12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Альберт37
Высшее образование. Учитель географии и краеведения. Стаж 34 года.
Россия, Нововоронеж
Материал размещён в группе «Учительские династии»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Учитель: МАЙОРОВ АЛЬБЕРТ КОНСТАНТИНОВИЧ

МБОУ СОШ № 1 Г. Нововоронеж


Предмет Географическое краеведение

Урок № ___________27____________

Тема урока: Реки Воронежской области

Тип урока:   Комбинированный(повторение, изучение нового материала, практикум)

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Методы и приёмы работы: иллюстративно-словесный, практический, исследовательский

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, интернет)

Цели: формирование представлений об особенностях рек Воронежской области;

развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;

воспитание любви к родному краю, бережного отношения к рекам и природе в целом.

Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с основными реками Воронежской области;
выявить особенности размещения рек на территории области;
рассмотреть источники загрязнения рек и пути решения этой проблемы.
Развивающие: продолжить работу по развитию познавательных способностей;

географического мышления и навыков;

умения пользоваться географической литературой, географическими картами, атласами, контурными картами, по формированию географической культуры учащихся как составной части общечеловеческой культуры.

Воспитательные: способствовать повышению уровню познавательного интереса к краеведению предмету, развитию кругозора, воспитывать творческую, целеустремленную деятельную личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям; учить учащихся проводить связь с современностью.


Планируемые результаты: Называть и уметь правильно показывать на географической карте реки Воронежской области. Правильно использовать в речи географические термины и понятия. Устанавливать взаимосвязи рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей. Личностные: проявление учебно-познавательного интереса к краеведению. Предметные результаты обучения: выявлять и знать географические объекты при изучении темы; знать основные правила работы на уроке.

Предметные результаты обучения: выявлять и знать географические объекты при изучении темы; знать основные правила работы на уроке.

Метапредметные результаты обучения: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами


Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения родного края.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию из учебника, атласа о реках Воронежской области, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата, учиться работать с контурной картой Воронежской области.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом







Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся


1. Организационный







2. Постановка учебной проблемы (целеполагание)




























3. Актуализация знаний

















































4. Открытие нового знания





































5. Физкультминутка (здоровье-

сберегающий компонент)



















6. Самостоятельное применение нового знания. Первичное закрепление знаний















7. Рефлексия.







 Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку: наличие учебных принадлежностей, отмечает отсутствующих на уроке



Читает слова : «Никогда путь к доброму знанию не пролегает по шелковистой мураве, усеянной лилиями: всегда человеку приходится взбираться по голым скалам.» ну или плыть по бурным рекам (слайд № 2) Рёскин Д.


Спрашивает, какой смысл имеют эти слова?

- Давайте сегодня на уроке отправимся в плаванье за новыми знаниями.

Говорит о том, что мы с вами продолжаем изучать краеведение Воронежской области. Предлагает попробовать сформулировать тему сегодняшнего урока по загадкам:

- Бежит без ног, не зная горя,
И добирается до моря (слайд № 3)

- Мостик нужен человеку,
Чтобы ездить через … (слайд № 4)

- Полями, лесом и лугами
Она бежит меж берегами,
Петляет от обрыва к мели,
Тут – быстро, где-то - еле-еле.
Она течёт уже века,
Вот - полноводная … (слайд № 5)

Просит записать тему урока в рабочих тетрадях (слайд 6)

Предлагает вспомнить ранее изученный материал на уроках географии и ответить на вопросы.

Вопросы учителя:

1.Что такое река? (Слайд № 7)

2.Какие бывают реки? (Слайд № 8)

3.Что такое исток реки? (Слайд № 9)

4.Что такое устье реки? (Слайд № 10)

5.Какую территорию называют бассейном реки? (Слайд № 11)

6.Что такое водораздел? Где чаще всего проходит водораздел? (Слайд № 12)

7.Какой характер течения у рек? (Слайд № 13)

8.Что такое режим реки? (Слайд № 14)

9.Какие вы знаете источники питания рек? (Слайд № 15)

10.Как определить где у реки левый берег, а где правый? (Слайд № 16)

11.В каких хозяйственных целях используют реки? (Слайд № 17)











Делает вывод, побуждает учащихся к теоретическому восприятию материала:

Вы правильно сформулировали определения частей реки и знаете ,в каких хозяйственных целях используют реки. Эти знания вам позволят выполнить практические задания на уроке и применить теоретические знания на практике. Давайте теперь подробнее поговорим о реках нашей Воронежской области


Вопросы учителя:

1.Сколько рек и временных водотоков на территории Воронежской области? (1343)

2.Чему равна общая длина рек и временных водотоков? (11 тыс. км.)

3.Сколько рек на территории области имеют длину более 10 км.? (233)

4.Какая река считается самой крупной в области? (Дон)

5.Какое питание имеют реки области? (снеговое -70%, подземными водами – 25%, дождевыми водами – 5%)

6.Что такое паводок? (кратковременный подъем уровня воды в реке)

7.Что такое межень? (самый низкий уровень воды в реке)

8. Когда реки Воронежской области покрываются льдом? (ноябрь – декабрь)

9.Сколько дней в году в среднем реки покрыты льдом? (от 20 до 150 дней)

10. Когда реки нашей области «вскрываются» освобождаются ото льда? (март – начало апреля)

11.Перечислите самые крупные реки Воронежской области. (Дон, Воронеж, Битюг, Хопер) (Слайды № 18-32)

«Игра на внимание»

Верное утверждение - руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок.

1.Самая большая река Воронежской области Дон.

2. К внутренним водам относятся: реки, моря, луга.

3.Реки Воронежской области имею снеговое, подземное, дождевое питание.

4.По территории Воронежской области протекает всего 2 реки.

5.Большая часть поверхностных вод в области находится в реках.


Стимулирует активное участие всех обучающихся к практической части для выполнения задания

1.На контурной карте Воронежской области подписать названия крупнейших рек Воронежской области: Дон, Тихая Сосна, Черная Калитва, Потудань, Богучар, Воронеж, Хопер, Савала, Ворона, Битюг, Усманка, Толучеевка, Икорец .

2. Выписать в два столбика притоки реки Дон:

А) левые в левый столбик

Б) правые в правый столбик

Проверяет и корректирует правильность выполнения заданий.

Сделайте вывод по уроку.

Домашнее задание

1.§ 16, ? стр. 62-63

2. Составить краткую характеристику крупной реки Воронежской области по выбору ( Дон, Битюг, Хопер)

- Возвращаясь к изречению Джона Рёскина, ответьте на вопрос :

- Сегодня путь к знаниям у вас был лёгок или тернист?

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Оцените свою работу на уроке и поставьте оценки в дневниках


Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей, дежурный докладывает об отсутствующих на уроке












Отвечают на вопрос : (чтобы получить знания и стать образованным человеком необходимо трудиться, порой знания даются человеку очень тяжело)








Отгадывают загадки и формулируют тему урока – «Реки Воронежской области» и записывают в рабочих тетрадях. С помощью учителя пытаются поставить задачи.




Учащиеся записывают тему урока вспоминают ранее изученный материал и отвечают на поставленные вопросы фронтальной беседы.


1. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом

2. Горные и равнинные

3. Начало реки

4. Место впадения реки в другую теку, озеро или море

5. Местность, с которой река собирает поверхностные и подземные воды называется бассейном реки

6. Граница между бассейном рек называется водоразделом. В природе это, как правило, возвышенные территории или горы.

7. Равнинные – медленный, горные – быстрый

8. Регулярные (суточные, годовые) изменения состояния реки

9. Снеговое, дождевое, подземными водами

10. Стать лицом по течению реки, справа – правый берег, слева – левый берег

11. Водоснабжение населенных пунктов и промышленных предприятий

Нужды сельского хозяйства

Рыборазведение

Транспортное значение

Рекреационное значение












Работают с учебником, находят и узнают и запоминают информацию, отвечая на вопросы учителя, используя текст учебника § 16 стр. 59-62


1)1343



2) 11тыс. км.



3) 233



4) р. Дон


5) снеговое -70%, подземными водами – 25%, дождевыми водами – 5%


6) кратковременный подъем уровня воды в реке



7) самый низкий уровень воды в реке


8) ноябрь – декабрь


9) от 20 до 150 дней



10) март – начало апреля



11) Дон, Воронеж, Битюг, Хопер



























Используя физическую карту атласа Воронежской области и контурную карту, выполняют задания















Делают вывод. Записывают домашнее задание в дневниках.








Отвечают на вопросы.







Выставляют оценки в дневниках



Рекомендации по оцениванию достижений учащихся


Ι. Актуализация знаний

Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.

ΙΙ. Открытие нового знания

Отметить учеников, которые хорошо работали с картами.

Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом §.

Отметить учеников, которые хорошо приводили аргументы.

ΙΙΙ. Применение нового знания

Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы. 


Реки Воронежской области
PPTX / 1.3 Мб

Опубликовано в группе «Учительские династии»


Комментарии (3)

Кияйкина Наталья Федоровна, 10.01.20 в 21:04 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за информацию! Хотелось бы взглянуть на заявленные слайды.
Горбачёва Марина Юрьевна, 11.01.20 в 06:05 0Ответить Пожаловаться
Презентация в конце работы! Спасибо за то,что воспитываете любовь к малой Родине,раскрывая её красоту!
Альберт, 11.01.20 в 11:32 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий! Действительно, любовь к Родине зарождается через любовь к родной природе, потому что именно она окружает нас с раннего детства. Родные, знакомые места всегда восхищают своей красотой.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.