Рекомендации для организации самостоятельной работы по предмету химия
Общие положения
Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа обучающихся является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ. По дисциплине химии практикуется следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:
- лабораторные и практические работы (по разделам общей и неорганической, органической химии);
- индивидуальные задания (решение задач и т.д.)
- подготовку к контрольным работам, зачетам.
- отработку изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций;
- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы;
- выполнение контрольных работ.
- подготовка кратких сообщений, докладов, рефератов,
- работа над выполнением наглядных пособий (схем, таблиц и др.);
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы.
Виды самостоятельных работ
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Требование по подготовке презентации, реферата, доклада.
1. Доклад-это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы
с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.
2. Тема доклада должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме занятия.
3. Материалы при его подготовке, должны быть указанны в докладе.
4. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.
5. Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.
6. Работа обучающегося над докладом-презентацией включает отработку навыков ораторства.
7. Обучающийся в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.
8. Студент в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение
самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении.
9. Докладом также может стать презентация реферата студента, соответствующая теме занятия.
10. Студент обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем, и в срок.
Инструкция докладчикам и содокладчикам
Докладчики и содокладчики - основные действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность в том, что докладчики и содокладчики должны знать и уметь очень многое:
- сообщать новую информацию
- использовать технические средства
- знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации.
- уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы
- четко выполнять установленный регламент:
Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:
- название презентации (доклада)
- сообщение основной идеи
- краткое перечисление рассматриваемых вопросов
- живую интересную форму изложения
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий.
Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.
Защита реферата предусматривает:
доклад по реферату не более 5-7 минут
ответы на вопросы оппонента
на защите запрещено чтение текста реферата.
Содержание и оформление разделов реферата
Титульный лист. Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается.
Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются название кафедры, фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы. В нижнем поле указывается год написания реферата. После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.
Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.
Лабораторные и практические работы.
Инструкционная карта.
Перед началом работы внимательно прочитайте инструкцию по ее выполнению.
Проверьте наличие на рабочем месте необходимого оборудования и реактивов.
Освободите рабочее место от всех не нужных для работы предметов и материалов.
Выполняйте только ту работу, которая предусмотрена заданием учителя.
Не отвлекайтесь сами и не отвлекайте других от работы посторонними разговорами.
Прежде чем взять реактив, внимательно посмотрите на этикетку.
Химические реактивы необходимо брать в количествах, указанных в инструкции.
При работе с кислотами обязательно используйте защитные очки.
При попадании на руку растворов щелочей или кислот необходимо сразу же промыть поврежденный участок кожи водой.
После окончания работы приведите в порядок рабочее место.