Рекомендации по организации и проведению обязательного зачета по предмету «Физическая культура» для учащихся 4 и 10 классов

0
0
Материал опубликован 19 April 2016

Рекомендации по организации и проведению обязательного зачета по предмету «Физическая культура» для учащихся 4 и 10 классов

Обязательный зачет по предмету «Физическая культура» проводится в общеобразовательных учреждениях в 4-х и 10-х классах.

В программе зачета:

- для учащихся 4-х классов: определение технической подготовленности: по легкой атлетике, баскетболу, гимнастике с основами акробатики.

- для учащихся 10-х классов:

Девушки: выполнение групповых вольных упражнений, акробатических прыжков.

Юноши: выполнение комплекса упражнений из предложенных упражнений, составленного учащимися.

По итогам выполнения заданий выставляется «Зачет» или «Незачет». Для учащихся 4-х и 10 –х классов выставляется положительная оценка за год, если учащийся получает «Зачет» и имеет в учебном году уровень физической подготовленности не ниже «ниже среднего».

В 4-х классах учащийся получает «Зачет» если средняя оценка за все виды технической подготовки (по легкой атлетике, баскетболу, гимнастике с основами акробатики) не ниже оценки «четыре».

Девушкам 10-х классов «Зачет» выставляется, если участница набирает в сумме не менее 11 баллов (при общей сумме – 16 баллов: 10 баллов в вольных упражнениях и 6 баллов в акробатических прыжках).

Юношам 10-х классов «Зачет» выставляется, если участник набирает в сумме не менее 7 баллов.

Программа обязательного зачёта.

Определение технической подготовленности по легкой атлетике учащихся 4-х классов общеобразовательных учреждений.

Тест 1. «Комбинированное выполнение специально-беговых упражнений».

Назначение: оценка освоения навыков бега.

Оборудование: 4 фишки; свисток.

Процедура: тест выполняется на волейбольной площадке, по углам которой расположены 4 фишки. По сигналу учащийся выполняет бег с высоким подниманием бедра от первой фишки до второй (15-16 метров); от второй фишки до третьей бег с захлестыванием голени назад (9-10 м); от третьей до четвертой фишки прыжки в шаге (16-18м); от четвертой до пятой фишки бег приставными прыжками: 3 - правым боком, поворот 3- левым боком (9-10 м).

Дается одна попытка.

Оценка: выставляется по окончании задания.

«Отлично». Учащийся выполняет задание на передней части стопы. При беге с высоким подниманием бедра, прыжках в шаге опорная нога выпрямлена в коленном суставе; маховая нога согнута, бедро параллельно опоре. При беге с захлестыванием голени опорная нога выпрямлена, маховая – активно сгибается, пятка двигается под ягодицу, подошва ноги – вверх. При передвижении правым и левым боком прыжки примерно одной длины с активным отталкиванием вверх-вперед. Во всех упражнениях руки согнуты в локтевых суставах. В беге с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени, прыжках в шаге руки двигаются как при беге – в передне-заднем направлении в перекрестной координации. В беге приставными прыжками руки двигаются «на взлет», вперед-вверх одновременно с отталкиванием. Положение туловища составляет беговой наклон 85 градусов.

«Хорошо». Учащийся выполняет задание с незначительными ошибками. Нарушается ритм движения. При прыжках в шаге носок оттянут, не «взят на себя». Руки немного согнуты. Незначительное отклонение туловища, недостаточная работа рук в передне-заднем направлении (работа поперек туловища).

«Удовлетворительно». Учащийся выполняет задание с большим количеством ошибок. Не во всех упражнениях удерживается на передней части стопы. В беге с высоким подниманием бедра, в прыжках в шаге опорная нога полностью не выпрямляется. В беге с захлестыванием голени не до конца сгибает маховую в коленном суставе. Руки в упражнениях почти выпрямлены или согнуты, но прижаты к туловищу. Положение туловища с большим отклонением от вертикали.

«Неудовлетворительно». Учащийся выполняет задание с грубыми ошибками: передвигается с пяток, опорную ногу не выпрямляет в коленном суставе. Упражнение выполняется на согнутых ногах. Движение рук и ног не согласовано. Положение туловища отклонено сильно назад или наклонено сильно вперед. В беге с высоким подниманием бедра, прыжках в шаге бедро маховой ноги не удерживается в параллельном опоре положении. В беге с захлестыванием голени маховая нога мало сгибается в коленном суставе. Руки выпрямлены. Положение головы неестественное: либо очень низко опущен подбородок – ученик смотрит вниз, либо очень высоко поднят – голова наклонена назад.

 

Тест 2. Вариант 1. «Прыжок в высоту с прямого разбега».

Назначение: оценка освоения навыков прыжков в высоту.

Оборудование: 3 гимнастических мата; 2 стойки; резиновый жгут.

Процедура: учащийся самостоятельно измеряет разбег. С 3-5 шагов прямолинейного разбега учащийся выполняет прыжок в высоту толчком одной ноги с преодолением планки (резинового жгута), установленной на высоте 60 см. Дается 3 попытки.

Оценка: Каждая попытка оценивается. Из трех оценок в зачет идет средняя.

«Отлично». Учащийся уверенно выполняет разбег с 3 или 5 шагов. В разбеге удерживается на передней части стопы. Движение рук согласованно с движением ног, отталкивание выполняется вверх. Переход через планку - движением ног, отталкивание выполняется вверх. Переход через планку – согнув ноги, приземление на слегка согнутые ноги на гимнастические маты.

«Хорошо». Учащийся выполняет задание с незначительными ошибками. Несогласованная работа рук и ног, чрезмерно высокое поднимание рук. Маховое движение выполняется скованно, закрепощено.

«Удовлетворительно». Учащийся выполняет задание с большим количеством ошибок. Не может правильно выполнить разбег в 3-5 беговых шага: шаги либо растягивает, либо укорачивает. Несогласованно работают руки и ноги, бег с пяток. Отталкивание производит вперед, а не вверх. Приземляется на выпрямленные ноги.

«Неудовлетворительно». Учащийся не может выполнить прыжок в высоту с 3-5 шагов прямолинейного разбега.

Вариант 2. «Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».

Назначение: оценка освоения навыков прыжков в длину с разбега.

Оборудование: 3 гимнастических мата;

Процедура: учащийся самостоятельно отмеряет разбег. С 6-8 беговых шагов (средний разбег) учащийся выполняет прыжок в длину способом «согнув ноги». Дается три попытки.

Оценка. Каждая попытка оценивается. Из трех оценок в зачет идет средняя.

«Отлично». Учащийся уверенно выполняет разбег с 6 или 8 шагов. В разбеге удерживается на передней части стопы, скорость набирается плавно к месту отталкивания. Движение рук согласованно с движением ног, Отталкивание выполняется вперед-вверх. В фазе полета двигательные действия учащегося обеспечивают равновесие тела и далекое «выбрасывание» ног при приземлении.

«Хорошо». Учащийся выполняет задание с незначительными ошибками. Не согласованная работа рук и ног, чрезмерно высокое поднимание рук при отталкивании. Маховое движение выполняется скованно, закрепощено.

«Удовлетворительно». Учащийся выполняет задание с большим количеством ошибок. Не может правильно выполнить разбег с 6-8 беговых шагов: шаги либо растягивает, либо укорачивает; не согласованно работают руки и ноги, выполняет бег с пяток. Отталкивание производит под очень низким углом. Приземляется на выпрямленные ноги.

«Неудовлетворительно». Учащийся не может выполнить прыжок в длину способом «согнув ноги» с 6-8 беговых шагов.

 

Тест 3. «Метание теннисного мяча с места в стену, из положения стоя боком в направлении метания с расстояния 6 м».

Назначение: оценка овладения навыками метания малого мяча.

Оборудование: теннисные мячи – 3 штуки, фишки – 2 штуки, мел.

Процедура: отмерить 6 м от стены. Мелом прочертить линию, поставить ограничения (фишки) по ширине для метания – 10 м. Из и.п. – стоя боком в направлении метания выполнить бросок теннисного мяча в стену. Бросок выполнять в полную силу так, чтобы мяч после отскока летел как можно дальше. Дается три попытки.

Оценка. Каждая попытка оценивается. Из трех оценок в зачет идет средняя. При одинаковых оценках в зачет идет эта оценка. Например: 5; 4; 3; 5; 3; 3.

«Отлично». Учащийся правильно выполняет исходное положение, оставляя себе место до линии для остановки после броска. Движение начинается с ног, последовательно включаются все звенья тела, заканчивается броском метающей руки. Учащийся активно выполняет положение «захвата снаряда», метающая рука двигается над плечом. Левая рука находится перед грудью, в согнутом положении, бросок заканчивается мощным движением – «рывком» - о чем свидетельствует хороший отскок от стены (примерно в линию, где стоит учащийся, и дальше). Учащийся после броска не наступает на линию выброса снаряда.

«Хорошо». Учащийся выполняет задание с незначительными ошибками: напряженное держание мяча, закрепощенность метающей руки; ранний поворот оси плеч при захвате снаряда, раннее движение туловищем вперед.

«Удовлетворительно». Учащийся выполняет бросок сбоку из-за раннего движения метающей руки. Бросок выполняется только одной рукой. Учащийся не умеет разгонять снаряд, прикладывая к нему силу, что отражается в слабом отскоке. Левая рука не участвует в процессе метания.

«Неудовлетворительно». Учащийся наступает или заступает за линию выброса снаряда во время или после броска. Принимает и.п. – стоя на выпрямленных ногах, метающую руку не выпрямляет или очень низко опускает. Не может выполнить положение «захвата» снаряда. Мяч не долетает до стены.

Диагностика технической подготовленности учащихся 4-х классов по спортивным играм (баскетбол).

Общие требования к оценке технической подготовленности школьников.

Оборудование: упражнение выполняется на площадке со специальной разметкой для игры в баскетбол, мяч баскетбольный, фишки - ориентиры.

Выполнение и содержание тестового упражнения («владение мячом»).

Испытуемый находится за лицевой линией с мячом в руках (с левой стороны от щита) лицом к средней линии.

В беге выполняет ведение мяча правой рукой по прямой до средней линии. Выполнив остановку, продолжает ведение шагом правой рукой до игрока № 1 (на штрафной линии). Находясь на расстоянии 2-х метров от него, передает мяч, ускоряется, получает обратную передачу, останавливается в ограниченной зоне с правой стороны от щита, выполнят удар в щит, ловит мяч и с ведением правой рукой движется к фишкам (5 штук, расположенных на одной линии вдоль боковой на расстоянии 2 м друг от друга) и, выполняя «змейку», обводит фишки то левой, то правой рукой. Двигаясь по прямой с ведением правой рукой, пересекает лицевую линию. Упражнение считается законченным.

Оценка выполнения технических элементов владения мячом (протокол):

Ведение мяча:

«Отлично» - нет потери мяча

«Хорошо» - мяч поднимается до уровня груди и выше.

«Удовлетворительно» - «хлопанье» по мячу кистью, мяч постоянно отстает от игрока (в движении).

«Неудовлетворительно» - мяч поднимается до уровня груди и выше, кистью хлопанье по мячу, мяч постоянно отстает от игрока (в движении), постоянно взгляд на мяч.

Передача двумя руками:

«Отлично» - нет потери мяча и замечаний, указанных ниже,

«Хорошо» - отдергивание рук (положение рук прямо в сторону направления полета мяча),

«Удовлетворительно» - передача с большим усилием и искривлением туловища в момент передачи, потеря равновесия в момент замаха мяча.

«Неудовлетворительно» - передача с большим усилием и искривлением туловища в момент передачи, потеря равновесия в момент замаха мяча – отдергивание рук (положение рук прямо в сторону направления полета мяча) мяч летит неточно (с большим отклонением от игрока, получающего мяч).

Ловля мяча:

«Отлично» - нет потери мяча.

«Хорошо» - руки не вытянуты навстречу мячу.

«Удовлетворительно» - руки вытянуты навстречу мячу, кисти параллельно, при ловле мяч ударяется об грудь (кисти мяча не касаются, ловит мяч предплечьем – как вратарь).

«Неудовлетворительно» - руки не вытянуты на встречу мячу, кисти параллельно, при ловле мяч ударяется о грудь, потеря мяча.

Организация и методика диагностики технической подготовленности по гимнастике с основами акробатики.

«Опорный прыжок».

Содержание теста: опорный прыжок через козла в ширину, h = 100 см (мальчики и девочки).

Вскок в упор стоя на коленях, взмахом руками соскок прогнувшись.

Основы судейства тестового упражнения.

Конечный результат выставляется в баллах, исходя из требований классификационной программы по гимнастике и правил судейства соревнований. Максимально возможная оценка – 10 баллов. За выполнение (или выполнение с ошибками) определенных фаз прыжка, положений туловища, рук, ног и головы, предусмотренных техникой элемента, вычитается сбавка согласно следующей классификации:

Грубые ошибки (влияющие на искажение техники) – от 0,5 б. до полной «стоимости» элемента.

- наскок на мост в не толчковую зону – 0,5 б.

- толчок поочередной постановкой ног (если не предусмотрено техникой) – 0,5-0,7 б.

- отсутствие замаха (если предусмотрено техникой) – 0,5 - 1,5 б.

- положение туловища над снарядом - 0,7 – 1,0 б.

- постановка и толчок руками – 0,5 б. – «невыполнение».

- падение в приземлении – 0,7 б. – «невыполнение».

Мелкие ошибки (не влияющие на искажение техники) – от 0,1 б. до 0,4 б.

- не оттянуты носки – 0,1 - 0,2 б.

- разведены ноги (если не предусмотрено техникой) – 0,2 - 0,3 б.

- согнуты ноги – 0,3 - 0,4 б.

- ошибки приземления – 0,1 - 0,4 б.

Исходя из конечной оценки, выставляется отметка:

10,0 – 9,0 б. – 5;

8,9 – 8,0 б. – 4;

7,9 – 7,0 б. – 3;

6,9 – 6,0 б. – 2;

5,9 – 5,0 б. – 1.

«Акробатика».

Содержание теста.

4 класс (мальчики и девочки).

И.п. – о.с.

- стойка на носках, руки вверх – в стороны -0,5

- упор присев – кувырок назад в упор присев -0,2

- перекатом назад стойка на лопатках (держать) -3,0

- перекат вперед в упор присев -2,0

- кувырок вперед в упор присев -2,0

-прыжок прогнувшись, руки вверх – в стороны -0,5

Основы судейства тестового упражнения. Конечный результат выставляется в баллах, исходя из требований классификационной программы по гимнастике и правил судейства соревнований. Оценивание происходит по 10-ти бальной системе. Максимально возможная оценка – 10баллов. За невыполнение (или выполнение с ошибками) определенных фаз двигательного действия, положений туловища, рук, ног и головы, предусмотренных техникой элемента, вычитается сбавка согласно следующей классификации:

Грубые ошибки (влияющие на искажение техники) – от 0,5 б. до полной «стоимости» элемента.

- выполнение в другом положении или другим способом – 0,5 б. – «невыполнение».

- выполнение в неопределенном положении – «невыполнение».

Мелкие ошибки (не влияющие на искажение техники) – 0,1 – 0,2 б.

- не оттянуты носки – 0,1 – 0,2 б.

- разведены ноги (если не предусмотрено техникой) – 0,2 – 0,3 б.

- согнуты ноги – 0,3 – 0,4 б.

Исходя из конечной оценки, выставляется отметка:

10,0 – 9,0 б. – 5;

8,9 – 8,0 б. – 4;

7,9 – 7,0 б. – 3;

6,9 – 6,0 б. – 2;

5,9 – и ниже б. – 1.

 

ДЕВУШКИ 10 КЛАСС

Групповые вольные упражнения (выполняется с музыкальным сопровождением).

И.п. – основная стойка.

I.

1 – встать на носки, руки вверх, ладони вперёд;

2 – полуприсед, правая рука в сторону, левая рука вперед;

3 – встать на носки, руки вверх, ладони вперед;

4 - полуприсед, левую руку в сторону, правую руку вперед;

5 – встать, отставляя левую, поворот туловища направо, правую руку в сторону, левую руку на пояс;

6 – стойка ноги врозь, руки на пояс;

7 – наклон вправо, левую руку вверх;

8 – выпрямиться, приставляя левую, руки вверх.

II.

1 – правую (левую) назад на носок, руки в стороны;

2 – равновесие на левой (правой);

3-4 – держать;

5 – выпрямляясь, правую (левую) назад на носок, руки в стороны;

6 – шаг правой (левой) вперед, правую (левую) руку перед грудью;

7 – одновременный поворот на 360˚, сгибая свободную ногу вперед, руки к плечам;

8 – стойка ноги врозь, руки в стороны.

III.

1 – наклон вперед с поворотом туловища направо, руки в стороны (правой рукой коснуться стопы левой ноги);

2 – поворот туловища налево;

3 – наклон вперед, руки скрестно, (кистями коснуться разноименных стоп);

4 – выпрямиться, руки перед грудью;

5 – встать на левую, правую в сторону, руки в стороны;

6 – выпад вправо, руки вверх;

7 – дугою внутрь, правую руку в сторону;

8 – дугою внутрь, левую руку в сторону.

IV.

1 – выпад влево, дугою к низу правую руку влево и

2 – наклон вправо, руки вверх;

3 – встать на левую, правую в сторону, дугою внутрь, левую руку в сторону;

4 – приставить правую;

5 – правую назад, руки вверх и

6 – приставляя правую, полуприсед с полунаклоном, руки назад («старт пловца»)

7 – прыжок вверх прогибаясь;

«и» - доскок;

8 – встать, руки вверх.

V.

1 – упор присев на правой, левую в сторону на носок;

2 – прыжком сменить положение ног;

3 – поворот направо в сед согнув левую;

4 – сед согнув ноги;

5 – сед углом;

6 – руки в стороны;

7-8 – держать;

VI.

1 – сед, руки вверх;

2 – наклон вперед;

3-4 – держать;

5 – лечь на спину, руки вверх;

6 – поворот направо кругом в положение лежа прогнувшись, руки в стороны;

7 – упор лежа на согнутых руках;

8 – выпрямить руки, прогнуться.

VII.

1 – сед на пятках с наклоном вперед, руки вверх;

2 – упор стоя на прямом колене, мах левой назад;

3 – сед на пятках с наклоном вперед, руки вверх;

4 – упор стоя на левом колене, мах правой назад;

5 – сед на пятках с наклоном вперед, руки вверх;

6 - толчком, упор присев

7- выпрямляя ноги, упор стоя согнувшись;

8 – выпрямиться, руки вверх.

VIII.

1 – сгибая правую вперед и опуская руки к плечам, коснуться локтем левой руки колена правой ноги;

2 – приставляя правую, руки вверх;

3 – тоже к левой ноге;

4 – приставляя левую, руки в сторону;

5 – мах правой в сторону, руки в сторону;

6 – приставить правую, руки вверх;

7 – мах левой в сторону, руки в стороны;

8 – приставляя левую, руки вверх – наружу.

Комбинация оценивается из 10 баллов.

Ошибки исполнения и композиции могут быть следующими:

мелкие

0,1 балла

средние

0,2 балла

грубые

0,4 балла

Оценка исполнения.

А. Сбавки нарушение композиционной целостности упражнения.

1. Несогласованность движений с темпоритмом музыкального сопровождения

До 0,2 балла за каждый эпизод

2. Несогласованное выполнение движений гимнастики

До 0,2 балла за каждый эпизод

В. Сбавки за нарушение техники исполнения, гимнастического стиля и осанки, допускаемые отдельными участками.

1. Недостаточная амплитуда выполнения отдельных движений

До 0,2 балла каждый раз

2. Нарушение осанки, неточное положение отдельных частей тела

До 0,2 балла каждый раз

3. Явное невыполнение элемента (движения)

0,4 балла за каждое

4. Явно выраженная потеря равновесия (падение)

0,4 балла с каждого участника

Акробатические прыжки.

Выполняются 2 акробатических упражнения.

Первое упражнение: кувырок-прыжок вверх с поворотом на 180 градусов – два кувырка вперёд – прыжок вверх с поворотом на 180 градусов.

Второе упражнение: два переворота в сторону – приставляя ногу, поворот направо (налево) – два кувырка назад – прыжок вверх с поворотом на 180 градусов.

Прыжки оцениваются из 6 баллов

Ошибки исполнения могут быть следующими:

мелкие

0,1 балла

средние

0,2 балла

грубые

0,4 балла

ЮНОШИ 10 КЛАСС

Используя предлагаемые упражнения на различные группы мышц, учащийся самостоятельно составляет комплекс упражнений (не менее 10 упражнений) и показывает его. Масса гантелей не должна превышать 5-ти кг.

Комплекс упражнений оценивается из 10 баллов.

Сбавки за нарушение техники исполнения, гимнастического стиля и осанки, допускаемые участками.

1. Недостаточная амплитуда выполнения отдельных движений

До 0,2 балла каждый раз

2. Нарушение осанки, неточное положение отдельных частей тела

До 0,2 балла каждый раз

3. Явное невыполнение элемента (движения)

0,4 балла за каждое

4. Явно выраженная потеря равновесия (падение)

0,4 балла с каждого участника

Мышцы груди.

1. Подъём гантелей вперёд (фронтальная часть дельты).

2. Разведение рук с гантелями в стороны (боковая часть).

3. Разведение гантелей в наклоне (задняя часть дельты).

Бицепсы.

1. Сгибание рук с гантелями (стоя, сидя) хват снизу, сверху, одной рукой с опорой локтя о колено, попеременно.

2. Сидя на наклонной скамье, сгибание рук с гантелями, хват внутрь, вперед.

Трицепсы.

1. Выпрямление рук вверх с гантелью (сидя, стоя) двигается только предплечье.

2. Лежа на скамье выпрямление рук, хват гантелей ладонями внутрь.

3. Выпрямление одной руки назад в наклоне, плечо фиксировано горизонтально.

Мышцы спины.

1.Тяга к поясу, в наклоне, другая рука в упоре.

2.Отведение гантелей назад вверх в наклоне.

Грудные мышцы.

Разведение рук с гантелями, лежа на горизонтальной скамье.

Отведение выпрямленных рук назад, лёжа на горизонтальной доске.

Жим тяжёлых гантелей.

Мышцы живота.

1.Подъём туловища из положения лежа, руки с гантелями за головой.

2.Подъём ног из положения лежа.

Разгибание спины.

1.Наклон вперёд, гантели в руках за головой.

Мышцы бедра.

1. Присед, руки с гантелями у плеч.

2. Сидя на высокой скамье выпрямить ногу с гантелью, закрепленной к ступне.

Мышцы голени.

1. Подъём на носки, стоя на бруске.

2. Подъём на носок одной ноги, гантель внизу.

Упражнения на растяжку.

Комментарии
Комментариев пока нет.