Рекомендации по организации и проведению обязательного зачета по предмету «Физическая культура» для учащихся 4 и 10 классов
Рекомендации по организации и проведению обязательного зачета по предмету «Физическая культура» для учащихся 4 и 10 классов
Обязательный зачет по предмету «Физическая культура» проводится в общеобразовательных учреждениях в 4-х и 10-х классах.
В программе зачета:
- для учащихся 4-х классов: определение технической подготовленности: по легкой атлетике, баскетболу, гимнастике с основами акробатики.
- для учащихся 10-х классов:
Девушки: выполнение групповых вольных упражнений, акробатических прыжков.
Юноши: выполнение комплекса упражнений из предложенных упражнений, составленного учащимися.
По итогам выполнения заданий выставляется «Зачет» или «Незачет». Для учащихся 4-х и 10 –х классов выставляется положительная оценка за год, если учащийся получает «Зачет» и имеет в учебном году уровень физической подготовленности не ниже «ниже среднего».
В 4-х классах учащийся получает «Зачет» если средняя оценка за все виды технической подготовки (по легкой атлетике, баскетболу, гимнастике с основами акробатики) не ниже оценки «четыре».
Девушкам 10-х классов «Зачет» выставляется, если участница набирает в сумме не менее 11 баллов (при общей сумме – 16 баллов: 10 баллов в вольных упражнениях и 6 баллов в акробатических прыжках).
Юношам 10-х классов «Зачет» выставляется, если участник набирает в сумме не менее 7 баллов.
Программа обязательного зачёта.
Определение технической подготовленности по легкой атлетике учащихся 4-х классов общеобразовательных учреждений.
Тест 1. «Комбинированное выполнение специально-беговых упражнений».
Назначение: оценка освоения навыков бега.
Оборудование: 4 фишки; свисток.
Процедура: тест выполняется на волейбольной площадке, по углам которой расположены 4 фишки. По сигналу учащийся выполняет бег с высоким подниманием бедра от первой фишки до второй (15-16 метров); от второй фишки до третьей бег с захлестыванием голени назад (9-10 м); от третьей до четвертой фишки прыжки в шаге (16-18м); от четвертой до пятой фишки бег приставными прыжками: 3 - правым боком, поворот 3- левым боком (9-10 м).
Дается одна попытка.
Оценка: выставляется по окончании задания.
«Отлично». Учащийся выполняет задание на передней части стопы. При беге с высоким подниманием бедра, прыжках в шаге опорная нога выпрямлена в коленном суставе; маховая нога согнута, бедро параллельно опоре. При беге с захлестыванием голени опорная нога выпрямлена, маховая – активно сгибается, пятка двигается под ягодицу, подошва ноги – вверх. При передвижении правым и левым боком прыжки примерно одной длины с активным отталкиванием вверх-вперед. Во всех упражнениях руки согнуты в локтевых суставах. В беге с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени, прыжках в шаге руки двигаются как при беге – в передне-заднем направлении в перекрестной координации. В беге приставными прыжками руки двигаются «на взлет», вперед-вверх одновременно с отталкиванием. Положение туловища составляет беговой наклон 85 градусов.
«Хорошо». Учащийся выполняет задание с незначительными ошибками. Нарушается ритм движения. При прыжках в шаге носок оттянут, не «взят на себя». Руки немного согнуты. Незначительное отклонение туловища, недостаточная работа рук в передне-заднем направлении (работа поперек туловища).
«Удовлетворительно». Учащийся выполняет задание с большим количеством ошибок. Не во всех упражнениях удерживается на передней части стопы. В беге с высоким подниманием бедра, в прыжках в шаге опорная нога полностью не выпрямляется. В беге с захлестыванием голени не до конца сгибает маховую в коленном суставе. Руки в упражнениях почти выпрямлены или согнуты, но прижаты к туловищу. Положение туловища с большим отклонением от вертикали.
«Неудовлетворительно». Учащийся выполняет задание с грубыми ошибками: передвигается с пяток, опорную ногу не выпрямляет в коленном суставе. Упражнение выполняется на согнутых ногах. Движение рук и ног не согласовано. Положение туловища отклонено сильно назад или наклонено сильно вперед. В беге с высоким подниманием бедра, прыжках в шаге бедро маховой ноги не удерживается в параллельном опоре положении. В беге с захлестыванием голени маховая нога мало сгибается в коленном суставе. Руки выпрямлены. Положение головы неестественное: либо очень низко опущен подбородок – ученик смотрит вниз, либо очень высоко поднят – голова наклонена назад.
Тест 2. Вариант 1. «Прыжок в высоту с прямого разбега».
Назначение: оценка освоения навыков прыжков в высоту.
Оборудование: 3 гимнастических мата; 2 стойки; резиновый жгут.
Процедура: учащийся самостоятельно измеряет разбег. С 3-5 шагов прямолинейного разбега учащийся выполняет прыжок в высоту толчком одной ноги с преодолением планки (резинового жгута), установленной на высоте 60 см. Дается 3 попытки.
Оценка: Каждая попытка оценивается. Из трех оценок в зачет идет средняя.
«Отлично». Учащийся уверенно выполняет разбег с 3 или 5 шагов. В разбеге удерживается на передней части стопы. Движение рук согласованно с движением ног, отталкивание выполняется вверх. Переход через планку - движением ног, отталкивание выполняется вверх. Переход через планку – согнув ноги, приземление на слегка согнутые ноги на гимнастические маты.
«Хорошо». Учащийся выполняет задание с незначительными ошибками. Несогласованная работа рук и ног, чрезмерно высокое поднимание рук. Маховое движение выполняется скованно, закрепощено.
«Удовлетворительно». Учащийся выполняет задание с большим количеством ошибок. Не может правильно выполнить разбег в 3-5 беговых шага: шаги либо растягивает, либо укорачивает. Несогласованно работают руки и ноги, бег с пяток. Отталкивание производит вперед, а не вверх. Приземляется на выпрямленные ноги.
«Неудовлетворительно». Учащийся не может выполнить прыжок в высоту с 3-5 шагов прямолинейного разбега.
Вариант 2. «Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».
Назначение: оценка освоения навыков прыжков в длину с разбега.
Оборудование: 3 гимнастических мата;
Процедура: учащийся самостоятельно отмеряет разбег. С 6-8 беговых шагов (средний разбег) учащийся выполняет прыжок в длину способом «согнув ноги». Дается три попытки.
Оценка. Каждая попытка оценивается. Из трех оценок в зачет идет средняя.
«Отлично». Учащийся уверенно выполняет разбег с 6 или 8 шагов. В разбеге удерживается на передней части стопы, скорость набирается плавно к месту отталкивания. Движение рук согласованно с движением ног, Отталкивание выполняется вперед-вверх. В фазе полета двигательные действия учащегося обеспечивают равновесие тела и далекое «выбрасывание» ног при приземлении.
«Хорошо». Учащийся выполняет задание с незначительными ошибками. Не согласованная работа рук и ног, чрезмерно высокое поднимание рук при отталкивании. Маховое движение выполняется скованно, закрепощено.
«Удовлетворительно». Учащийся выполняет задание с большим количеством ошибок. Не может правильно выполнить разбег с 6-8 беговых шагов: шаги либо растягивает, либо укорачивает; не согласованно работают руки и ноги, выполняет бег с пяток. Отталкивание производит под очень низким углом. Приземляется на выпрямленные ноги.
«Неудовлетворительно». Учащийся не может выполнить прыжок в длину способом «согнув ноги» с 6-8 беговых шагов.
Тест 3. «Метание теннисного мяча с места в стену, из положения стоя боком в направлении метания с расстояния 6 м».
Назначение: оценка овладения навыками метания малого мяча.
Оборудование: теннисные мячи – 3 штуки, фишки – 2 штуки, мел.
Процедура: отмерить 6 м от стены. Мелом прочертить линию, поставить ограничения (фишки) по ширине для метания – 10 м. Из и.п. – стоя боком в направлении метания выполнить бросок теннисного мяча в стену. Бросок выполнять в полную силу так, чтобы мяч после отскока летел как можно дальше. Дается три попытки.
Оценка. Каждая попытка оценивается. Из трех оценок в зачет идет средняя. При одинаковых оценках в зачет идет эта оценка. Например: 5; 4; 3; 5; 3; 3.
«Отлично». Учащийся правильно выполняет исходное положение, оставляя себе место до линии для остановки после броска. Движение начинается с ног, последовательно включаются все звенья тела, заканчивается броском метающей руки. Учащийся активно выполняет положение «захвата снаряда», метающая рука двигается над плечом. Левая рука находится перед грудью, в согнутом положении, бросок заканчивается мощным движением – «рывком» - о чем свидетельствует хороший отскок от стены (примерно в линию, где стоит учащийся, и дальше). Учащийся после броска не наступает на линию выброса снаряда.
«Хорошо». Учащийся выполняет задание с незначительными ошибками: напряженное держание мяча, закрепощенность метающей руки; ранний поворот оси плеч при захвате снаряда, раннее движение туловищем вперед.
«Удовлетворительно». Учащийся выполняет бросок сбоку из-за раннего движения метающей руки. Бросок выполняется только одной рукой. Учащийся не умеет разгонять снаряд, прикладывая к нему силу, что отражается в слабом отскоке. Левая рука не участвует в процессе метания.
«Неудовлетворительно». Учащийся наступает или заступает за линию выброса снаряда во время или после броска. Принимает и.п. – стоя на выпрямленных ногах, метающую руку не выпрямляет или очень низко опускает. Не может выполнить положение «захвата» снаряда. Мяч не долетает до стены.
Диагностика технической подготовленности учащихся 4-х классов по спортивным играм (баскетбол).
Общие требования к оценке технической подготовленности школьников.
Оборудование: упражнение выполняется на площадке со специальной разметкой для игры в баскетбол, мяч баскетбольный, фишки - ориентиры.
Выполнение и содержание тестового упражнения («владение мячом»).
Испытуемый находится за лицевой линией с мячом в руках (с левой стороны от щита) лицом к средней линии.
В беге выполняет ведение мяча правой рукой по прямой до средней линии. Выполнив остановку, продолжает ведение шагом правой рукой до игрока № 1 (на штрафной линии). Находясь на расстоянии 2-х метров от него, передает мяч, ускоряется, получает обратную передачу, останавливается в ограниченной зоне с правой стороны от щита, выполнят удар в щит, ловит мяч и с ведением правой рукой движется к фишкам (5 штук, расположенных на одной линии вдоль боковой на расстоянии 2 м друг от друга) и, выполняя «змейку», обводит фишки то левой, то правой рукой. Двигаясь по прямой с ведением правой рукой, пересекает лицевую линию. Упражнение считается законченным.
Оценка выполнения технических элементов владения мячом (протокол):
Ведение мяча:
«Отлично» - нет потери мяча
«Хорошо» - мяч поднимается до уровня груди и выше.
«Удовлетворительно» - «хлопанье» по мячу кистью, мяч постоянно отстает от игрока (в движении).
«Неудовлетворительно» - мяч поднимается до уровня груди и выше, кистью хлопанье по мячу, мяч постоянно отстает от игрока (в движении), постоянно взгляд на мяч.
Передача двумя руками:
«Отлично» - нет потери мяча и замечаний, указанных ниже,
«Хорошо» - отдергивание рук (положение рук прямо в сторону направления полета мяча),
«Удовлетворительно» - передача с большим усилием и искривлением туловища в момент передачи, потеря равновесия в момент замаха мяча.
«Неудовлетворительно» - передача с большим усилием и искривлением туловища в момент передачи, потеря равновесия в момент замаха мяча – отдергивание рук (положение рук прямо в сторону направления полета мяча) мяч летит неточно (с большим отклонением от игрока, получающего мяч).
Ловля мяча:
«Отлично» - нет потери мяча.
«Хорошо» - руки не вытянуты навстречу мячу.
«Удовлетворительно» - руки вытянуты навстречу мячу, кисти параллельно, при ловле мяч ударяется об грудь (кисти мяча не касаются, ловит мяч предплечьем – как вратарь).
«Неудовлетворительно» - руки не вытянуты на встречу мячу, кисти параллельно, при ловле мяч ударяется о грудь, потеря мяча.
Организация и методика диагностики технической подготовленности по гимнастике с основами акробатики.
«Опорный прыжок».
Содержание теста: опорный прыжок через козла в ширину, h = 100 см (мальчики и девочки).
Вскок в упор стоя на коленях, взмахом руками соскок прогнувшись.
Основы судейства тестового упражнения.
Конечный результат выставляется в баллах, исходя из требований классификационной программы по гимнастике и правил судейства соревнований. Максимально возможная оценка – 10 баллов. За выполнение (или выполнение с ошибками) определенных фаз прыжка, положений туловища, рук, ног и головы, предусмотренных техникой элемента, вычитается сбавка согласно следующей классификации:
Грубые ошибки (влияющие на искажение техники) – от 0,5 б. до полной «стоимости» элемента.
- наскок на мост в не толчковую зону – 0,5 б.
- толчок поочередной постановкой ног (если не предусмотрено техникой) – 0,5-0,7 б.
- отсутствие замаха (если предусмотрено техникой) – 0,5 - 1,5 б.
- положение туловища над снарядом - 0,7 – 1,0 б.
- постановка и толчок руками – 0,5 б. – «невыполнение».
- падение в приземлении – 0,7 б. – «невыполнение».
Мелкие ошибки (не влияющие на искажение техники) – от 0,1 б. до 0,4 б.
- не оттянуты носки – 0,1 - 0,2 б.
- разведены ноги (если не предусмотрено техникой) – 0,2 - 0,3 б.
- согнуты ноги – 0,3 - 0,4 б.
- ошибки приземления – 0,1 - 0,4 б.
Исходя из конечной оценки, выставляется отметка:
10,0 – 9,0 б. – 5;
8,9 – 8,0 б. – 4;
7,9 – 7,0 б. – 3;
6,9 – 6,0 б. – 2;
5,9 – 5,0 б. – 1.
«Акробатика».
Содержание теста.
4 класс (мальчики и девочки).
И.п. – о.с.
- стойка на носках, руки вверх – в стороны -0,5
- упор присев – кувырок назад в упор присев -0,2
- перекатом назад стойка на лопатках (держать) -3,0
- перекат вперед в упор присев -2,0
- кувырок вперед в упор присев -2,0
-прыжок прогнувшись, руки вверх – в стороны -0,5
Основы судейства тестового упражнения. Конечный результат выставляется в баллах, исходя из требований классификационной программы по гимнастике и правил судейства соревнований. Оценивание происходит по 10-ти бальной системе. Максимально возможная оценка – 10баллов. За невыполнение (или выполнение с ошибками) определенных фаз двигательного действия, положений туловища, рук, ног и головы, предусмотренных техникой элемента, вычитается сбавка согласно следующей классификации:
Грубые ошибки (влияющие на искажение техники) – от 0,5 б. до полной «стоимости» элемента.
- выполнение в другом положении или другим способом – 0,5 б. – «невыполнение».
- выполнение в неопределенном положении – «невыполнение».
Мелкие ошибки (не влияющие на искажение техники) – 0,1 – 0,2 б.
- не оттянуты носки – 0,1 – 0,2 б.
- разведены ноги (если не предусмотрено техникой) – 0,2 – 0,3 б.
- согнуты ноги – 0,3 – 0,4 б.
Исходя из конечной оценки, выставляется отметка:
10,0 – 9,0 б. – 5;
8,9 – 8,0 б. – 4;
7,9 – 7,0 б. – 3;
6,9 – 6,0 б. – 2;
5,9 – и ниже б. – 1.
ДЕВУШКИ 10 КЛАСС
Групповые вольные упражнения (выполняется с музыкальным сопровождением).
И.п. – основная стойка.
I.
1 – встать на носки, руки вверх, ладони вперёд;
2 – полуприсед, правая рука в сторону, левая рука вперед;
3 – встать на носки, руки вверх, ладони вперед;
4 - полуприсед, левую руку в сторону, правую руку вперед;
5 – встать, отставляя левую, поворот туловища направо, правую руку в сторону, левую руку на пояс;
6 – стойка ноги врозь, руки на пояс;
7 – наклон вправо, левую руку вверх;
8 – выпрямиться, приставляя левую, руки вверх.
II.
1 – правую (левую) назад на носок, руки в стороны;
2 – равновесие на левой (правой);
3-4 – держать;
5 – выпрямляясь, правую (левую) назад на носок, руки в стороны;
6 – шаг правой (левой) вперед, правую (левую) руку перед грудью;
7 – одновременный поворот на 360˚, сгибая свободную ногу вперед, руки к плечам;
8 – стойка ноги врозь, руки в стороны.
III.
1 – наклон вперед с поворотом туловища направо, руки в стороны (правой рукой коснуться стопы левой ноги);
2 – поворот туловища налево;
3 – наклон вперед, руки скрестно, (кистями коснуться разноименных стоп);
4 – выпрямиться, руки перед грудью;
5 – встать на левую, правую в сторону, руки в стороны;
6 – выпад вправо, руки вверх;
7 – дугою внутрь, правую руку в сторону;
8 – дугою внутрь, левую руку в сторону.
IV.
1 – выпад влево, дугою к низу правую руку влево и
2 – наклон вправо, руки вверх;
3 – встать на левую, правую в сторону, дугою внутрь, левую руку в сторону;
4 – приставить правую;
5 – правую назад, руки вверх и
6 – приставляя правую, полуприсед с полунаклоном, руки назад («старт пловца»)
7 – прыжок вверх прогибаясь;
«и» - доскок;
8 – встать, руки вверх.
V.
1 – упор присев на правой, левую в сторону на носок;
2 – прыжком сменить положение ног;
3 – поворот направо в сед согнув левую;
4 – сед согнув ноги;
5 – сед углом;
6 – руки в стороны;
7-8 – держать;
VI.
1 – сед, руки вверх;
2 – наклон вперед;
3-4 – держать;
5 – лечь на спину, руки вверх;
6 – поворот направо кругом в положение лежа прогнувшись, руки в стороны;
7 – упор лежа на согнутых руках;
8 – выпрямить руки, прогнуться.
VII.
1 – сед на пятках с наклоном вперед, руки вверх;
2 – упор стоя на прямом колене, мах левой назад;
3 – сед на пятках с наклоном вперед, руки вверх;
4 – упор стоя на левом колене, мах правой назад;
5 – сед на пятках с наклоном вперед, руки вверх;
6 - толчком, упор присев
7- выпрямляя ноги, упор стоя согнувшись;
8 – выпрямиться, руки вверх.
VIII.
1 – сгибая правую вперед и опуская руки к плечам, коснуться локтем левой руки колена правой ноги;
2 – приставляя правую, руки вверх;
3 – тоже к левой ноге;
4 – приставляя левую, руки в сторону;
5 – мах правой в сторону, руки в сторону;
6 – приставить правую, руки вверх;
7 – мах левой в сторону, руки в стороны;
8 – приставляя левую, руки вверх – наружу.
Комбинация оценивается из 10 баллов.
Ошибки исполнения и композиции могут быть следующими:
мелкие |
0,1 балла |
средние |
0,2 балла |
грубые |
0,4 балла |
Оценка исполнения.
А. Сбавки нарушение композиционной целостности упражнения.
1. Несогласованность движений с темпоритмом музыкального сопровождения |
До 0,2 балла за каждый эпизод |
2. Несогласованное выполнение движений гимнастики |
До 0,2 балла за каждый эпизод |
В. Сбавки за нарушение техники исполнения, гимнастического стиля и осанки, допускаемые отдельными участками.
1. Недостаточная амплитуда выполнения отдельных движений |
До 0,2 балла каждый раз |
2. Нарушение осанки, неточное положение отдельных частей тела |
До 0,2 балла каждый раз |
3. Явное невыполнение элемента (движения) |
0,4 балла за каждое |
4. Явно выраженная потеря равновесия (падение) |
0,4 балла с каждого участника |
Акробатические прыжки.
Выполняются 2 акробатических упражнения.
Первое упражнение: кувырок-прыжок вверх с поворотом на 180 градусов – два кувырка вперёд – прыжок вверх с поворотом на 180 градусов.
Второе упражнение: два переворота в сторону – приставляя ногу, поворот направо (налево) – два кувырка назад – прыжок вверх с поворотом на 180 градусов.
Прыжки оцениваются из 6 баллов
Ошибки исполнения могут быть следующими:
мелкие |
0,1 балла |
средние |
0,2 балла |
грубые |
0,4 балла |
ЮНОШИ 10 КЛАСС
Используя предлагаемые упражнения на различные группы мышц, учащийся самостоятельно составляет комплекс упражнений (не менее 10 упражнений) и показывает его. Масса гантелей не должна превышать 5-ти кг.
Комплекс упражнений оценивается из 10 баллов.
Сбавки за нарушение техники исполнения, гимнастического стиля и осанки, допускаемые участками.
1. Недостаточная амплитуда выполнения отдельных движений |
До 0,2 балла каждый раз |
2. Нарушение осанки, неточное положение отдельных частей тела |
До 0,2 балла каждый раз |
3. Явное невыполнение элемента (движения) |
0,4 балла за каждое |
4. Явно выраженная потеря равновесия (падение) |
0,4 балла с каждого участника |
Мышцы груди.
1. Подъём гантелей вперёд (фронтальная часть дельты).
2. Разведение рук с гантелями в стороны (боковая часть).
3. Разведение гантелей в наклоне (задняя часть дельты).
Бицепсы.
1. Сгибание рук с гантелями (стоя, сидя) хват снизу, сверху, одной рукой с опорой локтя о колено, попеременно.
2. Сидя на наклонной скамье, сгибание рук с гантелями, хват внутрь, вперед.
Трицепсы.
1. Выпрямление рук вверх с гантелью (сидя, стоя) двигается только предплечье.
2. Лежа на скамье выпрямление рук, хват гантелей ладонями внутрь.
3. Выпрямление одной руки назад в наклоне, плечо фиксировано горизонтально.
Мышцы спины.
1.Тяга к поясу, в наклоне, другая рука в упоре.
2.Отведение гантелей назад вверх в наклоне.
Грудные мышцы.
Разведение рук с гантелями, лежа на горизонтальной скамье.
Отведение выпрямленных рук назад, лёжа на горизонтальной доске.
Жим тяжёлых гантелей.
Мышцы живота.
1.Подъём туловища из положения лежа, руки с гантелями за головой.
2.Подъём ног из положения лежа.
Разгибание спины.
1.Наклон вперёд, гантели в руках за головой.
Мышцы бедра.
1. Присед, руки с гантелями у плеч.
2. Сидя на высокой скамье выпрямить ногу с гантелью, закрепленной к ступне.
Мышцы голени.
1. Подъём на носки, стоя на бруске.
2. Подъём на носок одной ноги, гантель внизу.
Упражнения на растяжку.