Методические рекомендации по оформлению презентаций в PowerPoint для уроков ОРКиСЭ
Методические рекомендации по оформлению презентаций для уроков ОРКиСЭ
Составила: Ерофеева М.В.
Санкт-Петербург
2020 год
Данная работа посвящена оформлению презентаций для уроков «Основы религиозной культуры и светской этики» в начальной школе, которые являются эффективной визуальной формой представления информации. Показано, что презентации играют важную роль в освоении детьми образов и понятий данного предмета. Рассмотрены рекомендации по оформлению презентаций по ФГОС. Предложены способы повышения эффективности презентаций.
Пояснительная записка
Эффективность воздействия учебного материала на аудиторию во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения.
Одним из таких приемов, широко используемых в настоящее время, являются компьютерные презентации, позволяющие акцентировать внимание аудитории на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде схем, картинок, графических композиций и др.
Не смотря на огромное количество готовых презентаций в сети Internet можно столкнуться с проблемой подготовки таких презентаций к именно вашему уроку.
Во-первых, для поиска презентации по нужной теме необходимо потратить время;
Во-вторых, любая готовая презентация является только основой и часто содержит ошибки, неточности, которые необходимо устранять перед использованием средства на уроке.
В-третьих, не всегда готовая презентация отражает ход урока. Мы подбираем и выстраиваем презентацию к уроку, а не урок к презентации.
Данная работа поможет преподавателям ОРКиСЭ подготовить качественные презентации к урокам для более качественного и успешного усвоения детьми предлагаемой информации. Поможет составить алгоритм для быстрого и качественного оформления презентации не только на уроки ОРКиСЭ, но и другие предметы.
Выбор данной темы не случаен, я считаю его актуальным не только для себя, но для других. Существуют общие нормативы оформления презентации, но предмет ОРКиСЭ имеет свою специфику.
Презентация
Для понимания рассматриваемого объекта найдем ему определение.
Что такое презентация?
Презентация – это наглядный способ представления информации, использующий текст, изображения и аудио/видеоматериалы, связанный между слайдами (фрагментами) смыслом.
Для детей младшего школьного возраста принцип наглядности применим, как нельзя лучше. Однако, задачи, поставленные обществом перед школой, новая образовательная концепция, поиск эффективных дидактических методов, заставляют современного учителя по–другому посмотреть на проблему средств наглядного обучения, изменить стратегии их применения.
Системно – деятельностный подход, как методологическое основание ФГОС, предполагает сформированность у учащихся способности быстро ориентироваться в складывающихся на уроке учебных ситуациях. Прежние наглядные средства(например, схема, таблица, демонстрационная карточка, учебная картина) уже не обеспечивают желаемого эффекта при их использовании.
Вместе с тем расширение способов наглядности: от предметов и картинок до презентаций и мультимедийных программ оставляет принцип наглядности в обучении по прежнему актуальным. Это связано с тем, что появившиеся наглядные средства имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей.
Несомненно, ИКТ и презентации, в частности, имеют преимущество:
появление компьютера в школе намного облегчило работу учителя (изготовление наглядного и раздаточного материала);
урок проводится на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, качество изображения);
появляется возможность усилить мотивацию учения;
в процесс урока включаются все дети, даже самые пассивные и застенчивые;
чаще возникают и ярче проявляются положительные эмоции, вследствие чего увеличивается объём выполняемой работы и запоминаемого материала.
Наряду с плюсами ИКТ, используемые непродуманно во время урока, вносят много минусов в структуру урока, отрицательно сказываются на здоровье младших школьников:
частое использование ИКТ вызывает утомление зрительных нервов, влияет на нс;
неправильно оформленное место, средство или другое нарушениенорм СанПиНа, отразится на здоровье ученика.
Опыт учителей показывает: если урок превращается в «лекцию со слайдами», учеников начинает не только утомлять, но и усыплять размеренный голос учителя. Особенно часто это наблюдается у младших школьников при условии, что презентация занимает более 15 минут урока и проводится в условиях приглушенного света. Дети - не пассивные слушатели, а активные участники обсуждения представленного материала. Слайды презентации – инструмент, который помогает по-новому осветить тему урока, но не заменить его.
СанПиН и ФГОС
Рассматривать стандарт оформления по ГОСТ не будем, поскольку он предполагает официальное выступление и демонстрацию теоретического материала для других целей.
А что сказано об икт и оборудовании в других документах?
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
V. Требования к помещениям и оборудованию
общеобразовательных учреждений
5.7. «…Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости».
VII. Требования к естественному и искусственному освещению
7.2.4. «…При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк».
Нельзя забыватьо СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»), вступивших в силу с 1 сентября 2011 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
25. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:
1) возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
2) соблюдение:
санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);
получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);
наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определения местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов;
планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;
проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;
26. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
27. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Особого внимания презентации, как к средству ИКТ, применяемому на уроке, не уделяют. Можно предположить, что норм для оформления презентаций на уроки не существует, но это не так.
Типы презентаций
Презентации могут преследовать различные цели. В соответствии с этим можно выделить следующие типы презентаций:
Сопровождение докладов
Данный вид презентаций имеет особую структуру и чаще всего используется как вспомогательное наглядное средство докладчика для визуализации проекта. Для правильного оформления презентаций этого типа руководствуются пунктом 7.1 ГОСТ или методическими рекомендациями конкретного ОУ.
Обучающие (учебные) презентации
Используется в сфере образования при обучении дисциплинам в школе и другом ОУ не имеет четкой структуры, но выполняется согласно рекомендациям.
Торговые и маркетинговые презентации
Презентации этого типа позволяют представить товар или услугу. Данный вид презентаций использует различного вида воздействия и рекламные уловки для более эффективного достижения цели – заинтересованности представляемого продукта.
Рассмотрим учебные презентации подробнее:
Л.А.Беляева выделяет ряд специфических признаков в подготовке и оформлении такого вида презентаций.
1. Функциональность. Презентация органично вплетается в канву урока и является методическим инструментом учителя, а не электронной доской с наглядными пособиями. Она является живым элементом урока. Наличие упражнений отличает обучающую презентацию от познавательной.
2. Нелинейность. Обучающая презентация не статична, а подвижна за счет эффектов анимации и гиперссылок. Она управляет вниманием аудитории. Постепенная (дозированная) подача информации необходима для переключения внимания с одного объекта на другой.
3. Интерактивность. Обучающая презентация имеет элементы обратной связи с обучающимися, которые видят на экране результат проделанной ими работы. Это означает, что упражнение должно быть подвижным – анимационным.
4. Смысловая завершенность. Обучающая презентация представляет законченный фрагмент урока. Она полностью охватывает этап работы над новым учебным материалом и построена на принципе одной трудности.
5. Единый стиль. Обучающая презентация соответствует требованиям, предъявляемым к компьютерной наглядности на уроке иностранного языка, что предусматривает:
единый размер шрифта для заголовков;
единый размер шрифта для текста на всех слайдах;
один тип шрифта для всех слайдов;
один фон для всех слайдов;
умеренную цветовую палитру обучающего электронного продукта;
единообразие эффектов анимации;
единый эффект перехода слайдов;
сбалансированный объем текстовой информации на каждом слайде;
преобладание изобразительной (фотографии, рисунки, клипарт, схемы, таблицы, диаграммы) информации над текстовой;
единая панель управления показом слайдов (маркеры перехода по гиперссылкам).
Оформление
С. Бондаренко предлагает следующий алгоритм оформления презентации:
1. План
Титульная страница (первый слайд);
Введение;
Основная часть презентации (обычно содержит несколько подразделов);
Заключение.
2. Оформление
Текст и заголовки разных слайдов в одном стиле.
Если выбран для заголовков определенный цвет и шрифт, то на всех слайдах заголовки должны быть этим же цветом и шрифтом.
Можно выделить другим шрифтом и цветом цитаты или примечания.
Не использовать часто жирность, курсив и цветной текст.
Необходимо следить за тем, чтобы текст не сливался с фоном, учитывать, что на проекторе контрастность будет меньше, чем у вас на мониторе.
В сети Internet множество различных рекомендаций по оформлению презентаций, но проанализировав их можно выделить пункты, являющиеся неотъемлемой частью презентации.
Рекомендации по оформлению презентаций
Общество на всех этапах своего исторического развития предъявляет серьезные требования к педагогам и учителям, поскольку именно от них зависит его культурно-образовательный уровень. Эти требования всегда выражали особенности конкретной эпохи.
На определяющую роль и большое значение личности учителя в учебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие.
Сейчас требования к личности учителя описаны в документах ФГОС, на которых не буду останавливаться. Отмечу только, что личность учителя и его умения, навыки и знания во все времена являлась образцом для роста и развития самого ребенка. В свете этой мысли и знаний о том, что по ФГОС ученик должен приобрести знания относительно ИКТ - компетентности, можно сделать определенный вывод:
«Умение учителя работать с ИКТ, а в частности, с презентацией, отражается на эффективности приобретения ИКТ - компетентности ученика».
Следовательно, наши презентации должны нести дополнительную функцию наглядного примера правильной презентации.
Возможно ли это осуществить посредством предмета ОРКиСЭ?
Для начала сформулируем основные пункты плана по работе с презентацией.
Выбор темы.
В данном случае темы выбирается в соответствии с ПТП.
Выбор цели презентации
Какова цель используемой презентации?
При проектировании своего мультимедийного урока нужно задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль играет этот урок в изучаемой теме, для чего предназначен.
Каковы особенности слушателей?
Для активного класса можно включить больше интерактивных элементов.
Какова продолжительность презентации и планируемое содержание?
Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах урока.
Тип урока №1(По ФГОС) Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цели: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины; сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Тип урока №2 (По ФГОС) Урок рефлексии.
Цели: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта; закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Тип урока №3 (По ФГОС) Урок систематизации знаний.
Цели: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы; научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Тип урока №4 (По ФГОС) Урок развивающего контроля.
Цели: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль; проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Использование мультимедийных презентаций наиболее востребовано в настоящее время в преподавательской среде в качестве иллюстративного материала к урокам – беседам. Поскольку уроки ОРКиСЭ проходят, чаще всего, в виде диалога, дискуссии, то безусловно презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие и запоминание представленного материала. Эти презентации призваны проиллюстрировать рассказ учителя и расширить возможности работы с темой.
Оформление презентации и структура
Не смотря на то, что показ презентации не должен превышать 20-25 минут, умелое оформление и четкая структура помогут в дальнейшем не только вам, но и коллегам.
Чтобы понять, по какой именно структуре работать с презентацией, необходимо проанализировать структуру самого урока.
Для примера рассмотрим урок первого типа: обретение новых знаний (ОНЗ)
1) Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.
2) Постановка цели и задач урока.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Структура презентации в соответствии со структурой урока ОНЗ
Титульная страница (1 слайд):
Учебное заведение;
Тема урока;
Фамилию, имя и отчество выполнившего презентацию;
Введение (1-2 слайда):
Мотивация к учебной деятельности
Постановка целей и задач
Актуализация знаний
Основная часть (4-5 слайдов):
Первичное усвоение новых знаний
Первичная проверка понимания
Первичное закрепление
Заключение (1-2 слайда):
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Оформление презентации. Рекомендации.
Для новых презентаций PowerPoint по умолчанию использует шаблон презентации. Старайтесь подобрать фон (шаблон) в соответствии с темой урока, не обремененную деталями (рисунками, надписями, которые невозможно будет убрать). Не следует делать слайды слишком пёстрыми и разрозненными по цветовому решению. Это вредит формированию неустойчивых зрительных образов.
Не размещайте на одном слайде сразу несколько блоков зрительной или текстовой информации. Это отвлекает, рассеивает внимание, ухудшает концентрацию.
Текст должен контрастировать с фоном, иначе слайд будет плохо читаем.
Использование на слайдах не более трёх-четырёх цветов благоприятно влияет на концентрацию внимания и улучшает восприятие.
При разработке презентации важно учитывать, что материал на слайде можно разделить на главный и дополнительный. Главный необходимо выделить, чтобы при демонстрации слайда он нёс основную смысловую нагрузку: размером текста или объекта, цветом, спецэффектами, порядком появления на экране. Дополнительный материал предназначен для подчёркивания основной мысли слайда.
Уделите особое внимание такому моменту, как «читаемость» слайда. Для разных видов объектов рекомендуются разные размеры шрифта. Заголовок слайда лучше писать размером шрифта 28-32, подзаголовок и подписи данных в диаграммах – 22-26, текст, подписи и заголовки осей в диаграммах, информацию в таблицах – 20-22.
Для выделения заголовка, ключевых слов используйте полужирный или подчёркнутый шрифт. Для оформления второстепенной информации и комментариев – курсив.
Чтобы повысить эффективность восприятия материала слушателями, помните о «принципе шести»: в строке – шесть слов, в слайде – шесть строк.
Для хорошей читаемости презентации с любого расстояния в классе текст лучше набирать понятным шрифтом. Это могут быть шрифты Arial, Bookman Old Style, Calibri, Tahoma, Times New Roman, Verdana или любые другие с легкоузнаваемыми контурами букв.
Старайтесь избегать использования слайда «картинка, обтекаемая текстом». Иллюстрацию лучше разместить на отдельном слайде, подписав под ней основную информацию. Текст в этом случае лучше воспринимается на слух.
Старайтесь избегать использования слайда «картинка, обтекаемая текстом». Иллюстрацию лучше разместить на отдельном слайде, подписав под ней основную информацию. Текст в этом случае лучше воспринимается на слух.
Не следует перенасыщать презентацию спецэффектами. Чрезмерное обилие мигающих, вертящихся и скачущих объектов, посторонних звуков, анимационных картинок отвлекает слушателей и мешает им удерживать внимание на основном содержании выступления.
С помощью анимации хорошо выделять ключевые слова, цифры, обозначать выводы. Будет лучше, если анимация настроена на выделение цветом, а не на разного рода движения букв на экране.
Подбирайте картинки в соответствии с темой. На уроках ОРКиСЭ это особенно важно. И если изображение религиозных атрибутов на уроках необходимость, то, как быть с иллюстрациями ада/рая или добра/зла? Мирское представление этих понятий не соответствует описанию Библии. Тут очень тонкая грань.
Подбираемая картинка/иллюстрация должна быть хорошего качества. Если изображение четкое, при растягивании не деформируется, то картинка подобрана удачно.
Перед тем, как завершить презентацию, проверьте её читаемость. Отойдите на некоторое расстояние от презентации и просмотрите её. Если смогли прочитать, рассмотреть все, что планировали показать, то презентация готова.
Вывод
Таким образом, мультимедийная презентация становится одним из эффективных методов организации обучения на уроках ОРКиСЭ. Это мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно — урочной системы. Внедрение этой деятельности и соблюдение приведенных методических рекомендацийпоможет добиться высоких показателей уровня качества знаний учащихся, интенсифицировать образовательный процесс, развить логическое мышление и ассоциативную память учащихся, позволит учителю организовать освоение современных информационных технологий и сформировать у учащихся необходимые навыки самостоятельной работы с современными системами.
Литературные источники
Шмелева О. В. ИКТ-компетентность педагога — важнейший фактор реализации ФГОС [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 80-85.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование, 1998
А. В., Попова Н. Б. Классификация средств наглядности в современной системе обучения // Мир науки, культуры, образования.2007. № 2. С. 88–92.
Суворова Н. Г. Методика критического мышления. Как лучше организовать урок // Учитель. 2010. № 4. С. 22–26.
Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002//Вопросы Интернет образования. – 2007. – №47
Федеральный государственный образовательный стандарт. – http://standart.edu.ru/
Бондаренко С. Как правильно оформить презентацию? Простые советы! – http://it-uroki.ru
Низамова А. Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе. - https://pedsovet.org