12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Козликина Татьяна Владимировна40

Конспект урока

Козликина Татьяна Владимировна, учитель географии МКОУ «Ельцовская средняя общеобразовательная школа» Шипуновского района Алтайского края____________________________________________________

Предмет    география________________________________ Класс____6________________________________

Тема урока _____Реки(1-й урок)_________________________________________________________________

Цели и задачи:

- Создать условия для совершенствования знаний о реках и их частях, питании рек; развивать пространственное представление о географическом положении рек.

- Формировать:

·        навыки индивидуальной и групповой работы;

·        умение ставить цели и находить пути их реализации;

·        умение анализировать и оценивать свою деятельность;

·        умение работать с картографической информацией, таблицей, текстом учебника;

·        ответственное отношение к учению.

 

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, в малых группах (парах).

Учебное оборудование: учебники, атласы, презентация, электронное приложение к учебнику.

 

 

1.      Организационный момент.

Цель: формирование ответственного отношения к учению.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Проверка наличия учебных принадлежностей.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; создаёт эмоциональный настрой на учебную деятельность

 

 

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

Цель:

- выявить уровень усвоения пройденного ранее материала, умение работать со схемами, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы;

- закрепить понятие круговорота воды в природе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Выполнение заданий

Предлагает задание. (Приложение1) Контролирует выполнение работы.  Организует коллективную проверку.

 

3.      Изучение нового учебного материала.

3.1  Мотивация, целеполагание.

Цель: формировать умения ставить цели работы, анализировать учебные задачи.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Смотрят фотографии, прослушивают отрывки стихотворений. Определяют, о чём идёт речь. Формулируют название темы и цели урока (Приложение 3).

Записывают в тетрадях тему урока.

 

- Фронтально говорят всё, что помнят о реках (исток, устье, река); какие реки знают.

Мотивирует на плодотворную работу. Предлагает посмотреть фотографии рек, прослушать отрывки стихотворений (Приложение 2) и определить тему урока. Записывает тему на доске.

 

Задаёт вопрос:

- Что вы знаете о реках?

 

Обозначает проблему через ряд вопросов, ответов на которые у учащихся нет, т.к. многих терминов и связей они не знают:

- Как определить правый и левый берега реки?

- Что такое водораздел?

- Что такое смешанное питание? И т.д.

 

 

3.2. Планирование деятельности по достижению цели.

Цель: Формировать умения планировать пути и выбирать средства достижения поставленной цели; эффективно сотрудничать, уважать мнение другого человека.

Планируют способы достижения целей, определяют, в какой последовательности будут решать учебные задачи; из каких источников они могут получить информацию по этой теме.

 

Организует составление плана работы в ходе фронтальной беседы.

 

 

 

3.3. Реализация плана.

Цель:

-  совершенствовать  знания о реке и её частях, о питании  реки; формировать умения давать определение понятиям  (река, исток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел, речная долина, пойма, типы питания рек), умения  анализировать влияние климата на питание рек;

- формировать умения строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, эффективно сотрудничать, участвовать в коллективном обсуждении, принимать во внимание разные мнения, находить общие решения.

- Работают в парах, предлагают свои определения. Читают определение в учебнике, сравнивают со своим. Записывают в тетрадь научное определение.

- Записывают в тетрадь определение.

 

 

- Рассматривают слайд, выделяют части речной долины, записывают определения в тетрадь.

Анализируют картины, делают выводы.

 

 

 

 

 

- Изображают в тетради по образцу схему реки, подписывают части реки.

Работают с рис.132 на стр. 181 учебника(истоки рек), рис. 139 стр. 186 учебника (устья рек), работают с картами атласа.

 

 

- Отвечают на вопрос, дорисовывают схему в тетради.

 

- Работают с картами атласа (в парах), делают выводы.

 

 

 

- Выдвигают версии, пока не скажут,  что есть правые и левые притоки. В учебнике находят, как их определяют.

Работают с картой атласа, отвечают на вопросы, записывают в тетрадь определение понятия «речная система».

-Работают с рисунками учебника, находят в тексте определение понятий «бассейн реки, «водораздел».

Работают с картами атласа, отвечают на вопросы, анализируют, высказывают свои предположения,  делают выводы.

 

Рассуждают, выявляют закономерность, чертят схему в тетради.

 

 

- Высказывают своё мнение. Делают выводы.

-Предлагает самостоятельно дать определение, что такое река, а затем сверить с тем, что написано в учебнике.

 

- Акцентирует внимание учащихся на определении понятия «русло реки».

 

- Предлагает рассмотреть на слайде презентации речную долину, выделить пойму, террасы. Просит сравнить две картины «Каньон Колорадо» и «На Волге» и ответить на вопрос: чем отличаются речные долины этих рек. Подводит к выводу, что равнинные реки имеют широкую долину, а у горных рек долина узкая и глубокая.

 

 

- Демонстрирует слайды с ключевыми понятиями темы, схемой «Части  реки» (Приложение 4). Предлагает определить,  где находится исток реки, а где-устье. Предлагает задание для работы в парах: а)  рассмотреть рисунки в учебниках с изображением истока и устья рек; б) Найти исток и устье  этих рек на карте в атласе.

- Что может явиться началом реки? Предлагает показать ещё несколько притоков, истоки которых расположены в горах, в болоте, от родника. (Приложение 5 )

- Просит найти истоки Оби, Амазонки, Енисея, Амура, тем самым подводит их к выводу, что иногда реки начинаются от слияния двух рек.

 

- Сколько притоков у нас получилось? Как их будем различать?

- Предлагает индивидуальные задания (Приложение 6).

 

 

- Организует работу с текстом учебника для понимания следующих понятий.

- Предлагает индивидуальное задание (Приложение 7).

- Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи и подводит учащихся к выводу о том, что питание рек зависит от климата.

- Просит проанализировать, зависит ли питание от времени года. Побуждает к высказыванию своего мнения. Предлагает рассмотреть схему типов питания реки на слайде презентации (Приложение 8).

- Предлагает определить тир питания реки Чарыш по сезонам года.

 

 

 

 

4. Закрепление учебного материала.

Цель: формировать умения использовать полученные знания при выполнении заданий по теме; совершенствовать умения владеть монологической и диалогической формами речи, обосновывать собственную позицию; умение адекватно оценивать свою деятельность, понимать причину и суть затруднений.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Выполняют задания.

 

 

 

Осуществляют взаимопроверку.

Анализируют полученные результаты. Сравнивают цели, поставленные в начале урока, с полученными результатами.

(Называют основные позиции учебного материала и как они их усвоили: что получилось, что не получилось и почему).

-Осуществляют предварительную оценку.

- Предлагает выполнить задания (интерактивная доска). Выходят по одному ученику, а затем -  всем работу в рабочей тетради (Приложение 9)

- Организует взаимопроверку.

- Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке; отмечает степень вовлеченности учащихся в работу; организует оценочные высказывания обучающихся.

 

4.      Задание на дом.

Цель: формировать умения ставить новые учебные цели и задачи, планировать пути и выбирать средства.        

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Страница    181-184   (прочитать), выучить определения понятий, выполнить работу  № 4,5 стр. 94   в рабочей тетради, по желанию - №6

Объясняет, что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания. Определяет и разъясняет учащимся критерии  успешного выполнения домашнего задания.

 

 

 

 

 

Приложение 1.

1.       Заполните схему круговорота воды в природе.

2.       Выделите на схеме малый круговорот воды.

3.       Изменяя объём испарения воды с поверхности океана, сделайте вывод о том, как он влияет на остальные компоненты круговорота воды в природе.

 

Приложение 2.

а) Отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дары Терека».

    Терек воет,  дик и злобен,

    Меж утесистых громад.

    Буре плач его подобен,

    Слёзы брызгами летят.

    Но, по степи разбегаясь,

    Он лукавый принял вид

    И, приветливо ласкаясь,

    Морю Каспию журчит.

 

б) А.С. Пушкин.

    Нева всю ночь рвалася к морю…

    И спорить стало ей невмочь…

    По утру над её брегами

    Теснился кучами народ,

    Любуясь брызгами, горами

    И пеной разъярённых вод.

    Но силой ветров от залива

    Переграждённая Нева

    Обратно шла, гневна, бурлива,

    И затопляла острова,

в) Вот отсюда, именно отсюда,

   Из глубин лесного родника

    Вытекает голубое чудо –

    Русская великая река. (О Волге).

 

Приложение 3.

Предполагаемые цели урока:

1.       Что такое река и её части.

2.       Что может быть истоком реки.

3.       Долина реки ( пойма, терраса).

4.       Притоки реки. Речная система.

5.       Бассейн реки и водораздел.

6.       Типы питания реки. От чего они зависят.

 

Приложение 4, 5.                                                                                        приток

 

 

 

 

озеро

                                                                                                      приток

 

 

 

Главное русло

                                                               исток

 

 

 

море

 

 

 

 

                                                              приток

 

                                                                                                                                                   устье

 

 

Приложение 6.

 

 

- Назовите правый и левый притоки Волги.

- Назовите приток реки Оби.

- Какие крупные притоки имеет Енисей? Лена?

- Как определить правые и левые притоки на местности?

- Что образует река со своими притоками?

 

 

Приложение 7.

 

Посмотрите на карту России и найдите границу бассейна реки Лены.

- Какой хребет является водоразделом рек лены и Яны?

- Какой хребет отделяет бассейны Лены и Амура?

- А теперь найдите границу бассейна реки Оби.

- Почему реки не пересыхают?

- Реки постоянно получают питание. Как вы думаете, от чего зависит питание реки?

 

 

 

Приложение 8.

 

 

 

Питание рек

                                                                                                                                                                                                                                                     

 

                                                                                                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ледниковое

подземное

смешанное

снеговое

дождевое

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9.

 

Установите соответствие.

Определения

1)      Место, где река начинается.

2)      Углубление в речной долине, по которому воды реки текут постоянно.

3)      Река со всеми своими притоками.

4)      Граница между соседними речными бассейнами.

5)      Вытянутое в длину углубление на земной поверхности, по которому течёт река.

6)      Место, где река впадает в море, озеро или другую реку

7)      Территория, с которой река и её притоки собирают воду.

Понятия

а) речная система

б) исток

в) русло

г) устье

д) водораздел

е) бассейн реки

ж) речная долина

 

                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

О.А.Климанова

География. Землеведение. 6 класс

2011

М.: Дрофа

 

География. Землеведение. 6 класс: атлас

2011

М.: ДИК, Дрофа

 

География. Землеведение. 6 класс: контурные карты

2011

М.: ДИК, Дрофа

А.В.Румянцев

География. Землеведение. 6 класс: методическое пособие к учебнику «География. Землеведение. 6 класс» под ред. О.А.Климановой

2007

М.: Дрофа

А.П.Кузнецов

География. Землеведение. 6 класс: методическое пособие к учебнику «География. Землеведение. 6 класс» под ред. О.А.Климановой

2010

М.: Дрофа

                   

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.