ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Учитель: МАЙОРОВ АЛЬБЕРТ КОНСТАНТИНОВИЧ
МБОУ СОШ № 1 Г. Нововоронеж
Предмет Географическое краеведение
Урок № ___________27____________
Тема урока: Реки Воронежской области
Тип урока: Комбинированный(повторение, изучение нового материала, практикум)
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Методы и приёмы работы: иллюстративно-словесный, практический, исследовательский
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, интернет)
Цели: формирование представлений об особенностях рек Воронежской области;
развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;
воспитание любви к родному краю, бережного отношения к рекам и природе в целом.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с основными реками Воронежской области;
выявить особенности размещения рек на территории области;
рассмотреть источники загрязнения рек и пути решения этой проблемы.
Развивающие: продолжить работу по развитию познавательных способностей;
географического мышления и навыков;
умения пользоваться географической литературой, географическими картами, атласами, контурными картами, по формированию географической культуры учащихся как составной части общечеловеческой культуры.
Воспитательные: способствовать повышению уровню познавательного интереса к краеведению предмету, развитию кругозора, воспитывать творческую, целеустремленную деятельную личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям; учить учащихся проводить связь с современностью.
Планируемые результаты: Называть и уметь правильно показывать на географической карте реки Воронежской области. Правильно использовать в речи географические термины и понятия. Устанавливать взаимосвязи рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей. Личностные: проявление учебно-познавательного интереса к краеведению. Предметные результаты обучения: выявлять и знать географические объекты при изучении темы; знать основные правила работы на уроке.
Предметные результаты обучения: выявлять и знать географические объекты при изучении темы; знать основные правила работы на уроке.
Метапредметные результаты обучения: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения родного края.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию из учебника, атласа о реках Воронежской области, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата, учиться работать с контурной картой Воронежской области.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный 2. Постановка учебной проблемы (целеполагание) 3. Актуализация знаний 4. Открытие нового знания 5. Физкультминутка (здоровье- сберегающий компонент) 6. Самостоятельное применение нового знания. Первичное закрепление знаний 7. Рефлексия. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку: наличие учебных принадлежностей, отмечает отсутствующих на уроке Читает слова : «Никогда путь к доброму знанию не пролегает по шелковистой мураве, усеянной лилиями: всегда человеку приходится взбираться по голым скалам.» ну или плыть по бурным рекам (слайд № 2) Рёскин Д. Спрашивает, какой смысл имеют эти слова? - Давайте сегодня на уроке отправимся в плаванье за новыми знаниями. Говорит о том, что мы с вами продолжаем изучать краеведение Воронежской области. Предлагает попробовать сформулировать тему сегодняшнего урока по загадкам: - Бежит без ног, не зная горя, - Мостик нужен человеку, - Полями, лесом и лугами Просит записать тему урока в рабочих тетрадях (слайд 6) Предлагает вспомнить ранее изученный материал на уроках географии и ответить на вопросы. Вопросы учителя: 1.Что такое река? (Слайд № 7) 2.Какие бывают реки? (Слайд № 8) 3.Что такое исток реки? (Слайд № 9) 4.Что такое устье реки? (Слайд № 10) 5.Какую территорию называют бассейном реки? (Слайд № 11) 6.Что такое водораздел? Где чаще всего проходит водораздел? (Слайд № 12) 7.Какой характер течения у рек? (Слайд № 13) 8.Что такое режим реки? (Слайд № 14) 9.Какие вы знаете источники питания рек? (Слайд № 15) 10.Как определить где у реки левый берег, а где правый? (Слайд № 16) 11.В каких хозяйственных целях используют реки? (Слайд № 17) Делает вывод, побуждает учащихся к теоретическому восприятию материала: Вы правильно сформулировали определения частей реки и знаете ,в каких хозяйственных целях используют реки. Эти знания вам позволят выполнить практические задания на уроке и применить теоретические знания на практике. Давайте теперь подробнее поговорим о реках нашей Воронежской области Вопросы учителя: 1.Сколько рек и временных водотоков на территории Воронежской области? (1343) 2.Чему равна общая длина рек и временных водотоков? (11 тыс. км.) 3.Сколько рек на территории области имеют длину более 10 км.? (233) 4.Какая река считается самой крупной в области? (Дон) 5.Какое питание имеют реки области? (снеговое -70%, подземными водами – 25%, дождевыми водами – 5%) 6.Что такое паводок? (кратковременный подъем уровня воды в реке) 7.Что такое межень? (самый низкий уровень воды в реке) 8. Когда реки Воронежской области покрываются льдом? (ноябрь – декабрь) 9.Сколько дней в году в среднем реки покрыты льдом? (от 20 до 150 дней) 10. Когда реки нашей области «вскрываются» освобождаются ото льда? (март – начало апреля) 11.Перечислите самые крупные реки Воронежской области. (Дон, Воронеж, Битюг, Хопер) (Слайды № 18-32) «Игра на внимание» Верное утверждение - руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок. 1.Самая большая река Воронежской области Дон. 2. К внутренним водам относятся: реки, моря, луга. 3.Реки Воронежской области имею снеговое, подземное, дождевое питание. 4.По территории Воронежской области протекает всего 2 реки. 5.Большая часть поверхностных вод в области находится в реках. Стимулирует активное участие всех обучающихся к практической части для выполнения задания 1.На контурной карте Воронежской области подписать названия крупнейших рек Воронежской области: Дон, Тихая Сосна, Черная Калитва, Потудань, Богучар, Воронеж, Хопер, Савала, Ворона, Битюг, Усманка, Толучеевка, Икорец . 2. Выписать в два столбика притоки реки Дон: А) левые в левый столбик Б) правые в правый столбик Проверяет и корректирует правильность выполнения заданий. Сделайте вывод по уроку. Домашнее задание 1.§ 16, ? стр. 62-63 2. Составить краткую характеристику крупной реки Воронежской области по выбору ( Дон, Битюг, Хопер) - Возвращаясь к изречению Джона Рёскина, ответьте на вопрос : - Сегодня путь к знаниям у вас был лёгок или тернист? – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? Оцените свою работу на уроке и поставьте оценки в дневниках | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей, дежурный докладывает об отсутствующих на уроке Отвечают на вопрос : (чтобы получить знания и стать образованным человеком необходимо трудиться, порой знания даются человеку очень тяжело) Отгадывают загадки и формулируют тему урока – «Реки Воронежской области» и записывают в рабочих тетрадях. С помощью учителя пытаются поставить задачи. Учащиеся записывают тему урока вспоминают ранее изученный материал и отвечают на поставленные вопросы фронтальной беседы. 1. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом 2. Горные и равнинные 3. Начало реки 4. Место впадения реки в другую теку, озеро или море 5. Местность, с которой река собирает поверхностные и подземные воды называется бассейном реки 6. Граница между бассейном рек называется водоразделом. В природе это, как правило, возвышенные территории или горы. 7. Равнинные – медленный, горные – быстрый 8. Регулярные (суточные, годовые) изменения состояния реки 9. Снеговое, дождевое, подземными водами 10. Стать лицом по течению реки, справа – правый берег, слева – левый берег 11. Водоснабжение населенных пунктов и промышленных предприятий Нужды сельского хозяйства Рыборазведение Транспортное значение Рекреационное значение Работают с учебником, находят и узнают и запоминают информацию, отвечая на вопросы учителя, используя текст учебника § 16 стр. 59-62 1)1343 2) 11тыс. км. 3) 233 4) р. Дон 5) снеговое -70%, подземными водами – 25%, дождевыми водами – 5% 6) кратковременный подъем уровня воды в реке 7) самый низкий уровень воды в реке 8) ноябрь – декабрь 9) от 20 до 150 дней 10) март – начало апреля 11) Дон, Воронеж, Битюг, Хопер Используя физическую карту атласа Воронежской области и контурную карту, выполняют задания Делают вывод. Записывают домашнее задание в дневниках. Отвечают на вопросы. Выставляют оценки в дневниках |
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний
Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.
ΙΙ. Открытие нового знания
Отметить учеников, которые хорошо работали с картами.
Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом §.
Отметить учеников, которые хорошо приводили аргументы.
ΙΙΙ. Применение нового знания
Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.
Реки Воронежской области
PPTX / 1.3 Мб
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Альберт