Рабочая программа по физической культуре для учащихся 10–11 классов

3
0
Материал опубликован 27 August 2018
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Темрюка

муниципального образования Темрюкский район

УТВЕРЖДЕНО

Решением педагогического совета

Протокол №1 от 30 августа 2017 года

Председатель _________ Л.В.Величко

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По физической культуре

Ступень образования (класс) – среднее общее образование

10 – 11классы (юноши и девушки)

Базовый уровень – недельных 2 часа

Количество часов: всего – 136; в каждом классе по 68 часов

Учитель – Игорь Васильевич Калашников

Рабочая программа разработана на основе программы по физической культуре 10 – 11классов в соответствие с ФГОС. Автор В.И.Лях. Предметная линия учебников В.И.Ляха, 10 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2016г. учителем физической культуры И.В.Калашниковым и утверждена решением педагогического совета, Протокол №1 от 30 августа 2017г

Программа по физической культуре для 10 – 11 классов разработана в соответствие:

- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. - М.: Просвещение, 2016г.);

- с рабочей программой по физической культуре для учащихся 10 - 11 классов. В. И. Лях. - М.: Просвещение, 2016г.;

- рабочая программа составлена с учётом следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. от 21.04 2011г.).

2. Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751

3. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г.

4. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.

5. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273 – ФЗ (с изменениями и дополнениями).

6. Закон «Об образовании в Краснодарском крае» от 16.07.2013 года № 2770 –КЗ (с изменениями и дополнениями).

7. Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2010 года №889.

8. Методические рекомендации Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2015 года №08 – 1447 по механизму учёта результатов выполнения нормативов ВФСК «ГТО» по осуществлению текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся по учебному предмету «Физическая культура».

9. Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно – спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 24 марта 2014 г. №172.

10. Приказ Министерства образования и науки Краснодарского края от 14 января 2015 г. №121.

11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от29.12.2010 №189 (редакция от 24.11.2015г.).

12. Приказ Минобрнауки РФ от 20.06.2017г. №581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников».

Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья , оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Образовательный процесс по физической культуре в средней школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:

1. Содействие гармоническому физическому развитию, выработке умений использовать физические упражнения , гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, пртивостоянии стрессам.

2. Формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности.

3. Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта (гандбол, футбол, баскетбол, волейбол).

4. Дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно – силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных способностей, их согласованности, способностей произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.)

5. Совершенствование знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

6. Совершенствование навыков и умений в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

7. Воспитание чувства патриотизма и других положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

8. Создание условий для подготовки сдачи тестов ВФСК «ГТО» в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создание эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения.

9. Дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.

10. Закрепление потребности в регулярности самостоятельных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта (на основе овладения средствами и методами их организации, проведения и включения в режим дня, а также как формы активного отдыха и досуга).

Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:

реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

.реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

расширение метапредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимобусловленности изучаемых явлений и процессов;

усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных и военно-патриотических мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Задачами введения в программу ВФСК «ГТО» являются:

увеличение числа учащихся, систематически занимающихся физической культурой, повышение уровня физической подготовленности школьников

формирование у учащихся осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическим самосовершенствованием и ведение здорового образа жизни

выполнение учащимися Краснодарского края видов испытаний, предусмотренных нормативно – тестирующей частью Комплекса.

модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско – юношеского, школьного спорта в образовательных организациях, в том числе путём проведения различных мероприятий, конкурсов, посвящённых ГТО.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс «Физическая культура» изучается с 10 по 11 классы из расчёта 2 часа в неделю (базовый уровень изучения предмета). Рабочая программа рассчитана 136 часов на два учебных года обучения. Особенностью является то, что группы занимающихся состоят из юношей допризывного возраста 10 – 11 классов и девушек соответствующего возраста. Данная программа состоит из следующих компонентов: информационный (знания), мотивационно – процессуальный компонент (физическое совершенствование) и операциональный компонент (способы деятельности), где учащиеся выпускных классов получат возможность сформировать активную жизненную позицию, сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность, получат возможность подготовиться для службы в ВС РФ и поступлению в соответствующие ВУЗы. В соответствие с этим у данной категории учащихся появится дополнительная возможность качественно подготовиться для сдачи нормативов при поступлении профильные ВУЗы.

Структура и содержание программы.

В соответствие со структурой двигательной (физкультурной) деятельности рабочая программа включает в себя четыре основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).

Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Данный раздел изучается в рамках отдельных уроков. Темы занятий включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.

Раздел знания о Всероссийском физкультурно – спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) включает в себя теоретические знания об истории создания Комплекса ГТО в СССР и современной России. Этот раздел включает в себя также знания нормативов и правил сдачи практической части ГТО (тестовые испытания). Изучается в рамках проведения (в процессе) урока.

Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. В результате добровольного включения учащихся в самостоятельные занятия физической культурой и спортом у них также вырабатываются важные качества, как целеустремлённость, дисциплинированность. Активность, самостоятельность, стремление физическому и духовному совершенству. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.

Раздел «Физическое совершенствование» включает в себя учебный материал, на овладение базовыми видами школьной программы и физкультурно – оздоровительной, спортивно – оздоровительной и прикладно – ориентированной деятельности. Содержание данного раздела ориентировано на гармоническое физическое развитие, разностороннюю физическую подготовку, обогащению и расширению двигательного опыта, формирование умений применять этот опыт в различных по сложности условиях.

В разделе «Тематическое планирование» отражены планируемые учебные темы и виды деятельности учащихся. В соответствие с требованиями ФГОС уровни знаний, способы физкультурно – оздоровительной деятельности, спортивно – оздоровительной и прикладной физической подготовленности могут выступать как объективные критерии оценки результативности и эффективности учебно – воспитательного процесса.

Формы организации и планирование образовательного процесса.

Основные формы организации образовательного процесса в средней школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).

Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).

В связи с введением ВФСК «ГТО» в рамках проведения уроков, на занятиях могут планироваться проведение практической и теоретической части ГТО в соответствие с тематикой и содержанием учебного материала.

- планирование совершенствования физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная);

- планирование уроков физической культуры с учётом проведения теоретической и практической части ГТО;

- планирование теоретических уроков по физической культуре (по 1 уроку в начале и по окончанию каждой четверти).

Описание места учебного предмета в учебном плане.

В Х и ХI классах продолжается обязательное изучение учебного предмета «Физическая культура». По учебному плану МБОУ СОШ №2 на обязательное изучение всех учебных тем программы отводится 136 часов, из расчёта 2 часа. Третий час занятий физкультурно – двигательной деятельности выделяется во внеурочное время. Вместе с тем, чтобы у учителей физической культуры были условия для реализации их творческих программ и инновационных разработок, индивидуальных педагогических технологий и подходов, программа предусматривает выделение определенного объема учебного времени — более 20 % от объема времени, отводимого на изучение раздела «Физическое совершенствование».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в средней школе. Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.

Личностные результаты освоения предмета физической культуры.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативами;

владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности;

владение знаниями о правилах безопасной жизнедеятельности, способах избегания возможных опасных ситуаций.

В области нравственной и эстетической культур:

способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;

владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области физической культуры:

владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;

владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Метапредметные результаты освоения физической культуры.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала образовательных дисциплин (в особенности таких как ОБЖ, биология, история, география) универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни.

Предметные результаты освоения физической культуры.

1.Умение использовать другие разнообразные формы и виды физкультурно – оздоровительной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе и в подготовке к выполнению нормативов ВФСК

«ГТО».

2.Овладение современными методиками укрепления и сохранения здоровья, поддержание работоспособности, профилактики заболеваний.

3.Способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность;

4.Овладение способами контроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;

5.Способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма.

Распределение учебного времени на различные виды программного материала

(сетка часов).

п/п

Вид программного материала

Авторская программа

Рабочая программа

Примерное распределение учебного времени (сетка часов) – 3 час/неделю

Количество часов (сетка часов) –

2 часа/неделю

10 классы

11 классы

10 классы

11 классы

1

Базовая часть

90

90

68

68

1.1

Основы знаний о физической культуре

7

7

8

8

 

Основы знаний (теория) и практическая часть (тесты) ВФСК «ГТО»

В процессе урока

В процессе урока

1.2

Спортивные игры

20

20

19

19

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

18

18

12

12

1.4

Лёгкая атлетика

20

20

14

14

1.5

Лыжная подготовка*

17

17

-

-

 

Кроссовая подготовка

-

-

12

12

1.6

Элементы единоборств

8

8

3

3

1.7

Плавание**

-

-

-

-

2

Вариативная часть

15

15

-

-

2.1

Материал, связанный с региональными и национальными особенностями

6

6

-

-

2.2

По выбору учителя, учащихся, определяемой самой школой, пор углубленному изучению одного из видов спорта

9

9

-

-

 

Итого :

105

105

68

68

*Для бесснежных регионов лыжная подготовка заменяется кроссовой подготовкой.(методические рекомендации для ОУ Краснодарского края о преподавании предмета «Физическая культура 2017 – 2018 учебном году)

**В школах, не имеющих соответствующие условия для обучения плаванию, время на прохождение этого материала перераспределяется в другие разделы учебного курса.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

10 -11 классы

Основы знаний о физической культуре изучаются в рамках отдельных уроков

10 – 11 классы

Знания теоретической и практической частей ВФСК «ГТО», применение этих знаний в повседневной жизни.

Естественные основы. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения.

Социально-психологические основы. Гигиенические основы организации самостоя-тельных занятий физическими упражнениями. Составление и проведение индивидуаль-ных занятий физическими упражнениями на развитие основных систем организма.

Культурно-исторические основы.Роль Пьера де Кубертена в становлении и развитии Современных Олимпийских игр. Олимпийские принципы, традиции, правила, симво­лика.

Современное международное положение спорта высших достижений в современной культуре, принципы Олимпизма на современном этапе.

Приёмы закаливания. Воздушные и водные процедуры. Правила и дозировка.

Способы самоконтроля. Приёмы самоконтроля физических нагрузок: на выносливость, скоростной, силовой, координационной направленности.

Спортивные игры.10 – 11 классы (юноши и девушки)). Командные (игровые) виды спорта. Терминология избранной спортивной игры. Правила соревнований по футболу (мини-футболу), баскетболу (мини-баскетболу), волейболу (мини – волейболу), гандболу (мини – гандболу) . Прави­ла и техники безопасности при занятиях спортивными играми. Основы судейства.

Гимнастика с элементами акробатики.

10 -11 классы (юноши и девушки). Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости. Страховка и помощь во время занятий; обес­печение техники безопасности, Профилактика травматизма и оказания до врачебной помощи.

Лёгкая атлетика.

10 – 11 классы (юноши и девушки). Терминология разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения. Прави­ла соревнований в беге, прыжках и метаниях. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.

Кроссовая подготовка.

10 – 11классы (юноши и девушки). Кроссовый бег. Правила. Терминология. Требования к одежде и обуви занимающегося кроссом Техника безопасности при занятиях кроссом. Оказание помощи при травмах.

Элементы единоборств

10 – 11 классы (юноши и девушки). Виды единоборств. Олимпийские виды спортивной борьбы. Правила техники безопасности при занятиях. Влияние занятий единоборствами на развитие нравственных и волевых качеств. Профилактика травматизма и оказания до врачебной помощи. Составление комплекса самостоятельной разминки.

10 – 11 класс юноши и девушки (практическая часть)

Баскетбол.

Техни­ка пере­движений, остановок, поворотов и стоек: стойки игрока. Совершенствование перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Поворо­ты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элемен­тов техники передвижений (переме­щения в стойке, остановка, поворот, ускорение).

Ловля и пе­редач мяча: ловля и передача мяча двумя рука­ми от груди и одной рукой от пле­ча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника (в парах, тройках, квадрате, круге).

Техника ве­дения мяча: ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движе­нии по прямой, с изменением на­правления движения и скорости. Ведение с пассивным со­противлением защитника ведущей и неведущей рукой.

Техника бросков мяча: совершенствование бросков одной и двумя руками с ме­ста и в движении (после ведения, после ловли) с пассив­ным противодей­ствием. Макси­мальное расстоя­ние до корзины 4,8 м в прыжке.

Индивиду­альная техника защиты: перехват, вырывание и выбивание мяча.

Техника перемещений, владения мячом: комбинация из освоенных элемен­тов: ловля, передача, ведение, бро­сок. Комбинация из освоенных элемен­тов игры.

Тактика игры: взаимодействие трех игроков (тройка и малая восьмерка).

Овладение игрой: Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3., помощь в организации и проведении игры, основы судейства.

Волейбол.

Техника пе­редвижений, остановок и стоек: комбинации из освоенных элементов техники передви­жений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).

Техника при­ёма и пере­дач мяча: передача мяча у сетки и в прыж­ке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спи­ной к цели.

Техника подачи мяча: верхняя прямая подача мяча. При­ём подачи.

Техника прямого нападающего удара: совершенствование прямого нападающего удара после подбрасывания мяча партнером, через сетку в заданное место

Техники владения мя­чом: комбинации из освоенных элемен­тов: прием, передача мяча

Тактика иг­ры: тактика свободного нападения. Позиционное на­падение с измене­нием позиций.

Овладе­ние игрой: игра по прави­лам волейбола.

Развитие выносливости, скоростных и скоростно-силовых спо­собностей. Бег с изменени­ем направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3. Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мя­чом, двусторонние игры длительностью от 15 до 20 мин.

Футбол (мини –футбол)

Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения).

Удары по мячу и остановка мяча: совершенствование удара по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком, серединой лба (по летящему мячу). Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом.

Техника ведения мяча: ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным и активным сопротивлением защитника ведущей и неведущей ногой.

Техника ударов по воротам: совершенствование ударов по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель.

Индивиду­альная техника защиты: перехват мяча. Выбивание мяча. Игра вратаря.

Техника перемещений, владения мячом: совершенствование: игра головой, использование корпуса, финты. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

Тактика иг­ры: тактика свободного нападения. Позиционные нападения с изменением позиций игроков. Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой на ворота и без атаки ворот.

Овладе­ние игрой. Игра по правилам на площадках разных размеров. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3, помощь в организации и проведении игры, основы судейства.

Гандбол

Техни­ка пере­движений, остановок, поворотов и стоек: стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка шагом и прыжком. Поворо­ты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элемен­тов техники передвижений (переме­щения в стойке, остановка, поворот, ускорение).

Ловля и пе­редача мяча: ловля и передача мяча одной и двумя рукой от пле­ча на месте и в движении с пассивным и активным сопротивлением защитника (в парах, тройках, квадрате, круге).

Техника ве­дения мяча: ведение мяча по прямой, с изменением на­правления движения и скорости. Ведение с пассивным и активным со­противлением защитника ведущей и неведущей руками.

Техника бросков мяча: броски одной рукой с ме­ста и в движении (после ведения, после ловли) с пассив­ным и активным противодей­ствием. Различное расстоя­ние до ворот.

Индивиду­альная техника защиты: перехват мяча, ведение мяча, опека игрока соперника, умение противостоять сопернику в рамках правил игры

Техника перемещений, владения мячом: комбинация из освоенных элемен­тов: ловля, передача, ведение, бро­сок. Перемещения бегом и шагом, боком, лицом вперёд и спиной

Тактика игры: взаимодействие игроков команды, умение ориентироваться в игровой ситуации

Овладение игрой: Игра по правилам гандбола. Игры и игровые задания. Знания правил спортивной игры «гандбол», помощь в организации проведения и судейства игры.

Гимнастика с элементами акробатики.

Строевые упражнения, совершенствование: понимание и выполнение различных строевых команд, совершенствование строевых приёмов на месте и в движении (повороты в движе­нии направо, нале­во, кругом)

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, развитие координационных, силовых способностей, гибкости и правильной осанки: совершенствование: сочетание различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подско­ками, с приседаниями, с поворотами. Общеразвивающие упражнения с повышенной амп­литудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, ко­ленных суставов и позвоночника. Общеразвивающие упражнения в парах. Юноши: с набивным и большими мячами, гантелями (3-5 кг),со скакалками

Акробатические упражнения: юноши: кувырок назад в упор стоя ноги врозь; кувы­рок вперед и назад; длинный кувырок; стойка на голове и руках, усложнённые кувырки, составление комбинаций из кувырков

Висы и упоры: юноши: из виса на подколенках через стойку на рукахопускание в упорприсев; подъем махом назад в сед ноги врозь; подъем завесом, различные висы на высокой перекладине

Лазанье: лазанье по канату, шесту, гимнастической лестнице. Подтягивания на высокой перекладине Упражнения в висах и упорах, с ган­телями, с отягощениями, набивными мячами.

Опорные прыжки: юноши: совершенствование : прыжок согнув ноги (козел в длину, высота- 115 см).

Равновесие. Упражнения на гимнастическом бревне, хождение по разметке

Лёгкая атлетика.

Техника спринтерско­го бега: совершенствование: низкий старт до 30 м. Бег с ускорени­ем от 70 до 80 м. Скоростной бег до 60 м. Бег на результат 100 м.

Техника длительного бега: юноши 2000 - 3000 метров.

Техника прыжка в длину: совершенствование: прыжки в дли­ну с 17 - 19 ша­гов разбега способом «прогнувшись», способность подбирать дистанцию для разбега, совершенствование двигательных способностей

Техника метания гранаты: метание гранаты 700гр на дальность с места, с разбега нескольких шагов в горизонтальную и вертикальную цели. Бросок набивного мяча весом 1кг и 3кг двумя руками из различных и.п. и с нескольких шагов разбега вперёд - вверх

Развитие выносливос­ти: совершенствование: кросс до 20 мин (с ходьбой), бег с препятствиями и на местности, 6-минутный бег, кроссовая эстафета с преодолением препятствий, круговая тренировка, преодоление контруклона,

Развитие скоростно-силовых спо­собностей: совершенствование: прыжки в длину с места и с разбега, многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из различных и. п., толчки и броски набивных мячей весом 3 кг.

Развитие скоростных и координационных спо­собностей: эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью. Варианты челночного бега (3х10м,5х20м, 10х10м), бег с изменением направ­ления, скорости, способа перемещения; бег с преодоле­нием препятствий и на местности, прыжки через пре­пятствия; прыжки на точность приземления; метания различных снарядов из различных и. п. в цель и на дальность.

Кроссовая подготовка.

Техника кроссового бега: Техника безопасности и правила кроссового бега. Судейство кросса. Преодоление дистанции 2 км, 3км. Оказание первой доврачебной помощи. Составление элементарного положения о проведении соревнований по кроссовому бегу.

Спуски и подъёмы: Преодоление бугров и впадин при спуске с горы , преодоление

горизонтальных препятствий. Оказание помощи слабому.

Игры: «Гонки с выбыванием», «Как по часам», « Летний биатлон», «Мини-гандбол»

Элементы единоборств

Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища. Освобождение от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение. Борьба за предмет. Упражнения по овладению приемами страховки. Подвижные игры с элементами борьбы. Силовые упражнения и единоборства в парах. Игры: «Бой петухов» , «Перетягивание в парах» , «Часовые и разведчики»

ВФСК «ГТО» (возрастная группа 16 – 17 лет): бег -100м; 2км/3км; подтягивание на высокой и низкой перекладинах; сгибание/разгибание рук в упоре лёжа; наклон вперёд стоя; прыжок в длину с места, разбега; метание гранаты 700гр; кросс 3км; плавание 50м; стрельба из пневматического оружия или электронного оружия; туристический поход с проверкой туристических навыков.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование

раздела

Количество

Часов

Характеристика видов

универсальных учебных действий(УУД)

1.1

Основы знаний о физической культуре ( 8 часов)

Раскрывает цели и назначение статей конституции, также ФЗ «О физической культуре и спорту», «Об образовании в Российской Федерации», «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

Правовые основы физической культуры и спорта

2

Понятие о физической культуре личности

2

Раскрывают и объясняют понятие «физическая культура личности», характеризуют основные компоненты физической культуры личности.; анализируют условия и факторы , которые определяют уровень физической культуры общества и личности

Правила поведения, техники безопасности и предупреждения травматизма на занятиях физическими упражнениями

4

Анализируют правила поведения на занятиях физической культурой, правила эксплуатации спортивного оборудования,; объясняют правила ТБ на уроках физической культуры и анализируют основные мероприятия и санитарно – гигиенические требования при занятиях физическими упражнениями

1.2

Спортивные игры:

волейбол;

баскетбол;

футбол;

гандбол

19

Составляют комбинации из освоенных элементов техники передвижений; оценивают технику передвижений; выявляют ошибки и осваивают способы их устранения; взаимодействуют с участниками процесса тренировок, соревнований.

Изучают историю волейбола, баскетбола, футбола и гандбола.

Организуют совместные занятия по игровым видам спорта со сверстниками, осуществляют судейство. Выполняют правила игры, уважительно относятся к соперникам и управляют своими эмоциями. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использует игру как средство активного отдыха.

Описывают технику изученных игровых приёмов и действий, осваивают и совершенствуют их самостоятельно.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения и совершенствования техники игровых приёмов и действий.

Соблюдают правила спортивной игры и правила безопасности. Используют игровые упражнения для развития названных координационных способностей.

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

12

Чётко выполняют строевые упражнения (строевые приёмы)

Описывают технику ОРУ и составляют комбинации из разученных упражнений

Описывают, анализируют и сравнивают технику выполнения упражнений в висах и упорах. Составляют комплекс из числа изученных упражнений

Используют данные упражнения для развития силовых способностей и силовой выносливости

Изучают историю гимнастики и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов. Различают предназначения каждого из разделов гимнастики.

Овладевают правилами техники безопасности страховки во время занятий физическими упражнениями.

Различают строевые команды, выполняют строевые приёмы.

Описывают технику выполнения ОРУ, гимнастические и акробатические упражнения.

Используют данные упражнения для развития силовых качеств, гибкости..

1.4

Лёгкая атлетика

14

Изучают историю лёгкой атлетики.

Демонстрируют технику выполнения беговых, прыжковых действий.

Применяют специальные беговые упражнения для развития физических качеств.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения и совершенствования того или иного упражнения.

Раскрывают значение легкоатлетических упражнений для укрепления здоровья и основных систем организма и для развития физических способностей.

1.5

Кроссовая подготовка

 

Описывают технику ходьбы и бега по пересечённой местности;осваивают её самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки; взаимодействуют совместно, соблюдая ТБ. Моделируют технику освоенных приёмов, меняют её в зависимости от ситуации и условий, возникающих в процессе прохождения дистанции.

Объясняют значение закаливания воздухом для укрепления здоровья и для развития физических способностей. Осуществляют самоконтрольза физической нагрузкой во время таких занятий. Применяют правила оказания помощи при обморожениях и травмах.

1.6

Элементы единоборств

3

Описывают технику выполнения приёмов в единоборствах, осваивают её самостоятельно. Применяют упражнения в единоборствах для развития соответствующих физических способностей. Изучают историю различных единоборств.

Соблюдают правила техники безопасности при занятиях единоборствами. Применяют освоенные упражнения и подвижные игры для развития координационных способностей.

Раскрывают важность значения занятиями единоборствами для развития силовых качеств и силовой выносливости.

Составляют простейшие комбинации упражнений, оказывают учителю помощь в подготовке мест для занятий.

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для определения уровня физической подготовленности обучающихся используются контрольные упражнения (тесты). Контроль за физической подготовленностью обучающихся проводится два раза в учебном году.

Нормативы для контроля у юношей за уровнем выносливости; силовых, скоростно –

силовых способностей у учащихся 10 – 11 классов.

Виды испытаний

Классы

О ц е н к а

Юноши

Девушки

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз);

10

11

9

7

-

-

-

11

12

10

8

-

-

-

Девушки – на низкой перекладине

10

-

-

-

16

12

7

11

-

-

-

17

13

9

Сгибание/разгибание рук в упоре на брусьях(кол-во раз)

10

10

7

6

-

-

-

11

12

10

7

-

-

-

Прыжок в длину с/м (см)

10

240

220

190

210

185

170

11

250

230

195

215

190

175

Бег 1000м (мин., сек.)

10

3,43

4,02

4,17

4,56

5,11

5,29

11

3,43

3,53

4,09

4,45

4,54

5,10

Наклон вперёд и.п. сидя(см)

10

26

16

5

21

16

10

11

20

11

10

19

13

10

Метание гранаты 700г (юн.),

500г (дев.)

10

32

30

28

     

11

35

32

30

     

Бег 100м (сек)

10

16,5

17,5

18,5

16,5

17,2

18,2

11

16,0

17,0

18,0

16,2

17,0

18,0

Приседания (кол-во раз/мин.)

10

56

54

52

     

11

58

55

52

     

Бег 3000м (мин., сек.) – юн.

Бег 2000м (мин., сек) – дев.

10

14,30

15,00

15,30

10,20

11,15

12,40

11

14,00

14,30

15,00

10,00

11,10

12,20

Челночный бег 10х10м (сек.)

Челн. Бег 3х10м (девушки)

10

27,0

28,0

29,0

8,8

9,1

9,5

11

27,0

28,0

29,0

8,9

9,2

9,5

Прыжки через скакалку за 1 мин.(кол-во раз)

10

150

140

130

140

110

75

11

160

150

140

135

110

70

Подъём ног и.п. в висе на ш/стенке (кол-во раз)

10

21

18

15

     

11

23

20

17

     

Для каждой возрастной группы согласно Положения ВФСК «ГТО» определены виды испытаний (тесты). Следуя принципу добровольности сдачи нормативов ГТО любой учащийся получит возможность выполнить нормативы и получить «золотой», «серебряный» или «бронзовый» знаки отличия ВФСК «ГТО».. См. Приложение к Указу Президента РФ «О ВФСК «ГТО».

Выпускник научится :

На основании изученных знаний учащиеся должны уметь

Объяснять:

- роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;

- роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.

Характеризовать:

- индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;

- особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий, различной направленности и контроль за их эффективностью;

- особенности обучения и самообучения двигательным действиям, способности развития физических способностей на занятиях физической культурой;

- особенности форм урочной и внеурочной занятости физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;

- особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую направленность.

Соблюдать правила:

-личной гигиены и закаливания организма;

- организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;

- культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;

- профилактике травматизма и оказания первой медицинской помощи притравмах и ушибах;

- экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.

Осуществлять:

- самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально – прикладной и оздоровительно – коррегирующей направленностью;

- контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;

- приёмы по страховке и самостраховке во время занятий физическими упражнениями, приёмы оказания первой медицинской помощи при травмах и ушибах;

- приёмы массажа и самомассажа;

- занятия физической культурой и спортивные соревнования с младшими школьниками (в присутствие учителя физической культуры);

- судейство по одному из видов спорта.

Составлять:

- индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;

- план – конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.

Определять:

Уровни индивидуального развития и двигательной подготовленности;

- эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;

- дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.

Демонстрировать:

Физические способности

Физические упражнения

Юноши

Девушки

Скоростные

Бег 30м, сек.

Бег 100м, сек

5,0

14,3

5,4

17,5

Силовые

Подтягивание на высокой перекладине(кол-во раз)

Подтягивание в висе лёжа на низкой перекладине(кол-во раз)

Прыжок в длину с места, см

10


 

-

215

-


 

14

170

Выносливость

Кроссовый бег на 3км, мин/сек.

Кроссовый бег на 2км, мин/сек

13.50

-

-

10.00

 

Материально – техническое обеспечение

Библиотечный фонд:

- стандарт среднего общего образования;

- рабочие программы по физической культуре 10 – 11 классов. Автор В.И.Лях;

- учебники и пособия, входящие в предметную линию В.И.Ляха;

- методические издания по физической культуре для учителей физической культуре.

Технические средства:

-мегафон;

-экран (на штативе или навесной.

Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование:

- спортивный зал с разметкой и оборудованием для спортивных игр;

- спортивная площадка с разметкой и оборудованием для спортивных игр и лёгкой атлетики;

-стенка гимнастическая;

-бревно гимнастическое напольное;

-скамейка гимнастическая;

-мостик гимнастический;

-гимнастический козёл;

-перекладина гимнастическая;

-перекладина навесная;

-канат для лазания;

-маты гимнастические;

-мячи набивные 1 - 3 кг;

-скакалки гимнастические;

-мячи малые (резиновые, теннисные);

-палки гимнастические;

-обручи гимнастические;

-рулетка измерительная (10, 50 м);

-щиты баскетбольные с кольцами;

-большие мячи;

-мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные, гандбольные;

-мячи теннисные;

-стойки волейбольные;

-сетка волейбольная;

-мячи резиновые;

-фишки;

-свисток;

-метательные снаряды (турбоснаряд, гранаты 500 и 700гр, м/мячи 150гр);

-скакалки тканевые различной длины;

-секундомер;

-гантели гимнастические;

-гири 16 кг, 24кг;

-манишки;

-форма спортивная;

-аптечка медицинская.

Список учебно – методической литературы:

Физическая культура. Рабочие программы в соответствие с ФГОС среднего общего образования В.И.Лях. Предметная линия учебников,10 – 11 классы. В.И.Лях. М.: Просвещение, 2016г.

Учебник по физической культуре для 10 – 11 классов. Автор В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2016г.

Подвижные игры на уроках и во внеурочное время. Методическое пособие. Авторы П.А.Киселёв, С.Б.Киселёва, Е.П.Киселёва. – М: «Планета»,2013г.

Методическое пособие по прикладной гимнастике и общеразвивающим упражнениям. Составители А.Ф.Задорожний, Н.Н.Задорожняя. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 1999г.

Справочник учителя физической культуры. Авторы: П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. Волгоград: Учитель, 2012г.

Физическая культура. Тестовый контроль. 10 – 11 классы. В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2012г.

Учебник: Мой друг – физкультура. Автор: В.И. Лях. – М.: Просвещение 2011г.

Методики и материалы к урокам «Физическая культура». Волгоград: Учитель, 2012г.

Техника безопасности и охрана здоровья в общеобразовательных учреждениях. Практическое пособие. М.М.Масленников. – М.: АРКТИ, 2006г.

Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия. Авторы – составители Н.В.Лободина, Т.Н.Чурилова. Волгоград: Учитель, 2013г

.Указ Президента России о ВФСК «ГТО» от 24.03.2014г., №172.

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол №1заседания МО учителей ФК,ОБЖ Заместитель директора по УМР

от 29 августа 2017 г. _________ С.А.Кириченко

Руководитель МО учителей ФК, ОБЖ ____ августа 2017г.

____________ Т.В.Куприянова

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.