Методы и средства проектирования информационных систем и технологий: учебное пособие / Е.В. Крахоткина. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. – 152 c.
Мальшина, Н.А. Менеджмент в сервисе: учебное пособие для бакалавров / Н.А. Мальшина – М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017. – 252 c.
Электронные ресурсы
Попова, Т.Д. Организационно-экономические условия и критерии анализа затрат на качество услуг и продукции [Электронный ресурс] / Т.Д. Попова // ИВД, 2012, №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-ekonomicheskie-usloviya-i-kriterii-analiza-zatrat-na-kachestvo-uslug-i-produktsii (дата обращения: 14.01.2018).
Багиев, Г.Л. Концептуальные основы формирования маркетинга взаимодействия в условиях развития рыночных сетей [Электронный ресурс] / Г.Л. Багиев // ПСЭ, 2009, №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-formirovaniya-marketinga-vzaimodeystviya-v-usloviyah-razvitiya-rynochnyh-setey (дата обращения: 14.01.2018).
Литература на иностранном языке
Models and Analysis in Distributed Systems / ed. by S. Haddad, F. Kordon, L. Pautet, L. Petrucci. – London-Hoboken: Wiley-ISTE. 2011. – 368 p.
Приложение оформляется как продолжение курсовой работы на последующих страницах. В тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Их располагают в порядке ссылок на них в тексте курсовой работы.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита.
Например,
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Правила оформления …
К защите допускаются студенты, курсовые работы которых прошли проверку на наличие заимствований (плагиата) из общедоступных сетевых источников и электронной базы данных университета в соответствии с Порядком обеспечения самостоятельности выполнения письменных работ в ТГУ». Для этого все курсовые работы предварительно (за неделю до защиты) должны быть представлены в электронном варианте в следующем виде: Фамилия ИО_полное наименование группы (Иванов СП_ПИп_1501).
Защита курсовой работы проходит на зачётной неделе перед комиссией кафедры. Студент делает доклад по результатам своей работы, по времени – до 5 минут, после чего комиссия и студенты группы задают вопросы.
Для студентов, обучающихся с применением ДОТ, оценивание курсовых работ осуществляет руководитель в системе дистанционного обучения, после размещения там работы студентом.
Курсовая работа оценивается преподавателем отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка «отлично» ставится, если:
научно обоснованы и четко сформулированы: тема, цель, предмет и объект исследования;
содержание курсовой работы доложено в краткой форме, последовательно и логично, продемонстрированы систематические и глубокие знания по дисциплине «Реинжиниринг и управление бизнес-процессами»;
доказана результативность выполненной работы, сделаны четкие и убедительные выводы по результатам исследования;
список литературы в достаточной степени отражает информацию, имеющуюся в литературе по теме исследования, в тексте имеются ссылки на литературные источники;
курсовая работа оформлена аккуратно, имеется необходимый иллюстративный материал.
Оценка «хорошо» ставится, если:
в изложении и представлении материалов курсовой работы были допущены неточности;
содержание курсовой работы доложено последовательно и логично, продемонстрированы систематические и глубокие знания по дисциплине «Реинжиниринг и управление бизнес-процессами»;
ответы на дополнительные вопросы краткие и содержат неточности;
список литературы не полностью отражает проведенный информационный поиск, в тексте нет ссылок на литературные источники;
работа недостаточно аккуратно оформлена, имеется необходимый иллюстративный материал.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если:
к курсовой работе имеются замечания по содержанию, по глубине проведенного исследования;
допущены серьезные ошибки в практической части исследования;
содержание курсовой работы доложено неубедительно, продемонстрированы поверхностные знания по дисциплине «Реинжиниринг и управление бизнес-процессами»;
список литературы не полностью отражает проведенный информационный поиск, в тексте нет ссылок на литературные источники;
курсовая работа оформлена неаккуратно, имеется недостаточно полный иллюстративный материал.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
к курсовой работе имеются замечания по содержанию, по глубине проведенного исследования;
допущены серьезные ошибки в практической части исследования, что свидетельствует о недостаточной сформированности практических умений, навыков, владения необходимыми компетенциями;
при изложении материалов допущены принципиальные ошибки, вопросы не раскрыты, не продемонстрированы необходимые знания по дисциплине «Реинжиниринг и управление бизнес-процессами»;
список литературы не отражает проведенный информационный поиск, в тексте нет ссылок на литературные источники;
курсовая работа оформлена неаккуратно;
в работе установлено наличие плагиата.
Оцененные преподавателем курсовые работы хранятся на кафедре в соответствии с номенклатурой дел университета, для ДОТ – оцененные преподавателем курсовые работы хранятся в системе.
Студент, не представивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший ее, ликвидирует академическую задолженность в соответствии с Положением о промежуточной аттестации студентов.
Основная литература
Волкова, В.Н. Системный анализ информационных комплексов [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.Н. Волкова. – Изд. 2-е, стер. – С.-Пб.: Лань, 2016. – 336 с.
Грекул, В.И. Управление внедрением информационных систем [Текст]: учебник / В.И. Грекул, Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина. – М.: ИНТУИТ, 2017; Саратов: Вузовское образование, 2017. – 224 с.
Грекул, В.И. Методические основы управления ИТ-проектами [Текст]: учебник / В.И. Грекул, Н.Л. Коровкина, Ю.В. Куприянов. – М.: ИНТУИТ, 2017; Саратов: Вузовское образование, 2017. – 392 с.
Гринберг, А.С. Информационные технологии управления [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.С. Гринберг, Н.Н. Горбачев, А.С. Бондаренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 478 с.
Джестон, Дж. Управление бизнес-процессами [Текст]: практ. руководство по успешной реализации проектов / Джестон Дж., Н. Йохан; пер. с англ. [В. Агапова; науч. ред. В. Тренев]. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 648 с.
Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы [Электронный ресурс]: регламентация и управление: учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 319 с.
Кастанова, А.А. Реинжиниринг бизнес-процессов [Электронный ресурс]: метод. указания к лаб. работам / А.А. Кастанова. – М.: РосНОУ, 2014. – 29 с.
Хаммер, Майкл. Быстрее, лучше, дешевле. Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов [Электронный ресурс] / Майкл Хаммер, Хершман Лиза. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 352 c.
Реинжиниринг бизнес-процессов [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.О. Блинов [и др.]; под ред. А.О. Блинова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 343 c.
Силич, В.А. Реинжиниринг бизнес-процессов [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.А. Силич, М.П. Силич. – Томск: ТУСУР, 2014. – 199 с.
Дополнительная литература и учебные материалы
Руководящий документ по стандартизации. Методические указания. Автоматизированные системы. Основные положения» [Текст]: РД 50-680-88. Введ. 1990-01-01. – М.: Изд-во стандартов, 1994. – 8 с.
Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем [Текст]: ГОСТ 34.201-89. Введ. 1990-01-01. – М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2008. – 10 с.
Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы [Текст]: ГОСТ 34.602-89. Введ. 1990-01-01. – М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2009. – 12 с.
Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения [Текст]: ГОСТ 34.003-90. Введ. 1992-01-01. – М.: Изд-во стандартов, 1991. – 16 c.
Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания [Текст]: ГОСТ 34.601-90. Введ. 1992-01-01. – М.: Изд-во стандартов, 1997. – 7 с.
Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам [Текст]: ГОСТ 2.105 – 95. Введ. 1996-07-01. – М.: «Стандартинформ», 2007. – 29 с.
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления [Текст]: ГОСТ Р 7.0.5-2008. Введ. 2008-04-28. – М.: Стандартформ, 2008. – 23 с.
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления [Текст]: ГОСТ 7.82-2001. – Введ. 2002-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 27 с.
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]: ГОСТ 7.1-2003. – Введ. 2004-07-01. – М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2010 – 49 с.
Силич, В.А. Моделирование и анализ бизнес-процессов [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.А. Силич, М.П. Силич; Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники. – Томск: ТУСУР, 2011. – 212 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ АТитульный лист МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт Математики, физики и информационных технологий
(наименование института полностью)
Кафедра «Прикладная математика и информатика»
(наименование кафедры полностью)
09.03.03 «Прикладная информатика
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Бизнес-информатика
(направленность (профиль))
курсовая работа
по дисциплине (учебному курсу)
«РЕИНЖИНИРИНГ И УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ»
(наименование дисциплины (учебного курса))
на тему _____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Студент | (группа, И.О. Фамилия) | (личная подпись) |
Руководитель | Тонких Артём Петрович (И.О. Фамилия) | (личная подпись) |
| | |
Оценка: ________________
Дата: __________________
Тольятти, 20__
ПРИЛОЖЕНИЕ БЗадание на курсовую работу МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт Математики, физики и информационных технологий
(наименование института полностью)
Кафедра «Прикладная математика и информатика»
(наименование кафедры полностью)
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой _____________________
____________ ___________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
«____»___________20___г.
ЗАДАНИЕ
на выполнение курсовой работы
Студент __________________________________________________________
1. Тема ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Срок сдачи студентом законченной курсовой работы ____________________
____________________________________________________________________3. Исходные данные к курсовой работе __________________________________
____________________________________________________________________4. Содержание курсовой работы (перечень подлежащих разработке вопросов, разделов) ___________________________________________________________
____________________________________________________________________
5. Ориентировочный перечень графического и иллюстративного материала ___
____________________________________________________________________
6. Рекомендуемые учебно-методические материалы _______________________ ____________________________________________________________________7. Дата выдачи задания «___» ___________ 20_____г.
Руководитель курсовой работы | Тонких Артём Петрович (И.О. Фамилия) | (личная подпись) |
Представитель работодателя | (И.О. Фамилия) | (личная подпись) |
Задание принял к исполнению | (И.О. Фамилия) | (личная подпись) |
1 Если в курсовой работе выделены главы, то формируется раздел «Оглавление», если структурные части называются «Раздел» или др., то используется «Содержание».
37