Методические рекомендации по оформлению портфолио педагога-психолога
Методические рекомендации
по оформлению портфолио профессиональных достижений для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в целях установления высшей квалификационной категории по должности
«педагог-психолог»
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 г. № 276.
Аттестация представляет собой экспертизу документов и материалов, собранных в индивидуальной папке аттестуемого работника (портфолио профессиональных достижений), свидетельствующих о результатах его профессиональной деятельности в заявленной должности.
Цель данных рекомендаций – конкретизировать требования к составлению и оформлению портфолио профессиональных достижений.
Структура портфолио профессиональных достижений включает в себя разделы, количество и наименование которых соответствуют пунктам, указанным в требованиях к содержанию портфолио профессиональных достижений для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в целях установления первой (высшей) квалификационной категории по должности «педагог-психолог», утвержденных приказом МО РБ от 22.09.2015 г. № 1860.
Набор документов по каждому показателю предваряется разделительным листом, включающим в себя номер и наименование критерия (показателя). Основное содержание портфолио достижений составляют материалы и документы, представленные на бумажном носителе в виде справок, отчетов, таблиц, распечаток, копий грамот, дипломов, сертификатов, свидетельств и т.п., заверенных администрацией образовательной организации.
В титульном листе портфолио профессиональных достижений указываются фамилия, имя, отчество аттестуемого, должность, по которой проводится аттестация, место работы, фотография, заявленная квалификационная категория (все – в именительном падеже), дата проведения экспертизы.
ПОРТФОЛИО
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
для оценки профессиональной деятельности
при аттестации в целях установления
квалификационной категории
Ф.И.О. Ломакина Вера Васильевна
Должность педагог-психолог
Место работы МБОУ лицей №94 Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Заявлена высшая квалификационная категория
Дата проведения экспертизы _______________________________________________________________________________
1. Динамика личностного
и интеллектуального развития
субъектов образования по итогам
мониторинга организации
в межаттестационный период.
1) Проведение диагностического минимума, в первых классах с целью определения уровня готовности детей к школьному обучению (начало года); определения уровня адаптации к школьному обучению учащихся 1-х классов (вторая четверть, конец года).
Цель и задачи обследования:
· определение уровня школьной адаптации
· ранняя диагностика симптомов дезадаптации и факторов риска
· выявление групп школьников, испытывающих трудности в обучении, общении, в усвоении школьных правил
· предупреждение и преодоление дезадаптации.
Используемые методики:
1) «Корректурная проба»;
2) «10 слов», Образная память;
3) Методика МЭДИС;
4) Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (модификация «Беседы о школе» Т.А. Нежновой).;
5) Шкала явной тревожности CMAS;
6) Тест О.А. Ореховой «Домики»
Анализ результатов диагностических обследований:
По результатам обследования первых классов были получены следующие данные:
Количество первых классов - 4.
Количество учащихся в первых классах – 100.
Количество обследованных – 99.
2) Диагностическая работа во вторых классах осуществлялась по запросу классных руководителей.
Была проведена диагностика внимания, мотивации и мышления во всех вторых классах по методикам:
· Тест Пьерона-Рузера
· Анкета Лускановой
· Шкала явной тревожности CMAS
Получены следующие данные:
5) Определение уровня развития познавательной, эмоциональной, коммуникативной и личностной сферы при переходе в среднее звено 5-го класса (начало-конец года).
Цель: оказание психолого-педагогической поддержки учащихся 5 классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.
Задачи: 1. Создание условий для успешной адаптации.
2. Повышение уровня психологической готовности к обучению, познавательному развитию.
3. Адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и потребностям учеников.
Используемые методики:
n Внимание: Корректурная проба Бурдона Б.;
n Память: «10слов», пиктограммы;
n Мышление: Групповой интеллектуальный тест;
n Мотивация: Анкета Лускановой Н.Г.;
n Тревожность: Опросник Филиппса;
n Агрессия: Тест Басса- Дарки;
n Социометрия Морено Дж.
n Анкета, направленная на изучение психологического климата в классе
На основании полученных данных были проведены консультации с классными руководителями, родителями и учениками. Составлены рекомендации.
Были определены проблемы и трудности, которые решались на фронтальных занятиях на классных часах и в индивидуальном порядке.
Директор (заместитель директора) ________________________ / Асеева Н.В./
2. Участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ
образовательной деятельности.
Принимает меры по оказанию различных видов психологической помощи.
Учебный год |
Название программы |
Класс |
Результат (экспертиза) |
2009-2010 |
«Частицы моего Я» |
7-8 |
район.метод.совет |
2011-2012 |
«Основы профориентации учащихся» |
8-9 |
район.метод.совет |
2012-2013 |
«Основы конструктивного общения» |
9-11 |
район.метод.совет |
2013-2014 |
«Твой выбор». Курс предпрофильной подготовки |
9 |
район.метод.совет |
Директор (заместитель директора) ________________________ /Асеева Н.В./
По пункту «Принимает меры по оказанию различных видов психологической помощи» оформляется аналитическая справка по основным видам деятельности педагога-психолога за отчетный период (указывается кол-во мероприятий)
Направления деятельности |
2013 - 2014 |
2014-2015 |
||||
обучающиеся |
педагоги, администрация |
родители |
обучающиеся |
педагоги, администрация |
родители |
|
Диагностика Ø Индивидуальная |
123 |
47 |
32 |
141 |
45 |
48 |
Ø Групповая |
42
|
11 |
10 |
44 |
11 |
12 |
Консультирование Ø индивидуальное |
264 |
54 |
126 |
281 |
55 |
103 |
Ø групповое |
18 |
5 |
6 |
19 |
6 |
8 |
Коррекционно-развивающая работа Ø индивидуальная |
102 |
12 |
10 |
108 |
14 |
12 |
Ø групповая |
18 |
4 |
4 |
20 |
5 |
5 |
Психологическое просвещении |
35 |
24 |
18 |
39 |
26 |
19 |
Профилактика |
14
|
16 |
15 |
15 |
16 |
18 |
Экспертиза |
134
|
4 |
4 |
154 |
5 |
4 |
Директор (заместитель директора) ________________________ /Асеева Н.В./
Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
Год
|
Полное наименование мероприятия с указанием статуса (школьный, муниципальный, республиканский, межрегиональный, федеральный и т.д.) |
ФИО обучающегося (класс) |
Результат участия
|
2012-2013 |
Малая Академия Наук школьников (Муниципальный этап) |
Фархутдинов Т., Мусоев Д.9б |
I место |
2012-2013 |
Малая Академия Наук школьников (Муниципальный этап) |
Шарафутдинова Э.9б |
II место |
2013 |
Всероссийская дистанционная олимпиада по психологии «Психология без границ» |
Нуриахметова Д., Мишарина М., Меркулова Е.,Ганеева Д., Баженова М. |
Призеры |
2014 |
Дистанционная олимпиада по психологии «Пси-фактор» |
Хайруллина Алсу |
Участник |
02.2015 |
Всероссийский конкурс «Медалинград -2015» |
Ганеева Д. 9в |
III место |
09.2015 |
Всероссийский конкурс «Мои таланты» |
Сафина Э. 9а |
II место |
Директор (заместитель директора) ________________________ /Асеева Н.В./
3. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов психологического сопровождения образования, транслирование психолого-педагогического опыта, практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объединений педагогов-психологов
3.1. Личный вклад в психологическое сопровождение образования, совершенствование методов психологического обеспечения образования.
Год |
Участие в конференциях, семинарах, мастер-классах или других мероприятиях (с указанием статуса мероприятия). Повышение квалификации по психологическому профилю. Участие в творческой группе по совершенствованию методов психологического обеспечения образования. Участие педагогом-психологом в исследовательской деятельности, участие в апробации новых психолого-педагогических методик. Разработка и внедрение в образовательный процесс авторских программ. Разработка и публикация учебных, методических пособий и рекомендаций. |
2012 |
КПК «Психологическое сопровождение профессионального самоопределения школьников в условиях введения ФГОС нового поколения» ГАОУ ДПО ИРО РБ |
2012 |
Выступление на семинаре для слушателей КПК ИРО РБ «Психологическое обеспечение введения и реализации ФГОС нового поколения» |
2012 |
Публикация учебно-методического материала «Памятки для классных руководителей» в электронном СМИ (nsportal.ru) |
2012 |
Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы» |
2012 |
Участие в Республиканской научно-практической конференции «Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях» |
2013 |
Участие в Общероссийском конкурсе «Лучшая научно-популярная статья по педагогике и психологии» (Диплом III степени) |
2013 |
Участие в семинаре «Организация образовательного процесса в условиях внедрения и реализации ФГОС ООО» |
2014 |
КПК «Организация образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС ООО в ОУ» ГАОУ ДПО ИРО РБ |
2014 |
Публикация методической разработки «Психологическая характеристика на ученика» в электронном СМИ (InfoUrok.ru) |
2014 |
Участие во Всероссийском проекте по популяризации нового подхода к деятельности работников образовательных учреждений в свете ФГОС и их реализации в ОУ России |
2014 |
Участие во II Международном фестивале научно-методических разработок, уроков, внеклассных мероприятий «Профессиональная помощь логопеда и психолога» |
2015 |
КПК «ФГОС основного общего образования: содержание, механизмы реализации» НОУ ВПО «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия» |
2015 |
Обучение на семинаре-тренинге «Профориентация в школе – новый взгляд и современные подходы» |
2005 |
Участие в Межрегиональном Интернет-педсовете «Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования» |
2015 |
Публикация методической разработки «Урок психологии для учащихся 5 классов» в электронном СМИ (multiurok.ru) |
2015 |
Публикация методической разработки «Урок психологии для учащихся 5 классов» в электронном СМИ (gotovimurok.ru) |
2015 |
Организация и выступление на семинаре-практикуме для психологов Советского района г. Уфа «Современные методы профориентации школьников» |
Директор (заместитель директора) ________________________ / Асеева Н.В./
3.2. Продуктивное использование современных психолого-педагогических технологий
Наименование технологии
|
Обоснование выбора |
Системность использования (периодичность) |
цифровые образовательные ресурсы |
|
Ежедневно |
здоровьесберегающие технологии |
Передо мной, как психологом, встала задача психологической поддержки детей, направленная на сохранение психологического здоровья в МБОУ. Такая поддержка включает в себя следующие виды работы: - выявить факторы, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей; - комплектование «группы риска» для коррекционных занятий; проведение занятий; - создание благоприятного психологического климата в школе и семье; - применение педагогами здоровье сберегающих технологий в режиме дня на уроках. В процессе групповой работы используются следующие приемы: · Дыхательные гимнастики; · Упражнения на развитие психофизической регуляции; · Упражнения на развитие двигательной координации; · Динамо - статические упражнения на развитие выразительности мимики и жестикуляции; · Упражнения и этюды на развитие умений соотносить и отображать эмоциональные состояния; · Методики и техники по повышению самооценки и уровня социальной компетентности детей в их взаимоотношениях с окружающим миром; · Методики и техники по развитию умений находить позитивный выход из проблемных ситуаций; · Релаксация. Выбирая наиболее эффективные методы работы, способствующие сохранению психического и эмоционального здоровья детей, предпочтение отдала следующим формам работы с родителями: · Психолого-педагогическое просвещение: тематические выступления на родительских собраниях («Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи», «Адаптация детей к условиям школы», «Психофизические возрастные особенности развития школьников» (по возрастам), «Кризис 7-х лет», «Правила общения с детьми», «Причины детской агрессивности и методы ееустранения» и т.п.), обеспечение специализированной психолого- педагогической литературой, статьи и памятки в родительских уголках по формированию психолого-педагогической культуры родителей; · Обучающие занятия с целью формирования представлений о методах и приемах взаимодействия родителей с детьми; · Индивидуальное консультирование по вопросам развития, воспитания и обучения. · Обучения агрессивных школьников способам выражения гнева в приемлемой форме; · Обучения школьников умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции; · Обучения учащихся бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр; · Повышения самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей; · Обучения учащихся навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде. |
На коррекционных и развивающих занятиях, родительских собраниях, лекциях, классных часах. |
арт-терапевтические технологии |
В своей работе я использую следующие атр-терапевтические методы: · Сказкотерапия (рассказывание сказки, рисование сказки, сказкотерапевтическая диагностика, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки).· Музыкотерапия (используется для решения следующих задач: · Снятие негативных эмоциональных реакции (тревожность раздражительность) · Стимуляция двигательных функций; · Развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений восприятий, представлений) и сенсорных способностей. · Улучшение общего эмоционального состояния, исполнения качества движений). · Игровая терапия (Игра помогает ребёнку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы поведения, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. · Песочная терапия (песок можно использовать для решения следующих проблем: 1. навязчивые состояния; 2. повышенная тревожность, страхи, панические состояния; 3. различные формы нарушений поведения; 4. сложности во взаимоотношениях, одиночество; 5. психосоматические заболевания; 6. сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях; 7. самопознание).
|
На коррекционных и развивающих занятиях |
Директор (заместитель директора) ________________________ / Асеева Н.В./
3.3. Транслирование психолого-педагогического опыта, практических результатов своей профессиональной деятельности
Год |
Тема «открытого» урока, мероприятия, мастер-класса, выступление на педагогическом совете, на конференции, семинаре или другом мероприятии. Участие в профессиональных конкурсах.
|
2012 |
Выступление на педагогическом совете «Адаптация пятиклассников» |
2012 |
Семинар для классных руководителей 1 классов «Как помочь первоклассникам адаптироваться в школе» |
2013 |
Выступление на педагогическом совете «Одаренный ребенок в школе. Мифы и реальность» |
2014 |
Семинар для классных руководителей «Осторожно, суицид» |
2014 |
I место во II Международном конкурсе профессионального мастерства «Профессиональная помощь логопеда и психолога» |
2015 |
Лауреат Всероссийского конкурса «Медалинград-май 2015» |
2015 |
Диплом II степени Всероссийского конкурса «Мои таланты» в номинации «Творческие работы и методические разработки педагогов» |
2015 |
Диплом II степени Всероссийского педагогического конкурса в номинации «Методическая разработка» |
2015 |
Диплом I степени Международного конкурса «Гордость России» в номинации «Творческие работы и методические разработки педагогов» |
Директор (заместитель директора) ________________________ / Асеева Н.В./
3.4. Экспериментальная и инновационная деятельность.
Год |
Вид деятельности. Тема (с указанием статуса). (Экспериментальная площадка, лаборатория, пилотный проект, апробация электронных учебников и др.) |
Результаты
|
2015 |
Участник Республиканской сетевой инновационной площадки на базе МБОУ лицей №94 по теме: «Развитие одаренности учащихся на основе организации учебно-исследовательской деятельности учителя и ученика» |
Активный участник разработки программы |
Директор (заместитель директора) ________________________ / Асеева Н.В./
4. Активное участие в работе
методических объединений
педагогов-психологов организаций,
в разработке психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса,
в профессиональных конкурсах
4.1. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса.
Год |
Форма участия (доклад, «открытое» мероприятие, мастер-класс), тема |
2012 |
Выступление на семинаре для слушателей КПК ИРО РБ ««Психологическое обеспечение введения и реализации ФГОС нового поколения» |
2013 |
Открытое развивающее занятие для администрации лицея: «Я учусь контролировать свои эмоции» с учащимися 5 классов. |
2015 |
Семинар-практикум для психологов Советского района ГО г. Уфа «Современные методы профориентации школьников». Подготовка и проведение семинара. Проведение деловой игры «Я выбираю профессию». |
Руководитель методического объединения ________________________ /Королева И.А./
Наличие у педагога авторских методических материалов: -программ; -методических разработок; -публикаций, интернет - публикаций; - печатных изданий |
программа: название, предмет, класс, где и кем утверждена; методическая разработка: название, характер, предмет, класс; если размещена в сети Интернет – с указанием ссылки; публикации: характер (статья, выступление и т.д.), тема, выходные данные сборника (название, издательство, город, год); печатные издания: выходные данные сборника (название, издательство, город, год). |
Публикация |
Публикация методической разработки «Урок психологии для учащихся 5 классов» в электронном СМИ (multiurok.ru) |
Публикация |
Публикация методической разработки «Урок психологии для учащихся 5 классов» в электронном СМИ (gotovimurok.ru) |
Публикация |
Публикация методической разработки «Психологическая характеристика на ученика» в электронном СМИ (InfoUrok.ru) |
Методическая разработка |
Развивающее занятие для учащихся 5 классов «Учимся контролировать эмоции», материалы Международного конкурса профессионального мастерства «Профессиональная помощь логопеда и психолога», выпуск 2 электронной периодическое издание. |
Директор (заместитель директора) ________________________ / Асеева Н.В./
Дополнительные
показатели
1. Профессиональная активность (участие в работе жюри, предметных комиссий ЕГЭ, ОГЭ, экспертных групп по аттестации, апелляционных комиссий, руководство ШМО, РМО, сопровождение педагогической практики студентов и др.)
Вложить копии подтверждающих документов, заверенные директором.
2. Награды и поощрения
Вложить копии подтверждающих документов, заверенные директором.
3. Общественная деятельность в государственных структурах и общественных организациях (депутатская деятельность, работа в качестве внештатного эксперта Обрнадзора, активная профсоюзная деятельность, участие в работе ТИК, УИК, женсоветах и др.)
Вложить копии подтверждающих документов, заверенные в соответствующих организациях, структурах.
4. Иные профессиональные достижения (наличие победителей и призеров олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований; позитивные результаты работы в качестве классного руководителя; наличие ученой степени, ученого звания и др.)
Вложить копии подтверждающих документов, заверенные директором.
Горбачева Александра Анатольевна