Методические рекомендации по составлению и оформлению отчётов по учебной/производственной практикам
Тамбовское областное государственное
бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Мичуринский аграрный техникум»
(ТОГБОУ СПО «Мичуринский аграрный техникум»)
Методические рекомендации
по составлению и
оформлению отчетов по учебной/производственной
практикам
(для обучающихся среднего профессионального
образования)
с. Турмасово 2014
Составитель: Макарова Г.С. – зав. учебной частью
Орликова Е.В. – преподаватель спецдисциплин
Рецензент: СПА- ЦЕНТР «Монро» индивидуальный предприниматель
Е.А. Савушкина
Практика обучающихся организуется в соответствии с учебным планом техникума
по профессии/специальности и подразделяется на учебную и производственную.
Задачами учебной практики являются формирование у обучающегося практических умений и навыков по изучаемым учебным дисциплинам, приобретение первичных профессиональных умений и навыков по избранной специальности, получение квалификационного разряда по профессии, закрепление профессиональных умений и навыков по избранной специальности.
Методические рекомендации можно использовать обучающимся для оформления отчетов по всем видам практик всех специальностей.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Общие требования к оформлению отчета ………………………………. 4
2. Структура отчета ………………………………………………………… 4
3. Требования к содержанию и оформлению структурных элементов отчета ………………………………………………………………………… 5
4. Приложение 1 «Перечень документов учебной/производственной практики»…………………………………………………………………….. 9
5. Приложение 2 «Образец бланка договора учебной/производственной практики»» …………………………………………………………………… 10
6. Приложение 3 «Образец титульного листа дневника учебной/производственной практики» …………………………………….. 12
7. Приложение 4 «Методические рекомендации по заполнению дневника учебной/производственной практики» ………………………………….. … 13
8. Приложение 5 «Образец бланка дневника учебной/производственной практики» ……………………………………………………………………… 14
9. Приложение 6 «Образец бланка отчета учебной/производственной практики»……………………………………………………………………… 15
10. Приложение 7 «Структура отчета» ……………… …………………….. 16
11. Приложение 8 «Образец бланка аттестационного листа»……………… 17
12. Приложение 9 «Образец бланка производственная характеристика» … 18
13. Приложение 10 «Образец оформления списка литературы»…………… 19
1.Общие требования к оформлению отчета
1.1. В учебных заведениях среднего профессионального образования отчет по видам практик является учебным документом и обязательно должен оформляться в соответствии с требованиями Государственных стандартов ЕСКД , СПДС и СИБИД , включая текстовые и графические документы.
1.2. Отчет выполняется на стандартных листах формата А4 (297х 210).
1.3. Изложение текста и оформление отчета выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105- 95 ЕСКД. Общее требования к текстовым документам ГОСТ 7.32-2001 СИБИД.
1.4. Текст отчета может выполняться:
- рукописным
- машинным способами.
1.5. Общий объем отчета составляет: до …. страниц рукописного или
…… страниц машинописного текста.
1.6. Текст отчета выполняется на одной стороне листа бумаги формата А4 по ГОСТ 9327-60. Текст следует печатать через 1,5 межстрочного интервала с использованием шрифта Times New Roman кегль 14, соблюдая следующие размеры полей: левое — не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 12 мм.
1.7. Листы текста отчета должны быть сброшюрованы и представлены в переплете или папке – скоросшивателе
1.8. Текст отчета должен быть грамотно составлен, содержать обоснованные сведения.
2. Структура отчета
1. Титульный лист
2. Введение
2.1.Место и период прохождения практики
2.2. Цель и задачи прохождения практики
2.3.Задание на практику
2.4. Производственные участки, на которых проходила практика
2.5. Функциональные обязанности
2.6. Выполняемые работы
3. Описание организации – места прохождения практики
3.1. Организационно-правовая форма
3.2. История создания и развития
3.3. Структура организации
3.4. Анализ настоящего положения на рынке товаров и услуг
4. Работы, выполняемые во время практики (перечислить, с указанием современных производственных технологий)
5. Заключение (результаты прохождения практики)
6. Список литературы
7. Приложение
3. Требования к содержанию и оформлению
структурных элементов отчета
3.1. Титульный лист
Титульный лист является первой страницей отчета по итогам этапа или вида практики и включается в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляется.
3.2. Титульный лист содержит следующие реквизиты:
- наименование министерства (ведомства), в состав
которого входит учебное заявление;
- полное наименование учебного заведения;
- код по ОКСО и наименование специальности;
- наименование вида отчета;
- сведение о составителе отчета;
- сведения о руководителе практики от организации и его оценка;
- населенный пункт и год выполнения отчета.
3.3. Параметры страницы титульного листа;
- левое поле -30 мм;
- верхнее и нижнее поля -20 мм;
- правое поле -15 мм.
3.4. Содержание
3.4.1. Содержание отчета размещается на отдельном непронумерованной странице, снабжается заголовком «Содержание», записанного симметрично тексту с прописной буквы, не нумеруется как раздел и включается в общее количество страниц отчета.
3.4.2. Заголовок в содержании должен точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте.
3.4.3. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания.
3.4.4. Заголовки, включенные в содержание, записываются строчными буквами. Прописными буквами должны записываться заглавные буквы и аббревиатуры.
3.5. Введение
3.5.1. Введение должно содержать цели и задачи практики.
3.3.2. Введение размещается на отдельной пронумерованной странице, снабжается заголовком «Введение», записанного симметрично тексту с прописной буквы, не нумеруется как раздел и включается в общее количество страниц отчета.
3.6. Основная часть
3.6.1. Основная часть отчета по практике
- Краткая характеристика объекта практики структура управления организацией, форма собственности, комплекс оказываемых услуг.
- Подробные сведения о подразделении, где непосредственно проходила практика (положение подразделения в общей структуре организации, структура управлением, перечень и состав групп персонала в подразделении, должностные инструкции работников ведущих специальностей).
- Описание технологии работ, выполняемых во время практики, перечень оборудования, инструмента, технических средств, образцы нормативных документов, инструкций, используемых во время работы в подразделении.
- Система учета, отчетности и контроля в подразделении организации.
- Организация материально-технического снабжения (обеспечение оборудованием, инструментом, техническими средствами, расходными материалами) подразделении организации.
- Формы оплаты труда в организации, материального и морального стимулирования, зависимость размеров стимулирования от конечных результатов работы.
- Охрана труда и техника безопасности в организации.
- Подробное изложение ответов на вопросы индивидуального задания.
- Индивидуальное задание выполняется по всем разделам независимо от вида деятельности организации.
3.7. Заключение
3.7.1. В заключении обучающиеся делают выводы по итогам этапа, вида практики, дают оценку полноты решения поставленных задач за период практики. Заключение не нумеруется как раздел и включается в общее количество страниц текста отчета.
3.7.2. Заключение размещается на отдельной пронумерованной странице, снабжается заголовком «Заключение», записанного симметрично тексту с прописной буквы, не нумеруется как раздел и включается в общее количество страниц отчета.
3.8. Требования к списку использованных источников
3.8.1. Список литературы, построенный в алфавитном порядке, должен содержать полное название используемых источников литературы и их выходные данные.
3.8.2. Список размещается на отдельной пронумерованной странице, снабжается заголовком «Список литературы», не нумеруется как раздел и включается в общее количество страниц отчета.
3.8.3. При составлении списка литературы, используемой при составлении отчета, рекомендуется придерживаться следующего порядка
а) нормативная литература
б) справочная литература
в) учебники
г) учебные пособия.
3.8.4. Каждый источник (книга) включенный в список литературы, описывается соответствующим образом.
В описание книги должны входить следующие данные:
- фамилия и инициалы автора;
- полное название книги (с подзаголовками, которые идут после двоеточия)
- после двоеточия – данные о числе томов, отдельно опубликованных частей (если - таковые имеются);
- после косой черты – данные о переводчике (если это перевод) или о редакторе (если книга написана группой авторов);
- после точки и тире – название города, в котором издана книга;
- после двоеточия - названия издательства, которое выпустило книгу;
- после запятой – год издания книги;
- после точки через тире (объем количество страниц)
Пример - Кязимов К.Г. Справочник молодого рабочего. – М,:Профцептр , 2008.-123с.
3.8.5. Название города, в котором была издана книга, пишется полностью: Краснодар, Волгоград, Петрозаводск. Сокращено даются названия следующих городов: Москва (М.), Ленинград(Л) Ростов – на - Дону (Ростов Н/Д), Санкт-Петербург (СПб)
3.8.6. Под заглавием описывают книги четырех и более авторов, сборники статей и документов, официальные документы.
Пример - Справочник слесаря – монтажника технологического оборудования П.П.Алексеенко, Л.А.Григорьев,В.И. Голованов и др.; Под ред.
3.9. Требования к приложениям отчета
3.9.1. В приложении рекомендуется включать материалы, связанные с прохождением практики и выполнением отчета, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть отчета.
В приложения могут быть включены материалы, поясняющие уточняющие, дополняющие текст отчета:
- таблицы, схемы, графики, иллюстрированный материал;
- описание оборудования, аппаратуры и приборов, применяемых при прохождении практики;
- инструкции, технологические процессы;
- текст вспомогательного характера.
3.9.2. Приложения оформляются как продолжение текста отчета, на последующих страницах. Располагают приложения в порядке появления на них ссылок в тексте. При ссылке на приложение в тексте пишут слово «приложение» и указывают номер приложения.
3.9.3. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием слова «ПРИЛОЖЕНИЕ»
3.10. Таблицы
3.10.1. Цифровой материал для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей оформляется в виде таблиц.
3.10.2. Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.
Приложение 1
Перечень документов учебной/производственной практики
1. Договор
2. Дневник учебной/производственной практики
3. Отчет по прохождению учебной/производственной практики
4. Аттестационный лист по практике
5. Производственная характеристика
Приложение 2
ДОГОВОР
о прохождении учебной/производственной практики обучающимся
ТОГБОУ СПО «Мичуринский аграрный техникум»
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение (ТОГБОУ) среднего профессионального образования (СПО) «Мичуринский аграрный техникум», в лице директора Позднякова Николая Александровича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и________________________________________
именуемое в дальнейшем «Предприятие» в лице __________________________________
______________________________________ действующего на основании __________, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Общие положения
1.1. Предметом настоящего договора является прохождение обучающимися ТОГБОУ СПО «Мичуринский аграрный техникум» (далее Техникум) учебной/производственной практики в _____________________________________________________ (далее Предприятие).
1.2. «Техникум» направляет, а «Предприятие» принимает для прохождения производственной практики обучающегося____________________________________
_____________________________________________________________________________
по профессии/специальности____________________________________________________
_______________________________________________________________________
1.3. Срок прохождения практики с ___________________ по ____________________
1.4. С момента зачисления обучающихся в период учебной/производственной практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.
1.5. Продолжительность рабочего дня обучающихся при прохождении производственной практики на «Предприятии» составляет для обучающихся
в возрасте от 15 до 16 лет не более 24 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).
в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст.92 ТК РФ),
в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ).
1.6. Программа учебной/производственной практики согласовываются сторонами в Приложении № 1 к настоящему договору, которое является неотъемлемой частью настоящего договора.
2. Права и обязанности сторон
2.1. «Предприятие» обязуется:
2.1.1. Принять обучающихся на производственную практику в соответствии с программой производственной практики (приложение № 1).
2.1.2. Назначить руководителя производственной практики от «Предприятия», который несет ответственность за соблюдением правил охраны труда, правил внутреннего трудового распорядка обучающимися, действующими в организации.
2.1.3. Проинструктировать обучающихся о действующих на «Предприятии» правилах и нормах по технике безопасности, правилах внутреннего распорядка и трудовой дисциплины.
2.1.4. После окончания учебной/производственной практики составить на каждого обучающегося указанного в п. 1.2. настоящего договора аттестационный лист, производственную характеристику, утвердить отчет по практике.
устанавливает связь с руководителем производственной практики от «Предприятия»
принимает участие в распределении обучающихся по рабочим местам или перемещениях их по видам работ;
оказывает методическую помощь «Предприятию» в проведении производственных инструктажей обучающихся;
осуществляет контроль за соблюдением сроков производственной практики и ее содержанием;
оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении индивидуальных заданий.
3. «Предприятие» имеет право:
3.1. Отстранять обучающихся от производственной практики за нарушения правил и норм по технике безопасности, правил внутреннего распорядка, трудовой дисциплины «Предприятия» с одновременным информированием об этом руководителя производственной практики от «Техникума».
4. Срок действия договора
4.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действителен до момента окончания срока производственной практики, указанного в пункте 1.3.
5. Прочие условия договора
6. Дополнительные условия договора
6.1. Предоставить обучающимся свободные дни от работы для прохождения итоговой квалификационной аттестации ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Юридические адреса сторон
«Техникум» ТОГБОУ СПО «Мичуринский аграрный техникум» 393768, Тамбовская область, Мичуринский район, с. Турмасово ИНН/КПП 6819002700/680701001 _______________/Н.А. Поздняков/ |
«Предприятие» ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ Руководитель предприятия ___________________/________________/ |
Приложение 3
Образец титульного листа дневника
Управление образования и науки Тамбовской области
Тамбовское областное государственное
бюджетное образовательное учреждения
среднего профессионального образования
«Мичуринский аграрный техникум»
(ТОГБОУ СПО «Мичуринский аграрный техникум»)
ДНЕВНИК
УЧЕБНОЙ/ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
обучающее___ ___ курса, группы ________
профессии _____________________________________________________
(код, наименование профессии)
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Место прохождения практики ________________________________________
__________________________________________________________________
Сроки практики с «____» _________ 20 ___ г. по «____» _________ 20 ___ г.
Руководитель практики
от организации _________________ ____________________
(должность) (фамилия, инициалы)
Руководитель практики
от техникума _________________ ____________________
(должность) (фамилия, инициалы)
с. Турмасово 2013
Приложение 4
Методические рекомендации по заполнению дневника учебной/производственной практики
Дневник – это обязательный документ для оценки практической подготовленности обучающихся.
В первый день практики в графе «Краткое содержание выполненной работы» - кроме общей характеристики предприятия; организации труда; организации рабочих мест; материально-технического обеспечения; планирования, учета и анализа хозяйственной деятельности (подтвердить копиями документов в отчете в приложении) - обязательно указывается - знакомство с пожарной и производственной техникой безопасности (инструкции по технике безопасности прилагаются в отчете).
В дневнике отмечается краткое содержание выполненной работы, например:
00.00.00. Выполняла:
- дневной макияж – клиент – Мария, 24 года, в коричневой цветовой гамме.
- вечерний макияж – клиент – Юлия, 18 лет, в серо-серебристой цветовой гамме.
- свадебный макияж – клиент – Анна 22 года, в натуральной цветовой гамме (технология выполнения макияжа прилагается в отчете).
- уход за лицом – клиент – Марина А. 44 года (протокол процедуры прилагается в отчете).
00.00.00. Наблюдала за выполнением мастером дневного макияжа – клиент – Мария, 24 года, в коричневой цветовой гамме (технология выполнения макияжа прилагается в отчете).
00.00.00. Изучила (или ознакомилась) -1.Постановление Минтруда РФ от 10.11.1992г. № 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих» (администратор, парикмахер, косметик, маникюрша, педикюрша).
2. СанПиН 2.1.2.2631-10.
3. ГОСТ Р 51142-98. Государственный стандарт РФ «Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические условия»
4. Должностные инструкции (парикмахера, администратора, маникюрши, визажиста-стилиста).
Приложение 5
Образец бланка дневника учебной/производственной практики
№ п/п |
Дата |
Краткое содержание выполняемой работы |
Разряд выполняемой работы |
Оценка за выполненную работу |
Роспись руководителя |
Приложение 6
Образец бланка отчета учебной/производственной практики
Управление образования и науки Тамбовской области
Тамбовское областное государственное
бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Мичуринский аграрный техникум»
(ТОГБОУ СПО «Мичуринский аграрный техникум»)
ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ/ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
обучающейся ___ курса, группы ________
профессии _____________________________________________________
(код, наименование профессии)
________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Место прохождения практики ________________________________________
__________________________________________________________________
Сроки практики с «____» __________ 20 __ г. по «____» __________ 20 __ г.
Заключение и оценка
руководителя практики
от организации ____________________________________________________
(отлично, хорошо, удовлетворительно)
Руководитель практики
от организации _________________ ____________________
(должность) (фамилия, инициалы)
М.П. ______________________ «____»___________2013 г.
роспись
Оценка руководителя
практики от техникума ______________________________________________
(отлично, хорошо, удовлетворительно)
Руководитель практики от техникума ____________ ___________________
роспись фамилия, инициалы
с. Турмасово 2013
Приложение 7
Структура отчета
1. Титульный лист
2. Введение
2.1.Место и период прохождения практики
2.2. Цель и задачи прохождения практики
2.3.Задание на практику
2.4. Производственные участки, на которых проходила практика
2.5. Функциональные обязанности
2.6. Выполняемые работы
3. Описание организации – места прохождения практики
3.1. Организационно-правовая форма
3.2. История создания и развития
3.3. Структура организации
3.4. Анализ настоящего положения на рынке товаров и услуг
4. Работы, выполняемые во время практики (перечислить, с указанием современных производственных технологий)
5. Заключение (результаты прохождения практики)
6. Список литературы
7. Приложение
Приложение 8
Образец бланка аттестационного листа
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ ПО ПРАКТИКЕ
_____________________________________________________________________________
Ф.И.О.
обучающийся(аяся) на ____ курсе по программе ПКРС/ПССЗ ________________________
_____________________________________________________________________________
код и наименование
прошел(ла) учебную/производственную практику по профессиональному модулю
_____________________________________________________________________________
наименование профессионального модуля
в объеме _______ часов с «____» _____________20___ г. по «____» _____________20___ г.
в организации ________________________________________________________________
наименование организации, адрес места нахождения
Виды и качество выполнения работ
Вид и объем работ |
Качество выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика |
Характеристика учебной и профессиональной деятельности обучающегося во время учебной/производственной практики (дополнительная характеристика дается в произвольной форме)___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
«_____» ______________ 20____ г.
Руководитель практики от организации ______________________/__________________/
Руководитель практики от техникума _______________________/____________________/
М.П.
Приложение 9
Образец бланка производственной характеристики
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
на обучающающегося ТОГБОУ СПО «Мичуринский аграрный техникум» по программе ПКРС/ПССЗ _____________________________________________________________
(название ОПОП)
группы _____ ________________________________________________________________ (номер группы) (фамилия, имя, отчество)
_____________________________________________________________________________
За время производственной практики _____________________________________________
_____________________________________________________________________________
(наименование предприятия)
1. Фактически на рабочих местах по профессии/специальности ______________________
_____________________________________________________________________________
(перечислить рабочие квалификации, должности)
работал(а) с «_____»_____________20____г. по «_____»______________20____г.
выполнял(а) __________________________________________________________________
(перечислить виды работ)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Качество выполнения работ___________________________________________________
(краткая характеристика)
_____________________________________________________________________________
3. Выполнение производственных норм___________________________________________
(показатель)
4. Знание технологического процесса, обращение с оборудованием, приборами и инструментами________________________________________________________________
(подробный отзыв)
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Трудовая дисциплина________________________________________________________
(замечания и оценка)
6. Заключение: обучающийся ___________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
показал(а)____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Заслуживает присвоения _____тарифного разряда по профессии______________________
_____________________________________________________________________________
Заслуживает присвоения _____тарифного разряда по профессии______________________
Соответствует должности ___________________________________________________
Руководитель практики от организации ______________________/________________/ Руководитель практики от техникума _______________________/__________________/ М.П.
Приложение 10
Образец оформления списка литературы
Литература
Баркан Д.И. Управляем фирмой в условиях рынка. М.: Аквилон, 2004.
Блейлер Э. Аутистическое мышление// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: МГУ, 1981. С. 113-122.
Виноградов В.Н., Эрлих О.В. Стратегическое планирование становления и развития гражданского сообщества города средствами системы образования // http://citystrategy.leontief.ru
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2001.
Рыночная экономика: Словарь / Под ред. Г.Я. Кипермана. М.: Республика, 2004.
Loomis C.L. Dinosaurus of Business // Fortune. № 5. 1999. P. 36.
Ulvila J.W., Brown R.V. Decision Analysis Comes of Age. N.Y., 2002.